Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 15.10.2024 N АКПИ24-726 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 6 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.04.2014 N 400>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 15 октября 2024 г. N АКПИ24-726

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С.,

судей Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., Кузьмичева С.И.,

при секретаре Е.,

с участием прокурора Слободина С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Жилищно-строительного кооператива N 340 о признании недействующим пункта 6 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. N 400,

установил:

постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. N 400 (далее также - Постановление) утверждены Основы формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации (далее также - Основы). Нормативный правовой акт размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 7 мая 2014 г., опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 12 мая 2014 г., N 19, действует в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2022 г. N 2053.

Согласно пункту 6 Основ объемы коммунальных услуг, численность населения (граждан) и общая площадь жилого помещения в сравниваемых периодах (месяцах) приводятся к единому значению базового периода (декабря).

Жилищно-строительный кооператив N 340 (далее также - ЖСК) обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 6 Основ, ссылаясь на его противоречие части 1 статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, в той мере, которая предоставляет возможность органу по регулированию тарифов не учитывать при расчете предельного индекса коммунальную услугу до декабря текущего года, а не с месяца ввода коммунальной услуги на территории субъекта Российской Федерации. По мнению административного истца, оспариваемая норма нарушает имущественные права ЖСК, поскольку от него региональный оператор требует платы по тарифу, который был увеличен на 30% вопреки предельному индексу, установленному губернатором г. Санкт-Петербурга в размере 3,5%.

Федеральная антимонопольная служба, уполномоченная представлять интересы Правительства Российской Федерации, в письменных возражениях указала, что Постановление издано в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, оспариваемое положение соответствует действующему законодательству и не нарушает прав административного истца.

Жилищно-строительный кооператив N 340 в судебное заседание, о времени и месте проведения которого извещен надлежащим образом, не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

Представитель Правительства Российской Федерации А. возражал против удовлетворения административного иска.

Выслушав сообщение судьи-докладчика Кириллова В.С., обсудив доводы Жилищно-строительного кооператива N 340, возражения представителя Правительства Российской Федерации А., проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Слободина С.А., полагавшего необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Полномочия Правительства Российской Федерации как высшего исполнительного органа государственной власти на момент принятия оспариваемого акта определялись Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", который закреплял, что Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (статья 23).

В настоящее время аналогичные положения содержатся в статье 5, пункте 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".

Согласно части 3 статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации основы формирования индексов утверждаются Правительством Российской Федерации, которые, в частности, содержат порядок расчета, утверждения и применения индексов по субъектам Российской Федерации и предельных индексов.

В целях реализации предоставленных федеральным законодателем полномочий Правительство Российской Федерации утвердило Основы, в которых определены принципы и порядок расчета, утверждения и применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях (далее также - предельные индексы) и индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации (далее также - индексы по субъектам Российской Федерации).

Положения Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" при издании Основ нарушены не были.

Следовательно, оспариваемый нормативный правовой акт издан Правительством Российской Федерации в рамках возложенных на него федеральным законодателем полномочий. Порядок принятия и опубликования нормативного правового акта соблюден и не оспаривается административным истцом.

Доводы административного истца о том, что пункт 6 Основ противоречит части 1 статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации и нарушает его имущественные права, являются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.

В целях сдерживания роста тарифов инфраструктурных отраслей Жилищным кодексом Российской Федерации предусмотрено ограничение совокупного роста вносимой гражданами платы за коммунальные услуги путем установления на долгосрочный период Правительством Российской Федерации предельных индексов и индексов по субъектам Российской Федерации.

Частью 1 статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации установлен запрет на повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.

В силу части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

При этом установленные частью 1 статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги относятся к совокупному платежу за все коммунальные услуги и не содержат ограничения роста тарифов на отдельные регулируемые виды деятельности.

Согласно пункту 4 Основ предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются и применяются исходя из неизменности порядка оплаты коммунальных услуг, а также из принципа неизменности набора и объема потребляемых коммунальных услуг. Подпунктом "а" пункта 5 Основ предусмотрено, что при применении и расчете предельных индексов и индексов по субъектам Российской Федерации не подлежит учету разница в размере платежей, возникающая вследствие изменения набора коммунальных услуг. Применение предельных индексов должно обеспечивать изменение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода по отношению к размеру вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в декабре предшествующего календарного года не более чем на установленную величину предельного индекса (абзац второй пункта 10 Основ).

Приведенными положениями закреплены основные принципы расчета и применения предельных индексов, в соответствии с которыми предельный индекс представляет собой предельный коэффициент роста платы граждан в целом за коммунальные услуги относительно базового периода, при этом при сравнении должны использоваться сопоставимые величины объема коммунальных услуг.

Пунктом 6 Основ в развитие вышеуказанного установлено, что объемы коммунальных услуг, численность населения (граждан) и общая площадь жилого помещения в сравниваемых периодах (месяцах) приводятся к единому значению базового периода (декабря).

Таким образом, согласно Основам базовым периодом при расчете индексов по субъектам Российской Федерации и предельных индексов является декабрь предыдущего года.

Законодатель в части 3 статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации установил соответствующие разделы, которые должны содержать Основы, в частности: порядок расчета, утверждения и применения индексов по субъектам Российской Федерации и предельных индексов (1), не определив при этом конкретные критерии и способы установления указанных порядков, что отнесено к делегированным полномочиям Правительства Российской Федерации, принявшего в рамках своей дискреции Основы.

Нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, который бы по-иному регулировал порядок формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, не имеется.

Оспариваемое положение нормативного правового акта соответствует требованиям федерального законодательства, отвечает общеправовым критериям определенности, ясности, не допускает неоднозначного толкования и не может рассматриваться как нарушающее права, свободы и законные интересы административного истца в указанном им аспекте.

С учетом того, что пункт 6 Основ не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав, свобод и законных интересов административного истца, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении административного иска следует отказать.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Жилищно-строительного кооператива N 340 о признании недействующим пункта 6 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. N 400, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий

судья Верховного Суда

Российской Федерации

В.С.КИРИЛЛОВ

Судьи Верховного Суда

Российской Федерации

И.Д.АБАКУМОВА

С.И.КУЗЬМИЧЕВ