III. АЛГОРИТМ ВЫБОРКИ ТОРГОВЫХ ТОЧЕК

3.1. Оценка качества и безопасности пищевой продукции и доступа населения к отечественной пищевой продукции, способствующей ликвидации дефицита макро- и микронутриентов, проводится на федеральном и региональном уровнях.

3.2. Для выборки торговых точек используются данные Федерального реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации (соответствующего субъекта Российской Федерации), деятельность которых подлежит федеральному государственному санитарно-эпидемиологическому надзору, который формируется с учетом видов деятельности, предусмотренных общероссийскими классификаторами - общероссийским классификатором видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД) и общероссийским классификатором пищевой продукции по видам экономической деятельности (ОКПД).

3.3. Формирование списка торговых точек проводится управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и федеральными бюджетными учреждениями здравоохранения - центрами гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации и корректируется ежегодно. Список согласовывается с ФБУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии" Роспотребнадзора.

3.4. Для формирования основы выборки создается база данных, в которую включают все торговые объекты с кодами ОКВЭД:

- 47.11 Торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах;

- 47.11.1 Торговля розничная замороженными продуктами в неспециализированных магазинах;

- 47.11.2 Торговля розничная не замороженными продуктами, включая напитки и табачные изделия, в неспециализированных магазинах;

- 47.11.3 Деятельность по розничной торговле большим товарным ассортиментом с преобладанием продовольственных товаров в неспециализированных магазинах;

- 47.2 Торговля розничная пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями в специализированных магазинах;

- 47.81 Торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках пищевыми продуктами, напитками и табачной продукцией.

При этом из базы данных исключаются торговые точки, представленные без указания корректного физического (фактического) адреса или наименования торгового объекта, а также не специализирующиеся на продаже пищевой продукции, такие как специализированные магазины, занимающиеся продажей алкогольной продукции, табака, чая, кулинарии; торговые палатки, занимающиеся продажей шаурмы, столовые, кафе, кондитерские, пекарни, павильоны горячего питания; торговые точки, находящиеся в зданиях аэропортов; вендинговые аппараты.

3.5. Объем выборки торговых точек (n) в каждом регионе определяется по формуле (1):

00000001.wmz (1),

где t - квантиль нормального распределения для заданного уровня доверительной вероятности (t = 1,96 при уровне доверительной вероятности P = 95%):

S2 - дисперсия изучаемого признака в совокупности;

d - ошибка выборки (d = 3%);

N - общее количество торговых точек в совокупности в регионе.

При отборе торговых объектов проводится стратификация, в процессе которой торговые точки группируются в первую очередь по типу населенного пункта (при их наличии), на территории которого расположен объект:

1) города с численностью более 1 млн;

2) города с численностью от 500 тыс. до 1 млн;

3) города с численностью от 100 тыс. до 500 тыс;

4) города с численностью менее 100 тыс;

5) муниципальные районы, включающие в себя поселки городского типа (ПГТ) и сельские населенные пункты.

Торговые точки каждой группы подразделяются по кодам ОКВЭД:

1) 47.11 Торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах;

2) 47.2 Торговля розничная пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями в специализированных магазинах;

3) 47.81 Торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках пищевыми продуктами, напитками и табачной продукцией.

Число торговых точек (N(i)) <1> для каждой страты и доля этой страты в совокупности торговых точек (p(i)) <1> данного региона рассчитывается по формуле (2):

00000002.wmz (2),

Объем выборки в каждой страте (n(i)) <1> рассчитывается по формуле (3):

--------------------------------

<1> При i = 1 00000003.wmz 15.

00000004.wmz (3) <2>

--------------------------------

<2> При получении дробного результата, он округляется до ближайшего целого числа.

3.6. Объем выборки торговых объектов для оценки наличия пищевой продукции и доступа населения к пищевой продукции отечественного производства, способствующей снижению дефицита макро- и микронутриентов, в каждом субъекте Российской Федерации должен включать не менее 500 торговых точек из общего перечня торговых точек.

В качестве первой торговой точки для оценки наличия пищевой продукции и доступа населения к пищевой продукции в основной список включается объект, идущий в списке торговых точек страты под номером q(i), который сгенерирован при помощи датчика случайных чисел в интервале от 1 до h(i) (например, в компьютерной программе Excel) <3>. В качестве второй торговой точки из данной страты в основной список включается объект, идущий в списке торговых точек страты под номером q(i) + h(i) и т.д., пока не будет отобрано необходимо количество торговых точек из данной страты - N(i).

--------------------------------

<3> Для выбора 1-ой точки - = СЛЧИС() * 10 (Выбор точки должен начинаться с 1 по 10 точку - пишется формула = СЛЧИС() * (10 - 1) + 1 т.е. = СЛЧИС() * 10).

Шаг отбора (h(i)) <4> рассчитывается по формуле (4):

--------------------------------

<4> Полученный дробный результат округляется до ближайшего целого числа.

00000005.wmz (4),

где n(i) - общее число торговых точек в регионе;

N(i) - объем выборки для оценки качества и безопасности пищевой продукции в регионе.

Одновременно формируются два списка торговых точек для оценки наличия пищевой продукции и доступа населения к пищевой продукции: основной и запасной. Оба списка, "основной" и "запасной", нумеруются от первого номера до последнего.

В первую очередь обследуются торговые точки из основного списка. Если по каким-либо причинам объект из основного списка не может быть обследован (например, торговый объект прекратил свою работу, указан ошибочный адрес и т.п.), на замену берется торговая точка с идентичным номером из запасного списка. Если по каким-либо причинам объект из запасного списка не может быть обследован (например, торговый объект прекратил свою работу, указан ошибочный адрес и т.п.), торговая точка на замену не берется.

3.7. Объем выборки торговых объектов для оценки качества и безопасности пищевой продукции в каждом субъекте Российской Федерации должен включать не менее 100 торговых точек из общего перечня торговых точек.

В качестве первой торговой точки для оценки показателей качества и безопасности в запасной список включается объект, идущий в списке торговых точек страты под номером q(i) + 1. В качестве второй торговой точки из данной страты в запасной список включается объект, идущий в списке торговых точек страты под номером q(i) + h(i) + 1 и т.д., пока не будет отобрано необходимо количество торговых точек из данной страты - 100.

Одновременно формируются два списка торговых точек для оценки наличия пищевой продукции и доступа населения к пищевой продукции: основной и запасной. Оба списка, "основной" и "запасной", нумеруются от первого номера до последнего.

В первую очередь обследуются торговые точки из основного списка. Если по каким-либо причинам объект из основного списка не может быть обследован (например, торговый объект прекратил свою работу, указан ошибочный адрес и т.п.), на замену берется торговая точка с идентичным номером из запасного списка. Если по каким-либо причинам объект из запасного списка не может быть обследован (например, торговый объект прекратил свою работу, указан ошибочный адрес и т.п.), торговая точка на замену не берется.