Документ не вступил в силу. Подробнее см. Справку

II. Описание цифровой инновации, которая планируется к созданию, использованию или введению в употребление в рамках экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона об экспериментальных правовых режимах

II. Описание цифровой инновации, которая планируется

к созданию, использованию или введению в употребление

в рамках экспериментального правового режима в сфере

цифровых инноваций в соответствии с пунктом 2 статьи 2

Федерального закона об экспериментальных

правовых режимах

2. Для целей настоящей Программы используются следующие понятия:

"авиационная безопасность", "авиационные работы", "авиационный персонал", "беспилотная авиационная система", "беспилотное воздушное судно", "внешний пилот", "воздушное судно", "пилотируемое воздушное судно" - в значениях, определенных в Воздушном кодексе Российской Федерации;

"транспортная безопасность" - в значении, определенном в Федеральном законе "О транспортной безопасности";

"воздушное движение", "воздушное пространство класса C", "воздушное пространство класса G", "временный режим", "запретная зона", "использование воздушного пространства", "маршрут полета", "местный режим", "нижнее воздушное пространство", "пользователи воздушного пространства" - в значениях, определенных в Федеральных правилах использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 г. N 138 "Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации";

"Единая система организации воздушного движения Российской Федерации" - в значении, определенном Положением о Единой системе организации воздушного движения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2015 г. N 901 "О Единой системе организации воздушного движения Российской Федерации".

Для целей настоящей Программы также используются следующие понятия:

"автоматический режим полета" - технология, при которой точное прохождение беспилотным воздушным судном заданного маршрута обеспечивается программно-аппаратным комплексом беспилотной авиационной системы без участия внешних пилотов такого беспилотного воздушного судна в процессе изменения пространственного положения беспилотного воздушного судна;

"интеллектуальная платформа" - интеллектуальная платформа "Система управления опытным районом применения беспилотных авиационных систем" для комплексного решения задач, возникающих при организации деятельности в опытном районе;

"лесопатологический мониторинг" - система наблюдений за санитарным и лесопатологическим состоянием лесов и за происходящими в них процессами и явлениями, а также анализа, оценки и прогноза изменения санитарного и лесопатологического состояния лесов в целях осуществления управления в области защиты лесов и обеспечения санитарной безопасности в лесах;

"оператор опытного района" - юридическое лицо, осуществляющее создание и эксплуатацию наземной инфраструктуры опытного района, внедрение и эксплуатацию интеллектуальной платформы, допуск субъектов экспериментального правового режима, указанных в подпункте "б" пункта 42 настоящей Программы, к выполнению технологических испытаний и функциональных сервисов, а также координирующее взаимодействие заказчиков и поставщиков функциональных сервисов;

"опытный район" - территория, на которой устанавливается экспериментальный правовой режим в сфере цифровых инноваций по эксплуатации беспилотных авиационных систем в Нижегородской области (далее - экспериментальный правовой режим);

"охрана лесов от пожаров" - комплекс мероприятий, проводимый с применением беспилотных воздушных судов с целью обнаружения, предупреждения и тушения пожаров в лесах;

"площадка технологических испытаний" - аэродром "Кстово-Восточный" (Кстовский муниципальный округ, Нижегородская область), определенный для проведения очной натурной демонстрации технологий и технологических решений в рамках технологических испытаний;

"реестр эксплуатантов опытного района" - перечень эксплуатантов опытного района, допущенных к выполнению технологических испытаний и функциональных сервисов в рамках экспериментального правового режима;

"технологическое испытание" - мероприятие, направленное на экспертизу и оценку работы беспилотной авиационной системы в соответствии со сценарием, разработанным оператором опытного района в соответствии с пунктом 14 настоящей Программы, проводимое на площадке технологических испытаний;

"участники технологических испытаний" - эксплуатанты опытного района, осуществляющие технологические испытания;

"функциональные сервисы" - воздушные перевозки грузов и (или) авиационные работы, выполняемые с применением беспилотных авиационных систем;

"эксплуатант беспилотной авиационной системы" - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, владеющие и (или) использующие на законных основаниях беспилотную авиационную систему;

"эксплуатант опытного района" - эксплуатант беспилотной авиационной системы, подтвердивший соответствие требованиям, установленным настоящей Программой, и включенный в реестр эксплуатантов опытного района.

3. В настоящее время авиационные работы с применением беспилотных авиационных систем не осуществляются по следующим причинам:

наличие перечисленных в разделе VIII настоящей Программы требований, предписаний, запретов и ограничений в актах общего регулирования, препятствующих разработке, апробации и внедрению цифровой инновации;

отсутствие совокупности совместно функционирующих технических и программных средств, позволяющих обеспечить комплексное выполнение функциональных сервисов.

В связи с этим разработка и апробация цифровых инноваций, связанных с эксплуатацией беспилотных авиационных систем, их систем и компонентов для выполнения логистических операций с применением беспилотных воздушных судов затруднены без установления экспериментального правового режима, позволяющего протестировать эффективность технологий в условиях специального регулирования.

Установление экспериментального правового режима будет осуществляться путем:

введения специального правового регулирования (отличающегося от общего правового регулирования) по ряду вопросов, связанных с обеспечением использования беспилотных авиационных систем;

введения в эксплуатацию интеллектуальной платформы в целях комплексного обеспечения эффективного и безопасного применения беспилотных авиационных систем.

4. Дальнейшее совершенствование форм и видов использования беспилотных авиационных систем посредством перехода к автоматическому режиму полета без участия внешнего пилота и пункта дистанционного управления позволит повысить эффективность и рентабельность авиационных работ с применением беспилотных авиационных систем. В рамках экспериментального правового режима будут созданы условия для тестирования:

беспилотных авиационных систем в опытном районе;

беспилотных авиационных систем на площадке технологических испытаний в автоматическом режиме полета в форме технологических испытаний.

Обеспечить безопасность применения беспилотного воздушного судна в автоматическом режиме полета, в том числе для участников воздушного движения, в рамках экспериментального правового режима позволят проведение испытаний таких беспилотных воздушных судов в условиях ограниченной площадки технологических испытаний, а также реализация требований по обеспечению возможности оперативного (в течение 15 секунд) перехода беспилотного воздушного судна от автоматического режима полета к управлению и контролю в полете внешним пилотом (полуавтономный режим).

5. В рамках экспериментального правового режима планируется обеспечить условия для выполнения функциональных сервисов по следующим наиболее востребованным и активно развивающимся направлениям:

воздушная перевозка грузов массой от 0,1 килограмма до 1500 килограммов;

выполнение авиационных работ.

6. Цифровой инновацией, которая планируется к созданию, использованию или введению в употребление в рамках экспериментального правового режима в опытном районе, является применение современных беспилотных авиационных систем, функционирующих на базе цифровых технологий, применяемых в бортовом оборудовании беспилотных воздушных судов и в пунктах дистанционного пилотирования (станциях внешнего пилота) в составе беспилотных авиационных систем. Полетное задание формируется внешним пилотом.

Современные решения позволяют формировать план полета через графический интерфейс, в котором внешний пилот отмечает на карте местности ключевые точки маршрута, высоту и скорость полета. Сформированный план полета загружается в автопилот беспилотного воздушного судна.

Полет на всех его стадиях, за исключением технологических испытаний, осуществляется при непосредственном управлении внешним пилотом (автоматический режим полета рассматривается как аварийный при потере связи по линии его управления). В ходе автоматического режима полета обрабатываются данные от бортовых датчиков беспилотного воздушного судна, что позволяет следовать заданному маршруту полета с учетом возмущающих воздействий. Основными задачами внешнего пилота являются подготовка беспилотного воздушного судна к полету, а также контроль за выполнением полета и корректировка полетного задания при возникновении изменений воздушной обстановки или других нештатных ситуаций.

В рамках экспериментального правового режима планируется проведение мероприятий по тестированию средств защиты от противоправного применения беспилотных авиационных систем, в том числе криптографических, прошедших процедуру проверки в соответствии с Положением о разработке, производстве, реализации и эксплуатации шифровальных (криптографических) средств защиты информации (Положение ПКЗ-2005), утвержденным приказом Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 9 февраля 2005 г. N 66, и примененных на линии управления и контроля (C2 Link), а также мероприятий по использованию средств идентификации (опознавания) беспилотных воздушных судов.

7. Создание в рамках экспериментального правового режима нового вида функционального сервиса дополнит существующую схему доставки грузов и позволит обслуживать удаленные и труднодоступные территории. В настоящее время доставка грузов на такие территории осуществляется либо сезонно наземным (водным) транспортом, либо пилотируемыми воздушными судами, что не обеспечивает оперативность такой доставки и экономически не оправдано для перевозки грузов. Целевое состояние функциональных сервисов позволит сделать коммерчески привлекательной доставку грузов и обеспечить оперативную связь с территориями большинства субъектов Российской Федерации независимо от наличия наземных путей сообщения.

Выполнение аэрофотосъемочных работ с применением беспилотных авиационных систем является крайне востребованным сервисом. Преимущества, связанные с оперативностью и высокой точностью получаемых данных, высоко ценятся при выполнении работ по обследованию трубопроводов, линий электропередачи и других инфраструктурных объектов. Использование беспилотных авиационных систем, включающих в себя беспилотные воздушные суда с максимальной взлетной массой более 30 килограммов, расширит возможности по осуществлению таких работ за счет повышения автономности беспилотных авиационных систем, а также одновременного решения широкого круга задач.

В настоящее время расширяется использование беспилотных авиационных систем для выполнения работ в лесном хозяйстве и иных отраслях. Беспилотные авиационные системы, включающие в себя беспилотные воздушные суда с максимальной взлетной массой более 30 килограммов, востребованы при выполнении авиахимических работ в лесном хозяйстве и иных отраслях.

Выполнение технологических испытаний и функциональных сервисов будет доступно сразу после установления экспериментального правового режима и выполнения процедур по допуску беспилотных авиационных систем к эксплуатации и специалистов авиационного персонала и эксплуатантов беспилотных авиационных систем - к деятельности в опытном районе.

8. Для комплексного решения всех задач, возникающих при организации деятельности в опытном районе, будет реализован проект по созданию интеллектуальной платформы.

Целями внедрения интеллектуальной платформы являются:

организация полетов беспилотных воздушных судов (планирование и согласование полетов);

сбор, консолидация, обработка и отображение данных наблюдения за воздушным пространством, поступающих от различных источников в границах опытного района и на прилегающих территориях;

получение оперативной информации о техническом состоянии оборудования, используемого в опытном районе с целью наблюдения за воздушным пространством;

интеграция интеллектуальной платформы с оборудованием наблюдения и радиоэлектронной борьбы, установленным в опытном районе для изменения его режимов работы.

9. В состав интеллектуальной платформы войдут следующие цифровые сервисы:

а) сервис по контролю за техническим состоянием объектов наземной инфраструктуры, который включает в себя:

визуальное задание характеристик экспериментального правового режима (границы опытного района, места установки оборудования и зоны его действия), а также близлежащих государственных и коммерческих инфраструктурных объектов;

получение информации о техническом состоянии оборудования, установленного в опытном районе, и ее консолидация;

формирование управляющих команд для оборудования, установленного в опытном районе, в том числе для целей отслеживания и пресечения несанкционированных полетов беспилотных воздушных судов;

б) сервис по наблюдению за воздушным пространством, который включает в себя:

интеграцию с наземными системами наблюдения, которые обеспечат сбор оперативной информации о воздушном пространстве (автоматическое зависимое наблюдение - вещание, спутниковая навигация и другие) посредством API-протоколов;

визуальное представление воздушного пространства в режиме реального времени с использованием картографической подложки;

идентификацию беспилотных авиационных систем и выявление нарушений условий полетов;

визуальное представление детальной информации о воздушном объекте, обнаруженном средствами наблюдения, с привязкой траектории его полета к согласованному плану полета;

в) сервис планирования полетов беспилотных воздушных судов, который включает в себя:

загрузку актуальной аэронавигационной и справочной информации для дальнейшего отображения в виде информационных слоев на картографической подложке;

отображение контактных данных органов местного самоуправления, операторов аэродромов и владельцев посадочных площадок, находящихся на территории опытного района;

планирование полетов беспилотных воздушных судов через визуальный интерфейс;

автоматическое определение органов Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления, осуществляющих согласование полетов беспилотных воздушных судов;

осуществление согласования полетов беспилотных воздушных судов с органами Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации;

осуществление согласования полетов беспилотных воздушных судов в опытном районе (заявки на полеты) для формирования суточных планов полетов;

обеспечение оперативной связи с эксплуатантами беспилотных авиационных систем для обеспечения безопасности полетов в опытном районе и предотвращения опасных сближений и аварийных ситуаций;

визуальное представление согласованных в рамках экспериментального правового режима планов полетов на будущие периоды.

10. В состав интеллектуальной платформы войдут системные модули, реализующие функции регистрации, хранения и обработки данных обо всех субъектах экспериментального правового режима и выполняемых ими операциях. Будет обеспечено эффективное взаимодействие исполнителей функциональных сервисов, участников технологических испытаний и органов, осуществляющих контрольные (надзорные) функции в рамках экспериментального правового режима.

Интеллектуальная платформа будет обладать возможностями для интеграции с другими информационными системами.

Особое внимание будет уделено обеспечению безопасности всех участников воздушного движения, в том числе не являющихся субъектами экспериментального правового режима.

Заказчики и исполнители функциональных сервисов, участники технологических испытаний будут получать необходимое информационное обеспечение для эффективного и целостного взаимодействия. Интеллектуальная платформа позволит объединить всех участников процесса эксплуатации беспилотных авиационных систем на всем пути - от планирования использования функциональных сервисов до приемки результатов заказчиком, а также обеспечить автоматизированный контроль за выполнением соответствующих мероприятий.

Интеграция указанных в настоящем пункте системных модулей в рамках интеллектуальной платформы обеспечит цифровизацию сферы применения беспилотных авиационных систем. Это позволит минимизировать риски причинения вреда (ущерба) при внедрении цифровой инновации, а также обеспечит оперативное развертывание и эффективность функциональных сервисов.

Внедрение интеллектуальной платформы и расширение ее функционала будет осуществляться оператором опытного района поэтапно.

11. Применение беспилотных авиационных систем в составе с беспилотными воздушными судами массой более 30 килограммов в автоматическом режиме полета осуществляется в форме технологических испытаний. Маршруты полетов беспилотных воздушных судов в автоматическом режиме полета проектируются в условиях ограниченности площадки технологических испытаний вне густонаселенных пунктов (городов, поселков и других).

12. Для осуществления полетов беспилотных воздушных судов в автоматическом режиме полета для выполнения технологических испытаний планируется обеспечить функционирование:

а) системы автоматической точной посадки беспилотных воздушных судов на посадочную площадку, оборудованную автономными (необслуживаемыми) средствами локальной навигации;

б) системы и средств независимого наблюдения за полетом беспилотного воздушного судна, его идентификации, определения местоположения и плана полета беспилотного воздушного судна в интересах пользователей воздушного пространства, органов управления воздушным движением, иных уполномоченных структур;

в) системы динамической маршрутизации путем дистанционного изменения полетной программы при многозвенных логистических маршрутах беспилотных воздушных судов, осуществляющих воздушную перевозку грузов.

13. Для разработки и обслуживания беспилотных авиационных систем, а также разработки и производства элементов полезной нагрузки для беспилотных авиационных систем в Нижегородской области создается крупный научно-производственный центр беспилотных авиационных систем, который будет осуществлять функции, способствующие повышению эффективности использования беспилотных авиационных систем субъектами экспериментального правового режима, развитию конкуренции и совершенствованию регулирования в сфере производства и эксплуатации беспилотных воздушных судов, в том числе:

а) проведение летных и наземных испытаний;

б) оказание услуг по поддержке изготовителей беспилотных авиационных систем в части прототипирования, моделирования беспилотных авиационных систем и комплектующих;

в) проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

г) предоставление резидентам-стартапам и крупным производителям возможности размещения на площадях научно-производственного центра инновационной инфраструктуры.

14. Оператор опытного района разрабатывает сценарий применения беспилотных авиационных систем в автоматическом режиме полета. Сценарий включает в себя проведение испытаний по воздушной перевозке грузов беспилотными воздушными судами в автоматическом режиме полета с промежуточными посадками в динамически назначаемых точках погрузки-выгрузки грузов. Для каждого испытания определяется масса грузов, дистанция перевозки, дальность каждого промежуточного полета и условия для проведения испытаний (погодные условия, необходимые размеры посадочных площадок).