Документ не вступил в силу. Подробнее см. Справку

IX. Положения (требования, предписания, запреты, ограничения), соблюдение которых является обязательным в соответствии с настоящей Программой, если такие положения не предусмотрены актами общего регулирования или отличаются от них

IX. Положения (требования, предписания, запреты,

ограничения), соблюдение которых является обязательным

в соответствии с настоящей Программой, если такие положения

не предусмотрены актами общего регулирования

или отличаются от них

21. К эксплуатации в опытном районе в рамках экспериментального правового режима допускаются:

а) беспилотные авиационные системы в составе с беспилотными воздушными судами с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, имеющими государственный учетный номер, присвоенный в порядке, установленном Правилами государственного учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,15 килограмма до 30 килограммов, сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2019 г. N 658 "Об утверждении Правил государственного учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,15 килограмма до 30 килограммов, сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации";

б) беспилотные авиационные системы в составе с беспилотными воздушными судами с максимальной взлетной массой более 30 килограммов, прошедшими государственную регистрацию в порядке, установленном Правилами государственной регистрации гражданских воздушных судов в Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18 января 2023 г. N 11, имеющие акт оценки годности беспилотной авиационной системы к эксплуатации в рамках экспериментального правового режима. Оформление акта оценки годности беспилотной авиационной системы к эксплуатации в рамках экспериментального правового режима осуществляется в порядке, установленном Правилами допуска к эксплуатации беспилотных гражданских воздушных судов, с учетом следующих особенностей:

вместо сертификата летной годности беспилотного гражданского воздушного судна, предусмотренного Правилами допуска к эксплуатации беспилотных гражданских воздушных судов, оформляется акт оценки годности беспилотной авиационной системы к эксплуатации в рамках экспериментального правового режима;

функции уполномоченного органа, осуществляемые в соответствии с Правилами допуска к эксплуатации беспилотных гражданских воздушных судов, выполняет субъект экспериментального правового режима - организация, указанная в подпункте "д" пункта 42 настоящей Программы, несущая ответственность за соблюдение порядка допуска беспилотной авиационной системы к эксплуатации в рамках экспериментального правового режима;

акт оценки годности беспилотной авиационной системы к эксплуатации в рамках экспериментального правового режима выдается субъектом экспериментального правового режима - организацией, указанной в подпункте "д" пункта 42 настоящей Программы, несущей ответственность за соблюдение порядка выдачи такого акта;

заявителем является субъект экспериментального правового режима или его представитель;

заявитель подает заявку на получение (продление действия) акта оценки годности беспилотной авиационной системы к эксплуатации в рамках экспериментального правового режима в адрес субъекта экспериментального правового режима - организации, указанной в подпункте "д" пункта 42 настоящей Программы. К заявке на получение (продление действия) акта оценки годности беспилотной авиационной системы к эксплуатации в рамках экспериментального правового режима наряду с документами, указанными в пункте 6 Правил допуска к эксплуатации беспилотных гражданских воздушных судов, прилагаются:

свидетельство о государственной регистрации беспилотного воздушного судна;

описание станции внешнего пилота, параметров канала радиосвязи, используемого для управления беспилотным воздушным судном, описание протоколов обмена данными между станцией внешнего пилота и беспилотным воздушным судном в соответствии с требованиями национальных стандартов Российской Федерации ГОСТ Р 59519-2021 "Беспилотные авиационные системы. Компоненты беспилотных авиационных систем. Спецификация и общие технические требования" (утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 мая 2021 г. N 474-ст, введен в действие с 1 июля 2021 г.) и ГОСТ Р 59520-2021 "Беспилотные авиационные системы. Функциональные свойства станции внешнего пилота" (утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 мая 2021 г. N 475-ст, введен в действие с 1 июля 2021 г.), описание системы, обеспечивающей принудительную посадку при возникновении неисправности беспилотного воздушного судна или потере связи с наземным пунктом управления, и устройств аварийного приземления;

разрешительные документы (или их копии) на использование радиочастотного спектра радиоэлектронными средствами, входящими в состав беспилотной авиационной системы и ее полезной нагрузки (при наличии), в соответствии с положениями Федерального закона "О связи";

программа проведения работ по оценке соответствия беспилотных воздушных судов установленным требованиям, содержащая:

описание проверки конструкторской документации (при ее наличии) и эксплуатационной документации беспилотного воздушного судна на предмет ее соответствия установленным требованиям;

описание результатов проверки достоверности заявленных физических характеристик беспилотного воздушного судна (вес, центровка, геометрические размеры);

описание результатов проведения детального осмотра конструкции, узлов, агрегатов, систем, оборудования и маркировок беспилотного воздушного судна в целях проверки их соответствия характеристикам, установленным конструкторской документацией (при ее наличии) и (или) эксплуатационной документацией беспилотного воздушного судна;

описание результатов проведения наземных проверок в объеме, установленном эксплуатационной документацией беспилотного воздушного судна, и контрольных полетов (облетов);

для оценки годности беспилотной авиационной системы к эксплуатации в рамках экспериментального правового режима применяются следующие требования к летной годности и к охране окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации:

диапазоны веса и центровки беспилотного воздушного судна должны обеспечивать управляемость и маневренность на режимах взлета при максимальной взлетной мощности, набора высоты, горизонтального полета, снижения, посадки с работающим и выключенным двигателем, а также при отказе двигателя;

соответствие всем требованиям к летным характеристикам должно быть подтверждено проверками беспилотных воздушных судов в объеме, определяемом программой проведения работ по оценке соответствия беспилотного воздушного судна установленным требованиям, с учетом заявленных веса, центровки и загрузки, посредством испытаний на предъявленном беспилотном воздушном судне или посредством анализов и расчетов, основанных на результатах испытаний в ожидаемых условиях эксплуатации и в пределах установленных ограничений;

требования к прочности должны быть определены через расчетные нагрузки (эксплуатационные нагрузки, умноженные на коэффициенты безопасности);

конструкция должна выдерживать эксплуатационные нагрузки без появления остаточных деформаций. При всех эксплуатационных нагрузках деформации конструкции не должны влиять на безопасность эксплуатации и работоспособность системы управления;

при отсутствии специальных оговорок нагрузки, возникающие в воздухе, на земле, должны быть уравновешены инерционными силами всех частей беспилотного воздушного судна. Распределение этих нагрузок может быть приближенным, взятым с запасом или точно отражающим фактические условия. Конструкция должна выдерживать эксплуатационные нагрузки без появления опасных остаточных деформаций. При всех нагрузках, вплоть до предельных эксплуатационных нагрузок, деформации конструкции не должны влиять на безопасность эксплуатации и работоспособность системы управления;

прочность любого элемента конструкции должна обеспечиваться соответствующими коэффициентами безопасности, методами эксплуатации и ограничениями, указанными в эксплуатационной документации;

пригодность и долговечность материалов, использованных для изготовления деталей, поломка которых может отрицательно повлиять на безопасность, должны определяться с учетом опыта их применения в аналогичных конструкциях и (или) соответствовать установленным стандартам либо результатам испытаний, гарантирующим прочность и другие свойства, принятые в расчетных данных;

применяемая технология производства должна обеспечивать надежность, качество изготовления конструкции, сохранение первоначальной прочности в реальных условиях эксплуатации;

должны быть обеспечены проверка и осмотр (включая осмотр основных элементов конструкции и систем управления), ремонт и замена любой составной части, требующей технического обслуживания, регулировки для обеспечения правильной установки и функционирования, смазки и ухода;

установка управляемых поверхностей должна быть выполнена таким образом, чтобы исключалось взаимодействие между любыми поверхностями или их креплениями;

все системы управления должны работать с обеспечением полноты и плавности ходов их элементов без рывков и заеданий, а также обеспечивать соответствие прочности материалов и соединений расчетным максимальным нагрузкам;

организация пространства в станции внешнего пилота, ее размер, а также оборудование и его размещение не должны создавать помех внешнему пилоту при управлении беспилотным воздушным судном;

силовая установка должна быть изготовлена, собрана и установлена таким образом, чтобы обеспечивалась безопасная эксплуатация и имелся доступ для необходимых осмотров и технического обслуживания;

заявитель должен обосновать, что каждая комбинация двигателя, выхлопной системы (при наличии) и воздушного винта удовлетворительно функционируют и надежны при эксплуатации с учетом установленных ограничений;

при использовании неавиационного двигателя должны быть установлены соответствующие ограничения по его ресурсу, учитывая отклонения от проектных режимов работы для применяемого двигателя;

расчет и конструкция воздушного винта должны обеспечивать сведение к минимуму вероятности возникновения его опасного состояния в период между ремонтами;

должны соблюдаться условия эксплуатации и ремонта, установленные разработчиком беспилотных воздушных судов;

каждый вид требуемого оборудования должен быть изготовлен, собран и установлен так, чтобы обеспечивалась безопасная эксплуатация в условиях внешних воздействий, имеющих место на беспилотном воздушном судне в процессе эксплуатации в полете и на земле, в том числе в случае возможного отказа, и имелся доступ для осмотров и технического обслуживания;

должны быть установлены эксплуатационные ограничения по воздушным скоростям на взлете, в полете, при посадке, с применением механизации и без ее применения, максимальной взлетной и посадочной дистанции, ограничения по встречной, попутной и боковой составляющей ветра, максимальной взлетной массе, предельной центровке, массе пустого беспилотного воздушного судна и другие ограничения, необходимые для безопасной эксплуатации беспилотного воздушного судна;

на беспилотных воздушных судах должны быть нанесены государственный и регистрационный опознавательные знаки в соответствии с требованиями Воздушного кодекса Российской Федерации, установлена огнестойкая табличка, содержащая наименование (обозначение) и идентификационный номер беспилотного воздушного судна (аналогичные обозначения должны дублироваться на корпусе станции внешнего пилота);

беспилотные воздушные суда должны быть оснащены специальными техническими средствами, обеспечивающими контроль местоположения воздушного судна системой мониторинга использования воздушного пространства;

в дополнение к указанным требованиям разработчиками беспилотной авиационной системы могут применяться соответствующие требования к летной годности и к охране окружающей среды, требования и стандарты, используемые в российской и международной практике (включая страны Евразийского экономического союза), в том числе рекомендации Международной организации гражданской авиации по государственному регулированию применения беспилотных авиационных систем на основе положений Part 101, Part 102, Part 149, а также авиационные правила Европейского агентства авиационной безопасности, установленные для специальной категории операций беспилотных авиационных систем. Указанные требования могут быть адаптированы в соответствии с конструктивными и функциональными особенностями беспилотной авиационной системы, к которой они применяются;

результаты проведения работ по оценке соответствия беспилотной авиационной системы установленным настоящей Программой требованиям к летной годности и к охране окружающей среды отражаются в заключении, составляемом по форме, утверждаемой организацией, выполняющей работы по оценке годности беспилотных авиационных систем к эксплуатации и выдающей акт оценки годности беспилотной авиационной системы к эксплуатации в рамках экспериментального правового режима. Указанное заключение должно содержать:

сведения об организации, проводившей оценку соответствия беспилотной авиационной системы требованиям к летной годности и к охране окружающей среды;

реквизиты свидетельства летчика-испытателя экспериментальной авиации, или пилота гражданской авиации, или внешнего пилота гражданской авиации, определенного организацией, проводившей оценку соответствия беспилотной авиационной системы требованиям к летной годности и к охране окружающей среды, для выполнения контрольных полетов (облетов);

сведения о владельце беспилотной авиационной системы (заявителе) - полное наименование юридического лица и его адрес в пределах места нахождения, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя или физического лица и его адрес;

наименование, регистрационные данные беспилотной авиационной системы;

результаты проведения наземных работ по оценке соответствия беспилотной авиационной системы требованиям к летной годности и к охране окружающей среды (проверка документации, осмотры конструкции, наземные проверки) согласно программе проведения работ по оценке соответствия беспилотного воздушного судна установленным требованиям;

сведения об устранении замечаний и проведении доработок (при наличии);

подписанные специалистом, осуществившим работы по оценке соответствия беспилотной авиационной системы требованиям к летной годности и к охране окружающей среды, сведения о допуске беспилотного воздушного судна к контрольному полету (облету), дополнительных ограничениях (при наличии);

подписанные пилотом, производившим контрольные полеты (облеты):

сведения о программе контрольных полетов (облетов), согласованные специалистом, осуществившим работы по оценке соответствия беспилотного воздушного судна;

результаты выполнения программы контрольных полетов (облетов), замечания по работе материальной части, меры безопасности, указания и рекомендации для внесения в эксплуатационную документацию беспилотного воздушного судна;

следующие данные и характеристики беспилотной авиационной системы:

сведения о двигателе (двигателях) (при наличии): вид, марка, мощность, максимальные обороты;

сведения о воздушном винте (винтах) (при наличии): марка, диаметр;

сведения о типе и марке топлива, емкости топливных баков, невырабатываемом остатке;

сведения о марке масла, емкости масляной системы;

сведения о массах (масса пустого снаряженного беспилотного воздушного судна, максимальная взлетная масса беспилотного воздушного судна);

сведения о центровке беспилотного воздушного судна (предельная передняя или задняя в процентах средней аэродинамической хорды);

сведения об ограничениях воздушной скорости (максимально допустимая, максимальная крейсерская, максимальная скорость с выпущенными закрылками (при наличии);

сведения о скорости сваливания (с убранными или выпущенными закрылками при их наличии (по положениям выпуска);

сведения о количественном минимальном составе экипажа;

сведения о станции внешнего пилота;

сведения об эксплуатационных и других ограничениях и запрещениях при эксплуатации;

общее заключение о соответствии либо несоответствии представленной беспилотной авиационной системы требованиям, установленным настоящей Программой, о возможности либо невозможности выдачи акта оценки годности беспилотной авиационной системы к эксплуатации в рамках экспериментального правового режима;

при подтверждении соответствия беспилотной авиационной системы требованиям, определенным в соответствии с абзацами пятнадцатым - тридцать седьмым настоящего подпункта, заявителю выдается акт оценки годности беспилотной авиационной системы к эксплуатации в рамках экспериментального правового режима по форме согласно приложению N 1.

22. Для возможности зачета полетов, выполненных в рамках экспериментального правового режима, в качестве сертификационных работ при осуществлении процедуры получения сертификата типа воздушного судна разработчику беспилотных авиационных систем необходимо:

подать заявку в Федеральное агентство воздушного транспорта на сертификацию беспилотной авиационной системы;

пройти этап макета с определением программы сертификационных работ изделия и сформировать программу сертификационных испытаний;

оценить соответствие конструкции беспилотной авиационной системы или узла (системы) беспилотной авиационной системы, которые использовались в рамках экспериментального правового режима, конструкции, заявленной на сертификацию;

оценить соответствие применяемых условий и режима полетов, выполненных в рамках экспериментального правового режима, программе сертификационных испытаний.

При этом результаты выполнения полета, оформленные документально совместно разработчиком беспилотной авиационной системы и внешним пилотом (представителем эксплуатанта беспилотной авиационной системы), по решению федерального автономного учреждения "Авиационный регистр Российской Федерации" могут быть зачтены в качестве результатов сертификационных работ в рамках утвержденной программы сертификационных испытаний.

23. Субъекты экспериментального правового режима допускаются к выполнению технологических испытаний и функциональных сервисов и вправе предоставлять функциональные сервисы при условии включения в реестр эксплуатантов опытного района. Включение субъекта экспериментального правового режима в реестр эксплуатантов опытного района осуществляется в случае принятия оператором опытного района положительного решения по результатам оценки субъекта экспериментального правового режима, проведенной в соответствии с Правилами, определяющими требования к лицам, выполняющим авиационные работы, с учетом следующих особенностей:

а) субъект экспериментального правового режима, осуществляющий эксплуатацию беспилотных авиационных систем в составе с беспилотными воздушными судами с максимальной взлетной массой более 30 килограммов в рамках экспериментального правового режима:

должен обеспечить поддержание летной годности, соблюдение требований по наземному и техническому обслуживанию беспилотных авиационных систем в соответствии с конструкторской документацией (при ее наличии) и эксплуатационной документацией беспилотного воздушного судна, содержащейся в программе проведения работ по оценке соответствия беспилотных воздушных судов установленным требованиям;

может принимать на работу или привлекать для выполнения работы по договору гражданско-правового характера лиц, имеющих временное свидетельство внешнего пилота беспилотной авиационной системы (экспериментальный правовой режим), выданное в соответствии с требованиями, указанными в пункте 24 настоящей Программы;

б) функции уполномоченного органа, осуществляемые в соответствии с Правилами, определяющими требования к лицам, выполняющим авиационные работы, осуществляет оператор опытного района, который несет ответственность за соблюдение порядка допуска эксплуатантов беспилотных авиационных систем к выполнению технологических испытаний и функциональных сервисов;

в) сертификат летной годности беспилотного воздушного судна, предусмотренный частью 3 приложения N 2 к Правилам, определяющим требования к лицам, выполняющим авиационные работы, не указывается. В отношении эксплуатантов экспериментального правового режима указывается акт оценки годности беспилотной авиационной системы к эксплуатации в рамках экспериментального правового режима;

г) оператор опытного района осуществляет ведение реестра эксплуатантов опытного района;

д) подтверждение соответствия субъекта экспериментального правового режима требованиям к эксплуатантам опытного района, установленным оператором опытного района (далее - требования к эксплуатантам опытного района), осуществляется в следующем порядке:

субъект экспериментального правового режима направляет оператору опытного района подписанное руководителем заявление (в бумажном виде) на включение в реестр эксплуатантов опытного района с приложением к нему основных данных и документов, предусмотренных приложением N 2 к Правилам, определяющим требования к лицам, выполняющим авиационные работы (далее - заявление на включение в реестр);

оператор опытного района рассматривает заявление на включение в реестр в течение 10 рабочих дней со дня его получения;

при необходимости подтверждения достоверности представленных субъектом экспериментального правового режима основных данных и определения соответствия субъекта экспериментального правового режима требованиям к эксплуатантам опытного района представитель оператора опытного района выполняет выездную проверку по месту нахождения (месту фактического осуществления деятельности) субъекта экспериментального правового режима (в случае выполнения выездной проверки срок рассмотрения заявления на включение в реестр увеличивается на 5 рабочих дней);

по результатам рассмотрения заявления на включение в реестр оператор опытного района принимает одно из следующих решений:

при подтверждении соответствия субъекта экспериментального правового режима требованиям к эксплуатантам опытного района - о внесении эксплуатанта беспилотной авиационной системы в реестр эксплуатантов опытного района с направлением субъекту экспериментального правового режима уведомления о принятом решении и данных учетной записи в реестре эксплуатантов опытного района в течение 3 рабочих дней со дня, следующего за днем окончания проверки;

при выявлении несоответствия субъекта экспериментального правового режима требованиям к эксплуатантам опытного района - об отказе во внесении эксплуатанта беспилотной авиационной системы в реестр эксплуатантов опытного района с направлением субъекту экспериментального правового режима мотивированного отказа в течение 3 рабочих дней со дня окончания проверки.

24. К эксплуатации беспилотных авиационных систем в составе с беспилотными воздушными судами с максимальной взлетной массой более 30 килограммов могут быть допущены специалисты авиационного персонала, обладающие свидетельством пилота гражданской авиации, или свидетельством внешнего пилота гражданской авиации, или свидетельством летчика-испытателя (внешнего пилота-испытателя беспилотного воздушного судна) экспериментальной авиации, прошедшие практическую подготовку и проверку практических навыков управления беспилотными авиационными системами, а также лица, не обладающие указанными свидетельствами, прошедшие теоретическую и практическую подготовку, проверку практических навыков управления беспилотными авиационными системами, с учетом следующих особенностей:

а) в части теоретической подготовки лиц, не обладающих свидетельствами пилота гражданской авиации, или свидетельством внешнего пилота гражданской авиации, или свидетельством летчика-испытателя (внешнего пилота-испытателя беспилотного воздушного судна) и претендующих на получение временного свидетельства внешнего пилота (экспериментальный правовой режим), применяются требования к внешнему пилоту, установленные подпунктами "а" и "б" пункта 20.1 Федеральных авиационных правил "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. N 147;

б) практическая подготовка внешних пилотов проводится на базе организаций - эксплуатантов беспилотных авиационных систем с целью получения следующих навыков и отработки следующих упражнений:

основы пилотирования в различных погодных условиях;

построение маршрута для пилотирования беспилотного воздушного судна;

проведение предполетной подготовки беспилотной авиационной системы и ее элементов;

выбор точки старта;

развертывание беспилотной авиационной системы;

проверка всех узлов управления;

порядок запуска и действий оператора;

облет препятствий, соблюдение высотного режима;

действия при изменении метеоусловий;

рекомендации изучения схем и правил построения маршрута полета беспилотного воздушного судна в зависимости от погодных условий;

полеты в условиях повышенной влажности;

действия при потере связи с беспилотным воздушным судном;

возможные поломки, ремонт и эксплуатация беспилотных авиационных систем;

анализ полетов и ошибок пилотирования;

в) в ходе практической подготовки внешними пилотами приобретаются следующие навыки с учетом особенностей осваиваемой беспилотной авиационной системы:

выполнение взлета, построение маршрута, полет по кругу, заход, расчет на посадку и посадка;

исправление отклонений в расчете на посадку, выполнение виражей с креном;

выполнение снижения и набора высоты с заданной вертикальной скоростью с углами тангажа;

взлет, заход на посадку и посадка при встречном и боковом ветре;

г) по результатам прохождения практической подготовки внешний пилот должен уметь выполнять (соблюдая установленные ограничения):

контроль параметров работы двигателя;

взлет, набор высоты;

развороты на расчетный курс;

построение прямоугольного маршрута;

снижение с заданной вертикальной скоростью;

расчет на посадку и исправление отклонений в расчете на посадку;

выравнивание, выдерживание и приземление;

уход на второй круг;

снижение и набор высоты с заданной вертикальной скоростью;

д) практические навыки внешнего пилота по управлению беспилотным воздушным судном проверяются при выполнении реального полета беспилотного воздушного судна, в ходе которого внешний пилот должен с соблюдением установленных ограничений самостоятельно выполнить подготовку к полету и полет по маршруту, в том числе:

составить предварительный план полета для последующего его направления в органы обслуживания воздушного движения;

анализировать метеорологическую и аэронавигационную обстановку по маршруту полета и принимать решение на вылет;

выполнить штурманский расчет полета;

выполнить предполетную подготовку в соответствии с руководством по летной эксплуатации, подготовку пилотажно-навигационного оборудования к полету по маршруту;

выполнить выход из района аэродрома (посадочной площадки, геоточки) и подход к аэродрому (посадочной площадке, геоточке), выполнить взлет, полет, посадку в любое время суток;

е) проверку практических навыков управления беспилотной авиационной системой и выдачу временных свидетельств внешнего пилота (экспериментальный правовой режим) по форме согласно приложению N 2 осуществляют субъекты экспериментального правового режима - организации, выполняющие обучение, аттестацию и допуск к осуществлению деятельности персонала беспилотных авиационных систем, указанные в подпункте "г" пункта 42 настоящей Программы, которые несут ответственность за соблюдение порядка выдачи таких свидетельств;

ж) срок действия временного свидетельства внешнего пилота (экспериментальный правовой режим) не может быть больше, чем срок действия экспериментального правового режима, в рамках которого оно выдано.

25. При медицинском освидетельствовании внешних пилотов для допуска к выполнению функций членов экипажа беспилотного воздушного судна с максимальной взлетной массой более 30 килограммов подлежат применению Федеральные авиационные правила "Порядок проведения обязательного медицинского освидетельствования центральной врачебно-летной экспертной комиссией и врачебно-летными экспертными комиссиями членов летного экипажа гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, диспетчеров управления воздушным движением и лиц, поступающих в образовательные организации, которые осуществляют обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, и претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов летного экипажа гражданского воздушного судна, диспетчеров управления воздушным движением", утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 10 декабря 2021 г. N 437.

К выполнению функций членов экипажа беспилотного воздушного судна с максимальной взлетной массой более 30 килограммов без прохождения медицинского освидетельствования в соответствии с указанными в абзаце первом настоящего пункта Федеральными авиационными правилами допускаются лица, имеющие действующее медицинское свидетельство авиационного персонала экспериментальной авиации, полученное в соответствии с приказом Российского авиационно-космического агентства от 24 июня 2003 г. N 80 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Врачебно-летная экспертиза авиационного персонала экспериментальной авиации".

26. Субъекты экспериментального правового режима при осуществлении технологических испытаний и функциональных сервисов обязаны обеспечить наличие на месте размещения станции внешнего пилота и предъявлять по требованию уполномоченных должностных лиц следующие документы или их заверенные в установленном порядке копии:

а) свидетельство о государственной регистрации беспилотного воздушного судна (для беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой более 30 килограммов) или уведомление о постановке на государственный учет беспилотного воздушного судна (для беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее);

б) акт оценки годности беспилотной авиационной системы к эксплуатации (для беспилотных авиационных систем, в состав которых входят беспилотные воздушные суда с максимальной взлетной массой более 30 килограммов);

в) свидетельство внешнего пилота беспилотной авиационной системы (экспериментальный правовой режим) (для беспилотного воздушного судна с максимальной взлетной массой более 30 килограммов);

г) документ, подтверждающий включение субъекта экспериментального правового режима в реестр эксплуатантов опытного района;

д) руководство по летной эксплуатации беспилотной авиационной системы;

е) руководство по производству полетов (в части, относящейся к порядку подготовки и выполнения полета);

ж) журнал учета налета и выполнения регламентных работ беспилотной авиационной системы;

з) страховой полис, подтверждающий страхование ответственности эксплуатанта беспилотной авиационной системы перед третьими лицами за вред, причиненный жизни или здоровью либо имуществу третьих лиц при эксплуатации беспилотной авиационной системы;

и) разрешительные документы (или их копии) на использование радиочастотного спектра радиоэлектронными средствами, входящими в состав беспилотной авиационной системы и ее полезной нагрузки (при наличии), в соответствии с положениями Федерального закона "О связи".

27. Планирование использования воздушного пространства для применения беспилотных авиационных систем и выполнение полетов беспилотных воздушных судов осуществляются с учетом следующих особенностей:

а) представление на установление местного режима и план полета беспилотного воздушного судна (тип сообщения SHR) подаются субъектом экспериментального правового режима в соответствии с Инструкцией по разработке, установлению, введению и снятию временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений, утвержденной приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27 июня 2011 г. N 171 (далее - инструкция по применению режимов), за исключением абзаца четвертого подпункта "в" пункта 10 и абзаца первого пункта 11 инструкции по применению режимов, в сроки, обеспечивающие поступление данного представления в соответствующий зональный (региональный центр) Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации не позднее чем за 24 часа до необходимого времени введения в действие режима в отношении полетов беспилотных воздушных судов, принадлежащих субъектам экспериментального правового режима, если для их выполнения планируется использование нижнего воздушного пространства класса G и (или) нижнего воздушного пространства класса C над территорией, на которой установлен экспериментальный правовой режим;

б) представление на установление местного режима в отношении полетов беспилотных воздушных судов, принадлежащих субъектам экспериментального правового режима, не подлежит рассмотрению, если оно поступило в зональный (региональный) центр Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации менее чем за 24 часа до необходимого времени введения в действие режима, а также если в нем не содержится информация, необходимая для определения места, времени и высоты установления запрещения использования воздушного пространства в соответствии с пунктом 6 инструкции по применению режимов;

в) маршрут полета беспилотного воздушного судна должен проходить:

на расстоянии не менее 5 километров от контрольных точек неконтролируемых аэродромов и посадочных площадок (если операция взлета или посадки не осуществляется на этих аэродромах и посадочных площадках). По согласованию с оператором аэродрома (вертодрома) или владельцем посадочной площадки субъект экспериментального правового режима может прокладывать маршрут полета беспилотного воздушного судна на расстоянии менее 5 километров от контрольных точек неконтролируемых аэродромов и посадочных площадок, если взлет или посадка производятся на площадки, расположенные ближе 5 километров от них;

вне диспетчерских зон аэродромов гражданской авиации (если операция взлета или посадки не производится на этих аэродромах). Допускается прокладывать маршрут беспилотного воздушного судна в диспетчерской зоне аэродрома, если взлет или посадка производятся на посадочные площадки, расположенные в пределах этой диспетчерской зоны. При выполнении взлета (посадки) с аэродромов гражданской авиации или посадочных площадок, расположенных в пределах диспетчерских зон аэродромов гражданской авиации, планирование полетов осуществляется в том числе в соответствии с разработанными эксплуатантами опытного района и согласованными с органом обслуживания воздушного движения инструкциями по взаимодействию эксплуатантов опытного района с операторами аэродрома (вертодрома) и владельцами посадочной площадки;

за пределами запретных зон, зон ограничения полетов, специальных зон, воздушного пространства над местами проведения публичных мероприятий, официальных спортивных соревнований, а также охранных мероприятий, проводимых в соответствии с Федеральным законом "О государственной охране";

г) представление на установление местного режима, подаваемое субъектом экспериментального правового режима, в воздушном пространстве районов аэродромов над территорией, в рамках которой установлен экспериментальный правовой режим, должно быть согласовано с оператором такого аэродрома;

д) субъект экспериментального правового режима, осуществляющий эксплуатацию беспилотных авиационных систем в рамках экспериментального правового режима, за исключением выполнения технологических испытаний, обеспечивает на всех этапах выполнения полета устойчивую связь внешнего пилота беспилотного воздушного судна с органом обслуживания воздушного движения по имеющимся каналам (радиосвязь, телефонная линия, спутниковая связь);

е) на период выполнения совместных полетов беспилотных воздушных судов в районе, в котором установлен местный режим, организация обслуживания воздушного движения (управления полетами) возлагается на оператора опытного района;

ж) ответственность за обеспечение безопасности использования воздушного пространства (предотвращение столкновений беспилотных воздушных судов с пилотируемыми воздушными судами других пользователей воздушного пространства и (или) другими материальными объектами) лежит на субъектах экспериментального правового режима - эксплуатантах беспилотных авиационных систем, в интересах которых устанавливается экспериментальный правовой режим;

з) в случае если маршрут полета беспилотного воздушного судна проходит над населенными пунктами, а также в случае если посадка (взлет) осуществляется на расположенные в границах населенных пунктов площадки, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации, такие полеты выполняются при наличии у пользователей воздушного пространства разрешения соответствующего органа местного самоуправления;

и) во всех случаях, за исключением выполнения технологических испытаний, внешний пилот информирует орган обслуживания воздушного движения, в зоне ответственности которого проходит полет:

о прохождении беспилотным воздушным судном точек, указанных в представлении на установление местного режима и в плане запуска беспилотного воздушного судна;

о том, что полет проходит в соответствии с планом. Такое донесение включает государственный и регистрационный опознавательные знаки беспилотного воздушного судна и слова "полет проходит нормально" и передается в период между 20-й и 40-й минутами после завершения последнего сеанса связи независимо от цели такого сеанса;

полеты беспилотных воздушных судов для технологических испытаний должны проходить в радиусе не более 1 километра от точки взлета на площадке технологических испытаний;

при выполнении одновременных совместных полетов нескольких беспилотных воздушных судов в рамках экспериментального правового режима в ходе технологических испытаний управление полетами возлагается на оператора опытного района;

оператор опытного района обеспечивает систему управления безопасностью полетов для применения участниками технологических испытаний, в том числе с применением цифровых технологий для сбора и анализа данных о факторах опасности, создающих угрозу безопасности полетов беспилотных воздушных судов, оценки уровня возникающих рисков и формирования рекомендаций по их минимизации;

ответственность за обеспечение безопасности использования воздушного пространства в ходе технологических испытаний лежит на участниках технологических испытаний.

28. Авиационные работы по охране лесов от пожаров, лесопатологическому мониторингу, авиационно-химические работы осуществляются с учетом следующих особенностей:

а) работы по мониторингу пожарной опасности в лесах и лесных пожаров с использованием беспилотных авиационных систем на территории опытного района осуществляются на основании решения министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области;

б) при осуществлении контроля за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах в порядке, установленном Правилами осуществления контроля за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2011 г. N 687 "Об утверждении Правил осуществления контроля за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах", для инструментального замера площади лесного пожара с использованием беспилотных авиационных систем выбираются лесные пожары вне зависимости от их площади;

в) при осуществлении лесопатологического мониторинга воздушная съемка с использованием беспилотных авиационных систем может применяться вне зависимости от площади массовых повреждений лесов;

г) проведение авиационно-химических работ по защите сельскохозяйственных культур с использованием беспилотных авиационных систем допускается вне зависимости от возможности применения наземной техники для таких работ и с соблюдением соответствующих требований законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

29. Назначение радиочастот или радиочастотных каналов для радиоэлектронных средств, входящих в состав беспилотной авиационной системы и ее полезной нагрузки (при наличии), осуществляется в соответствии с порядком, утвержденным решением Государственной комиссии по радиочастотам.

Использование указанных радиоэлектронных средств при отсутствии оформленных в установленном порядке разрешительных документов на право использования радиочастотного спектра для организации каналов управления, контроля и передачи данных в соответствии с положениями Федерального закона "О связи" не допускается.

30. Проведение дополнительных исследований при расследовании авиационных происшествий и инцидентов в отношении субъектов экспериментального правового режима осуществляется с учетом перечня дополнительных исследований, содержащего основания для их проведения, утвержденного оператором опытного района.