Решение Верховного Суда РФ от 30.03.2004 N ГКПИ04-302 <Об оставлении без удовлетворения заявления о признании незаконным Постановления ФЭК РФ от 17.06.2003 N 47-т/5 "Об утверждении Прейскуранта N 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами" (Тарифное руководство N 1, части 1 и 2)">
председательствующего - судьи
Верховного Суда РФ Романенкова Н.С.,
при секретаре Лариной М.А.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению закрытого акционерного общества "Австрофор" о признании незаконным Постановления Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 17 июня 2003 года N 47-т/5 "Об утверждении Прейскуранта N 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами" (Тарифное руководство N 1, части 1 и 2),
закрытое акционерное общество "Австрофор" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании незаконным Постановления ФЭК России от 17 июня 2003 года N 47-т/5 "Об утверждении Прейскуранта N 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами" (Тарифное руководство N 1, части 1 и 2).
Как указывает заявитель, оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует действующему законодательству и нарушает права ЗАО "Австрофор" как хозяйствующего субъекта.
В суде представитель ЗАО "Австрофор" Смирнова Ю.М. поддержала заявленные требования и пояснила, что в результате применения Прейскуранта N 10-01 плата за перевозку груза будет различной для поставщиков груза на экспорт и внутренний рынок при одних и тех же затратах железной дороги. Прейскурант N 10-01 установлен ФЭК России без документального подтверждения затрат железной дороги.
Представители заинтересованных лиц ФЭК России Исупов Н.Д., Теплов А.С., Минюста России Меркулова Л.Я., привлеченного к участию в деле на стороне заинтересованных лиц ОАО "Российские железные дороги" в лице Макарова Д.Ю. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит закону, издан в
пределах компетенции федерального органа исполнительной власти и не нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы заявителя.
Выслушав объяснения представителя ЗАО "Австрофор" Смирновой Ю.М., представителей заинтересованных лиц ФЭК России Исупова Н.Д., Теплова А.С., Минюста России Меркуловой Л.Я., ОАО "РЖД" Макарова Д.Ю., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно ст. 251 ГПК РФ организация, считающая, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются ее права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 17 июня 2003 года N 47-т/5 утвержден Прейскурант N 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами" (Тарифное руководство N 1, части 1 и 2 (в ред. Постановления ФЭК РФ от 21.10.2003 N 85-т/1) с изм., внесенными Постановлением ФЭК РФ от 30.12.2003 N 112-т/4). Настоящее Тарифное руководство определяет тарифы на перевозки по российским железным дорогам грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами, применяются на всех линиях железных дорог федерального железнодорожного транспорта, широкой и узкой колеи, принятых в постоянную эксплуатацию, являются обязательными и едиными для всех пользователей услугами железнодорожного транспорта. Прейскурант N 10-01 устанавливает тарифы на перевозки экспортно-импортных грузов, а также на перевозки грузов внутри Российской Федерации.
Тарифное руководство в пункте 1.2 предусматривает, что расчет плат за перевозку по РЖД грузов в прямом железнодорожном сообщении, в прямом смешанном сообщении, в непрямом смешанном сообщении, экспортных и импортных грузов, следующих по РЖД в непрямом международном сообщении через российские порты, а также за услуги инфраструктуры, выполняемые РЖД при указанных перевозках, осуществляется по правилам применения тарифов, изложенным в разделе 2 настоящего Тарифного руководства.
Расчет плат за перевозку по РЖД экспортных и импортных грузов в прямом международном сообщении, в непрямом международном сообщении через пограничные передаточные станции Российской Федерации (за исключением транзита), а также за услуги инфраструктуры, выполняемые РЖД при указанных перевозках, осуществляется по правилам применения тарифов, изложенным в разделе 3 настоящего Тарифного руководства.
Заявитель ЗАО "Австрофор" не оспаривает компетенцию ФЭК России по изданию Прейскуранта.
ФЭК России, являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляет в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" регулирование деятельности субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе и на транспорте, в том числе ценовое регулирование.
Ценовое регулирование в силу Федерального закона "О естественных монополиях" осуществляется посредством установления тарифов.
При этом орган регулирования естественной монополии принимает решение о применении методов регулирования, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, применительно к конкретному субъекту естественной монополии на основе анализа его деятельности.
Федеральный закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" в статье 4 предусматривает, что государственное регулирование в области железнодорожного транспорта общего пользования осуществляется в целях:
обеспечения баланса интересов государства, пользователей услугами железнодорожного транспорта и организаций железнодорожного транспорта общего пользования;
обеспечения целостного, эффективного, безопасного и качественного функционирования железнодорожного транспорта общего пользования, а также его комплексного развития.
В силу статьи 14 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" перевозки грузов осуществляются в порядке и на условиях, которые установлены Федеральным законом "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", правилами перевозок грузов и заключаемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации договорами перевозки.
Гражданский кодекс Российской Федерации в статье 785 по договору перевозки груза определяет обязанность отправителя груза уплатить за перевозку груза установленную плату. Провозная плата определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.
Таким образом, установление ФЭК России тарифов на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые Российскими железными дорогами, является государственным регулированием в сфере естественной монополии, обеспечивающим доступность грузоотправителям пользоваться услугами железнодорожного транспорта.
Установление тарифов за работы и услуги железнодорожного транспорта предусмотрено законодателем и не может расцениваться как создающее дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов.
Предпринимательская деятельность есть самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Установленные федеральным органом исполнительной власти тарифы являются обязательными для пользователей услугами железнодорожного транспорта независимо от их организационно-правовой формы.
Следовательно, оспариваемый нормативный правовой акт обеспечивает юридическим лицам равные правовые условия для их доступа к услугам, выполняемым Российскими железными дорогами.
Доводы заявителя о том, что экспортерам леса, отгружающим лес на экспорт через сухопутные пограничные переходы, созданы дискриминационные условия, т.к. экспортеры, отправляющие грузы через морские порты, платят тариф в два раза ниже, не могут служить основанием для признания недействующим Тарифного руководства N 1, части 1 и 2.
Тарифное руководство содержит утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации тарифы за работы и услуги железнодорожного транспорта и не ограничивает самостоятельность хозяйствующих субъектов в свободном заключении договора перевозки груза по российским железным дорогам через российские порты или через пограничные передаточные станции.
Законодательство о естественных монополиях, о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках предусматривает ценовое регулирование деятельности субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок. Тарифы устанавливаются на основе себестоимости и уровня рентабельности, обеспечивающего безубыточность деятельности железнодорожного транспорта. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года N 194 утверждено Положение об основах государственного регулирования тарифов на грузовые железнодорожные перевозки.
В соответствии с пунктом 2 Положения формирование государственной политики в области регулирования тарифов на грузовые железнодорожные перевозки и рассмотрение предложений по ее совершенствованию осуществляются Комиссией Правительства Российской Федерации по вопросам тарифного регулирования на федеральном железнодорожном транспорте.
В судебном заседании представители ФЭК России Теплов А.С., ОАО "РЖД" Макаров Д.Ю. пояснили, что до введения в действие в 2003 году Постановления ФЭК России от 17 июня 2003 года N 47-т/5 в Российской Федерации применялись две методологии расчетов тарифа на перевозки грузов железнодорожным транспортом. При расчете тарифа на перевозки грузов во внутрироссийском сообщении применялся Прейскурант N 10-01 (часть 1 издания 1989 г. и часть 2 издания 1994 г.), а при перевозках экспортных, импортных грузов и при транзите грузов по территории Российской Федерации с 1993 года применялись тарифы, установленные Тарифной политикой железных дорог государств - участников Содружества Независимых Государств. В 2001 году Комиссия разработала план унификации тарифов на основе Прейскуранта N 10-01 и Тарифной политики СНГ. В качестве первого этапа действий по унификации грузовых железнодорожных тарифов (на перевозки экспортно-импортных грузов через российские порты и во внутригосударственном сообщении) был определен вариант применения единого тарифа.
В апреле 2002 года Комиссия, рассмотрев варианты реализации второго этапа унификации грузовых железнодорожных тарифов, отметила, что целесообразно использовать дифференцированный подход к установлению уровня тарифов по родам грузов и расстоянию перевозки.
В июне 2002 года Комиссия приняла решение об экономической нецелесообразности проведения второго этапа унификации грузовых железнодорожных тарифов путем одномоментного перераспределения тарифной нагрузки через пограничные переходы с рынка международных перевозок на внутренний рынок и ФЭК России совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти было поручено подготовить проект нового универсального прейскуранта на грузовые железнодорожные перевозки, унифицирующего две существующие методологии расчетов за перевозки грузов на основе Тарифной политики СНГ и Прейскуранта N 10-01 (протокол от 19 июня 2002 года N 6).
При разработке проекта нового прейскуранта межведомственная Рабочая группа располагала экономическими расчетами, подтверждающими затраты железных дорог на перевозки грузов.
Прейскурант построен на основании среднесетевых издержек. С учетом методологии формирования нового прейскуранта на перевозки грузов в Тарифном руководстве найдены решения, обеспечивающие баланс интересов перевозчика и пользователей услугами железнодорожного транспорта.
Проверка оспариваемого нормативного правового акта на предмет экономической обоснованности затрат железной дороги на перевозки груза означает оценку финансово-экономического обоснования правового решения установления тарифов, что не относится к компетенции суда, который решает только вопросы права.
Учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному законодательству, издан в пределах компетенции федерального органа государственной власти и не нарушает права и законные интересы граждан и организаций, заявление ЗАО "Австрофор" не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
заявление закрытого акционерного общества "Австрофор" о признании незаконным Постановления Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 17 июня 2003 года N 47-т/5 "Об утверждении Прейскуранта N 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами" (Тарифное руководство N 1, части 1 и 2) оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано, а прокурором, участвующим в деле, принесено кассационное представление в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей