Утвержден

приказом Минэкономразвития России

от 7 августа 2024 г. N 498

ПОРЯДОК

ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ РЕЗИДЕНТОМ

ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ СОГЛАШЕНИЯ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ

ПРОМЫШЛЕННО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ, ТЕХНИКО-ВНЕДРЕНЧЕСКОЙ,

ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И (ИЛИ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ПОРТОВОЙ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЕ И ДОГОВОРА

О СОВМЕСТНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ ПРОДУКЦИИ

1. Контроль за исполнением резидентом особой экономической зоны (далее - резидент) соглашения об осуществлении промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности и (или) деятельности в портовой особой экономической зоне (далее - соглашение об осуществлении деятельности в особой экономической зоне) и договора о совместном производстве продукции осуществляется должностными лицами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление особыми экономическими зонами в соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об особых экономических зонах), либо органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управляющей компанией в случае передачи им на основании соглашения о создании особой экономической зоны и об управлении особой экономической зоной полномочия по управлению особой экономической зоной в соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона об особых экономических зонах, предусмотренного пунктом 5 части 1 статьи 8 Федерального закона об особых экономических зонах (далее соответственно - федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти, управляющая компания), в форме проверки исполнения резидентами условий соглашения об осуществлении деятельности в особой экономической зоне и договора о совместном производстве продукции (далее - проверка).

2. В рамках проверки устанавливается соответствие деятельности резидента условиям соглашения об осуществлении деятельности в особой экономической зоне и (или) договора о совместном производстве продукции.

3. Проверки могут быть плановыми и внеплановыми.

4. Плановые проверки проводятся ежегодно на основании плана, утверждаемого руководителем федерального органа исполнительной власти (далее - план проверок). В план проверок включаются проверки, проводимые федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти или управляющими компаниями. Проверки, проводимые органами исполнительной власти или управляющими компаниями, включаются в план проверок на основании предложений органов исполнительной власти или управляющих компаний. Указанные предложения представляются в федеральный орган исполнительной власти не позднее чем за два месяца до окончания текущего года. План проверок на очередной календарный год составляется не позднее чем за месяц до окончания текущего года.

Первая плановая проверка в отношении резидента проводится не ранее чем через 24 (двадцать четыре) месяца с даты заключения с ним соглашения об осуществлении деятельности в особой экономической зоне.

В плане проверок указываются:

а) наименование резидента - юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии) резидента - индивидуального предпринимателя, в отношении которого проводится проверка;

б) место проверки;

в) предмет проверки;

г) период, в отношении которого осуществляется проверка (далее - период проверки);

д) срок проведения проверки (дата начала и окончания проверки).

5. Проверка резидента, не включенная в план проверок, является внеплановой. Внеплановая проверка проводится в случае получения федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти или управляющей компанией сведений о существенном нарушении резидентом условий соглашения об осуществлении деятельности в особой экономической зоне или договора о совместном производстве продукции, а также с целью проверки исполнения резидентом предписаний об устранении выявленных нарушений.

6. Проведение проверки оформляется актом руководителя федерального органа исполнительной власти либо соответствующим решением руководителя органа исполнительной власти или управляющей компании, содержащим сведения, указанные в подпунктах "а" - "д" пункта 4 настоящего Порядка (далее - акт субъекта или управляющей компании), а также фамилию, имя, отчество (при наличии) и полное наименование должности проверяющего (проверяющих).

7. Не позднее чем за 14 (четырнадцать) календарных дней до даты начала проведения проверки резиденту (руководителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю или иному уполномоченному представителю резидента) направляется по почте заказным письмом уведомление о проведении проверки (далее - уведомление), которое содержит:

а) номер и дату акта субъекта или управляющей компании;

б) фамилию, имя, отчество (при наличии) и полное наименование должности проверяющего (проверяющих) (далее - проверяющие);

в) место проверки;

г) предмет проверки;

д) период проверки;

е) срок проведения проверки (дата начала и окончания проверки);

ж) список документов, которые резидент обязан представить к дате начала проверки по месту ее проведения.

8. Срок проверки составляет не более 14 (четырнадцати) календарных дней. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований, на основании мотивированных предложений проверяющих срок проверки продлевается на основании решения федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти либо управляющей компании, но не более чем на 14 (четырнадцать) календарных дней.

Проверка может быть завершена до истечения срока, указанного в акте субъекта или управляющей компании.

9. При проведении проверки проверяющие обязаны:

а) соблюдать сроки проведения проверки;

б) ознакомить резидента с его правами и обязанностями при проведении проверки;

в) обеспечить сохранность и возврат резиденту полученных от него подлинников документов;

г) соблюдать конфиденциальность сведений, составляющих банковскую, налоговую или коммерческую тайну резидента и ставших известными проверяющим в ходе проверки;

д) организовывать и проводить проверку, не нарушая производственного процесса резидента;

е) ознакомить резидента с результатами проверки.

10. Проверяющие в пределах своей компетенции вправе:

а) самостоятельно определять методы и последовательность действий при проведении проверки (исходя из особенностей деятельности, осуществляемой резидентом на территории особой экономической зоны);

б) требовать и получать документы, характеризующие деятельность резидента за период проверки;

в) фиксировать факты противодействия проведению проверки, в том числе предоставления проверяющим недостоверной, неполной информации или ее несвоевременного предоставления;

г) осуществлять осмотр объектов недвижимости резидента, в том числе строящихся и реконструируемых, осмотр основных фондов организации, приобретенного оборудования (при необходимости с проведением фото-, видеосъемки).

Доступ проверяющих на территорию, в здание или в помещение резидента осуществляется при предъявлении ими руководителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю или иному уполномоченному представителю резидента акта субъекта или управляющей компании либо его заверенной печатью копии.

11. Резидент (руководитель юридического лица, индивидуальный предприниматель) или уполномоченный представитель резидента при проведении проверки обязан:

а) подготовить и представить проверяющим документы, предусмотренные подпунктом "б" пункта 10 настоящего Порядка, по списку, указанному в уведомлении;

б) обеспечить проверяющим беспрепятственный доступ на территорию, в здания, служебные и производственные помещения резидента.

12. Резидент (руководитель юридического лица, индивидуальный предприниматель) или уполномоченный представитель резидента при проведении проверки вправе:

а) присутствовать при проведении проверки;

б) давать комментарии и объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

в) ознакомиться с актом проверки и давать по нему мотивированные возражения (в случае необходимости) в письменной форме с приложением соответствующих документов;

г) обжаловать действия проверяющих в соответствии с законодательством Российской Федерации.

13. По результатам проверки не позднее 5 (пяти) рабочих дней после дня ее окончания составляется акт проверки, включающий:

а) вводную часть, которая содержит указание:

на дату, время и место составления акта;

дату и номер акта субъекта или управляющей компании, на основании которого проведена проверка;

фамилии, имена, отчества (при наличии) и должности проверяющих;

наименование проверяющего органа;

наименование (фамилия, имя, отчество (при наличии) проверяемого резидента;

срок и место проведения проверки;

период проверки;

сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом проверки резидента (руководителя юридического лица, индивидуального предпринимателя) или его уполномоченного представителя;

подписи проверяющих;

факты устранения (неустранения) нарушений, выявленных предыдущими проверками;

срок устранения выявленных нарушений;

б) основную часть, которая содержит:

описание видов деятельности резидента, осуществляемых на территории особой экономической зоны;

описание результатов осмотра объектов недвижимости резидента, в том числе строящихся и реконструируемых, осмотр основных фондов организации, приобретенного оборудования (при необходимости с приложением фото-, видеосъемки в случае проведения такого осмотра);

факты несоблюдения условий соглашения об осуществлении деятельности в особой экономической зоне (при выявлении) и (или) договора о совместном производстве продукции;

факт выполнения резидентом всех условий соглашения об осуществлении деятельности в особой экономической зоне или договора о совместном производстве продукции;

иные обстоятельства, предусмотренные Федеральным законом об особых экономических зонах, которые могут послужить основанием для направления федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти или управляющей компанией заявления в суд о расторжении соглашения об осуществлении деятельности в особой экономической зоне;

в) резолютивную часть, которая содержит изложение фактических результатов проверки, а в случае выявленных нарушений - со ссылкой на документы, подтверждающие отраженные в акте нарушения.

К акту проверки могут прилагаться:

копия акта субъекта или управляющей компании;

справки, объяснения, документы или их копии, имеющие отношение к проводимой проверке, в том числе подтверждающие факты нарушений (в случаях их выявления).

Акты проверки, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о защите государственной тайны.

14. Акт проверки составляется в двух экземплярах и подписывается всеми проверяющими. Первый экземпляр акта проверки вручается резиденту (руководителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю) или уполномоченному представителю резидента под расписку, второй экземпляр акта проверки остается в федеральном органе исполнительной власти, в органе исполнительной власти либо в управляющей компании.

Если указанным способом вручение акта проверки невозможно, акт проверки в течение 10 (десяти) календарных дней со дня его подписания направляется резиденту посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, остающемуся в федеральном органе исполнительной власти, в органе исполнительной власти либо в управляющей компании.

15. Резидент (руководитель юридического лица, индивидуальный предприниматель) или уполномоченный представитель резидента после ознакомления с актом проверки ставит на всех его экземплярах подпись и дату с записью "с актом ознакомлен". При отказе резидента (руководителя юридического лица, индивидуального предпринимателя) или уполномоченного представителя резидента от подписания акта проверки проверяющими делается соответствующая отметка в акте проверки.

16. В случае несогласия с результатами проверки резидент в течение 7 (семи) календарных дней со дня получения акта проверки представляет свои возражения в федеральный орган исполнительной власти, в орган исполнительной власти либо в управляющую компанию, которые рассматривают их и сообщают резиденту о результатах такого рассмотрения в течение 7 (семи) календарных дней со дня получения указанных возражений.

17. В случае если в результате проверки выявлен факт неисполнения резидентом условий соглашения об осуществлении деятельности в особой экономической зоне и (или) договора о совместном производстве продукции, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти либо управляющая компания в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня истечения срока, предоставленного резиденту для обжалования результатов проверки, направляет резиденту уведомление об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

По истечении срока, указанного в уведомлении, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти либо управляющая компания проводит в соответствии с настоящим Порядком проверку на предмет устранения резидентом ранее выявленных нарушений условий соглашения об осуществлении деятельности в особой экономической зоне и (или) договора о совместном производстве продукции.

18. Орган исполнительной власти или управляющая компания ежеквартально не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, направляет в федеральный орган исполнительной власти отчет, включающий:

а) информацию о проведенных проверках, которая содержит:

наименования резидентов;

сроки проведения проверок;

составы проверяющих;

б) копии актов проверок;

в) копии уведомлений об устранении выявленных нарушений;

г) копии актов субъекта или управляющей компании.