О полномочиях Комиссии по пресечению нарушения запрета, установленного подпунктом 1 пункта 1 статьи 76 Договора

13. Пункт 7 статьи 76 Договора предусматривает, что пресечение нарушений хозяйствующими субъектами (субъектами рынка) государств-членов, а также физическими лицами и некоммерческими организациями государств-членов, не осуществляющими предпринимательскую деятельность, общих правил конкуренции, установленных разделом XVIII Договора, в случае если такие нарушения оказывают или могут оказать негативное влияние на конкуренцию на трансграничных рынках на территориях двух и более государств-членов, за исключением финансовых рынков, осуществляется Комиссией в порядке, предусмотренном Протоколом об общих принципах и правилах конкуренции (приложение N 19 к Договору).

Пункт 1 статьи 76 Договора запрещает действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта (субъекта рынка), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. В норме приводится открытый перечень таких действий (бездействия) хозяйствующего субъекта, в том числе запрет на установление либо поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара (подпункт 1).

При этом под хозяйствующим субъектом (субъектом рынка) понимается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, а также физическое лицо, чья профессиональная приносящая доход деятельность в соответствии с законодательством государств-членов подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию (подпункт 20 пункта 2 Протокола об общих принципах и правилах конкуренции).

В силу подпункта 7 пункта 2 Протокола об общих принципах и правилах конкуренции доминирующим положением следует считать такое положение хозяйствующего субъекта (субъекта рынка) на рынке определенного товара, которое дает ему возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов (субъектов рынка), и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (субъектам рынка).

Принимая во внимание буквальную формулировку вопроса заявителя, Большая коллегия Суда считает необходимым отметить, что с учетом компетенции Комиссии, определенной пунктом 7 статьи 76 Договора и положениями Протокола об общих принципах и правилах конкуренции, полномочия Комиссии направлены на установление и пресечение фактов запрещенного поведения вышеназванных субъектов рынка, включая установление либо поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

Для целей установления общих принципов и правил конкуренции монопольно высокой является цена товара, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование, при наличии такого рынка на территории Союза или за ее пределами (подпункт 12 пункта 2 Протокола об общих принципах и правилах конкуренции).

Под монопольно низкой ценой понимается цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом (субъектом рынка), если эта цена ниже суммы фактических или необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и ниже цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке, при наличии такого рынка на территории Союза или за ее пределами (подпункт 13 пункта 2 Протокола об общих принципах и правилах конкуренции).

Также Большая коллегия Суда обращает внимание на то, что результатом запрещенного пунктом 1 статьи 76 Договора поведения доминирующего на рынке хозяйствующего субъекта, формирующим объективную сторону нарушения, должна быть возможность наступления отрицательных последствий - недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. При этом злоупотребление со стороны такого субъекта рынка может выражаться в том числе и в виде формирования, установления (поддержания) монопольных цен.

14. Большая коллегия Суда считает, что реализация Комиссией своих полномочий должна осуществляться в пределах компетенции, а также при соблюдении условий и порядка, установленных правом Союза.

Во исполнение пункта 2 статьи 74 Договора, в целях определения компетенции Комиссии по пресечению нарушений общих правил конкуренции хозяйствующими субъектами (субъектами рынка) государств - членов Союза Решением Высшего Евразийского экономического совета от 19 декабря 2012 года N 29 установлены Критерии отнесения рынка к трансграничному (далее - Критерии).

Общее правило определения трансграничности рынка, применяемое ко всем нарушениям, предусмотренным статьей 76 Договора, закреплено в пункте 2 статьи 74 Договора и в пункте 2 названных Критериев. Оно основано на географическом подходе и относит рынок к трансграничному, если географические границы товарного рынка охватывают территории двух и более государств-членов.

Кроме того, пункт 5 Критериев содержит перечень специальных условий, необходимых для пресечения Комиссией нарушений хозяйствующими субъектами запретов, установленных пунктом 1 статьи 76 Договора.

При этом Большая коллегия Суда отмечает, что положения Договора и приложений к нему не ограничивают полномочия Комиссии по контролю за соблюдением общих правил конкуренции на всех охватываемых Договором трансграничных рынках в зависимости от формы приобретения на них товара - в том числе и в случаях, когда приобретение товара опосредовано процедурами закупок (включая закупки из одного источника либо у единственного поставщика), поскольку возможность влияния действий (бездействия) занимающего доминирующее положение субъекта рынка на условия обращения товара не исключается.

Данный вывод согласуется и с правовой позицией, ранее сформулированной в практике Суда относительно применения пункта 7 статьи 76 Договора (пункт 6.1 решения Коллегии Суда от 11 февраля 2020 года по делу N С-3/19 Дельрус I), согласно которой сфера действия положений раздела XVIII Договора и Протокола об общих принципах и правилах конкуренции распространяется на все отношения, которые оказывают или могут оказать негативное влияние на конкуренцию в рамках ЕАЭС, на все виды хозяйственной деятельности. Ограничена она лишь сферами, прямо указанными в соответствующих положениях раздела XVIII Договора и Протокола (например, финансовые рынки).

Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание, что государственные (муниципальные) закупки конкретных товаров не являются отдельными товарными рынками, Большая коллегия Суда приходит к выводу о том, что Комиссия наделена полномочиями по пресечению нарушений общих правил конкуренции на самих товарных рынках обращения этих товаров, где и происходит приобретение товаров посредством процедур закупок (в том числе по пресечению нарушений субъектом рынка, занимающим доминирующее положение, запрета на установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены). Иное, по мнению Большой коллегии Суда, привело бы к невозможности соблюдения самих принципов рыночной экономики и добросовестной конкуренции, заложенных государствами - участниками Договора в основу функционирования Союза.

Что касается нарушений в процедурах самих закупок, где регулирование правоотношений устанавливается законодательством государства-члена, то с учетом положений пункта 1 статьи 88 Договора и Протокола о порядке регулирования закупок их пресечение относится к компетенции уполномоченных в данной сфере органов власти государства - члена Союза.

15. Кроме того, в силу положений пункта 7 статьи 76 Договора Комиссия должна соблюдать порядок пресечения нарушений общих правил конкуренции, предусмотренный Протоколом об общих принципах и правилах конкуренции, в соответствии с пунктом 11 которого утверждены порядок рассмотрения заявлений, порядок проведения расследований, порядок рассмотрения дел, иные процедурные и методические документы.

Строгое соблюдение Комиссией установленного порядка пресечения нарушений общих правил конкуренции является важным и необходимым условием правомерности осуществления контрольных функций в области конкурентного (антимонопольного) права Союза.

Относительно выявления Комиссией конкретных нарушений общих правил конкуренции на трансграничных рынках Большая коллегия Суда отмечает, что правомерность вынесенных в этих случаях решений Комиссии может быть проверена в судебном порядке (подпункт 2 пункта 39 Статута Суда, пункт 14 Протокола об общих принципах и правилах конкуренции).

16. На основании вышеизложенного Большая коллегия Суда приходит к следующим выводам:

16.1. Государственные (муниципальные) закупки, независимо от способа их совершения, не являются отдельным товарным рынком, но являются формой приобретения товара (работы, услуги) на соответствующем трансграничном товарном рынке, на который распространяются общие принципы и правила конкуренции.

16.2. Комиссия в соответствии с положениями пункта 7 статьи 76 Договора наделена полномочиями по пресечению фактов установления, поддержания на трансграничных товарных рынках монопольно высокой или монопольно низкой цены товаров (работ, услуг) хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, независимо от формы приобретения этих товаров (работ, услуг).

Пресечение нарушений общих правил конкуренции на трансграничных рынках осуществляется Комиссией в каждом случае с учетом всех обстоятельств, в порядке, предусмотренном Протоколом об общих принципах и правилах конкуренции (приложение N 19 к Договору). При несогласии хозяйствующего субъекта с конкретным решением Комиссии, оно может быть оспорено в Суде Евразийского экономического союза.