II. Выводы Суда

4. Руководствуясь пунктом 50 Статута Суда, Большая коллегия Суда при осуществлении правосудия, в том числе разъяснении положений Договора, применяет общепризнанные принципы и нормы международного права, Договор, международные договоры в рамках Союза, решения и распоряжения органов Союза, международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы.

В соответствии со статьей 31 "Общее правило толкования" Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 года международный договор должен толковаться добросовестно в соответствии с обычным значением, которое следует придавать терминам договора в их контексте, а также с учетом объекта и целей договора.

5. Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года учрежден Союз, являющийся международной организацией региональной экономической интеграции (статья 1 Договора).

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Договора Союз наделяется компетенцией в пределах и объемах, установленных Договором и международными договорами в рамках Союза. Исключительно в указанных границах вопросы общих принципов и правил конкуренции на рынке, а также государственных (муниципальных) закупок регулируются его органами.

Так, в соответствии с пунктом 3 Положения о Евразийской экономической комиссии (приложение N 1 к Договору) Комиссия осуществляет свою деятельность в пределах полномочий, предусмотренных Договором и международными договорами в рамках Союза, включая такие сферы, как конкурентная политика (подпункт 9) и государственные и (или) муниципальные закупки (подпункт 13).

Согласно статье 3 Договора Союз осуществляет свою деятельность в пределах компетенции, предоставляемой ему государствами-членами в соответствии с Договором, на основе определенных данной статьей принципов. На основе этих принципов действуют и органы Союза (пункт 3 статьи 8 Договора).

В числе основных принципов, обладающих универсальным характером и обеспечивающих системное правовое регулирование различных отношений в сферах экономики, отнесенных к ведению ЕАЭС, статьей 3 Договора названы принципы рыночной экономики и добросовестной конкуренции.

Соблюдение принципов рыночной экономики и добросовестной конкуренции на пространстве ЕАЭС является одним из обязательных условий дальнейшего развития евразийской экономической интеграции, укрепления экономик государств-членов, их гармоничного развития и сближения. При этом принцип добросовестной конкуренции взаимосвязан непосредственно с каждой из перечисленных в статье 4 Договора целей: созданием условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения; стремлением к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза; всесторонней модернизацией, кооперацией и повышением конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики.

В части регулирования государственных (муниципальных) закупок такой подход на уровне права Союза закреплен в абзаце десятом пункта 1 статьи 88 Договора, в соответствии с которым развитие конкуренции отнесено к целям и принципам регулирования указанных отношений.

Учитывая общее правило толкования международного договора, Большая коллегия Суда исходит из того, что разъяснение Договора, о котором просит заявитель, должно осуществляться в системной взаимосвязи его положений, в их контексте, а также с учетом объекта и целей Договора.

Положения статьи 3, разделов XVIII и XXII Договора указывают на то, что принципы рыночной экономики и добросовестной конкуренции формируют правовой базис как общих правил конкуренции, так и закупок.

6. О действии конкурентного (антимонопольного) права на товарных рынках, отношения на которых включают среди прочего государственные (муниципальные) закупки, указывают и органы государств-членов в своих ответах на запросы Суда по настоящему делу (письма Комиссии по защите конкуренции Республики Армения от 2 сентября 2024 года N 010109, Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 20 августа 2024 года N 14-01-08/1586 К, Службы антимонопольного регулирования при Министерстве экономики и коммерции Кыргызской Республики от 29 августа 2024 года N 07-2/1770, Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 30 августа 2024 года N 91/1-488-24).

Согласно их позиции, по общему правилу, нормы законодательства государств-членов о противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции направлены на обеспечение развития конкуренции и действуют на всех товарных рынках, где совершаются сделки по продаже (приобретению) товаров, в том числе и посредством государственных закупок. Данные нормы применяются в полной мере, без изъятий либо ограничений, несмотря на различия в предмете правового регулирования конкуренции и закупок.

7. Таким образом, регулирование Договором конкурентной (антимонопольной) политики и государственных (муниципальных) закупок осуществляется в том числе на основе установленных Договором принципов рыночной экономики и добросовестной конкуренции. Действие данных принципов определяет системную взаимосвязь правового регулирования рассматриваемых отношений.

При этом Большая коллегия Суда считает, что, исходя из вопросов заявителя, по настоящему делу необходимо разъяснение контрольных полномочий Комиссии именно в сфере конкуренции. Разъяснение же положений Договора о контрольных полномочиях Комиссии по обеспечению соблюдения права Союза о государственных (муниципальных) закупках заявителем не запрашивается.

Одновременно Большая коллегия Суда обращает внимание на то, что контроль за соблюдением законодательства государства-члена о закупках обеспечивается его уполномоченным органом (абзацы второй и восьмой пункта 1 статьи 88 Договора).