8. Подпункт 19 пункта 2 Протокола об общих принципах и правилах конкуренции (приложение N 19 к Договору) определяет "товарный рынок" как сферу обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географической), исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности, приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
При таких обстоятельствах состояние товарного рынка, сложившиеся на нем условия формируют условия приобретения на этом рынке товара.
В свою очередь, "товар" определяется как объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (подпункт 18 пункта 2 Протокола об общих принципах и правилах конкуренции).
Согласно абзацу четвертому пункта 2 Протокола о порядке регулирования закупок (приложение N 25 к Договору) под термином "закупки" подразумеваются государственные (муниципальные) закупки, которые означают приобретение заказчиками товаров, работ, услуг, и иные закупки за счет бюджетных, а также иных средств в случаях, предусмотренных законодательством государства-члена о закупках, а также отношения, связанные с исполнением договоров (контрактов) о закупках.
При этом под термином "заказчик" понимается государственный орган, орган местного самоуправления, бюджетная организация (в том числе государственные (муниципальные) учреждения), а также иные лица в случаях, определенных законодательством государства-члена о закупках, осуществляющие закупки в соответствии с этим законодательством (абзац третий пункта 2 Протокола о порядке регулирования закупок).
9. Большая коллегия Суда отмечает, что в соответствии с положениями абзаца первого пункта 2 Протокола об общих принципах и правилах конкуренции (приложение N 19 к Договору) определение понятия "товарный рынок" дано для целей данного Протокола и раздела XVIII Договора "Общие принципы и правила конкуренции".
Предметом раздела XVIII Договора является установление общих принципов и правил конкуренции, обеспечивающих выявление и пресечение антиконкурентных действий на территориях государств-членов, и действий, оказывающих негативное влияние на конкуренцию на трансграничных рынках на территории двух и более государств-членов (пункт 1 статьи 74 Договора).
В соответствии с разделом XVIII Договора разработан Протокол об общих принципах и правилах конкуренции, который определяет особенности применения указанного раздела Договора, штрафные санкции за нарушение общих правил конкуренции на трансграничных рынках на территориях двух и более государств-членов, порядок осуществления Комиссией контроля за соблюдением общих правил конкуренции на трансграничных рынках (включая взаимодействие с уполномоченными органами государств-членов), порядок взаимодействия уполномоченных органов государств-членов при осуществлении контроля за соблюдением конкурентного (антимонопольного) законодательства, а также введения государственного ценового регулирования и оспаривания решений государств-членов о его введении.
Определение понятия "закупки" изложено в пункте 2 Протокола о порядке регулирования закупок (приложение N 25 к Договору) в связи с его использованием в данном Протоколе и в разделе XXII Договора "Государственные (муниципальные) закупки".
По мнению Большой коллегии Суда, то обстоятельство, что определения понятий "товарный рынок", "товар", "закупки" даны в различных разделах и приложениях Договора, предмет регулирования которых различен, не препятствует их сопоставлению и сравнительному анализу, поскольку в соответствии со статьей 6 Договора право Союза составляет единую систему и, в отсутствие специальных указаний в отношении определенных сфер регулирования, используемые в актах права Союза понятия и термины должны применяться в едином значении.
10. Анализ содержания понятий "товарный рынок" и "закупки" в их сопоставлении позволяет Большой коллегии Суда заключить, что оба понятия соотносятся друг с другом через общую понятийную категорию - приобретение товаров, работ, услуг.
Исходя из содержания понятия, "товарный рынок" представляет собой сферу обращения товара, в границах которой товар может быть приобретен, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами, а "закупки" - одну из форм приобретения такого товара.
Большая коллегия Суда полагает, что термин "приобретатель", используемый при раскрытии понятия "товарный рынок" в подпункте 19 пункта 2 Протокола об общих принципах и правилах конкуренции (приложение N 19 к Договору), следует толковать в обычном значении - как любое лицо, которое приобретает товар, так как из содержания Договора не следует намерение государств-участников придать данному термину специальное значение. В контексте Договора данный термин по своему смысловому значению шире термина "заказчик", как тот определяется и используется в абзацах третьем и четвертом пункта 2 Протокола о порядке регулирования закупок (приложение N 25 к Договору). При этом содержание термина "приобретатель" охватывает в том числе и государственные органы, органы местного самоуправления, бюджетные организации, а также иных лиц, которые приобретают товары посредством закупок.
Также Большая коллегия Суда отмечает, что приобретение товара, о котором идет речь в определении понятия "товарный рынок", не ограничивается возможностью финансирования приобретения лишь за счет бюджетных и иных средств, предусмотренных в определении понятия "закупки".
Таким образом, понятие "товарный рынок" (подпункт 19 пункта 2 Протокола об общих принципах и правилах конкуренции (приложение N 19 к Договору) как сфера обращения товара, в пределах которой этот товар может быть приобретен, не содержит ограничений по признаку правового положения приобретателя и источнику финансирования покупки. При этом приобретение товара заказчиком посредством закупок, с учетом определения понятий "заказчик" и "закупки" в абзацах третьем и четвертом пункта 2 Протокола о порядке регулирования закупок (приложение N 25 к Договору), осуществляется на соответствующем товарном рынке.
11. В соответствии с пунктами 4 и 10 Протокола о порядке регулирования закупок (приложение N 25 к Договору) закупки из одного источника либо у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) являются одним из способов проведения закупок и осуществляются с учетом требований о расчете и обосновании цены договора, указанных в пункте 10 приложения N 1, в случаях, предусмотренных приложением N 3 к Протоколу. Государство-член вправе сократить в своем законодательстве о закупках перечень товаров, работ и услуг, предусмотренный данным приложением (абзац второй пункта 10 Протокола).
По своей сути процедура закупки из одного источника либо у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) представляет собой способ выбора поставщика (исполнителя, подрядчика) при осуществлении государственной (муниципальной) закупки, при котором заказчик предлагает заключить договор только одному определенному им потенциальному поставщику (исполнителю, подрядчику). Требования к размещению информации о закупке из одного источника либо у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) устанавливаются законодательством государства-члена о закупках (абзац второй пункта 10 приложения N 1 к Протоколу о порядке регулирования закупок).
Большая коллегия Суда констатирует, что государственная (муниципальная) закупка товара, в том числе закупка из одного источника либо у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), не является отдельным товарным рынком. Также Договор не предусматривает исключение товаров, приобретаемых посредством закупок, из общего объема товарного рынка, на котором этот товар обращается.
Не содержит таких исключений и разработанная в целях осуществления контроля за соблюдением общих правил конкуренции на трансграничных рынках Методика оценки состояния конкуренции, утвержденная решением Совета Евразийской экономической комиссии от 30 января 2013 года N 7 (далее - Методика).
В соответствии с пунктом 37 Методики основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем продаж. Использование иных предусмотренных Методикой показателей допускается в тех случаях, когда объем продаж невозможно установить либо когда из-за особенностей товарного рынка они позволяют более точно охарактеризовать положение хозяйствующих субъектов на товарном рынке с точки зрения конкуренции.
Согласно пункту 39 Методики в зависимости от наличия информации объем товарного рынка определяется как:
а) сумма объемов продаж товара хозяйствующими субъектами, действующими на товарном рынке. При этом не допускается повторный учет одного и того же товара;
б) сумма объемов производства товара в географических границах товарного рынка (за вычетом потребления товара в процессе его производства и объема запасов) за вычетом объемов вывоза (экспорта) товара с соответствующей территории и с добавлением объемов ввоза (импорта) товара на соответствующую территорию;
в) сумма объемов покупок товара действующими на товарном рынке покупателями, которая может в том числе определяться как:
скорректированный на величину средней торговой наценки объем розничного товарооборота (для оптовых рынков);
произведение обоснованных норм потребления товара на душу населения и численности населения (например, для розничных товарных рынков с большим количеством покупателей) с корректировкой при необходимости на фактическую степень достижения норм потребления.
Таким образом, в развитие положений Договора Методика обязывает учитывать в объеме исследуемого товарного рынка весь объем продажи/покупки товара вне зависимости от форм его приобретения.
Кроме того, Большая коллегия Суда отмечает необходимость исследования при оценке состояния конкуренции на товарном рынке условий конкурсного отбора поставщиков товара для государственных и муниципальных нужд как административного ограничения (барьера) для входа на товарный рынок, что предусматривается пунктами 43 и 44 Методики. Введение такого показателя также подтверждает тезис о том, что форма обращения товара на товарном рынке не ограничивает применение при оценке этого рынка общих принципов и правил конкуренции.
По мнению Большой коллегии Суда, исключение из общего объема конкретного товарного рынка товара, приобретаемого посредством государственных (муниципальных) закупок, повлечет искажение оценки конкуренции на таком товарном рынке.
12. На основании изложенного Большая коллегия Суда приходит к выводу о том, что в целях применения норм Договора под товарным рынком следует понимать сферу обращения товара, а государственные (муниципальные) закупки, включая закупки из одного источника либо у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) как отдельный способ их проведения, представляют собой одну из форм приобретения товара в рамках этого товарного рынка. При этом необходимо особо отметить, что состояние товарного рынка и сложившиеся на нем условия формируют и условия оборота соответствующего товара, что, в свою очередь, может оказывать влияние на совершаемые государственные (муниципальные) закупки на таком товарном рынке.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей