Общие положения

Экономическая интеграция стран, связанная с либерализацией международной торговли услугами, повышением интенсивности международного проникновения капитала, ускоренным распространением в масштабах всего мира технологий, облегчает трансграничное оказание услуг, развитие новых способов их поставки, одновременно открывая новые возможности как для поставщиков услуг, так и для их потребителей. Развитие данной сферы внешней торговли играет важную роль в организации международного производства и потребления товаров.

Учитывая это, международные организации совершенствуют систему правил международной торговли, обеспечивающих справедливую и недискриминационную интеграцию в международной торговле услугами для всех участников, стимулирование экономической активности посредством выработки четких и прозрачных правил доступа на национальные рынки, дальнейшее развитие международной торговли посредством ее либерализации. Правительства стран, со своей стороны, принимают отдельные меры в сфере регулирования разных способов поставки международных услуг, направленные на привлечение прямых инвестиций, создание глобальных цепочек добавленной стоимости, производство и экспорт товаров.

Обязательным условием оценки эффективности мер правительства страны, а также степени интеграции страны в мировую экономическую систему является наличие качественной статистики в этой области. Новая разработка Банка России, предоставляющая данные о распределении внешней торговли Российской Федерации услугами по способам поставки, направлена на развитие такой статистики и позволяет оценить, конкурентоспособна ли Российская Федерация в международной торговле услугами, какова степень вовлеченности страны в процессы мировой глобализации, показать насколько сильны позиции российских поставщиков услуг и насколько открыт национальный рынок для иностранных поставщиков услуг. Данная статистика восполняет пробелы в информационном обеспечении участников торговых переговоров, способствуя принятию взвешенных обоснованных решений для соблюдения баланса между интересами национальных производителей услуг и тенденциями развития мирового рынка услуг.