Решение Верховного Суда РФ от 25.01.2023 N АКПИ22-1216 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 6 приложения 3 к Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений, утв. приказом Минюста России от 04.07.2022 N 110>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 25 января 2023 г. N АКПИ22-1216

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н.,

при секретаре Е.Е.А.,

рассмотрев в закрытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению А. о признании частично недействующим пункта 6 приложения N 3 к Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 4 июля 2022 г. N 110,

установил:

приказом Министерства юстиции Российской Федерации (далее также - Минюст России) от 4 июля 2022 г. N 110 (далее также - Приказ) по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (далее также - Правила).

Согласно подпункту 12.12 пункта 12 Правил осужденным к лишению свободы запрещается приобретать, изготавливать, хранить и пользоваться вещами, предметами и продуктами питания, включенными в перечень вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным к лишению свободы запрещается изготавливать, иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать.

Приложение N 3 к Правилам устанавливает перечень вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным к лишению свободы запрещается изготавливать, иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать (далее также - Перечень запрещенных предметов), пункт 6 которого к таким вещам относит деньги, ценные вещи, часы.

А., отбывающий по приговору суда наказание в виде пожизненного лишения свободы, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании не действующим пункта 6 Перечня запрещенных предметов в части, допускающей распространение этого пункта на запрет иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать осужденными часы, часы-будильник, необходимые им для выполнения рекомендованных по определенным временным интервалам медицинских процедур, ссылаясь на его несоответствие части 2 статьи 7 и статье 41 Конституции Российской Федерации, статье 3.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о социальной защите инвалидов), статье 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., статье 15 Конвенции о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г., Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 г.

В обоснование требования указал, что часы-будильник необходимы ему для выполнения медицинских процедур, проведение которых рекомендовано по определенным временным интервалам.

Административный ответчик Минюст России и заинтересованное лицо Генеральная прокуратура Российской Федерации в письменных возражениях и письменном отзыве на административный иск указали, что оспариваемые в части Правила утверждены федеральным органом исполнительной власти в пределах предоставленных ему полномочий, соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав, свобод и законных интересов административного истца.

А. извещен о времени и месте судебного разбирательства по месту отбывания наказания, его представители П. и Х. в судебном заседании поддержали заявленное требование, просили его удовлетворить.

Представитель Министерства юстиции Российской Федерации Е.Е.В. и представитель Генеральной прокуратуры Российской Федерации В.Т.А. возражали против удовлетворения административного иска.

Выслушав объяснения представителей сторон и заинтересованного лица, проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.

В соответствии с частью 3 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее также - УИК РФ) в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

Полномочия Минюста России как федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, на момент утверждения оспариваемых в части Правил были определены подпунктом 1 пункта 1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 (утратил силу в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 13 января 2023 г. N 10 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", утвердившего Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Положение).

В настоящий момент соответствующие полномочия Минюста России закреплены в подпункте 9 пункта 2 Положения.

Оспариваемые в части Правила утверждены Минюстом России при реализации полномочий, предусмотренных Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, и согласованы с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

Нормативный правовой акт зарегистрирован в Минюсте России 5 июля 2022 г., регистрационный номер 69157, размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 6 июля 2022 г.

Процедура издания, введения в действие и опубликования Приказа, утвердившего Правила, соответствует положениям Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" и Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009.

Таким образом, оспариваемый в части нормативный правовой акт принят полномочным федеральным органом исполнительной власти с соблюдением формы и порядка введения в действие.

Согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В отношении лиц, признанных виновными в совершении преступления, лишение и ограничение прав и свобод устанавливаются федеральным законом в виде применения наказания, при исполнении которого им гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации (статья 43 Уголовного кодекса Российской Федерации, часть 2 статьи 10 УИК РФ).

В силу части 2 статьи 11 УИК РФ осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказания, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.

К одному из основных средств исправления осужденных часть 2 статьи 9 УИК РФ относит порядок исполнения и отбывания наказания (режим), под которым согласно части 1 статьи 82 УИК РФ понимается установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.

Оспариваемые в части Правила регламентируют внутренний распорядок исправительных учреждений при реализации предусмотренных УИК РФ порядка и условий исполнения наказания в виде лишения свободы, обеспечения изоляции осужденных к лишению свободы, охраны их прав и законных интересов, исполнения ими своих обязанностей (пункт 1).

Содержащийся в пункте 6 Перечня запрещенных предметов запрет осужденным к лишению свободы иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать часы согласуется с частью 8 статьи 82 УИК РФ, предусматривающей, что перечень вещей и предметов, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать, устанавливается Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и относится к допустимым в силу приведенных норм закона ограничениям прав и свобод.

Указанный запрет не является произвольным, поскольку установлен с учетом объективных характеристик современных часов с функциями мобильного телефона, модема, бесконтактной синхронизации и оплаты (NFC), GPS-навигации, фотосъемки, аудио- и видеозаписи, компаса, альтиметра, шагомера и другими функциями.

Такой запрет обусловлен необходимостью поддержания установленного законом порядка отбывания наказания в виде лишения свободы (режима) и изоляции осужденных к лишению свободы, обеспечения личной безопасности осужденных, персонала, иных лиц, исключения возможности ненадлежащего использования определенных вещей и предметов в условиях исправительного учреждения, а также исключения основания для возможных конфликтов между осужденными по поводу владения этими вещами и предметами.

Нормативный правовой акт большей юридической силы, который бы устанавливал иной перечень запрещенных предметов, отсутствует.

Оспариваемое положение Правил на нарушает прав осужденных на охрану здоровья и не носит дискриминационного характера.

Согласно части 2 статьи 7, части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

В соответствии с частью 7 статьи 26 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" порядок организации оказания медицинской помощи, в том числе в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, лицам, заключенным под стражу, отбывающим наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, устанавливается законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Порядок оказания медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в виде лишения свободы, регламентирован статьей 101 УИК РФ, приказом Минюста России от 28 декабря 2017 г. N 285 "Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы", главой XII "Организация и предоставление медицинской помощи осужденным к лишению свободы" Правил.

При этом оспариваемый в части Перечень запрещенных предметов не регулирует порядок оказания медицинской помощи, не содержит каких-либо различий, исключений или ограничений по причине инвалидности осужденных к лишению свободы. Запрет на изготовление, получение и хранение осужденным определенных вещей и предметов в условиях исправительного учреждения не может рассматриваться в качестве применения пыток и издевательств, поскольку является одним из условий обеспечения соблюдения порядка исполнения и отбывания наказаний (режима) как одного из средств исправления осужденных.

В соответствии со статьей 101 УИК РФ приказом Минюста России от 22 сентября 2015 г. N 222 утвержден порядок обеспечения условий для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях.

Указанным порядком предусмотрено, что условия для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, обеспечиваются администрацией исправительного учреждения (пункт 2); администрацией исправительного учреждения обеспечиваются условия пользования техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, в соответствии с назначением и порядком использования указанных технических средств, а также условиями их хранения (пункт 5).

Нормативные положения Правил не содержат запрета выдачи осужденному в ночное время состоящих на балансе исправительного учреждения или филиала медицинской организации уголовно-исполнительной системы будильника или таймера в соответствии с возложенной на администрацию исправительного учреждения обязанностью по обеспечению условий пользования техническими средствами реабилитации.

В связи с этим доводы административного истца о противоречии пункта 6 Перечня запрещенных предметов в оспариваемой части положениям Конституции Российской Федерации, Закона о социальной защите инвалидов, нормам международного права и о нарушении его прав на охрану здоровья, запрета на дискриминацию по признаку инвалидности, запрета на причинение пыток и издевательств подлежат отклонению.

Положения Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., на несоответствие которой ссылается административный истец, внутренний распорядок исправительных учреждений при реализации предусмотренных Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации порядка и условий исполнения наказания в виде лишения свободы не регулируют.

Оспариваемый пункт Перечня запрещенных предметов не нарушает прав административного истца в упоминаемых им аспектах, соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, что по результатам рассмотрения административного искового заявления влечет принятие решения об отказе в удовлетворении заявленных требований согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления А. о признании частично недействующим пункта 6 приложения N 3 к Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 4 июля 2022 г. N 110, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

О.Н.НЕФЕДОВ