Итоги реализации государственной политики в сфере бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности к 2024 году

Итоги реализации государственной политики в сфере

бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской

деятельности к 2024 году

К 2024 году в Российской Федерации создана и функционирует система бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности, соответствующая современному уровню развития экономических и гражданско-правовых отношений.

Принимаемые правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - финансовая отчетность) ориентированы на реализацию потребностей в первую очередь широкого круга пользователей финансовой отчетности, формирование реальной картины деятельности экономических субъектов как отдельных юридических лиц и как головных организаций контролируемых групп. В бухгалтерском учете применяются способы оценки и представления информации, содержащие прогностические элементы, без которых в современной экономике экономическим субъектам невозможно принимать обоснованные решения по вопросам управления и инвестирования. В сравнении с финансовой отчетностью, составлявшейся по ранее действовавшим правилам, сегодня ее пользователи видят реальное положение дел у экономического субъекта, а не только соответствие финансовой отчетности установленным правилам, суммы, которые можно получить от использования активов, а не суммы потраченных на их приобретение средств, все подлежащие исполнению экономическим субъектом обязательства, а не только их задокументированную часть, результативность и риски деятельности руководства экономического субъекта.

С целью оптимизации затрат на ведение бухгалтерского учета и снижения административной нагрузки требования к бухгалтерскому учету дифференцированы для разных категорий экономических субъектов. Полный комплект требований определяется совокупностью федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета (далее - стандарты учета). Упрощенный комплект требований определяется сокращенной совокупностью федеральных стандартов бухгалтерского учета. Требования к консолидированной финансовой отчетности устанавливаются международными стандартами финансовой отчетности, признанными в Российской Федерации. При этом полный и упрощенный комплекты требований применяются при составлении юридически значимой финансовой отчетности, данные которой используются, в частности, при определении размера дивидендов, разрешении хозяйственных споров, формировании показателей официальной статистики, исчислении налогов, тарифном регулировании. Полный комплект требований действует в отношении финансовой отчетности прежде всего общественно значимых экономических субъектов, которые также составляют консолидированную финансовую отчетность. Субъекты малого предпринимательства (за исключением общественно значимых) и подавляющее большинство некоммерческих организаций вправе вести упрощенный бухгалтерский учет. Индивидуальные предприниматели вправе ограничиться ведением только налогового учета.

Упрощенный бухгалтерский учет предполагает отказ от сложных способов ведения бухгалтерского учета (например, применение стандартов бухгалтерского учета строительного подряда, оценочных и налоговых обязательств, прекращаемой деятельности, способов капитализации объектов основных средств, аренды, нематериальных активов, применения дисконтирования, переоценки, обесценения при оценке активов), раскрытия многих видов информации (например, о связанных сторонах, сегментах). В рамках упрощенного бухгалтерского учета экономические субъекты применяют сокращенное количество синтетических счетов (упрощенный план счетов) и упрощенную систему регистров бухгалтерского учета, составляют упрощенную финансовую отчетность. При этом экономический субъект самостоятельно решает, вести ли упрощенный бухгалтерский учет вместо полного и какие упрощения применять. По экспертным оценкам, упрощенный бухгалтерский учет позволяет сократить объем финансовой отчетности на 80 процентов по сравнению с полным бухгалтерским учетом.

Реализованный в настоящее время подход к регулированию бухгалтерского учета обеспечивает прозрачность этого процесса, его информационную открытость и вовлеченность в него широкого круга заинтересованных лиц. Интересы последних реализуются через процедуру принятия стандартов бухгалтерского учета, установленную Федеральным законом "О бухгалтерском учете". В рамках этой процедуры разработка и публичное обсуждение проектов стандартов бухгалтерского учета осуществляются, как правило, субъектами негосударственного регулирования бухгалтерского учета (профессиональными и деловыми объединениями). Профессиональная экспертиза проектов стандартов бухгалтерского учета и общественный надзор за их качеством осуществляются созданным в соответствии с указанным Федеральным законом советом по стандартам бухгалтерского учета, две трети членов которого представляют интересы субъектов негосударственного регулирования бухгалтерского учета и научной общественности и одна треть - интересы государства. Обеспечение соответствия стандартов бухгалтерского учета законодательству и проводимой государственной политике, введение их в действие и их государственная регистрация отнесены к полномочиям Министерства финансов Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации.

Доверие заинтересованных пользователей финансовой отчетности к содержащейся в ней информации призван обеспечивать независимый аудит. Бухгалтерский учет, финансовая отчетность и аудиторская деятельность рассматриваются как неразрывная цепочка подготовки и предоставления достоверной информации о деятельности экономического субъекта широкому кругу заинтересованных внутренних и внешних пользователей этой информации.

В результате реализации в 2021 - 2023 годах Концепции развития аудиторской деятельности в Российской Федерации до 2024 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 3709-р:

обеспечено стабильное функционирование рынка аудиторских услуг, в частности, повысилась прозрачность рынка аудиторских услуг, создана и реализована система взаимодействия контрольных (надзорных) органов в сфере аудиторской деятельности с потребителями аудиторских услуг, существенно расширилась деятельность саморегулируемой организации аудиторов по методическому обеспечению аудиторской деятельности, активизировано участие субъектов аудиторской деятельности в национальной системе противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;

внедрена новая модель регулирования аудиторской деятельности, в которой требования к субъектам аудиторской деятельности дифференцированы в зависимости от общественной значимости обслуживаемых ими организаций, реализован принцип пропорциональности регулирования, Центральный банк Российской Федерации наделен рядом полномочий в сфере аудиторской деятельности, начали применяться более строгие правила независимости аудиторов и аудиторских организаций и профессиональные этические требования, все субъекты аудиторской деятельности объединены в единой саморегулируемой организации, которая наделена дополнительными регуляторными функциями;

реализована новая модель квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора, обеспечивающая объективную оценку наличия у лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью, необходимого уровня теоретических знаний в областях, имеющих отношение к этой деятельности, и способности применять такие знания в работе;

осуществлен переход к новой модели контроля (надзора) за аудиторской деятельностью, в рамках которой: Федеральным казначейством и Центральным банком Российской Федерации ведутся реестры аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги соответственно общественно значимым организациям и общественно значимым организациям на финансовом рынке, внешний контроль деятельности аудиторских организаций, осуществляемый Федеральным казначейством и саморегулируемой организацией аудиторов, основан на риск-ориентированном подходе, устранено дублирование контрольных функций Федерального казначейства и саморегулируемой организации аудиторов, введена процедура признания Центральным банком Российской Федерации аудиторских заключений ненадлежащими в обстоятельствах согласно стандартам аудиторской деятельности.

Национальная система бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности в полной мере сопоставима с аналогичными системами других государств и лучшей международно признанной практикой. Это способствует повышению конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российского бизнеса. Российские рынки бухгалтерских и аудиторских услуг становятся частью соответствующих секторов единого рынка Евразийского экономического союза. Запущен процесс признания финансовой отчетности российских организаций и аудиторских заключений о ней, выпущенных российскими аудиторскими организациями в других государствах, с целью существенно снизить транзакционные издержки российского бизнеса при выходе на рынки этих государств.