Развитие системы стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности в качестве основного инструмента регулирования
Развитие системы стандартов бухгалтерского учета
и финансовой отчетности в качестве основного
инструмента регулирования
В соответствии с федеральными законами "О бухгалтерском учете" и "О консолидированной финансовой отчетности" система стандартов бухгалтерского учета как документов, устанавливающих минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета, включает стандарты бухгалтерского учета и международные стандарты финансовой отчетности, признанные для применения на территории Российской Федерации.
В системе бухгалтерского учета обеспечивается единство требований к нему. Такое единство является основой сопоставимости финансовой информации о деятельности экономических субъектов всех секторов экономики, включая финансовый. Такое единство обеспечивается установлением в федеральных стандартах бухгалтерского учета минимально необходимых требований к бухгалтерскому учету независимо от вида экономической деятельности и применением международно признанных стандартов как основы разработки всего комплекса стандартов бухгалтерского учета. При этом федеральные стандарты бухгалтерского учета определяют прежде всего принципы и требования, позволяющие экономическим субъектам адаптировать ведение бухгалтерского учета к масштабам, характеру и условиям своей деятельности. Экономические субъекты самостоятельны в выборе способов ведения бухгалтерского учета, построении документооборота, в том числе в конструировании форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, организации обработки учетной информации, ориентированной в первую очередь на цифровые технологии.
Для поддержания единства требований к бухгалтерскому учету целесообразно принять акт, определяющий концептуальные основы учета. Указанный акт, разработанный на основе аналогичного документа международных стандартов финансовой отчетности, не являющийся стандартом бухгалтерского учета, с одной стороны, станет ориентиром для разработчиков стандартов бухгалтерского учета и иных документов в области регулирования бухгалтерского учета. С другой стороны, он предназначен для применения при оценке достоверности финансовой отчетности ее составителями, пользователями и аудиторами.
В системе бухгалтерского учета, принятой в Российской Федерации, реализуются требования, обеспечивающие ее непротиворечивость международно признанной практике. Это способствует в том числе повышению конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российского бизнеса. Этот подход важен также для успешного участия Российской Федерации в интеграционных процессах в рамках Евразийского экономического союза, Содружества Независимых Государств, межгосударственного объединения БРИКС, а также для продвижения интересов российских экономических субъектов в этих межгосударственных объединениях и в отношениях с экономическими субъектами дружественных государств.
К 2030 году должно быть завершено принятие базового комплекта федеральных стандартов бухгалтерского учета. В этот комплект, помимо уже принятых стандартов бухгалтерского учета капитальных вложений основных средств, нематериальных активов, аренды, запасов, стандартов бухгалтерской (финансовой) отчетности, инвентаризации, документов бухгалтерского учета, должны войти стандарты бухгалтерского учета доходов, расходов, биологических активов, финансовых активов и обязательств. Принятием базового комплекта стандартов завершится процесс переориентации бухгалтерского учета на формирование информации, раскрывающей реальную картину деятельности экономических субъектов. Кроме того, введение в действие базового комплекта стандартов, устраняющего существенные различия в отчетности юридического лица и группы организаций, создаст основу для уточнения сферы обязательного составления консолидированной финансовой отчетности, обеспечивающего баланс интересов ее пользователей и затрат ее составителей. В частности, станут возможными:
расширение круга составителей консолидированной финансовой отчетности без увеличения административной нагрузки на экономические субъекты;
определение условий, при которых возможен отказ от обязательного составления этой отчетности промежуточными структурами группы организаций.
Принятие федеральных стандартов бухгалтерского учета будет сопровождаться разработкой методического обеспечения возникающих и (или) получающих распространение объектов бухгалтерского учета, в частности, цифровых валют, углеродных единиц и единиц выполнения квот выбросов парниковых газов, деятельности по партнерскому финансированию, информационных ресурсов. Первоначально регулирование бухгалтерского учета таких объектов целесообразно осуществлять путем издания рекомендаций (обобщения лучших практик), следуя которым экономические субъекты получают дополнительные конкурентные преимущества. Обязательные для исполнения стандарты бухгалтерского учета будут устанавливаться на основе анализа применения этих рекомендаций.
Дальнейшее применение в Российской Федерации международных стандартов требует улучшения качества перевода их текстов на русский язык. Перевод международных стандартов должен быть организован таким образом, чтобы после изучения текста таких стандартов на русском языке заинтересованный квалифицированный пользователь получил такое же представление об их содержании и смысле, как после изучения оригинального текста международных стандартов. В результате перевода международных стандартов должен быть получен понятный, грамматически правильный текст на русском языке. В тексте международных стандартов на русском языке должны быть обеспечены полнота перевода, единство используемой терминологии (в том числе терминологии международных стандартов финансовой отчетности и международных стандартов аудита), а также приоритет традиционной терминологии, принятой в российской бухгалтерской и аудиторской практике, перед заимствованной терминологией. Решение этой задачи предполагает в том числе принятие мер по повышению устойчивости финансового обеспечения деятельности по переводу международных стандартов на русский язык.
С целью совершенствования законодательного обеспечения бухгалтерского учета и финансовой отчетности должны быть уточнены отдельные положения Федерального закона "О бухгалтерском учете" и иных федеральных законов, а именно:
упорядочено применение понятия "бухгалтерская (финансовая) отчетность", которое должно объединять понятия "бухгалтерская отчетность" и "консолидированная финансовая отчетность" ("финансовая отчетность" в случаях, когда организация, обязанная составлять консолидированную финансовую отчетность, не создает группу). В контексте этого необходимо рассмотреть целесообразность включения норм Федерального закона "О консолидированной финансовой отчетности" в Федеральный закон "О бухгалтерском учете";
введено понятие "профессиональное суждение лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета", и определена его роль в разработке учетной политики экономического субъекта;
закреплено право микропредприятий (за исключением финансовых организаций) и индивидуальных предпринимателей вести бухгалтерский учет без применения двойной записи (по простой системе);
установлены правила признания внешних документов первичными учетными документами, определен порядок разработки электронных форматов документов бухгалтерского учета и хранения электронных документов бухгалтерского учета;
уточнены нормы об инвентаризации активов и обязательств организаций, а также о составлении финансовой отчетности при преобразовании организаций;
введено обязательное составление промежуточной финансовой отчетности как минимум за первое полугодие организациями, финансовая отчетность которых подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством Российской Федерации;
организациям, составляющим консолидированную финансовую отчетность, предоставлено право использовать единые способы ведения бухгалтерского учета как для отчетности юридического лица, так и для консолидированной финансовой отчетности;
конкретизированы положения, касающиеся организации и осуществления экономическими субъектами внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной деятельности, ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности;
уточнены процедуры корпоративного управления экономическим субъектом в отношении его финансовой отчетности, прежде всего повышения вовлеченности коллегиальных органов управления экономическим субъектом в обеспечение достоверности такой отчетности (при неизменности ответственности руководителя экономического субъекта за достоверность финансовой отчетности), с одновременным пересмотром процедур утверждения финансовой отчетности;
введен отложенный (не менее года после принятия) порядок вступления в силу стандартов бухгалтерского учета для обязательного применения.
Для поддержания соответствия правил бухгалтерского учета потребностям пользователей информации будет осуществляться мониторинг экономических субъектов, имеющих право вести упрощенный бухгалтерский учет, а также актуальности принятых подходов к разработке и внедрению упрощенных способов ведения бухгалтерского учета.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей