Совершенствование экономической модели деятельности аудиторских организаций
После существенных изменений модели регулирования и контроля (надзора) аудиторской деятельности, реализованных в 2021 - 2023 годах, для качественного функционирования рынка аудиторских услуг необходим период адаптации субъектов аудиторской деятельности, их институтов, регулирующих и контролирующих (надзорных) органов к реализованной модели. Главной задачей периода до 2030 года является достижение максимального эффекта от реализованных изменений, выражающегося в дальнейшем повышении роли института аудита в общенациональной системе финансового контроля, уровня востребованности его результатов, доверия к результатам оказания аудиторских услуг, качества этих услуг, конкурентоспособности отечественных аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и престижа аудиторской профессии.
Для решения указанной задачи необходимо обеспечить, с одной стороны, стабильность рынка аудиторских услуг и, с другой стороны, совершенствование экономической модели деятельности аудиторских организаций.
Реализация первого направления работы требует моратория на существенные новые изменения модели регулирования и контроля (надзора) аудиторской деятельности в период до 2030 года. Такой мораторий не означает отказ от актуальных корректировок отдельных элементов этой модели и предусмотренных ею механизмов. Однако эти корректировки должны быть обоснованы, иметь целью совершенствование конкретных элементов модели и механизмов ее реализации, обеспечивать реальный положительный эффект для развития рынка аудиторских услуг. Такими корректировками в среднесрочной перспективе должны стать:
приведение Федерального закона "Об аудиторской деятельности" и при необходимости других федеральных законов в соответствие с Соглашением об осуществлении аудиторской деятельности в рамках Евразийского экономического союза от 19 апреля 2022 г.;
пересмотр перечня организаций, относящихся к общественно значимым, предусмотренного Федеральным законом "Об аудиторской деятельности", предусматривающий включение в него организаций, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны и безопасности страны, функционирования объектов инфраструктуры, а также расширение его за счет организаций с государственным участием;
уточнение с учетом правоприменительной практики порядка регистрации субъектов аудиторской деятельности, в том числе оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, осуществления внешнего контроля (надзора) деятельности аудиторских организаций и применения мер воздействия за нарушение обязательных требований;
увязка механизма подтверждения соблюдения требования безупречной деловой (профессиональной) репутации физических лиц и коммерческих организаций, желающих стать членами саморегулируемой организации аудиторов в качестве соответственно аудиторов и аудиторских организаций, с утвержденными этой саморегулируемой организацией в соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" требованиями к деловой (профессиональной) репутации аудиторов, аудиторских организаций, указанных физических лиц и коммерческих организаций;
уточнение порядка действия требования о принадлежности аудиторам и (или) аудиторским организациям доли уставного (складочного) капитала, составляющей не менее 51 процента, в случае смерти аудитора, которому принадлежит такая доля;
устранение осуществляемых Федеральным казначейством и саморегулируемой организацией аудиторов в отношении одних и тех же аудиторских организаций дублирующих контрольных мероприятий в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и распространения оружия массового уничтожения;
усиление ответственности, в том числе имущественной, аудиторских организаций, аудиторов за грубые нарушения обязательных требований в сфере аудиторской деятельности.
Совершенствованию экономической модели деятельности аудиторских организаций будут способствовать:
расширение практики оказания услуг по проведению аудита либо иной проверки систем внутреннего контроля в организациях, обязанных создавать такие системы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по профессиональному подтверждению раскрываемой информации об устойчивости, по оценке технического и программного обеспечения ведения бухгалтерского учета организациями;
формирование практики оказания таких услуг, как консультирование в случаях выпуска ценных бумаг, финансовых инструментов в иностранных юрисдикциях, осуществления внешнеэкономической деятельности, а также консультирование по вопросам корпоративного управления зарубежными активами, налогообложения в иностранных юрисдикциях, налогового и бухгалтерского сопровождения зарубежных активов, контролируемых иностранных инвестиций, международного права и права отдельных иностранных юрисдикций;
определение случаев, в которых наличие (отсутствие) аудиторского заключения или иного документа, выдаваемого аудиторской организацией в соответствии со стандартами аудиторской деятельности, должно рассматриваться в качестве фактора оценки экономического субъекта;
расширение методической базы применения информационных технологий в сфере оказания аудиторских услуг, прежде всего средств обеспечения информационной безопасности, внедрение саморегулируемой организацией аудиторов механизмов стимулирования активного применения информационных технологий субъектами аудиторской деятельности, в том числе повышение уровня знаний и навыков применения аудиторами электронных технологий анализа данных и других современных IT-технологий оказания аудиторских и связанных с ними услуг;
изменение системы закупок аудиторских услуг, в частности, совершенствование конкурсных процедур отбора аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов;
включение субъектов аудиторской деятельности в число лиц, имеющих право оказывать услуги ведения бухгалтерского учета без соблюдения специальных требований, предъявляемых к таким лицам в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете";
введение запрета на одновременное исполнение одним лицом полномочий исполнительного органа в двух и более аудиторских организациях;
совершенствование механизма аннулирования квалификационных аттестатов аудитора;
продолжение работы по признанию российской системы регулирования аудиторской деятельности и контроля (надзора) за ней эквивалентной аналогичным системам отдельных стран (групп стран) исходя из потребности российского делового сообщества.
Одной из мер, направленных на совершенствование деятельности аудиторских организаций, является дальнейшее развитие системы контроля (надзора) за аудиторской деятельностью. Задачей настоящего этапа развития этой системы является повышение ее результативности. При этом результативность должна пониматься как превращение контроля (надзора) в действенный фактор обеспечения качества аудиторских услуг и тем самым защиты такой охраняемой законом ценности, как право граждан и юридических лиц на получение информации (часть 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации).
Реализация указанной задачи предполагает нацеленность деятельности контрольных (надзорных) органов, с одной стороны, на обеспечение легитимности аудиторского заключения как официального документа, а с другой стороны, на повышение доверия заинтересованных пользователей финансовой отчетности и иной информации экономических субъектов к аудиторским заключениям. Работа контрольных (надзорных) органов не должна препятствовать экономическому развитию в сфере аудиторской деятельности.
Реализация этой задачи в контрольной деятельности Федерального казначейства будет осуществляться в соответствии с Концепцией совершенствования контрольной (надзорной) деятельности до 2026 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2023 г. N 3745-р. При этом должно быть обеспечено сохранение планового внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, в форме контрольных (надзорных) мероприятий в отношении как аудиторских организаций, отнесенных к объектам чрезвычайно высокой и высокой категорий риска, так и в отношении аудиторских организаций, отнесенных к объектам средней категории риска.
Помимо этого требуется следующая доработка системы внешнего контроля (надзора) в сфере аудиторской деятельности:
развитие и углубление на основе накопленного опыта подхода к осуществлению внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, аудиторов, предусматривающего контроль обоснованности и результативности решений, принятых ими при исполнении процедур, предписанных стандартами аудиторской деятельности, а не только контроль полноты исполнения указанных процедур;
расширение взаимодействия контрольных (надзорных) органов при осуществлении контрольных мероприятий, а именно оптимизация административной нагрузки на контролируемых лиц. Приоритетными направлениями такого взаимодействия должны стать информационный обмен, выработка и реализация единых критериев добросовестности контролируемого лица и перечня сведений, характеризующих добросовестность, координация процедур категорирования объектов контроля с учетом их индивидуальных характеристик и соответствия критериям добросовестности, внедрение сервиса самообследования для контролируемых лиц, унификация подходов к квалификации нарушений и недостатков, выявляемых в ходе контрольных мероприятий;
стимулирование добросовестного поведения контролируемых лиц посредством активизации разъяснительной работы контрольных (надзорных) органов, совершенствования иных видов мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований;
повышение интенсивности мероприятий по профилактике нарушения субъектами аудиторской деятельности законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в целях повышения качества передаваемой в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации с учетом прежде всего актуальных рисков и типологий (схем) легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, а также признаков сомнительных операций, доводимых до субъектов аудиторской деятельности;
предоставление саморегулируемой организации аудиторов права обращаться в суд с заявлением о признании аудиторского заключения заведомо ложным;
пересмотр показателей результативности контрольной (надзорной) деятельности контрольных (надзорных) органов и уточнение методики их расчета, в результате которых повышение доверия делового сообщества и общества в целом к результатам оказания аудиторских услуг, в частности к аудиторским заключениям, как задача современной системы контроля (надзора) в сфере аудиторской деятельности должно заменить задачу выявления нарушений и недостатков в деятельности контролируемых лиц и привлечения их к ответственности.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей