Расширение функционала государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности как способа реализации информационных потребностей пользователей
Расширение функционала государственного информационного
ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности как способа
реализации информационных потребностей пользователей
Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности, созданный в 2020 году, стал одним из важнейших источников финансовой информации для широкого круга пользователей финансовой отчетности, включая участников финансового рынка, государственных органов, других участников гражданского оборота. Одновременно государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности обеспечивает существенное снижение административной нагрузки на экономические субъекты за счет сокращения количества запросов на представление отчетности, поступающих от государственных органов и иных лиц.
В государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности сосредоточена годовая финансовая отчетность за 2019 - 2023 годы 2,3 млн. экономических субъектов (71 процент общего количества юридических лиц, сведения о которых включены в единый государственный реестр юридических лиц по состоянию на 1 января 2024 г.). В 2023 году количество обращений пользователей в государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности составило 3,7 млн., общее количество скачиваний отчетности - 30,6 млн., количество скачиваний отчетности государственными органами - 8,2 млн.
В условиях сложившейся геополитической ситуации в 2022 - 2023 годах создан и внедрен механизм защиты информации, содержащейся в государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности, принят порядок ограничения допуска к этой информации и его восстановления, определен перечень лиц, информация о которых не раскрывается в государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности. Реализация этого механизма позволяет снизить риски использования финансовой отчетности в целях введения ограничительных мер недружественными государствами и их объединениями. По состоянию на 1 июля 2024 г. ограничен доступ к содержащейся в государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности финансовой отчетности 19,8 тыс. экономических субъектов (0,9 процента общего количества экономических субъектов, отчетность которых за 2023 год содержится в государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности).
С целью дальнейшего развития государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности и повышения его полезности для широкого круга заинтересованных лиц необходимо:
расширить содержательное наполнение указанного ресурса посредством включения в него консолидированной финансовой отчетности организаций, раскрываемой информации об устойчивости, а также промежуточной финансовой отчетности организаций (в случаях когда законодательством Российской Федерации установлен порядок представления такой отчетности государственным органам);
усилить координацию процедур раскрытия отчетности организаций посредством включения ее в государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности с процедурами раскрытия этой же отчетности иными способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации;
внедрить технологические решения, позволяющие учитывать особенности формирования финансовой отчетности конкретных экономических субъектов, представлять аудиторские заключения об отчетности в электронном виде;
расширить перечень инструментов контроля качества отчетности, включаемой в государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе за счет введения контроля полноты представления финансовой отчетности, права экономического субъекта составлять упрощенную финансовую отчетность, исполнения экономическим субъектом обязанности проводить аудит финансовой отчетности, полномочий субъекта аудиторской деятельности, выдавшего аудиторское заключение об отчетности;
исключить излишние административные обременения для организаций, доступ к информации которых, содержащейся в государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности, ограничен по решению Правительства Российской Федерации;
разработать и внедрить аналитический инструментарий, позволяющий заинтересованным пользователям, в том числе государственным органам, анализировать содержащуюся в государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности отчетность, в том числе проводить сравнительный анализ, настраивать параметры отображения информации, выполнять фильтрацию необходимых данных.
Функционирование государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности в качестве механизма удовлетворения информационных потребностей широкого круга заинтересованных лиц основано на обеспечении полноты охвата экономических субъектов, представляющих финансовую отчетность в государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности, своевременности такого представления и размещения отчетности, качестве представляемой отчетности. В рамках указанного подхода должны применяться все доступные инструменты и механизмы, побуждающие экономические субъекты к добросовестному исполнению обязанности по представлению экземпляра финансовой отчетности для формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности. Важную дисциплинирующую роль в этом должен играть механизм привлечения экономических субъектов к административной ответственности в случае ненадлежащего исполнения ими указанной обязанности (включая уклонение от проведения обязательного аудита финансовой отчетности), что предполагает внесение соответствующих изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей