Основы государственной политики в сфере бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности
Основы государственной политики в сфере бухгалтерского
учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности
Регулирование системы бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности будет осуществляться полностью на национальном уровне. Это обеспечивает информационную независимость и безопасность Российской Федерации. Стандарты бухгалтерского учета утверждаются нормативными правовыми (нормативными) актами, принимаемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Международные стандарты финансовой отчетности, применяемые для составления консолидированной финансовой отчетности и раскрытия информации об устойчивости, и международные стандарты аудита, определяющие порядок оказания аудиторских услуг, вводятся по результатам проведения установленных Правительством Российской Федерации специальных процедур признания, включающих в том числе оценку соответствия их национальным интересам.
В среднесрочной перспективе государственная политика в сфере бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности будет основываться на действующей системе бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности. Сложившаяся система бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности в целом обеспечивает представление необходимой информации о деятельности экономических субъектов участникам гражданского оборота. В связи с этим основания и необходимость концептуального пересмотра указанной системы в настоящее время отсутствуют. Государственная политика будет нацелена главным образом на дальнейшее повышение достоверности, своевременности и комплексности указанной информации, что будет достигаться необходимыми точечными изменениями сложившейся системы бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности и корректировкой направлений ее развития.
В процессе развития системы бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности особую актуальность для поддержания ее единства и целостности приобретает обеспечение стабильности этой системы. Для этого будет продолжена практика планирования разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 5 лет, принятия каждого стандарта по процедуре, включающей несколько публичных обсуждений, экспертиз, поддержания неизменности количества федеральных стандартов бухгалтерского учета, минимизации случаев содержательного изменения стандартов <1>. Должна быть повышена дисциплина исполнения программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета. Аналогично в сфере аудиторской деятельности будет продолжена практика принятия стандартов аудиторской деятельности после проведения экспертиз, минимизации случаев содержательного изменения этих стандартов.
--------------------------------
<1> Начиная с 2013 года в Федеральный закон "О бухгалтерском учете" внесены лишь несколько содержательных изменений. С 2011 года количество федеральных стандартов бухгалтерского учета остается неизменным. Правила бухгалтерского учета применяются в течение длительного времени - до введения в действие новых стандартов в 2022 - 2024 годах стандарт "Нематериальные активы" действовал 15 лет, "Основные средства" - 21 год, "Аренда" - 25 лет.
Первостепенное значение в обеспечении стабильности указанной системы имеет выявление рисков ее развития (в частности, несоответствия реальной экономической ситуации, несопоставимости информации, непоследовательности регулирования, однобокости развития, асимметричности в удовлетворении интересов пользователей). Предотвращение или смягчение последствий этих рисков требует осуществления органами государственной власти и профессиональным сообществом комплекса соответствующих мер.
Как показывает отечественный и мировой опыт, развитие бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности должно происходить в тесной связи с изменениями экономической ситуации в Российской Федерации и отвечать характеру и уровню развития системы управления экономикой. Форсирование изменений в бухгалтерском учете, финансовой отчетности и аудиторской деятельности вне связи с изменениями в системе управления экономикой и реальным функционированием рыночных институтов может привести к снижению качества финансовой информации в экономике, дискредитации бухгалтерской и аудиторской профессии, ее институтов, а также ослаблению финансовой дисциплины.
Вопросы развития учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности будут рассматриваться во взаимосвязи с формированием иных видов отчетности и информации, раскрываемых экономическими субъектами, и представлением их участникам гражданского оборота. Такой подход требует координации деятельности органов государственной власти и других организаций, уполномоченных на регулирование отдельных видов отчетности и раскрываемой информации.
Государственная политика в сфере бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности должна обеспечивать преемственность и непрерывность развития системы бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности, реалистичность целей и задач этого развития, возможность оценки достижений развития. Органы государственной власти должны обеспечить возможности для участия в выработке и реализации государственной политики деловому, профессиональному и научному сообществам. Реализация государственной политики будет осуществляться посредством внесения необходимых изменений в законодательство Российской Федерации, разработки и издания соответствующих профессиональных рекомендаций, проведения разнообразных организационных, образовательных и информационных мероприятий.
В среднесрочной перспективе основными направлениями государственной политики в сфере бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности будут:
развитие системы стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности, включая стандарты раскрытия информации об устойчивости в качестве основного инструмента регулирования;
расширение функционала государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности как способа реализации информационных потребностей пользователей;
совершенствование экономической модели деятельности аудиторских организаций.
Помимо указанных направлений, содержательное наполнение которых определено ниже, ключевую роль в дальнейшем развитии рассматриваемой сферы призваны играть скоординированные действия уполномоченных органов государственной власти, саморегулируемой организации аудиторов, профессиональных институтов бухгалтеров и иных заинтересованных организаций в:
цифровизации бухгалтерского учета и аудита, осуществляемых в рамках реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы", и стратегического направления в области цифровой трансформации государственного управления, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2024 г. N 637-р;
повышении компетенций и статуса бухгалтерского и аудиторского персонала, которые будут осуществляться в рамках национального проекта "Кадры";
популяризации и распространении знаний в рассматриваемой сфере среди широкого круга заинтересованных лиц, осуществляемых в рамках реализации Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2023 г. N 2958-р.
Основные направления государственной политики в сфере бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности относятся ко всем отраслям и сферам экономики Российской Федерации <2>. Вместе с тем реализация их в некоторых отраслях и сферах экономики (в частности, в некоммерческих организациях, финансовой сфере) имеет определенные особенности.
--------------------------------
<2> В бюджетной сфере направления государственной политики в сфере бухгалтерского учета и финансовой отчетности определяются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей