Меры, которые планируется не продлевать
- Возможность применять при расчете нормативов концентрации <1> в отношении заемщиков под санкциями льготный риск-вес (50%) и не объединять их в группу связанных заемщиков <2>. Мера действует с 2018 года и позволила банкам, готовым работать с заемщиками под санкциями, несмотря на риск вторичных санкций, кредитовать их. К настоящему времени ситуация изменилась. Наличие у заемщика санкционного статуса уже не оказывает существенного влияния на принятие банками решения о финансировании.
--------------------------------
<1> Норматив максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6); норматив максимального размера крупных кредитных рисков (Н7); норматив максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков банковской группы (Н21); норматив максимального размера крупных кредитных рисков банковской группы (Н22); норматив максимального размера риска на связанное с банком лицо (группу связанных с банком лиц) (Н25), далее, при совместном упоминании, - нормативы концентрации.
<2> Абзац 8 пункта 6.6 и абзац 9 пункта 6.7 Инструкции Банка России от 29.11.2019 N 199-И "Об обязательных нормативах и надбавках к нормативам достаточности капитала банков с универсальной лицензией" (далее - Инструкция N 199-И).
Для адаптации к отмене указанной льготы с 01.01.2025 планируется разрешить банкам:
- не рассчитывать нормативы Н6, Н7 и Н25 в отношении дочерних консолидируемых лизинговых и факторинговых организаций при выполнении ими требований к прозрачности финансирования и оценке рисков конечных заемщиков;
- для нормативов концентрации считать риск по обеспеченной части кредитного требования не на заемщика, а на гаранта либо поручителя, если риск-вес по такому обеспечению ниже или равен риск-весу кредитов, выданных самому заемщику;
- не считать риск концентрации по требованиям в рублях, если есть гарантия (поручительство) ВЭБ.РФ <3>, АО "ДОМ.РФ" <4>, при этом в расчет нормативов концентрации банки продолжат включать прямые требования к ВЭБ.РФ, АО "ДОМ.РФ".
--------------------------------
<3> Государственная корпорация развития "ВЭБ.РФ".
<4> Акционерное общество "ДОМ.РФ".
- Возможность не ухудшать оценку ссуд, прочих активов и условных обязательств кредитного характера (УОКХ), если финансовое положение, качество обслуживания долга, качество обеспечения заемщиков (контрагентов) - юридических лиц, в отношении которых введены санкции, ухудшилось из-за введенных санкций. Мера вводилась в 2018 году, чтобы облегчить рефинансирование внешнего долга санкционных заемщиков, и позволила им адаптироваться к изменившимся условиям. Ее отмена не окажет большого влияния на обязательные нормативы кредитных организаций (КО).
- Возможность для КО включать в капитал замещающие субординированные облигации, выпущенные до 31.12.2024 взамен аналогичных субординированных еврооблигаций <5>. Мера действовала более года, и те КО, которым это требовалось, обменяли свои субординированные еврооблигации на локальные выпуски без негативного влияния на капитал и нормативы достаточности капитала.
--------------------------------
<5> В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 05.07.2022 N 430 "О репатриации резидентами - участниками внешнеэкономической деятельности иностранной валюты и валюты Российской Федерации", российские юридические лица, в том числе КО, были обязаны исполнить обязательства перед владельцами еврооблигаций, права которых учитываются российскими депозитариями, путем размещения замещающих облигаций.
- Возможность использовать зафиксированные на 01.02.2022 рейтинги кредитоспособности международных кредитных рейтинговых агентств (КРА) для расчета показателя краткосрочной ликвидности и, соответственно, норматива краткосрочной ликвидности <6>, поскольку в порядке их расчета предусмотрена <7> возможность использования рейтингов национальных КРА.
--------------------------------
<6> Норматив краткосрочной ликвидности Н26 (Н27).
<7> Указание Банка России от 10.01.2024 N 6667-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 30 мая 2014 года N 421-П "О порядке расчета показателя краткосрочной ликвидности ("Базель III")".
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей