Документ не вступил в силу. Подробнее см. Справку

Утверждены

приказом Минтранса России

от 29 июля 2024 г. N 256

ПРАВИЛА

ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ПО ПЕРЕВОЗКЕ ПАССАЖИРОВ, БАГАЖА, ГРУЗОВ

ДЛЯ ЛИЧНЫХ (БЫТОВЫХ) НУЖД НА ВНУТРЕННЕМ ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ

1. При оказании услуг по перевозке пассажиров, багажа и грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте (далее - услуги по перевозке) всем пассажирам, грузоотправителям и грузополучателям должны быть предоставлены одинаковые условия обслуживания и оплаты, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

2. Размер платы за услуги по перевозке, предоставляемые перевозчиком (лицом, уполномоченным перевозчиком) и владельцем портовых сооружений, причалов и плавучих объектов, предназначенных для обслуживания пассажиров и их багажа (далее - владелец пассажирской инфраструктуры), устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации <1>.

--------------------------------

<1> Статья 6 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации.

3. Оказание пассажиру перевозчиком (лицом, уполномоченным перевозчиком) или владельцем пассажирской инфраструктуры дополнительных услуг осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты прав потребителей <2>.

--------------------------------

<2> Пункт 3 статьи 16 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей".

4. При оказании услуг по перевозке сроки перевозки пассажиров и их багажа устанавливаются перевозчиком согласно расписанию движения судов.

5. Разработка расписания движения судов осуществляется перевозчиком <3> ежегодно для обеспечения безопасности судоходства, качественного обслуживания пассажиров в речных портах и на стоянках, обеспечения конкуренции и равных условий деятельности перевозчиков, осуществляющих перевозку пассажиров.

--------------------------------

<3> Пункт 1 статьи 95 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации.

Расписание движения судов разрабатывается перевозчиком на основе предложений пассажиров, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, судоходных условий и условий пропуска судов через шлюзы внутренних водных путей <4>, правил движения и стоянки судов в бассейнах внутренних водных путей <5>, технического состояния причалов для обслуживания пассажиров, обеспечения безопасного подхода и стоянки судов у причалов, посадки и высадки пассажиров, взаимодействия с другими видами транспорта, предложений владельцев пассажирской инфраструктуры по особенностям определения времени подхода и отхода судов, в случае, если такие особенности установлены договором между перевозчиком и владельцем пассажирской инфраструктуры, объекты которого планируется использовать на маршруте движения судов.

--------------------------------

<4> Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 3 марта 2014 г. N 58 "Об утверждении Правил пропуска судов через шлюзы внутренних водных путей" (зарегистрирован Минюстом России 30 июля 2014 г., регистрационный N 33349) с изменениями, внесенными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16 июня 2015 г. N 189 (зарегистрирован Минюстом России 14 июля 2015 г., регистрационный N 38007).

<5> Пункт 3 статьи 34 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации.

6. При оказании услуг по перевозке перевозчик (лицо, уполномоченное перевозчиком) дополнительно к информации, которая должна быть доведена до сведения пассажира или грузоотправителя в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей <6>, должен предоставить пассажиру или грузоотправителю следующую информацию:

--------------------------------

<6> Статьи 9 - 11 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей".

а) расписание движения судов;

б) перечень предметов и вещей, запрещенных для перевозки и хранения в виде ручной клади, багажа и груза;

в) схемы планировки пассажирских мест на судах и сведения о наличии на них багажных помещений;

г) перечень услуг, входящих в стоимость билета;

д) перечень категорий граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляются льготы на проезд, провоз багажа и перевозку груза;

е) сведения о договоре обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров (номер, дата заключения, срок действия);

ж) сведения о страховщике по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров (полное и (или) сокращенное (при наличии) наименование, адрес в пределах места нахождения, номер телефона);

з) номер лицензии на осуществление деятельности по перевозке пассажиров внутренним водным транспортом, срок ее действия, наименование органа, выдавшего лицензию.

7. При оказании услуг по перевозке владелец пассажирской инфраструктуры дополнительно к информации, которая должна быть предоставлена пассажиру или грузоотправителю в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, должен предоставить пассажиру или грузоотправителю следующую информацию:

а) режим и график работы пунктов продажи билетов и оформления багажных квитанций, пунктов приема багажа и грузов к перевозке, а также камер хранения;

б) расположение предназначенных для обслуживания пассажиров мест, камер хранения, мест приема и взвешивания багажа и ручной клади;

в) порядок предоставления мест в комнатах (залах) ожидания и комнатах матери и ребенка.

8. Информация, указанная в пунктах 6, 7 настоящих Правил, должна быть доведена перевозчиком (лицом, уполномоченным перевозчиком) и владельцем пассажирской инфраструктуры до пассажира или грузоотправителя на русском языке.

Допускается дополнительное доведение информации, указанной в пунктах 6, 7 настоящих Правил, на государственных языках республик или на языках народов Российской Федерации, а также в случае перевозки иностранных граждан - на английском языке.

9. При оказании услуг по перевозке допускается организация перевозчиком (лицом, уполномоченным перевозчиком) доставки билетов и багажа по указанному пассажиром адресу за отдельную плату по заявке пассажира, представленной перевозчику (лицу, уполномоченному перевозчиком) заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в электронной форме по адресу электронной почты (при наличии) перевозчика (лица, уполномоченного перевозчиком) в соответствии с информацией, размещенной на официальном сайте перевозчика (лица, уполномоченного перевозчиком) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при наличии).

10. При оказании услуг по перевозке пассажиру, имеющему билет на спальное место, за плату выдается комплект постельных принадлежностей, если стоимость этой услуги не включена в стоимость проезда.

При выдаче пассажиру комплекта постельных принадлежностей:

а) смена постельного белья должна производиться лицом, уполномоченным перевозчиком, не реже одного раза в 5 календарных дней;

б) постельные принадлежности должны быть возвращены пассажиром перевозчику (лицу, уполномоченному перевозчиком) перед прибытием судна в речной порт назначения, указанный в билете.

11. На судах, осуществляющих движение по транзитным и туристским маршрутам, допускается организация перевозчиком (лицом, уполномоченным перевозчиком) на платной основе услуги по заказу такси, бронированию мест в гостиницах, переноске ручной клади и (или) багажа пассажиров с берега на судно и обратно.

12. Допускается использование комнаты матери и ребенка пассажиром с ребенком до 7 лет. Услуги комнаты матери и ребенка оказываются безвозмездно.

13. В комнате матери и ребенка владельцем пассажирской инфраструктуры оказываются следующие услуги:

а) предоставление спальных мест, постельных принадлежностей и полотенец для ребенка и одного сопровождающего взрослого на срок до 5 календарных дней;

б) прием внеочередных заказов на все виды оказываемых услуг, включая оформление билетов для лица с грудным ребенком на суда, осуществляющие движение по транспортным маршрутам;

в) пользование душем или ванной;

г) оказание медицинской помощи.

14. Прием вещей в камеру хранения обеспечивается владельцем пассажирской инфраструктуры.

Прием вещей в камеру хранения (кроме вещей, сдаваемых в автоматические камеры хранения) удостоверяется выдачей владельцем пассажирской инфраструктуры пассажиру квитанции, по предъявлении которой вещи выдаются пассажиру владельцем пассажирской инфраструктуры.

При выявлении владельцем пассажирской инфраструктуры на вещах или их упаковке повреждений, информация о таких повреждениях должна быть указана владельцем пассажирской инфраструктуры в квитанции.

Вес вещей, принимаемых на хранение, не должен превышать 50 килограммов. Каждая вещь, сдаваемая пассажиром в камеру хранения, считается отдельным местом.

В случае утраты пассажиром квитанции вещи выдаются пассажиру на основании письменного заявления и предъявления документов, удостоверяющих личность пассажира, и билета, оформленного в электронной или бумажной форме.

О факте получения вещей владельцем пассажирской инфраструктуры должен быть составлен акт в произвольной форме, в котором должны быть указаны:

фамилия, имя, отчество (при наличии), адрес регистрации по месту жительства (пребывания), данные документа, удостоверяющего личность пассажира;

описание каждой утерянной вещи.

15. Запрещается сдавать в камеру хранения животных и птиц, огнестрельное оружие, зловонные, огнеопасные, отравляющие, легковоспламеняющиеся, взрывчатые и наркотические вещества, а также вещи, которые могут нанести ущерб вещам других пассажиров.

16. Не допускается сдача в камеру хранения перевозимых в составе ручной клади и багажа денег, облигаций, документов и других ценностей при отсутствии у владельца пассажирской инфраструктуры специализированной камеры хранения.

17. При оказании пассажиру услуги по приему вещей на хранение (кроме вещей, сдаваемых в автоматические камеры хранения) прием вещей на хранение должен производиться владельцем пассажирской инфраструктуры с объявлением их ценности.

Допускается осуществление осмотра вещей и содержимого упаковки владельцем пассажирской инфраструктуры в присутствии пассажира для осуществления оценки объявленной ценности.

При возражении пассажира против осмотра вещей, сдаваемых на хранение, допускается отказ в приеме вещей на хранение.

18. При сдаче пассажиром вещей в камеру хранения срок хранения вещей не может превышать 30 календарных дней со дня приема вещей на хранение, если более длительный срок хранения не установлен соглашением между пассажиром и владельцем пассажирской инфраструктуры. На вещи, не полученные пассажиром в 30-дневный срок, распространяются положения о невостребованном багаже <7>.

--------------------------------

<7> Пункт 1 статьи 102 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации.

19. При оказании пассажиру услуги по приему вещей на хранение автоматическая камера хранения загружается и освобождается пассажиром. Порядок загрузки вещей в автоматическую камеру хранения, а также порядок ее закрывания и открывания должны быть размещены на каждой автоматической камере хранения. Вскрытие автоматической камеры хранения в случае ее неисправности или в случае, когда пассажир забыл шифр, необходимый для открывания автоматической камеры хранения, производится владельцем пассажирской инфраструктуры в присутствии пассажира, о чем владельцем пассажирской инфраструктуры в произвольной форме должен быть составлен акт, в котором должны быть указаны данные документа, удостоверяющего личность пассажира, описание каждой вещи, сданной на хранение.

20. При порче или пропаже вещей, сданных в камеру хранения, в том числе автоматическую камеру хранения, владельцем пассажирской инфраструктуры составляется акт общей формы <8> с указанием данных о пассажире (фамилия, имя, отчество (при наличии), номер билета, номер багажной квитанции) и обстоятельств порчи или пропажи вещей.

--------------------------------

<8> Пункт 5 статьи 160 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации.

Владелец пассажирской инфраструктуры должен выплатить пассажиру сумму объявленной ценности пропавших или поврежденных вещей, сданных в камеру хранения.

21. При оказании услуг по перевозке грузов для личных (бытовых) нужд по транспортным маршрутам грузоотправитель имеет право сдавать груз для личных (бытовых) нужд для перевозки за плату в соответствии с тарифом на перевозки груза для личных (бытовых) нужд, установленным перевозчиком, при наличии на судне специальных помещений для перевозки груза в соответствии с конструктивными особенностями судна и эксплуатационно-технической документацией судна.

При оказании услуг по перевозке грузов для личных (бытовых) нужд перевозчик (лицо, уполномоченное перевозчиком) принимает для перевозки груз для личных (бытовых) нужд без предварительной подачи заявки и выдает квитанцию грузоотправителю о приеме груза для перевозки.

Грузы для личных (бытовых) нужд, в том числе состоящие из нескольких разнородных предметов, должны быть сданы для перевозки под общим наименованием в транспортной накладной "Грузы для личных (бытовых) нужд" и с указанием наименования и количества отдельных предметов, составляющих отправку.

22. При предъявлении к перевозке груза для личных (бытовых) нужд грузоотправитель вместе с транспортной накладной должен представить перевозчику опись такого груза с объявленной ценностью, составленную в 2 экземплярах (далее - опись для перевозки). При предъявлении к перевозке по одной накладной грузов для личных (бытовых) нужд различной ценности их отличительные признаки, количество мест и ценность указываются в описи для перевозки отдельной строкой.

Опись для перевозки должна быть подписана грузоотправителем и перевозчиком (лицом, уполномоченным перевозчиком) и удостоверена календарным штемпелем перевозчика (лица, уполномоченного перевозчиком).

Один экземпляр описи для перевозки выдается грузоотправителю, второй экземпляр остается у перевозчика (лица, уполномоченного перевозчиком).

В пункте назначения груз для личных (бытовых) нужд выдается по требованию грузоотправителя или грузополучателя (в случае получения груза лицом, отличным от грузоотправителя и указанным в транспортной накладной) после проверки соответствия количества и наименования предметов сведениям, указанным в приложенной описи для перевозки.

23. При оказании услуг по перевозке грузов для личных (бытовых) нужд погрузка (выгрузка) груза для личных (бытовых) нужд на судно (с судна) обеспечивается владельцем пассажирской инфраструктуры, перевозчиком (лицом, уполномоченным перевозчиком).

24. При оказании услуг по перевозке груза для личных (бытовых) нужд в контейнере для личных (бытовых) нужд контейнеры должны быть опломбированы перевозчиком (лицом, уполномоченным перевозчиком) за счет грузоотправителя или грузополучателя (в случае получения груза лицом, отличным от грузоотправителя и указанным в транспортной накладной).

Груз для личных (бытовых) нужд в контейнерах принимается для перевозки по описи, представляемой грузоотправителем в 3 экземплярах, с объявленной ценностью погруженных в контейнер предметов (далее - опись для перевозки в контейнерах). Опись для перевозки в контейнерах должна быть подписана грузоотправителем и перевозчиком (лицом, уполномоченным перевозчиком) и удостоверена календарным штемпелем перевозчика (лица, уполномоченного перевозчиком).

Один экземпляр описи для перевозки в контейнерах выдается грузоотправителю, второй экземпляр остается у перевозчика (лица, уполномоченного перевозчиком), третий экземпляр помещается в контейнер.

В пункте назначения груз для личных (бытовых) нужд, прибывший в контейнере, выдается по требованию грузополучателя после проверки соответствия количества и наименования предметов сведениям, указанным в приложенной описи для перевозки в контейнерах.

25. При оказании услуг по перевозке груза для личных (бытовых) нужд владелец пассажирской инфраструктуры или перевозчик (лицо, уполномоченное перевозчиком) должен уведомить грузоотправителя или грузополучателя (в случае получения груза лицом, отличным от отправителя и указанным в транспортной накладной) о прибывшем в его адрес грузе для личных (бытовых) нужд не позднее 12 часов дня, следующего за календарным днем прибытия груза для личных (бытовых) нужд по указанным при оформлении транспортной накладной номеру мобильного телефона или адресу электронной почты.

26. Прибывший груз для личных (бытовых) нужд хранится в речном порту назначения бесплатно в течение суток, не считая дня его прибытия.

По истечении срока бесплатного хранения груза для личных (бытовых) нужд к нему применяются положения пунктов 3 и 4 статьи 79 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации.

При задержке выдачи груза для личных (бытовых) нужд по вине владельца пассажирской инфраструктуры или перевозчика (лица, уполномоченного перевозчиком) расходы по хранению груза он несет самостоятельно.

27. При оказании услуг по перевозке груза для личных (бытовых) нужд груз выдается грузоотправителю или грузополучателю (в случае получения груза лицом, отличным от отправителя и указанным в транспортной накладной) по предъявлении квитанции о приеме груза для перевозки и документов, удостоверяющих его личность, под расписку в транспортной накладной с указанием в ней даты получения груза и номера документа, удостоверяющего его личность.