Название на русском языке: Педиатрическая шкала инсульта национального института здоровья
Оригинальное название: The Pediatric National Institutes of Health (NIH) Stroke Scale (PedNIHSS)
Beslow LA, Kasner SE, Smith SE, Mullen MT, Kirschen MP, Bastian RA, Dowling MM, Lo W, Jordan LC, Bernard TJ, Friedman N, DeVeber G, Kirton A, Abraham L, Licht DJ, Jawad AF, Ellenberg JH, Lautenbach E, Ichord RN. Concurrent validity and reliability of retrospective scoring of the Pediatric National Institutes of Health Stroke Scale. Stroke. 2012 Feb; 43(2): 341 - 5. doi: 10.1161/STROKEAHA.111.633305. Epub 2011 Nov 10. PMID: 22076000; PMCID: PMC3265644.
Щедеркина И.О., Витковская И.П., Колтунов И.Е. и др. Инсульт у детей. Формирование педиатрического регистра инсультов: международный и региональный опыт. Русский журнал детской неврологии 2018; 13(1): 7 - 19.
Назначение: для оценки тяжести неврологического дефицита у пациентов с инсультом в детском возрасте
Оглушение (заторможен, сонлив, но реагирует даже на неначительный стимул-команду, вопрос) |
||
Сопор (требует повторной, сильной или болезненной стимуляции для того, чтобы совершить движение или стать на время доступным контакту) |
||
Кома (речевому контакту не доступен, отвечает на раздражения лишь рефлекторными двигательными или вегетативными реакциями) |
||
Для детей старше 2 лет оценка данного признака производится как у взрослых. Исследователь должен добиться ответной реакции, даже если присутствуют препятствия для коммуникации в виде языкового барьера, наличия эндотрахеальной трубки или оротрахеальной травмы. У детей в возрасте от 4 месяцев до 2 лет балльная оценка по этому признаку должна быть умножена на 3. При этом признаки 1b и 1c не оцениваются. |
||
b) ответы на вопросы "Сколько тебе лет?" "Где мама (или другой близкий член семьи)?" |
||
Ответ должен быть точным. Приблизительный ответ не учитывается. При афазии или ступоре, если пациент не понимает смысла вопроса, признак оценивается в 2 балла. Если пациент не может говорить из-за эндотрахеальной интубации, оротрахеальной травмы, тяжелой дизартрии любого генеза, языкового барьера или по какой-либо другой причине (не из-за афазии) - признак оценивается в 1 балл. Оценивается только начальный ответ. Нельзя помогать пациенту вербально или невербально. Необходимо присутствие самого близкого члена семьи. Ответ на первый вопрос учитывается как правильный, если ребенок по своему возрасту (развитию) отвечает не вербально, а показывает соответствующее количество лет на пальцах. Для второго вопроса нужно использовать привычное для ребенка обозначение близкого (мама, папа и т.д.). Ответ учитывается, если ребенок правильно указывает или пристально глядит на названного близкого человека. |
||
c) выполнение инструкций: Просят больного закрыть и открыть глаза - первая команда, показать нос (дотронуться до носа) непаретичной рукой - вторая команда |
||
Вторая команда может быть заменена на любую другую, требующую выполнения в один шаг, если руки не могут использоваться. Ответ учитывается, даже если была предпринята попытка выполнения, но пациент не смог ее завершить из-за слабости. Если больной не отвечает на словесные команды, они должны быть подкреплены пантомимой. При выполнении результат засчитывается как правильный. Оценивается только начальный ответ. |
||
2. Движения глазных яблок (слежение за игрушкой, молоточком или другим предметом) |
||
Частичный паралич взора (но нет фиксированной девиации глазных яблок) |
||
Тестируются только горизонтальные движения глаз. Учитываются произвольные или рефлекторные (окулоцефапические) движения. Калорическая проба не проводится. Если у больного отмечается девиация головы и глаз в сторону, которая может быть преодолена произвольно или рефлекторно, признак оценивается в 1 балл. При изолированном периферическом парезе глазодвигателей (3, 4 или 6 пары) признак оценивается в 1 балл. У пациентов с травмой глаз, глазными повязками, исходной слепотой движения глаз проверяются в рефлекторных пробах. При частичном парезе взора необходимо установить контакт "глаза - глаза" и двигаться из стороны в сторону относительно пациента |
||
Поля зрения (верхние и нижние квадранты) исследуют методом конфронтации, путем подсчета количества пальцев (у детей старше 6 лет) или пугающих резких движений (у детей от 4 месяцев до 6 лет) от периферии к центру глаза. Можно давать пациентам соответствующие подсказки, но если они смотрят в направлении движущихся пальцев, это можно расценивать как норму. Если один глаз не видит или отсутствует, исследуется второй. Оценка 1 ставится только в случае выявления четкой асимметрии (включая квадрантанопсию). Если пациент слеп (по любой причине), ставится 3. Здесь же исследуется одновременная стимуляция с обеих сторон, и, если есть гемиигнорирование, ставится 1 и результат используется в разделе "Гемиигнорирование (неглект)". |
||
Умеренно выраженный (полный или почти полный паралич нижней группы мимических мышц) |
||
Полный (отсутствие движений в верхней и нижней группах мимических мышц) |
||
Пациента просят (вербально или при помощи пантомимы) оскалить зубы, поднять брови и зажмурить глаза. Если пациент не может выполнять команды, ему наносят неприятный стимул и оценивают симметричность гримасы. Если имеются какие-либо физические препятствия для оценки признака (например, лицевая повязка), они должны быть по возможности временно устранены. |
||
Руку просят удержать в течение 10 секунд в положении 90° в плечевом суставе, если больной сидит, и в положении сгибания 45°, если больной лежит |
||
Больной вначале удерживает руку в заданном положении, затем рука начинает опускаться |
||
Рука начинает падать сразу, но больной все же несколько удерживает ее против силы тяжести |
||
Рука сразу падает, больной совершенно не может преодолеть силу тяжести |
||
Руку просят удержать в течение 10 секунд в положении 90° в плечевом суставе, если больной сидит, и в положении сгибания 45°, если больной лежит |
||
Рука начинает падать сразу, но больной все же несколько удерживает ее против силы тяжести |
||
Рука сразу падает, больной совершенно не может преодолеть силу тяжести |
||
Лежащего на спине больного просят удержать в течение 5 секунд согнутую в тазобедренном суставе ногу, поднятую под углом 30° |
||
Больной вначале удерживает ногу в заданном положении, затем нога начинает опускаться |
||
Нога начинает падать сразу, но больной все же несколько удерживает ее против силы тяжести |
||
Нога сразу падает, больной совершенно не может преодолеть силу тяжести |
||
6b. Движения в правой ноге Лежащего на спине больного просят удержать в течение 5 секунд согнутую в тазобедренном суставе ногу, поднятую под углом 30° |
||
Больной вначале удерживает ногу в заданном положении, затем нога начинает опускаться |
||
Нога начинает падать сразу, но больной все же несколько удерживает ее против силы тяжести |
||
Нога сразу падает, больной совершенно не может преодолеть силу тяжести |
||
К 5 и 6. Если ребенок не может выполнять задания из-за непонимания, сила в конечностях оценивается при наблюдении за спонтанными движениями или при пассивной установке соответствующей конечности по заданным параметрам (кроме временного лимита). У больных с афазией используют настойчивые вербальные или жестовые команды, но не болевые стимулы. Каждая конечность тестируется отдельно, начиная с непаретичной руки. В случае ампутации конечности, артродеза плечевого или тазобедренного сустава или иммобилизации может быть выставлена оценка "9"; необходимо записать объяснение причины оценки "9". |
||
7. Атаксия в конечностях при полном параличе кодируется буквой "Н") |
||
Данный признак оценивается для обнаружения возможного унилатерального поражения мозжечка. Используются пальце-носовая (ПН) и пяточно-коленная (ПК) пробы. |
||
Пациент тестируется с открытыми глазами. Атаксия оценивается в баллах лишь в случае, когда она непропорциональна степени пареза. Атаксия отсутствует при полном параличе конечностей или непонимании задания. При ампутации конечности или артродезе выставляется оценка "9"; необходимо записать объяснение причины оценки "9". При слепоте ПН-проба проводится из положения максимального разгибания руки. У детей моложе 5 лет или при недостаточном понимании задания ПН-проба заменяется дотрагиванием до игрушки, ПК-проба - отталкиванием ногой (пинком) игрушки или руки исследователя. |
||
Исследуется при помощи булавки |
||
Оценивается либо по вербальному ответу пациента, либо по поведенческой реакции в ответ на боль (гримаса или отдергивание конечности). У детей, слишком маленьких для словесного контакта, при афазии или ступоре градация оценки признака осуществляется по поведенческой реакции как "нормальный ответ", "слегка сниженный ответ" и "значительно сниженный ответ". Снижение чувствительности оценивается как патология, если выявляется в разных частях тела (рука, нога, туловище, лицо). Оценка 2 выставляется только при явном снижении (отсутствии) реакции на укол булавкой. У пациентов с афазией или ступором признак может быть оценен как "0" или "1". Признак оценивается как "2" при двусторонней потере чувствительности (стволовой инсульт), при тетрапарезе и у больного в коматозном состоянии (оценка по признаку 1a - "3"). |
||
Легкая или умеренная афазия (ошибки в названии, парафазии). У пациента имеется очевидное снижение беглости речи и понимания без значимого ограничения выражения своих мыслей. Обсуждение предъявляемых материалов сильно затруднено, однако исследователь может понять ответы больного. |
||
Грубая афазия. Общение с пациентом сильно затруднено. Для понимания больного слушатель вынужден догадываться и повторять вопросы. Со слов пациента исследователь не может понять, что изображено на картинках. |
||
Для детей 6 лет и старше. Больному предъявляют событийную картинку, которую он должен описать, карточки с предметами, которые он должен назвать, предложения и слова для прочтения (если известно, что до болезни ребенок умел читать). Если выполнению теста мешает нарушение зрения, пациента просят идентифицировать и описать предмет, вложенный в руку, повторить фразу или рассказать о каком-либо событии. Если пациент интубирован, его просят написать ответы. Если больной в коме, присваивается оценка "3". Для детей от 2 до 6 лет: признак оценивается на основании наблюдения за речевой активностью во время проводимого обследования. Для детей от 4 месяцев до 2 лет: признак оценивается по слуховому сосредоточению и ориентировочным реакциям. |
||
Легкая или умеренная дизартрия (произносит невнятно некоторые слова) |
||
Выраженная дизартрия (произносит слова почти невразумительно или хуже) |
||
Пациенту не говорят о том, что исследуется артикуляция. Больного просят прочитать или повторить слова. При нормальной артикуляции пациент говорит внятно, у него не вызывает затруднений произнесение сложных сочетаний звуков, скороговорок. При афазии артикуляция оценивается в спонтанной речи. Если исследовать артикуляцию невозможно (интубация, травма лица), присваивается "9" и делается соответствующая отметка. |
||
(neglect) |
||
Частично игнорирует зрительные, тактильные или слуховые раздражения |
||
Под сенсорным гемиигнорированием понимают нарушение восприятия на половине тела (обычно левой) при нанесении стимулов одновременно с обеих сторон при отсутствии гемигипестезии. Под визуальным гемиигнорированием понимают нарушение восприятия объектов в левой половине поля зрения при отсутствии левосторонней ге-мианопсии. Для детей 2 лет и старше. Как правило, достаточно данных из предыдущих разделов. Если исследовать зрительное гемиигнорирование невозможно ввиду зрительных нарушений, а восприятие болевых раздражителей не нарушено, оценка 0. Если у пациента афазия, но он невербально демонстрирует внимание к раздражениям разной модальности, присваивается оценка "0". Анозогнозия свидетельствует о гемиигнорировании. Заключение "исследовать невозможно" по данному признаку невозможно. Для детей от 4 месяцев до 2 лет: если при общем неврологическом осмотре выявляется либо моторный, либо сенсорный дефицит, присваивается оценка 1, если выявляется и моторный, и сенсорный дефицит - присваивается оценка 2. |
||
Интерпретация: 1 - 4 балла - легкий инсульт, 5 - 15 баллов - инсульт средней тяжести, 16 - 20 баллов - умеренно-тяжелый инсульт, 21 - 42 балла - тяжелый инсульт.
В таблице и на рисунке ниже представлены стимульный материал для PedNIHSS.
Таблица. - Шкала PedNIHSS - тестирование речи
Пациент должен повторять за исследователем слова/фразы: - Остановись. - Остановись, потом двигайся. - Если пойдет дождь, мы будем играть дома. - Президент России живет в Москве. |
|
Пациенту предлагают прочитать слова и предложения на рисунке 24.3a |
|
Пациенту предъявляют рисунок 24.3b с предметами, которые он должен назвать: часы, карандаш, скейтборд (скейт, доска), рубашка, мяч, велосипед |
|
Пациенту предлагают описать картинку (рисунок 24.3c) |
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей