III. Принципы, цель, задачи и основные направления развития организации оповещения населения Российской Федерации

III. Принципы, цель, задачи и основные направления развития

организации оповещения населения Российской Федерации

Принципами организации оповещения населения Российской Федерации являются:

устойчивость и непрерывность взаимодействия органов, осуществляющих управление ГО, органов повседневного управления РСЧС, операторов связи, а также организаций, указанных в пункте 3 статьи 9 Федерального закона "О гражданской обороне", в целях оповещения населения;

консолидация всех возможных средств и способов доведения сигналов оповещения и экстренной информации для оповещения населения;

автоматизация процесса оповещение населения.

Целью организации оповещения населения Российской Федерации является своевременное и гарантированное доведение до каждого человека, находящегося на территории, на которой могут возникнуть (возникли) опасности при военных конфликтах или в следствии этих конфликтов, а также ЧС природного и техногенного характера, достоверной информации об угрозе возникновения (возникновении) опасностей (ЧС), правилах поведения и способах защиты в таких ситуациях.

Задачами развития организации оповещения населения Российской Федерации являются:

совершенствование нормативно-правовой, нормативно-технической и методической базы в области оповещения населения;

развитие средств и способов оповещения населения;

совершенствование взаимодействия органов, осуществляющих управление ГО, органов повседневного управления РСЧС, операторов связи, а также организаций, указанных в пункте 3 статьи 9 Федерального закона "О гражданской обороне", в целях оповещения населения.

Основными направлениями организации оповещения населения Российской Федерации в сфере совершенствования нормативно-правовой, нормативно-технической и методической базы в области оповещения населения являются:

гармонизация федеральных законов "О гражданской обороне" и "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" в части создания, реконструкции и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения;

закрепление в Федеральном законе "О гражданской обороне" полномочий Правительства Российской Федерации по определению правил эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения, состава и требований к ним;

закрепление обязанностей владельцев рекламных конструкций (электронных табло) по трансляции экстренной информации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации;

включение мобильного приложения "МЧС России" в перечень программ для электронных вычислительных машин, странами происхождения которых являются Российская Федерация или другие государства - члены Евразийского экономического союза, которые должны быть предварительно установлены на отдельные виды технически сложных товаров;

закрепление обязанности собственников программ для электронных вычислительных машин, странами происхождения которых являются Российская Федерация или другие государства - члены Евразийского экономического союза, которые должны быть предварительно установлены на отдельные виды технически сложных товаров, передавать пользователям экстренную информацию в виде push-сообщений от органов публичной власти, уполномоченных на оповещение населения;

разработка и утверждение межгосударственных стандартов в рамках реализации технического регламента Евразийского экономического союза "О безопасности продукции, предназначенной для гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (ТР ЕАЭС 050/2021).

Основными направлениями развития организации оповещения населения Российской Федерации в части взаимодействия органов, осуществляющих управление ГО, органов повседневного управления РСЧС, операторов связи, а также организаций, указанных в пункте 3 статьи 9 Федерального закона "О гражданской обороне", в целях оповещения населения, являются:

обучение уполномоченного на задействование систем оповещения населения дежурного (дежурно-диспетчерского) персонала органов, осуществляющих управление ГО, органов повседневного управления РСЧС и организаций, указанных в пункте 3 статьи 9 Федерального закона "О гражданской обороне";

заключение с операторами связи и другими организациями - собственниками современных информационных технологий и сервисов (технических средств) договоров (соглашений) о взаимодействии по обеспечению передачи сигналов оповещения и экстренной информации с целью увеличения средств и способов доведения их до населения.

Основными направлениями развития организации оповещения населения Российской Федерации в части развития средств и способов оповещения населения являются:

расширение отечественного рынка технических средств оповещения населения и снижение их стоимости путем привлечения предприятий оборонного комплекса, производящих электронику, ведущих научных учреждений электроники к поиску перспективных способов оповещения населения, путей развития систем оповещения, разработке и внедрению перспективных средств оповещения;

подключение региональных систем оповещения населения к сети связи ФГУП "РТРС";

сертификация технических средств оповещения населения на соответствие техническому регламенту Евразийского экономического союза "О безопасности продукции, предназначенной для гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (ТР ЕАЭС 050/2021);

доведение сигналов оповещения населения и (или) экстренной информации с использованием систем, предназначенных для оповещения работников и иных граждан, находящихся на территории организаций, систем домофонной связи, систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 3 - 5 типов, систем этажного оповещения в многоквартирных домах, других систем озвучивания помещений в общественных и производственных зданиях в перспективе с подключением к системам оповещения населения;

создание федеральной платформы оповещения и мониторинга состояния региональных систем оповещения и каналов доведения экстренной информации, которая должна обеспечивать:

мониторинг функционирования систем оповещения населения;

возможность передачи экстренной информации населению с использованием перспективных способов информационного взаимодействия, в том числе путем задействования цифровых сервисов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

формирование рекомендаций по поддержанию систем оповещения населения в состоянии постоянной готовности к использованию на основе аналитических данных мониторинга их функционирования.