II. Современное состояние организации оповещения населения Российской Федерации
Организация оповещения населения Российской Федерации о ЧС является одной из основных задач РСЧС.
Своевременное оповещение населения обеспечивают и осуществляют органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Решение об оповещении населения и задействовании для обеспечения передачи сигналов оповещения и экстренной информации систем оповещения населения, сетей связи операторов связи и других технических средств передачи информации, а также об определении зоны (территории) оповещения населения принимается высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации, главами муниципальных образований, или лицами, исполняющими их обязанности.
Оповещение населения осуществляется подачей сигнала "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!", представляющего собой звучание изменяющихся тональности и амплитуды звучания (от минимума до максимума, но не более 120 дБА), путем включения оконечных средств оповещения с последующей передачей аудио, аудиовизуальных, текстовых сообщений с экстренной информацией.
Для осуществления своевременного оповещения комплексно используются средства единой сети электросвязи Российской Федерации, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания, а также другие технические средства передачи информации.
Основным средством оповещения населения являются системы оповещения населения, которые создаются для доведения до населения в автоматизированном и (или) автоматических режимах сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера.
Их создание, реконструкция и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2023 г. N 769 "О порядке создания, реконструкции и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения".
На территориях, подверженных риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей, включение оконечных средств оповещения систем оповещения населения осуществляется от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов в автоматическом и (или) автоматизированном режимах.
В целях контроля за поддержанием в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения проводятся комплексные и технические проверки готовности систем оповещения населения.
В ходе комплексных проверок готовности систем оповещения населения осуществляется включение оконечных средств оповещения и доведение до населения сигнала оповещения "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" и информации в виде аудио-, аудиовизуального, текстового сообщения "ПРОВОДИТСЯ ПРОВЕРКА ГОТОВНОСТИ СИСТЕМЫ ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ! ПРОСЬБА СОХРАНЯТЬ СПОКОЙСТВИЕ!", в том числе путем замещения телерадиовещания с перерывом вещательных программ.
В ходе технических проверок готовности систем оповещения населения проверяется исправность технических средств оповещения без включения оконечных средств оповещения и доведения сигнала оповещения и соответствующей информации до населения.
При этом на федеральном уровне отсутствует возможность круглосуточного мониторинга работоспособности систем оповещения населения, что не позволяет осуществлять оперативный контроль за состоянием готовности систем оповещения населения к использованию по предназначению.
Результаты комплексных проверок готовности систем оповещения населения отражаются в ежегодном докладе о состоянии гражданской обороны в Российской Федерации.
Доля населения, оповещаемого системами оповещения населения, к 2030 году должна составлять не менее 90%. <1>
--------------------------------
<1> Пункт 12 Плана мероприятий по реализации основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года, утвержденного Правительством Российской Федерации 20 июня 2017 г. N 4210п-П4.
В целях обеспечения эффективного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций при создании, реконструкции и поддержании в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения создана Рабочая группа Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности по координации создания и поддержания в постоянной готовности систем оповещения населения.
Обеспечение передачи по сетям связи операторов связи сигналов оповещения и (или) экстренной информации населению субъектов Российской Федерации организовано и осуществляется в соответствии со статьей 66 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" и Правилами взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления с операторами связи и передачи операторами связи сигналов оповещения и (или) экстренной информации о возникающих опасностях, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 г. N 2322 (далее - Правила).
Для сокращения времени передачи сигналов оповещения и (или) экстренной информации с использованием сетей связи операторов связи, оказывающих услуги связи для целей кабельного и (или) эфирного телевизионного вещания и (или) радиовещания, а также проводного радиовещания, подключение муниципальных и региональных систем оповещения населения к сетям связи этих операторов, в том числе подключение региональных систем оповещения населения к сети связи федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (далее - РТРС) осуществляется в соответствии с пунктом 31 Правил.
При этом в целях развития способов доведения экстренной информации до населения целесообразно возложить обязанности на владельцев рекламных конструкций (электронных табло) по трансляции сигналов оповещения и (или) экстренной информации о возникающих опасностях, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите от систем оповещения населения и (или) по обращениям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления, что позволило бы дополнительно увеличить долю населения, получающего такую информацию.
В населенных пунктах, не охваченных системами оповещения населения, а также с отсутствующей или поврежденной инфраструктурой связи и электропитания, для оповещения населения задействуются громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
В рамках развития общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения (далее - ОКСИОН) в целях увеличения способов доведения экстренной информации до населения, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", МЧС России разработано мобильное приложение "МЧС России", в котором реализована возможность получения push-сообщений с экстренной информацией от органов повседневного управления РСЧС. Также реализована возможность доведения экстренной информации в мобильные приложения, сопряженные с мобильным приложением "МЧС России", социальные сети и мессенджеры.
Концепция развития ОКСИОН одобрена протоколом заочного заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 27.06.2024 г. N 7, в рамках реализации которой проводится работа по включению мобильного приложения "МЧС России" в перечень программ для электронных вычислительных машин, странами происхождения которых являются Российская Федерация или другие государства - члены Евразийского экономического союза, которые должны быть предварительно установлены на отдельные виды технически сложных товаров.
Также для увеличения доли оповещаемого населения существует необходимость правового закрепления обязанности собственников таких программ передавать пользователям экстренную информацию в виде push-сообщений от органов публичной власти, уполномоченных на оповещение населения.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей