VI. Особенности организации подготовки территориальных органов МЧС России, учреждений и организаций, находящихся в ведении МЧС России

Руководителям территориальных органов МЧС России, учреждений и организаций, находящихся в ведении МЧС России, основное внимание по подготовке органов управления и сил ГО обратить на:

реализацию единой государственной политики в области ГО, ЗНиТ от ЧС природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

осуществление управления в пределах своей компетенции в области ГО, ЗНиТ от ЧС природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

организацию и обеспечение выполнения требований положений законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов МЧС России в области защиты информации;

осуществление контрольных (надзорных) мероприятий в области ГО, ЗНиТ от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

осуществление деятельности в пределах своей компетенции по организации и ведению ГО, экстренному реагированию при ЧС, в том числе по чрезвычайному гуманитарному реагированию, ЗНиТ от ЧС и пожаров, обеспечению безопасности людей на водных объектах;

участие в работе по совершенствованию нормативной правовой базы в субъектах Российской Федерации и ОМСУ с учетом новых подходов к организации управления в области ЗНиТ от ЧС природного и техногенного характера, ГО, внедрению современных информационно-управляющих систем и систем мониторинга;

контроль включения вопросов ЗНиТ от ЧС в стратегии социально-экономического развития субъектов Российской Федерации для планирования развития территориальных подсистем РСЧС на перспективу, в том числе в части развития системы предупреждения ЧС и обеспечения безопасности жизнедеятельности населения;

участие в разработке и реализации документов территориального планирования в целях снижения экономических и материальных потерь от ЧС;

обеспечение готовности аэромобильных группировок к реагированию на ЧС, в том числе связанных с крупными ландшафтными (природными) и техногенными пожарами, паводками, авариями на ПОО и объектах жизнеобеспечения, крупными транспортными авариями и катастрофами, обрушениями зданий и сооружений;

подготовку личного состава, включенного в состав группировки сил оперативных штабов (далее - ОШ) в субъектах Российской Федерации, ОГ в муниципальных образованиях, ОШ и ОГ в морских районах (бассейнах) при минимизации и ликвидации последствий террористических актов, в том числе во внутренних водах, территориальном море, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации, на объектах инфраструктуры Северного морского пути и морской экономической деятельности в АЗ РФ;

организацию взаимодействия и оказание методической помощи ИОС и ОМСУ при разработке (корректировке) государственных программ субъектов Российской Федерации в части формирования самостоятельных разделов (подпрограмм, программ) в области ГО, ЗНиТ от ЧС природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

осуществление мер по повышению взаимодействия территориальных органов МЧС России с ИОС, осуществляющими государственное управление в сфере образования и государственной молодежной политики в субъектах Российской Федерации в проведении ежегодных школьных, муниципальных, региональных, межрегиональных и всероссийских соревнований "Школа безопасности" и полевых лагерей "Юный спасатель", "Юный пожарный" и "Юный водник";

оказание методической помощи в организации работы комиссий по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ОПБ), эвакуационных комиссий ИОС и ОМСУ, а также в повышении устойчивости функционирования объектов экономики;

инициирование рассмотрения на заседаниях КЧС и ОПБ субъектов Российской Федерации вопросов, планируемых к обсуждению Правительственной комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;

участие должностных лиц территориальных органов МЧС России в работе комиссий субъектов Российской Федерации по обеспечению безопасности дорожного движения, инициирование рассмотрения вопросов развития системы спасения пострадавших в ДТП, а также повышения эффективности взаимодействия при реагировании на ДТП;

совершенствование взаимодействия подразделений различных видов пожарной охраны и АСС, АСФ в рамках деятельности пожарно-спасательных гарнизонов в целях своевременного реагирования на возникающие пожары и ЧС;

качественную и своевременную подготовку должностных лиц пожарно-спасательных гарнизонов, выступающих в роли руководителей тушения пожаров и ликвидации ЧС;

оказание методической помощи ИОС и ОМСУ в подготовке населения в области ГО, ЗНиТ от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также в пределах своей компетенции в подготовке молодежи в области безопасности жизнедеятельности;

выполнение комплекса мероприятий по предупреждению ЧС и происшествий, в том числе вызванных циклическими рисками, минимизации возможных последствий при их возникновении;

практическую отработку действий органов управления и сил ГО по реагированию на крупномасштабные ЧС с учетом сезонных рисков и климатических особенностей регионов;

организацию и проведение во взаимодействии с территориальными органами ФОИВ, ИОС, ОМСУ и организациями на системной основе ТСУ с силами постоянной готовности территориальной подсистемы РСЧС, привлекаемыми к обеспечению безопасности на федеральных трассах (автомагистралях), с отработкой наихудшего сценария развития ситуации на наиболее отдаленных от мест дислокации реагирующих подразделений участках автодорог (не реже 1 раза в год в зимнее время);

совершенствование межведомственного взаимодействия и обмена информацией с территориальными органами ФОИВ и ИОС, ОМСУ при реализации мероприятий ГО с учетом развития и внедрения АИУС РСЧС в деятельность органов повседневного управления;

применение информации, предоставляемой системой обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112", в целях осуществления информационно-аналитической поддержки государственного управления в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности и правопорядка, предотвращения угроз жизни или здоровью, предупреждения происшествий и ЧС и ликвидации их последствий;

применение мобильного приложения "МЧС России";

создание системы комплексной безопасности для защиты территорий, населения и КВО АЗ РФ от ЧС природного и техногенного характера за счет существующих лимитов бюджетных средств, выделенных Правительством Российской Федерации;

организацию своевременного проведения инвентаризации материально-технических средств, находящихся в эксплуатации и хранящихся на складах;

развитие системы применения беспилотных авиационных систем (далее - БАС), подготовку подразделений беспилотной авиации к действиям по предназначению;

организацию профессиональной подготовки личного состава подразделений, организующих и контролирующих применение БАС и подразделений применения БАС в соответствии с временным курсом летной подготовки специалистов подразделений беспилотной авиации МЧС России от 12.11.2019 N 222-ВЯ-226, утвержденным заместителем Министра генерал-полковником В.Н. Яцуценко;

проведение проверок готовности ТО ФОИВ, ИОС, ОМСУ и организаций к осуществлению мероприятий ГО;

оказание методической помощи по порядку выполнения мероприятий по ГО;

организацию и контроль уточнения планов ГО и защиты населения субъектов Российской Федерации и ОМСУ, планов ГО территориальных органов ФОИВ и организаций;

организацию своевременной и качественной подготовки докладов о состоянии ГО;

строительство, реконструкцию зданий и дооснащение ЦУКС территориальных органов МЧС России в соответствии с заданиями, установленными в рамках государственного оборонного заказа на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов, в сочетании с оснащением их современными информационно-коммуникационными технологиями и системами жизнеобеспечения, в том числе с участием в этой работе ИОС;

совершенствование технической оснащенности пунктов управления (далее - ПУ), укомплектование их современными средствами связи, специальной связи, автоматизации и управления, позволяющими передавать данные об обстановке в режиме реального времени с зоны ЧС;

оснащение подразделений, работающих в АЗ РФ, новыми образцами спасательной техники, оборудования, снаряжения, обмундирования;

внедрение современных средств и методов мониторинга и прогнозирования ЧС природного и техногенного характера, в том числе системы раннего обнаружения и моделирования развития обстановки;

проведение мероприятий по развитию СНЛК и актуализации нормативных правовых актов по вопросам ее функционирования;

вопросы координации и контроля деятельности по выполнению мероприятий, направленных на создание и поддержание в состоянии постоянной готовности систем оповещения населения;

готовность мобильных комплексов информирования и оповещения населения территориальных органов МЧС России;

координацию и контроль функционирования системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112";

готовность территориальных органов МЧС России к работе на ПУ в мирное и военное время;

подготовку спасателей и пожарных к проведению АСР и тушению пожаров при обрушении зданий и сооружений, а также при выполнении работ в зонах радиационного, химического и биологического загрязнения (заражения);

организацию контроля и методическое руководство при проведении мероприятий по поддержанию в готовности пунктов временного размещения и их применения;

создание и укомплектование городков жизнеобеспечения необходимыми материальными ресурсами для организации первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения;

обеспечение создания, использования и восполнения материальных ресурсов резерва МЧС России, поддержания мест их хранения в соответствии с предъявляемыми требованиями;

реализацию соглашений между МЧС России и высшими ИОС о передаче МЧС России осуществления части полномочий;

совершенствование взаимодействия с ИОС по обеспечению безопасности на водных объектах;

обеспечение безопасности при проведении международных спортивно-массовых мероприятий;

организацию контроля за освежением резервов (запасов) средств индивидуальной защиты для населения;

обеспечение доступа к информации о деятельности МЧС России;

широкое использование мер материального и нематериального стимулирования личного состава для образцового выполнения служебных обязанностей;

принятие мер по усилению роли руководителей всех уровней в работе по подбору, расстановке и воспитанию личного состава, соблюдению воинской, служебной дисциплины и дисциплины труда;

приобретение и поддержание необходимого уровня знаний, умений и навыков в области психологии, необходимых для эффективного решения профессиональных задач, а также формирование психологических качеств, необходимых для выполнения работ в экстремальных условиях;

обеспечение реализации социальных прав, гарантий, льгот и компенсаций личному составу МЧС России, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

организацию мероприятий по включению жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, закрепленных на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за территориальными органами и организациями МЧС России, в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда;

использование специализированного жилищного фонда МЧС России в соответствии с законодательством Российской Федерации;

профилактику нарушений законодательства Российской Федерации, регламентирующего вопросы финансово-хозяйственной деятельности, своевременное выявление нарушений, изучение причин их возникновения и принятие действенных мер по их устранению, а также своевременность возмещения причиненного ущерба;

повышение уровня исполнительской дисциплины путем организации контроля исполнения поручений, содержащихся в протоколах заседаний коллегии территориального органа МЧС России, КЧС и ОПБ субъекта Российской Федерации, а также руководства территориального органа МЧС России с использованием модуля "Контроль" системы юридически значимого электронного документооборота МЧС России;

обеспечение соблюдения правил охраны труда и требований безопасности военной службы;

организацию взаимодействия с ИОС в части согласования ежегодных планов по созданию и сохранению территориальных СФД-ЧС;

подготовку и контроль исполнения планов основных мероприятий территориальных органов МЧС России, участие в реализации Плана основных мероприятий в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2025 год, планов основных мероприятий в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах субъектов Российской Федерации на 2025 год;

организацию в ежедневном режиме проведения личного приема граждан сотрудниками (работниками) групп по работе с обращениями граждан;

повышение качества работы жилищных комиссий по вопросам жилищного обеспечения личного состава.

В рамках совершенствования и развития оперативного управления организовать:

гарантированный прием и передачу сигналов оповещения по линии оперативных дежурных служб в круглосуточном режиме;

поддержание средств управления, связи и технических средств системы оповещения МЧС России в готовности к применению по назначению;

повышение оперативности оповещения и информирования должностных лиц органов управления ФП и ТП РСЧС, руководства и структурных подразделений территориальных органов и учреждений МЧС России;

поддержание устойчивого и непрерывного управления силами постоянной готовности МЧС России в период угрозы, возникновения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера в мирное и военное время;

постоянное ведение учета сил ФП и ТП РСЧС;

совершенствование алгоритмов действий специалистов оперативных дежурных служб при ЧС и пожарах с учетом опыта их ликвидации в 2025 году;

практическое совершенствование действий, повышение уровня профессиональной подготовки специалистов ЦУКС территориальных органов МЧС России;

ежеквартальные проверки готовности подвижных пунктов управления территориальных органов МЧС России к выполнению задач по предназначению;

учебно-методические сборы с руководителями постоянно действующих органов управления и органов повседневного управления;

участие в тренировках с операторами связи, проводимых Минцифры России, с отработкой практических действий;

участие в ежеквартальных подведениях итогов экстренного реагирования органов управления и сил ФП и ТП РСЧС, проводимых под руководством заместителя Министра.

Перед началом характерных для субъектов Российской Федерации ЧС (весенний паводок, ландшафтные (природные) пожары, аварии на коммунально-энергетических сетях в осенне-зимний период и др.) спланировать проведение учений и тренировок по прогнозированию возможной обстановки, реагированию на ЧС.

В каждом периоде обучения провести занятия (тренировки) в целях повышения готовности органов управления МЧС России к решению задач в сложных условиях, а также по совершенствованию практических действий личного состава по приему и передаче сигналов оповещения.

Начало учебного года - 9 января 2025 г., окончание учебного года - 28 ноября 2025 г.

Окончание зимнего периода обучения - 30 мая 2025 г.

Начало летнего периода обучения - 30 июня 2025 г.