3.1. Основные мероприятия по подготовке органов управления и сил гражданской обороны и функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Руководителям ФОИВ и государственных корпораций основные усилия по подготовке органов управления, сил ГО и ФП РСЧС сосредоточить на выполнении следующих мероприятий:

организация работ по поддержанию готовности экипажей и воздушных судов для тушения пожаров на территории Российской Федерации;

организация работы по разработке планирующих и распорядительных документов по подготовке всех групп населения, органов управления и сил ГО и РСЧС в области ГО и защиты от ЧС;

участие в корректировке (переработке) федерального плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС (далее - план действий) с учетом опыта ликвидации крупномасштабных ЧС;

совершенствование нормативно-правовых, научно-методических и организационных основ управления рисками ЧС, обусловленных природными, техногенными угрозами, с учетом разграничения предметов ведения и полномочий между ФОИВ и исполнительными органами субъектов Российской Федерации (далее - ИОС);

осуществление информирования населения через СМИ и интернет-ресурсы по проведению мероприятий ГО, ЗНиТ от ЧС природного и техногенного характера;

актуализация ведомственного раздела перечня КВО, а также перечня ПОО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации;

формирование перечня организаций, отнесенных к категориям по ГО, в соответствии с Правилами отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2024 г. N 546;

реализация программ развития системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования ЧС;

дальнейшее развитие и реализация государственной политики по снижению рисков и смягчению последствий ЧС на всех уровнях;

совершенствование деятельности органов управления и сил ФП РСЧС и ГО;

формирование культуры безопасности жизнедеятельности персонала отраслей и объектов, повышение уровня знаний и совершенствование навыков действий в условиях ЧС или угрозы ЧС;

участие в повышении готовности ГО, совершенствовании ЗНиТ от ЧС, улучшении системы обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

совершенствование планирования и подготовки проведения эвакуационных мероприятий в ФОИВ и ГК;

развитие информационных систем для сбора, обработки, оценки и передачи информации между органами повседневного управления, в том числе при осуществлении мер информационной поддержки принятия решений в области ЗНиТ от ЧС и ГО;

применение информации, предоставляемой системой обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112", в целях осуществления информационно-аналитической поддержки государственного управления в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности и правопорядка, предотвращения угроз жизни или здоровью, предупреждения происшествий и ЧС и ликвидации их последствий;

проведение мероприятий по развитию СНЛК и актуализации нормативных правовых актов по вопросам ее функционирования;

создание, реконструкция и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию локальных систем оповещения населения в районах размещения находящихся в ведении ФОИВ опасных производственных объектов I и II классов опасности, особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнических сооружений чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружений высокой опасности;

участие в координации работ по организации, функционированию и развитию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112";

выполнение мероприятий по эффективному управлению и восстановлению единой сети электросвязи Российской Федерации и сети почтовой связи при ЧС, планированию и проведению тренировок с операторами связи и ИОС для определения готовности сетей связи при возникновении ЧС;

строгое соблюдение и контроль реализации требований инженерно-технических мероприятий ГО и предупреждения ЧС, мероприятий радиационной, химической и биологической (далее - РХБ) защиты населения, в том числе поддержание в готовности защитных сооружений ГО, создание и содержание в соответствии с установленными правилами и требованиями запасов (резервов) СИЗ, приборов радиационной, химической разведки и контроль состояния иных материально-технических средств;

дальнейшее развитие и реализация на всех уровнях управления экономических механизмов регулирования деятельности по снижению рисков и смягчению последствий ЧС природного и техногенного характера;

проведение работы по созданию, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС природного и техногенного характера, а также по созданию запасов ГО;

организация автоматизированного обмена информацией с информационной системой "Атлас опасностей и рисков", являющейся отдельным сегментом АИУС РСЧС;

организация проведения КШУ (ШТ), ТСУ и других учений (тренировок) с органами управления, силами ГО и ФП РСЧС;

качественная подготовка должностных лиц органов управления и сил ГО ФОИВ и подведомственных организаций в области ГО, защиты от ЧС и пожарной безопасности в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

организация проведения на территории субъектов Российской Федерации соревнований среди нештатных аварийно-спасательных формирований и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по ГО;

создание условий для безопасной реализации крупных экономических и инфраструктурных проектов в АЗ РФ;

совершенствование деятельности в ФОИВ и усиление контроля за деятельностью структурных подразделений территориальных органов, уполномоченных на решение задач в области ГО, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

повышение уровня безопасности населения, проживающего в АЗ РФ;

участие в проверках готовности территориальных органов ФОИВ и подведомственных учреждений (организаций) к осуществлению мероприятий ГО;

качественная подготовка к заседаниям Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в строгом соответствии с Регламентом работы Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, утвержденным протоколом от 19 марта 2021 г. N 1 (в рамках компетенции);

разработка, утверждение и реализация планов основных мероприятий в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах ФОИВ и ГК на 2025 год.

В целях выработки единого подхода в вопросах взаимодействия органов управления, сил и средств функциональной подсистемы электросвязи и почтовой связи и территориальных подсистем РСЧС исполнительным органам субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендуется:

при разработке положений о территориальных подсистемах РСЧС учитывать разграничение полномочий, установленное действующим законодательством Российской Федерации в области связи;

не допускать включения сил и средств функциональной подсистемы электросвязи и почтовой связи РСЧС в перечни сил постоянной готовности территориальных подсистем РСЧС;

привлекать силы функциональной подсистемы электросвязи и почтовой связи РСЧС к учениям и тренировкам, проводимым исполнительными органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления исключительно в рамках информационного взаимодействия, с письменного согласования с Минцифры России.