Документ не вступил в силу. Подробнее см. Справку

V. Виды и категории разрешенных работ по ТО, порядок их определения и порядок ограничения Сферы деятельности

V. Виды и категории разрешенных работ по ТО, порядок

их определения и порядок ограничения Сферы деятельности

37. Виды и категории разрешенных работ по ТО определяются уполномоченным органом на основании заявления организации по ТО посредством оформления приложения к сертификату и указания в нем Сферы деятельности в соответствии с приложением N 3 к настоящему приказу.

38. В категорию "A" разрешенных работ по ТО входят работы по ТО пилотируемого ВС и беспилотного ВС, ТО установленных на них двигателей, в том числе вспомогательных силовых установок (далее - ВСУ), воздушных винтов, и компонентов в соответствии с эксплуатационной документацией на ВС, двигатели, воздушные винты, ВСУ и компоненты в случае, если такая документация по ТО двигателей, воздушных винтов, ВСУ и компонентов не закрепляет требование о применении дополнительного оборудования, не предусмотренного эксплуатационной документацией ВС. В приложении к сертификату указываются подкатегории категории "A" в соответствии с таблицей 1.

Таблица 1

Подкатегории разрешенных работ по ТО категории "A"

Обозначение подкатегории

Наименование подкатегорий

A1

самолеты с взлетной массой более 5700 кг, установленные на них двигатели, воздушные винты, ВСУ, компоненты

A2

самолеты с взлетной массой 5700 кг и менее, установленные на них двигатели, воздушные винты, ВСУ, компоненты

A3

вертолеты, установленные на них двигатели, воздушные винты, ВСУ, компоненты

A4

пилотируемые ВС, не предусмотренные разрешенными работами по ТО подкатегорий A1, A2, A3, установленные на них двигатели, воздушные винты, ВСУ, компоненты

A5

беспилотные ВС, установленные на них двигатели, воздушные винты, ВСУ, компоненты

39. Разрешенные работы по ТО категории "A" в рамках подкатегории устанавливаются уполномоченным органом в приложении к сертификату с указанием типов ВС в графе "Ограничения".

40. Для организации по ТО, которой разрешено выполнять работы по ТО категории "A", уполномоченным органом в приложении к сертификату устанавливаются следующие ограничения на выполнение видов ТО:

1) работы по ТО, выполняемые для подготовки ВС к полету, в том числе поиск и устранение отказов и неисправностей, замена компонентов, двигателей, ВСУ и воздушных винтов, плановые работы по ТО (визуальные осмотры конструкции ВС, работы по ее обслуживанию либо его систем и силовой установки с доступом через панели и люки), а также ремонт и модификации, которые не требуют существенной разборки и могут быть выполнены с применением простейшего оборудования и инструмента (далее - оперативное ТО) ВС;

2) работы по ТО, которые не относятся к оперативному ТО (далее - периодическое ТО).

41. Запрещается выполнять ТО не установленных на ВС двигателей, воздушных винтов, ВСУ, компонентов организацией по ТО, которой разрешено выполнять работы по ТО категории "A", но не разрешено выполнять работы по ТО категорий "B" и (или) "C", если выполнение таких работ не предусмотрено в эксплуатационной документации ВС.

42. Организация по ТО, которой разрешено выполнять работы по ТО категории "A", может выполнять временное снятие двигателей, воздушных винтов, ВСУ или компонентов с ВС в процессе выполнения ТО ВС, необходимое для обеспечения к ним доступа.

43. Организация по ТО, которой разрешено выполнять работы по ТО категории "A", может выполнять снятие с ВС, двигателей, ВСУ исправных компонентов при наличии остатка ресурса и срока службы у таких компонентов, частей (элементов), стандартных изделий <7> для их хранения и (или) последующего использования на других ВС, двигателях, ВСУ с оформлением талонов годности компонента (иной пономерной документации) на компоненты или сопроводительной документации на стандартные изделия, части (элементы).

--------------------------------

<7> Пункт 21.26 Федеральных авиационных правил "Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей. Часть 21", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 17 июня 2019 г. N 184 (зарегистрирован Минюстом России 6 сентября 2019 г., регистрационный N 55851), с изменениями, внесенными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 29 мая 2023 г. N 196 (зарегистрирован Минюстом России 2 июня 2023 г., регистрационный N 73718) (далее соответственно - ФАП-21, приказ N 184). В соответствии с пунктом 3 приказа N 184 данный акт действует до 1 сентября 2029 г.

44. Организация по ТО, которой разрешено выполнять работы по ТО категории "B", может выполнять ТО не установленных на ВС двигателей и ВСУ и установленных на двигатели и ВСУ компонентов в соответствии с эксплуатационной документацией на двигатель, ВСУ или ВС, при указании в приложении к сертификату подкатегории категории "B" в соответствии с таблицей 2.

Таблица 2

Подкатегории разрешенных работ по ТО категории "B"

Обозначение подкатегории

Наименование подкатегории

B1

газотурбинные двигатели и установленные на них компоненты

B2

поршневые двигатели и установленные на них компоненты

B3

ВСУ и установленные на них компоненты

B4

электродвигатели и установленные на них компоненты

45. Разрешенные работы по ТО категории "B" в рамках подкатегории устанавливаются уполномоченным органом в приложении к сертификату с указанием конкретных типов двигателей ВС и (или) ВСУ в графе "Ограничения".

46. Для организаций, которым разрешено выполнять работы по ТО категории "B", объем работ по ТО двигателей, ВСУ устанавливается в Руководстве.

47. Организация по ТО, которой разрешено выполнять работы по ТО категории "B", может выполнять снятие с двигателей и (или) ВСУ исправных компонентов, при наличии остатка ресурса и срока службы у таких компонентов, частей (элементов), стандартных изделий для их хранения и (или) последующего использования на других двигателях и (или) ВСУ, с оформлением талонов годности компонента (иной пономерной документации) на компоненты или сопроводительной документации на стандартные изделия <8>, части (элементы) при наличии процедур в Руководстве такого снятия.

--------------------------------

<8> Пункт 21.26 ФАП-21.

48. Организация по ТО, которой разрешено выполнять работы по ТО категории "C", выполняет ТО не установленных на ВС, двигатели, воздушные винты, ВСУ компонентов ВС, двигателей, воздушных винтов, ВСУ в соответствии с эксплуатационной документацией на компоненты и ВС при указании в приложении к сертификату подкатегории категории "C" в соответствии с таблицей 3.

Таблица 3

Подкатегории разрешенных работ по ТО категории "C"

Обозначение подкатегории

Наименование подкатегории

C1

системы кондиционирования и регулирования давления воздуха в кабине

C2

системы автоматического управления полетом, автопилота

C3

системы связи и пилотажно-навигационного оборудования

C4

двери, люки и их компоненты

C5

системы электроснабжения и освещения

C6

системы бытового, специального и аварийно-спасательного оборудования

C7

системы двигателей и ВСУ

C8

системы управления

C9

топливные системы

C10

компоненты несущих винтов вертолетов

C11

компоненты трансмиссии вертолетов

C12

гидросистемы

C13

системы индикации и регистрации

C14

системы шасси

C15

системы кислородного оборудования

C16

воздушные винты и их компоненты

C17

вакуумные и пневматические системы

C18

противообледенительные и противопожарные системы

C19

остекление ВС

C20

компоненты конструкции планера

C21

системы водяного балласта

C22

системы увеличения тяги

C23

системы управления беспилотных авиационных систем

49. Разрешенные работы по ТО категории "C" в рамках подкатегории указываются уполномоченным органом на ТО конкретных компонентов (группы компонентов) и не связаны с конкретным типом ВС, двигателей, воздушных винтов и ВСУ. Уполномоченным органом в графе "Ограничения" приложения к сертификату указывается ссылка на приложение к Руководству с перечнем компонентов категории "C", выполнение работ по ТО которых одобрено уполномоченным органом (рекомендуемый образец приведен приложении N 2 к настоящему порядку).

50. Для организаций по ТО, которым разрешено выполнять работы по ТО категории "C", объем работ по ТО компонентов устанавливается в приложении к Руководству (рекомендуемый образец приведен в приложении N 2 к настоящему порядку). Приложение к Руководству должно содержать подкатегорию работ по ТО, чертежный номер компонента, наименование компонента, ссылку на эксплуатационную документацию, вид работ по ТО.

51. Организация по ТО, которой разрешено выполнять работы по ТО категории "C", может выполнять снятие с компонентов исправных частей (элементов), стандартных изделий для их хранения и (или) последующего использования на других компонентах, при наличии в Руководстве процедур выполнения такого снятия, оформления сопроводительной документации.

52. Организация по ТО, которой разрешено выполнять работы по ТО подкатегории "D1", выполняет неразрушающий контроль элементов конструкции ВС, двигателей, воздушных винтов, ВСУ, компонентов.

53. Выполнение работ по ТО подкатегории "D1" не связано с конкретным типом ВС, беспилотных авиационных систем, двигателей, воздушных винтов, ВСУ, компонентов и не требует указания таких типов в графе "Ограничения" приложения к сертификату.

54. Работы по ТО подкатегории "D1" указываются уполномоченным органом для конкретных методов неразрушающего контроля с их указанием в графе "Ограничения" приложения к сертификату.

55. Организация по ТО, которой разрешено выполнять работы по ТО подкатегории "D2", выполняет работы по оценке ВС на соответствие применимым требованиям к летной годности и требованиям в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации <9>.

--------------------------------

<9> Пункт 2 статьи 35 Воздушного кодекса Российской Федерации.

56. Допускается выполнение организацией по ТО, которой разрешено выполнять работы по ТО категорий "A", "B", "C", на ВС, двигателях, ВСУ, воздушных винтах и их компонентах, ТО которых выполняет данная организация по ТО, работ с использованием методов неразрушающего контроля без получения разрешения на работы по ТО подкатегории "D1" при наличии в Руководстве процедур выполнения таких работ.

57. Допускается осуществление организацией по ТО самостоятельного изготовления либо с привлечением сторонней организации с последующим контролем качества изготовления и использования деталей, сборочных единиц и (или) структурных элементов, необходимых в процессе ТО и (или) для выполнения работ по ремонту конструкции ВС, двигателя, ВСУ, воздушного винта или компонента и не предназначенных для продажи, в соответствии с эксплуатационной и (или) конструкторской документацией ВС, двигателя, ВСУ или компонента, при наличии процедур выполнения таких работ в Руководстве.