Документ не вступил в силу. Подробнее см. Справку

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 49, ст. 5491; 2007, N 7, ст. 833; 2012, N 19, ст. 2281; 2016, N 10, ст. 1323; 2017, N 1, ст. 6; 2018, N 7, ст. 976; N 17, ст. 2420; N 24, ст. 3416; 2019, N 27, ст. 3535; N 49, ст. 6978; 2021, N 11, ст. 1710; N 13, ст. 2134; N 17, ст. 2879; N 24, ст. 4188; N 27, ст. 5146; 2022, N 22, ст. 3541; 2024, N 13, ст. 1686; N 26, ст. 3545; N 43, ст. 6301) следующие изменения:

1) в статье 1:

а) абзац первый изложить в следующей редакции:

"Институты, понятия и термины гражданского, семейного законодательства и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Федеральном законе, применяются в том значении, в котором они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:";

б) в абзаце двенадцатом слова "гостиниц и иных" исключить;

в) в абзаце восемнадцатом слово "гостиницы" заменить словами "средства размещения";

г) в абзаце тридцатом слово "средств" заменить словами "о способах";

д) абзацы тридцать третий и тридцать четвертый изложить в следующей редакции:

"средство размещения - имущественный комплекс, включающий в себя здание (часть здания) или строение, сооружение, помещение, участок земли, оборудование и иное имущество и используемый для временного размещения и обеспечения временного проживания физических лиц. К средствам размещения не относятся жилые помещения, за исключением случаев, предусмотренных другими федеральными законами;

гостиница - тип средства размещения, в котором предоставляются гостиничные услуги и которое соответствует требованиям, установленным положением о классификации средств размещения, утвержденным Правительством Российской Федерации;";

е) в абзаце тридцать пятом слова "средства размещения" заменить словами "мест для временного проживания в гостинице";

ж) абзацы тридцать шестой и тридцать седьмой изложить в следующей редакции:

"классификация средства размещения - присвоение средству размещения определенного типа, установленного положением о классификации средств размещения, утвержденным Правительством Российской Федерации, и при наличии условий, установленных правилами классификации средств размещения, утвержденными Правительством Российской Федерации, определенной категории на основании оценки соответствия средств размещения и предоставляемых в них услуг требованиям, установленным указанным положением;

классификация горнолыжных трасс, классификация пляжей - присвоение горнолыжной трассе, пляжу определенной категории, установленной правилами классификации горнолыжных трасс, классификации пляжей, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, на основании оценки соответствия горнолыжных трасс, пляжей требованиям, установленным этими правилами;";

з) дополнить абзацем сороковым следующего содержания:

"услуги средства размещения - гостиничные услуги, услуги иных средств размещения, включающие в себя комплекс услуг по предоставлению физическим лицам мест для временного проживания в средстве размещения, а также иные услуги по обслуживанию проживающих в средстве размещения физических лиц.";

2) в статье 3.1:

а) в абзаце десятом слово "гостиниц" заменить словами "средств размещения";

б) абзац одиннадцатый изложить в следующей редакции:

"установление порядка аккредитации и подтверждения компетентности организаций, осуществляющих классификацию средств размещения, классификацию горнолыжных трасс, классификацию пляжей (далее соответственно - организации, осуществляющие классификацию в сфере туристской индустрии, объекты классификации в сфере туристской индустрии), включающего в себя порядок аттестации экспертов по классификации;";

в) в абзаце двенадцатом слова "гостиниц, классификацию горнолыжных трасс, классификацию пляжей" заменить словами "в сфере туристской индустрии, а также подтверждение компетентности организаций, осуществляющих классификацию в сфере туристской индустрии";

г) абзац тринадцатый изложить в следующей редакции:

"утверждение порядка уведомления организацией, осуществляющей классификацию в сфере туристской индустрии, уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации о планируемом осуществлении классификации объектов классификации в сфере туристской индустрии на территории соответствующих субъектов Российской Федерации, включая перечень и описание сведений, содержащихся в таком уведомлении;";

д) абзацы пятнадцатый - восемнадцатый изложить в следующей редакции:

"установление порядка формирования и ведения реестра организаций, осуществляющих классификацию в сфере туристской индустрии;

установление порядка формирования и ведения единого реестра объектов классификации в сфере туристской индустрии;

организация формирования и ведения реестра организаций, осуществляющих классификацию в сфере туристской индустрии, и единого реестра объектов классификации в сфере туристской индустрии;

утверждение правил предоставления гостиничных услуг, а также при необходимости правил предоставления услуг иных средств размещения;";

3) в абзаце семнадцатом части первой статьи 3.2 слова "за деятельностью экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников" заменить словами "в сфере туристской индустрии";

4) в части двадцать первой статьи 4.5 слова "за деятельностью экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников" заменить словами "в сфере туристской индустрии";

5) в статье 5:

а) в наименовании слова "гостиниц, классификация" исключить;

б) часть первую изложить в следующей редакции:

"Классификация горнолыжных трасс, классификация пляжей проводятся организациями, осуществляющими классификацию в сфере туристской индустрии, аккредитованными в соответствии со статьей 5.3 настоящего Федерального закона.";

в) части вторую - седьмую признать утратившими силу;

г) часть восьмую изложить в следующей редакции:

"Правила классификации горнолыжных трасс, классификации пляжей, утвержденные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, устанавливают порядок классификации горнолыжных трасс, классификации пляжей (в том числе порядок принятия решения об отказе в осуществлении классификации горнолыжной трассы, классификации пляжа, порядок приостановления или прекращения действия классификации горнолыжной трассы или классификации пляжа, категории горнолыжных трасс, категории пляжей, требования к категориям горнолыжных трасс, требования к категориям пляжей), а также требования о доведении до потребителей информации о категории горнолыжных трасс, категории пляжей, включая требования к размещению указанной информации.";

д) в части девятой:

в абзаце первом слова "классификации гостиницы," исключить;

в абзаце втором слова "гостиницы, классификации" исключить, после слова "документов" дополнить словами "и (или) сведений";

в абзаце третьем после слов "в документах" дополнить словами "и (или) сведениях", слова "классификации гостиницы," исключить;

в абзаце четвертом слово "гостиницы," и слова "соответственно положением о классификации гостиниц," исключить;

е) часть десятую признать утратившей силу;

ж) часть одиннадцатую изложить в следующей редакции:

"По результатам классификации горнолыжных трасс, классификации пляжей сведения о горнолыжной трассе или пляже, о присвоенной категории, а также документы и (или) сведения, подтверждающие соответствие горнолыжной трассы, пляжа присвоенной категории, вносятся организацией, осуществляющей классификацию в сфере туристской индустрии, в реестр классифицированных горнолыжных трасс или реестр классифицированных пляжей, формирование и ведение которых осуществляются в рамках единого реестра объектов классификации в сфере туристской индустрии, предусмотренного статьей 5.2 настоящего Федерального закона. Классификация горнолыжной трассы или классификация пляжа действует три года с даты включения сведений о присвоении горнолыжной трассе или пляжу определенной категории в реестр классифицированных горнолыжных трасс или реестр классифицированных пляжей.";

з) части двенадцатую - шестнадцатую признать утратившими силу;

и) в части семнадцатой:

абзацы первый и второй изложить в следующей редакции:

"Основанием для приостановления действия классификации горнолыжной трассы или классификации пляжа является:

выявление организацией, осуществляющей классификацию в сфере туристской индустрии и присвоившей категорию горнолыжной трассе или пляжу, в документах и (или) сведениях, представленных лицом, предоставляющим услуги, связанные с использованием горнолыжных трасс или пляжей, для осуществления классификации горнолыжной трассы или классификации пляжа, недостоверной информации;";

абзацы третий и четвертый признать утратившими силу;

абзацы пятый и шестой изложить в следующей редакции:

"выявление организацией, осуществляющей классификацию в сфере туристской индустрии и присвоившей категорию горнолыжной трассе или пляжу, несоответствия горнолыжной трассы или пляжа установленным правилами классификации горнолыжных трасс, классификации пляжей требованиям к категории горнолыжной трассы или пляжа, указанной в реестре классифицированных горнолыжных трасс или реестре классифицированных пляжей, на основании жалобы потребителя услуг, связанных с использованием горнолыжной трассы или пляжа, либо мотивированного представления должностного лица федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей, о нарушении прав потребителя при предоставлении услуг, связанных с использованием горнолыжной трассы или пляжа;

получение организацией, осуществляющей классификацию в сфере туристской индустрии и присвоившей категорию горнолыжной трассе или пляжу, заявления лица, предоставляющего услуги, связанные с использованием горнолыжной трассы или пляжа, об изменениях, влияющих на соответствие горнолыжной трассы или пляжа установленным правилами классификации горнолыжных трасс, классификации пляжей требованиям к категории горнолыжной трассы или пляжа, указанной в реестре классифицированных горнолыжных трасс или реестре классифицированных пляжей.";

к) части восемнадцатую - двадцатую изложить в следующей редакции:

"Действие классификации горнолыжной трассы или действие классификации пляжа приостанавливается организацией, осуществляющей классификацию в сфере туристской индустрии и присвоившей категорию горнолыжной трассе или пляжу, на срок не более чем 90 дней. Лицо, предоставляющее услуги, связанные с использованием горнолыжной трассы или пляжа, в течение срока приостановления действия классификации горнолыжной трассы или действия классификации пляжа вправе продолжить использование в рекламе, названии горнолыжной трассы или пляжа и деятельности, связанной с использованием горнолыжной трассы или пляжа, категории, указанной в реестре классифицированных горнолыжных трасс или реестре классифицированных пляжей, с обязательным информированием потребителей о приостановлении действия классификации горнолыжной трассы, действия классификации пляжа. При этом лицо, предоставляющее услуги, связанные с использованием горнолыжной трассы или пляжа, в указанный срок обязано устранить обстоятельства, послужившие основанием для приостановления действия классификации горнолыжной трассы или действия классификации пляжа.

Основанием для прекращения действия классификации горнолыжной трассы или действия классификации пляжа определенной категории является:

неустранение в течение срока приостановления действия классификации горнолыжной трассы или действия классификации пляжа обстоятельств, послуживших основанием для приостановления действия классификации горнолыжной трассы или действия классификации пляжа;

окончание срока действия классификации горнолыжной трассы или действия классификации пляжа;

получение организацией, осуществляющей классификацию в сфере туристской индустрии и присвоившей категорию горнолыжной трассе или пляжу, заявления лица, предоставляющего услуги, связанные с использованием горнолыжной трассы или пляжа, о прекращении деятельности по предоставлению услуг, связанных с использованием горнолыжной трассы или пляжа;

прекращение индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, предоставляющими услуги, связанные с использованием горнолыжной трассы или пляжа, деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Категория горнолыжной трассы или пляжа, используемая в рекламе, названии горнолыжной трассы или пляжа, а также в деятельности, связанной с использованием горнолыжной трассы или пляжа, должна соответствовать категории, указанной в реестре классифицированных горнолыжных трасс или реестре классифицированных пляжей.";

л) часть двадцать первую признать утратившей силу;

м) в части двадцать второй слова "свидетельства о присвоении горнолыжной трассе или пляжу определенной категории" заменить словами "сведений о присвоенной категории горнолыжной трассе или пляжу в реестре классифицированных горнолыжных трасс или реестре классифицированных пляжей", слова "таком свидетельстве, запрещается и влечет за собой административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации" заменить словами "реестре классифицированных горнолыжных трасс или реестре классифицированных пляжей, запрещается";

н) часть двадцать третью признать утратившей силу;

6) главу II дополнить статьями 5.1, 5.2 и 5.3 следующего содержания:

"Статья 5.1. Классификация средств размещения

Классификация средств размещения осуществляется в соответствии с положением о классификации средств размещения, утверждаемым Правительством Российской Федерации, а также в соответствии с правилами классификации средств размещения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Положение о классификации средств размещения устанавливает в том числе:

типы средств размещения, подлежащих классификации;

требования к типам средств размещения;

категории отдельных типов средств размещения;

требования к категориям отдельных типов средств размещения.

Правила классификации средств размещения устанавливают в том числе:

порядок определения типа средства размещения, оценки соответствия средства размещения требованиям к соответствующему типу средств размещения и присвоения типа средства размещения;

условия и порядок присвоения определенной категории средству размещения, включая случаи проведения такого присвоения организациями, осуществляющими классификацию в сфере туристской индустрии, а также порядок принятия решений об отказе в присвоении средству размещения определенной категории средства размещения;

порядок приостановления, возобновления или прекращения действия классификации средства размещения, включая порядок изменения, приостановления, возобновления и прекращения действия присвоенной категории средства размещения;

порядок и сроки проведения планового подтверждения соответствия средства размещения требованиям к типу средства размещения, а также требованиям к присвоенной категории, включая особенности проведения планового подтверждения соответствия средства размещения требованиям к типу средства размещения и требованиям к присвоенной категории в отношении отдельных типов средств размещения;

порядок проведения внепланового подтверждения соответствия средства размещения требованиям к присвоенной категории средства размещения;

требования о доведении до потребителей информации о типе средства размещения и присвоенной категории средства размещения, включая требования к размещению, содержанию и форме информационного знака, содержащего указанную информацию.

Средства размещения в целях их классификации относятся к типам, установленным положением о классификации средств размещения. В рамках отдельных типов средств размещения положением о классификации средств размещения устанавливаются категории средств размещения.

Классификация средств размещения включает в себя следующие процедуры:

определение типа средства размещения и оценка соответствия средства размещения требованиям к соответствующему типу средств размещения, установленным положением о классификации средств размещения, которые осуществляются юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или физическим лицом (в случаях, установленных федеральными законами), осуществляющими деятельность, связанную с использованием средств размещения (далее - владелец средства размещения);

включение сведений о средстве размещения, а также документов и (или) сведений, подтверждающих соответствие средства размещения требованиям к определенному типу средств размещения, в реестр классифицированных средств размещения, формирование и ведение которого осуществляются в рамках единого реестра объектов классификации в сфере туристской индустрии на основании указанной оценки соответствия;

оценка соответствия средства размещения, отнесенного к определенному типу средств размещения, требованиям к определенной категории средств размещения, установленным положением о классификации средств размещения, и присвоение средству размещения определенной категории (при наличии условий, предусмотренных правилами классификации средств размещения);

включение сведений о присвоенной средству размещения категории, а также документов и (или) сведений, подтверждающих соответствие средства размещения требованиям к присвоенной категории средств размещения, в реестр классифицированных средств размещения.

Включение сведений о санаторно-курортных организациях (за исключением санаторно-курортных организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральными законами предусмотрена военная служба или приравненная к ней служба, санаторно-курортных организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации), предоставляющих услуги по временному проживанию физических лиц в составе услуг по санаторно-курортному лечению, в реестр классифицированных средств размещения в рамках классификации средств размещения, а также исключение сведений о таких санаторно-курортных организациях из реестра классифицированных средств размещения осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на организацию формирования и ведения единого реестра объектов классификации в сфере туристской индустрии (далее - оператор единого реестра объектов классификации), на основе сведений, содержащихся в государственном реестре курортного фонда Российской Федерации, формируемом в соответствии с Федеральным законом от 23 февраля 1995 года N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах".

Санаторно-курортные организации, указанные в части шестой настоящей статьи, вправе по своему усмотрению пройти процедуры, предусмотренные абзацами вторым, четвертым, пятым части пятой настоящей статьи, в соответствии с положением о классификации средств размещения и правилами классификации средств размещения.

Средство размещения является классифицированным со дня включения сведений о средстве размещения в реестр классифицированных средств размещения.

Приостановление, возобновление или прекращение действия классификации средства размещения осуществляется органом государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в сфере туристской индустрии, в порядке, установленном правилами классификации средств размещения. В случае прекращения действия классификации сведения о средстве размещения исключаются из реестра классифицированных средств размещения в порядке, установленном правилами классификации средств размещения.

Приостановление действия классификации средств размещения осуществляется на срок не более чем 30 дней.

Владелец средства размещения в течение срока приостановления действия классификации средства размещения:

вправе продолжить предоставление услуг средства размещения, гостиничных услуг в соответствии с обязательствами, оформленными до дня приостановления действия классификации средства размещения, с обязательным информированием потребителей о приостановлении действия классификации средства размещения;

обязан приостановить заключение договоров о предоставлении услуг средства размещения, договоров о предоставлении гостиничных услуг, рекламу и размещение сведений о предоставлении услуг средства размещения, гостиничных услуг со дня приостановления действия классификации средства размещения;

обязан устранить обстоятельства, послужившие основанием для приостановления действия классификации средства размещения.

Основанием для приостановления действия классификации средства размещения является:

выявление органом государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в сфере туристской индустрии, в документах и (или) сведениях, представленных владельцем средства размещения при классификации средства размещения, недостоверной информации;

поступление информации федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на проведение аккредитации организаций, осуществляющих классификацию в сфере туристской индустрии (далее - орган по аккредитации), о несоответствии требованиям законодательства Российской Федерации сведений о средстве размещения, а также документов и (или) сведений, подтверждающих соответствие средства размещения требованиям к типу средств размещения, содержащихся в реестре классифицированных средств размещения;

возникновение обстоятельств, которые приводят к несоответствию средства размещения требованиям к типу средства размещения, устранение которых возможно в период приостановления действия классификации средства размещения;

выявление обстоятельств, указанных в абзаце четвертом настоящей части, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в сфере туристской индустрии, по итогам контрольных (надзорных) мероприятий в рамках регионального государственного контроля (надзора) в сфере туристской индустрии;

неосуществление владельцем средства размещения планового подтверждения соответствия средства размещения требованиям к типу средства размещения.

Основанием для прекращения действия классификации средства размещения является:

несоответствие средства размещения требованиям к типу средства размещения, указанному в реестре классифицированных средств размещения;

неустранение владельцем средства размещения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления действия классификации средства размещения, в сроки, предусмотренные частью десятой настоящей статьи;

прекращение владельцем средства размещения деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

поступление в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в сфере туристской индустрии, заявления владельца средства размещения о прекращении деятельности по предоставлению услуг средства размещения, гостиничных услуг.

Владелец средства размещения со дня прекращения действия классификации средства размещения не вправе предоставлять услуги средства размещения, гостиничные услуги, а также обязан прекратить рекламу и размещение сведений о предоставлении услуг средства размещения, гостиничных услуг.

Приостановление, возобновление и прекращение действия присвоенной категории средства размещения осуществляются организацией, осуществляющей классификацию в сфере туристской индустрии и присвоившей средству размещения соответствующую категорию, или органом по аккредитации с учетом рекомендаций совета по классификации средств размещения в порядке, установленном правилами классификации средств размещения.

Действие присвоенной категории средства размещения приостанавливается на срок не более чем 30 дней. Владелец средства размещения в течение срока приостановления действия присвоенной категории вправе предоставлять услуги средства размещения, гостиничные услуги с обязательным информированием потребителей о приостановлении действия присвоенной категории средства размещения. При этом владелец средства размещения в указанный срок обязан устранить обстоятельства, послужившие основанием для приостановления действия присвоенной категории средства размещения.

Основанием для приостановления действия присвоенной категории средства размещения является:

выявление организацией, осуществляющей классификацию в сфере туристской индустрии и присвоившей средству размещения соответствующую категорию, или органом по аккредитации в документах и (или) сведениях, представленных владельцем средства размещения, недостоверной информации;

приостановление действия классификации средства размещения;

решение органа по аккредитации о необходимости приостановления действия присвоенной категории средства размещения по итогам подтверждения компетентности организаций, осуществляющих классификацию в сфере туристской индустрии, или контрольных (надзорных) мероприятий в рамках федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью организаций, осуществляющих классификацию в сфере туристской индустрии, в соответствии со статьей 19.2 настоящего Федерального закона;

выявление организацией, осуществляющей классификацию в сфере туристской индустрии и присвоившей категорию средству размещения, несоответствия средства размещения требованиям к присвоенной категории, в том числе по результатам планового или внепланового подтверждения соответствия средства размещения требованиям к присвоенной категории средства размещения, а также по итогам рассмотрения информации, представленной органом государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в сфере туристской индустрии;

отказ или уклонение владельца средства размещения от проведения планового или внепланового подтверждения соответствия средства размещения требованиям к присвоенной категории средства размещения;

несоответствие требованиям законодательства Российской Федерации сведений о средстве размещения, а также сведений и (или) документов, подтверждающих соответствие средства размещения требованиям к присвоенной категории средства размещения, содержащихся в реестре классифицированных средств размещения.

Основанием для возобновления действия присвоенной категории средства размещения является устранение владельцем средства размещения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления действия присвоенной категории средства размещения, в сроки, предусмотренные частью шестнадцатой настоящей статьи.

Основанием для прекращения действия присвоенной категории средства размещения является:

прекращение действия классификации средства размещения;

неустранение владельцем средства размещения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления действия присвоенной категории средства размещения, в сроки, предусмотренные частью шестнадцатой настоящей статьи.

Тип и категория средства размещения, используемые в рекламе, названии средства размещения, а также в деятельности, связанной с использованием средства размещения, должны соответствовать типу и категории средства размещения, указанным в реестре классифицированных средств размещения.

Предоставление средствами размещения, сведения о которых не включены в реестр классифицированных средств размещения, услуг средства размещения, гостиничных услуг, а также использование в рекламе, названии средства размещения и деятельности, связанной с использованием средства размещения, типа и (или) категории, не соответствующих типу и (или) категории средства размещения, указанным в реестре классифицированных средств размещения, запрещается.

Размещение информации о предоставлении услуг средства размещения, гостиничных услуг, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая агрегаторы информации об услугах, сервисы размещения объявлений, социальные сети, осуществляется с обязательным указанием идентификационного номера средства размещения, присвоенного в реестре классифицированных средств размещения, а также ссылки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на запись в реестре классифицированных средств размещения, содержащую сведения о средстве размещения.

КонсультантПлюс: примечание.

Абз. 59 п. 6 ст. 1 вступает в силу с 01.09.2025.

Владелец агрегатора информации об услугах, владелец сервиса размещения объявлений доводят до сведения потребителей информацию, предусмотренную частью двадцать второй настоящей статьи, путем обеспечения указания в информации о предоставлении услуг средства размещения, гостиничных услуг на сайте владельца агрегатора информации об услугах или владельца сервиса размещения объявлений в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" представленной владельцем средства размещения ссылки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на запись в реестре классифицированных средств размещения, содержащую сведения о средстве размещения.

КонсультантПлюс: примечание.

Абз. 60 п. 6 ст. 1 вступает в силу с 01.09.2025.

Владелец агрегатора информации об услугах, владелец сервиса размещения объявлений обязаны обеспечить проверку наличия ссылки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на запись в реестре классифицированных средств размещения, содержащую сведения о средстве размещения, а также соответствие сведений о средстве размещения, представленных в информации о предоставлении услуг средства размещения, гостиничных услуг на сайте владельца агрегатора информации об услугах или владельца сервиса размещения объявлений в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", аналогичным сведениям о средстве размещения, указанным в реестре классифицированных средств размещения.

КонсультантПлюс: примечание.

Абз. 61 п. 6 ст. 1 вступает в силу с 01.09.2025.

Владелец агрегатора информации об услугах, владелец сервиса размещения объявлений:

КонсультантПлюс: примечание.

Абз. 62 п. 6 ст. 1 вступает в силу с 01.09.2025.

не допускают указание в информации о предоставлении услуг средства размещения, гостиничных услуг на сайте владельца агрегатора информации об услугах или владельца сервиса размещения объявлений в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведений о средстве размещения, не соответствующих аналогичным сведениям, указанным в реестре классифицированных средств размещения;

КонсультантПлюс: примечание.

Абз. 63 п. 6 ст. 1 вступает в силу с 01.09.2025.

обязаны приостановить предоставление возможности приобретать услуги средства размещения, гостиничные услуги на сайте владельца агрегатора информации об услугах или владельца сервиса размещения объявлений в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в случае приостановления действия классификации средства размещения со дня приостановления действия классификации средства размещения до дня возобновления действия классификации средства размещения;

КонсультантПлюс: примечание.

Абз. 64 п. 6 ст. 1 вступает в силу с 01.09.2025.

обязаны прекратить распространение информации о предоставлении услуг средства размещения, гостиничных услуг в случае несоответствия сведений о средстве размещения, представленных в информации о предоставлении услуг средства размещения, гостиничных услуг на сайте владельца агрегатора информации об услугах или владельца сервиса размещения объявлений в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", аналогичным сведениям, указанным в реестре классифицированных средств размещения, в том числе на основании поступления соответствующей информации от органа по аккредитации, а также в случае прекращения действия классификации средства размещения или на основании поступления предписания, указанного в статье 19.5 настоящего Федерального закона.

Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти формирует совет по классификации средств размещения в целях рассмотрения вопросов и предложений по совершенствованию подходов к классификации средств размещения, рассмотрения жалоб на деятельность владельцев средств размещения, рассмотрения вопросов и формирования рекомендаций органу по аккредитации в части приостановления, возобновления или прекращения действия классификации средств размещения, приостановления, возобновления или прекращения действия присвоенной категории средства размещения.

В состав совета по классификации средств размещения, утверждаемый уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, включаются в том числе представители федеральных органов исполнительной власти, союзов, ассоциаций в области туристской деятельности.

Совет по классификации средств размещения осуществляет свою деятельность в соответствии с положением, утверждаемым уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Действие настоящей статьи не распространяется на средства размещения, используемые для осуществления основной деятельности организаций отдыха и оздоровления детей, организаций социального обслуживания в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", реабилитационных организаций, предоставляющих комплекс мероприятий и услуг по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидам, детям-инвалидам, детям от рождения до трех лет (независимо от наличия инвалидности), которые имеют ограничения жизнедеятельности либо риск развития ограничений жизнедеятельности, и их семьям в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", централизованных религиозных организаций и (или) религиозных организаций, входящих в их структуру, деятельности по оказанию услуг в сфере сельского туризма в соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", медицинских организаций (за исключением санаторно-курортных организаций), санаторно-курортных организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральными законами предусмотрена военная служба или приравненная к ней служба, санаторно-курортных организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, а также на средства размещения, относящиеся к специализированному жилищному фонду в соответствии с разделом IV Жилищного кодекса Российской Федерации.

Включение сведений о средствах размещения, указанных в части двадцать девятой настоящей статьи, в реестр классифицированных средств размещения не требуется.

Владельцы средств размещения, указанных в части двадцать девятой настоящей статьи, вправе принять решение о проведении классификации средств размещения в соответствии с положениями настоящей статьи.

Статья 5.2. Единый реестр объектов классификации в сфере туристской индустрии

Сведения о средствах размещения, горнолыжных трассах, пляжах, классифицированных в соответствии с настоящим Федеральным законом, включаются в реестр классифицированных средств размещения, реестр классифицированных горнолыжных трасс и реестр классифицированных пляжей соответственно, формирование и ведение которых осуществляются в рамках единого реестра объектов классификации в сфере туристской индустрии.

Оператор единого реестра объектов классификации обеспечивает организацию формирования и ведения единого реестра объектов классификации в сфере туристской индустрии в рамках федеральной государственной информационной системы в области аккредитации, предусмотренной статьей 25 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации".

Единый реестр объектов классификации в сфере туристской индустрии включает в себя следующие реестры:

реестр классифицированных средств размещения;

реестр классифицированных горнолыжных трасс;

реестр классифицированных пляжей;

иные реестры, формирование и ведение которых в рамках единого реестра объектов классификации в сфере туристской индустрии предусмотрены настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

Порядок формирования и ведения единого реестра объектов классификации в сфере туристской индустрии устанавливается Правительством Российской Федерации и предусматривает в том числе:

порядок включения сведений об объектах классификации в сфере туристской индустрии, а также документов и (или) сведений, подтверждающих соответствие объектов классификации в сфере туристской индустрии требованиям, установленным положением о классификации средств размещения или правилами классификации горнолыжных трасс, классификации пляжей, в реестры, указанные в части третьей настоящей статьи;

порядок проверки достоверности сведений об объектах классификации в сфере туристской индустрии, а также документов и (или) сведений, подтверждающих соответствие объектов классификации в сфере туристской индустрии требованиям, установленным положением о классификации средств размещения или правилами классификации горнолыжных трасс, классификации пляжей, включаемых в реестры, указанные в части третьей настоящей статьи;

перечень и описание документов и (или) сведений, содержащихся в реестрах, указанных в части третьей настоящей статьи, в том числе в части сведений о наличии в средствах размещения условий для семейного отдыха (семейные номера), а также для обслуживания инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья;

порядок и основания внесения изменений в документы и (или) сведения, содержащиеся в реестрах, указанных в части третьей настоящей статьи;

порядок исключения сведений об объектах классификации в сфере туристской индустрии из реестров, указанных в части третьей настоящей статьи;

порядок взаимодействия оператора единого реестра объектов классификации в сфере туристской индустрии и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на ведение государственного реестра курортного фонда Российской Федерации, в том числе в части включения сведений о санаторно-курортных организациях, указанных в части шестой статьи 5.1 настоящего Федерального закона, в реестр классифицированных средств размещения, исключения сведений о таких санаторно-курортных организациях из реестра классифицированных средств размещения, внесения изменений в сведения о таких санаторно-курортных организациях, содержащиеся в реестре классифицированных средств размещения;

порядок обеспечения доступа к информации, содержащейся в едином реестре объектов классификации в сфере туристской индустрии.

Статья 5.3. Организации, осуществляющие классификацию в сфере туристской индустрии

Классификация горнолыжных трасс, классификация пляжей, присвоение категории средству размещения проводятся организациями, осуществляющими классификацию в сфере туристской индустрии.

Работы по оценке соответствия объектов классификации в сфере туристской индустрии требованиям, установленным положением о классификации средств размещения (в части требований к категориям отдельных средств размещения) или правилами классификации горнолыжных трасс, классификации пляжей, в организациях, осуществляющих классификацию в сфере туристской индустрии, проводят эксперты по классификации, аттестованные и включенные в единый реестр экспертов по классификации в порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации (далее - эксперты по классификации).

Аккредитация организаций, осуществляющих классификацию в сфере туристской индустрии, и подтверждение компетентности организаций, осуществляющих классификацию в сфере туристской индустрии, проводятся органом по аккредитации.

Правительством Российской Федерации устанавливается порядок аккредитации и подтверждения компетентности организаций, осуществляющих классификацию в сфере туристской индустрии, включающий в себя порядок аттестации экспертов по классификации и предусматривающий:

порядок подачи организацией, осуществляющей классификацию в сфере туристской индустрии, и рассмотрения органом по аккредитации заявления об аккредитации организации, осуществляющей классификацию в сфере туристской индустрии, и прилагаемых к нему документов и (или) сведений;

перечень и описание сведений, содержащихся в заявлении об аккредитации организации, осуществляющей классификацию в сфере туристской индустрии, а также перечень документов и (или) сведений, прилагаемых к заявлению об аккредитации организации, осуществляющей классификацию в сфере туристской индустрии;

основания для возврата заявления об аккредитации организации, осуществляющей классификацию в сфере туристской индустрии, без рассмотрения;

сроки подтверждения компетентности организаций, осуществляющих классификацию в сфере туристской индустрии;

порядок и сроки подачи заявления о подтверждении компетентности организации, осуществляющей классификацию в сфере туристской индустрии, и прилагаемых к нему документов и (или) сведений;

порядок рассмотрения органом по аккредитации заявления о подтверждении компетентности организации, осуществляющей классификацию в сфере туристской индустрии;

перечень и описание сведений, содержащихся в заявлении о подтверждении компетентности организации, осуществляющей классификацию в сфере туристской индустрии, а также перечень документов и (или) сведений, прилагаемых к заявлению о подтверждении компетентности организации, осуществляющей классификацию в сфере туристской индустрии;

требования к организациям, осуществляющим классификацию в сфере туристской индустрии;

требования к экспертам по классификации и порядок аттестации экспертов по классификации, в том числе порядок прекращения действия аттестации экспертов по классификации;

порядок расширения области аккредитации организации, осуществляющей классификацию в сфере туристской индустрии, включая перечень и описание сведений, содержащихся в заявлении о расширении области аккредитации организации, осуществляющей классификацию в сфере туристской индустрии, а также перечень документов и (или) сведений, прилагаемых к заявлению о расширении области аккредитации организации, осуществляющей классификацию в сфере туристской индустрии, порядок рассмотрения заявления о расширении области аккредитации организации, осуществляющей классификацию в сфере туристской индустрии, основания для возврата заявления о расширении области аккредитации организации, осуществляющей классификацию в сфере туристской индустрии, без рассмотрения;

порядок проведения оценки соответствия заявителя (организации, осуществляющей классификацию в сфере туристской индустрии) требованиям к организациям, осуществляющим классификацию в сфере туристской индустрии;

порядок принятия решения об отказе в аккредитации организации, осуществляющей классификацию в сфере туристской индустрии, о расширении области аккредитации организации, осуществляющей классификацию в сфере туристской индустрии;

порядок приостановления, возобновления действия аккредитации организации, осуществляющей классификацию в сфере туристской индустрии;

порядок прекращения действия аккредитации организации, осуществляющей классификацию в сфере туристской индустрии, включая перечень и описание сведений, содержащихся в заявлении о прекращении действия аккредитации организации, осуществляющей классификацию в сфере туристской индустрии, а также перечень документов и (или) сведений, прилагаемых к заявлению о прекращении действия аккредитации организации, осуществляющей классификацию в сфере туристской индустрии, порядок рассмотрения заявления о прекращении действия аккредитации организации, осуществляющей классификацию в сфере туристской индустрии, основания для возврата заявления о прекращении действия аккредитации организации, осуществляющей классификацию в сфере туристской индустрии, без рассмотрения;

порядок предоставления организацией, осуществляющей классификацию в сфере туристской индустрии, документов и (или) сведений о своей деятельности, в том числе об изменениях состава своих работников и их компетентности, о результатах работ по оценке соответствия объектов классификации в сфере туристской индустрии требованиям, установленным положением о классификации средств размещения (в части требований к категориям отдельных видов средств размещения) или правилами классификации горнолыжных трасс, классификации пляжей, включая сроки предоставления и состав таких документов и (или) сведений;

порядок и сроки уведомления организацией, осуществляющей классификацию в сфере туристской индустрии, уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации о планируемом осуществлении классификации объектов классификации в сфере туристской индустрии на территории соответствующих субъектов Российской Федерации, включая перечень и описание сведений, содержащихся в таком уведомлении.

Основанием для отказа в аккредитации организации, осуществляющей классификацию в сфере туристской индустрии, расширении области аккредитации организации, осуществляющей классификацию в сфере туристской индустрии, является:

непредставление указанными организациями документов и (или) сведений, необходимых для аккредитации организации, осуществляющей классификацию в сфере туристской индустрии, расширения области аккредитации организации, осуществляющей классификацию в сфере туристской индустрии, в соответствии с порядком аккредитации организаций, осуществляющих классификацию в сфере туристской индустрии;

наличие в документах и (или) сведениях, представленных указанными организациями для получения аккредитации организации, осуществляющей классификацию в сфере туристской индустрии, расширения области аккредитации организации, осуществляющей классификацию в сфере туристской индустрии, недостоверной информации;

несоответствие организации, осуществляющей классификацию в сфере туристской индустрии, требованиям к организациям, осуществляющим классификацию в сфере туристской индустрии, установленным порядком аккредитации организаций, осуществляющих классификацию в сфере туристской индустрии;

поступление заявления об аккредитации организации, осуществляющей классификацию в сфере туристской индустрии, ранее чем по истечении двух лет со дня прекращения аккредитации по основанию, предусмотренному абзацем шестым части одиннадцатой настоящей статьи.

В случае отсутствия оснований, предусмотренных частью пятой настоящей статьи, орган по аккредитации по результатам проведения процедуры аккредитации, процедуры расширения области аккредитации включает сведения об аккредитации организации, осуществляющей классификацию в сфере туристской индустрии, о расширении области аккредитации организации, осуществляющей классификацию в сфере туристской индустрии, в реестр организаций, осуществляющих классификацию в сфере туристской индустрии.

Аккредитация организаций, осуществляющих классификацию в сфере туристской индустрии, позволяет им осуществлять классификацию объектов классификации в сфере туристской индустрии, включенных в область аккредитации, на всей территории Российской Федерации при условии уведомления уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых планируется осуществлять соответствующую классификацию, в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

В область аккредитации организации, осуществляющей классификацию в сфере туристской индустрии, включаются объекты классификации в сфере туристской индустрии (средства размещения, горнолыжные трассы, пляжи), подлежащие классификации в соответствии с настоящим Федеральным законом. В отношении средств размещения в области аккредитации организации, осуществляющей классификацию в сфере туристской индустрии, указывается тип средств размещения, а также категории средств размещения. В область аккредитации организации, осуществляющей классификацию в сфере туристской индустрии, могут быть включены несколько объектов классификации в сфере туристской индустрии. Включение объектов классификации в область аккредитации организаций, осуществляющих классификацию в сфере туристской индустрии, имеющих аккредитацию в соответствии с настоящей статьей, осуществляется в рамках расширения области аккредитации организации, осуществляющей классификацию в сфере туристской индустрии.

Организации, осуществляющие классификацию в сфере туристской индустрии, обязаны:

соблюдать требования, установленные порядком аккредитации организаций, осуществляющих классификацию в сфере туристской индустрии, и подтверждения компетентности организаций, осуществляющих классификацию в сфере туристской индустрии, а также требования, установленные соответственно правилами классификации горнолыжных трасс, классификации пляжей, положением о классификации средств размещения, правилами классификации средств размещения, при осуществлении своей деятельности;

рассматривать жалобы и обращения, относящиеся к их деятельности (в том числе поступившие в орган по аккредитации и направленные в организации, осуществляющие классификацию в сфере туристской индустрии, для рассмотрения), и давать ответы на эти жалобы и обращения в течение 10 рабочих дней со дня их поступления;

предоставлять по запросам органа по аккредитации документы и (или) сведения в электронной форме, включая электронные документы и (или) электронные образы документов, которые свидетельствуют об их соответствии требованиям, установленным порядком аккредитации организаций, осуществляющих классификацию в сфере туристской индустрии, и подтверждения компетентности организаций, осуществляющих классификацию в сфере туристской индустрии (с учетом требований законодательства Российской Федерации к предоставлению сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа), в течение 15 рабочих дней с даты получения запроса;

своевременно предоставлять на безвозмездной основе в орган по аккредитации документы и (или) сведения о своей деятельности в соответствии с порядком аккредитации организаций, осуществляющих классификацию в сфере туристской индустрии, и подтверждения компетентности организаций, осуществляющих классификацию в сфере туристской индустрии;

обеспечивать рассмотрение поступающей информации органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в сфере туристской индустрии, о выявлении несоответствия средства размещения требованиям к категории средств размещения, указанной в реестре классифицированных средств размещения, с запросом, предусмотренным частью четырнадцатой статьи 19.5 настоящего Федерального закона, проводить внеплановое подтверждение соответствия средства размещения требованиям к присвоенной категории средства размещения в случае выявления признаков несоответствия средства размещения присвоенной категории, а также предоставлять отчет о результатах рассмотрения указанной информации с запросом в соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации;

уведомлять о приостановлении, прекращении действия аккредитации или сокращении своей области аккредитации заказчиков, а также лиц, с которыми у организации, осуществляющей классификацию в сфере туристской индустрии, в течение трех лет, предшествующих приостановлению, прекращению действия аккредитации или сокращению области аккредитации, были заключены договоры на выполнение работ или оказание услуг в области аккредитации (проведена классификация горнолыжных трасс, классификация пляжей, присвоена категория средству размещения).

Основанием для приостановления действия аккредитации организации, осуществляющей классификацию в сфере туристской индустрии, является:

выявление в документах и (или) сведениях, содержащихся в реестре организаций, осуществляющих классификацию в сфере туристской индустрии, в том числе представленных указанной организацией для получения аккредитации организации, осуществляющей классификацию в сфере туристской индустрии, расширения области аккредитации организации, осуществляющей классификацию в сфере туристской индустрии, и подтверждения компетентности организации, осуществляющей классификацию в сфере туристской индустрии, недостоверной информации;

уклонение или отказ организации, осуществляющей классификацию в сфере туристской индустрии, от прохождения подтверждения компетентности организации, осуществляющей классификацию в сфере туристской индустрии;

выявление несоответствия организации, осуществляющей классификацию в сфере туристской индустрии, требованиям к организациям, осуществляющим классификацию в сфере туристской индустрии, установленным порядком аккредитации и подтверждения компетентности организаций, осуществляющих классификацию в сфере туристской индустрии, по итогам подтверждения компетентности организации, осуществляющей классификацию в сфере туристской индустрии, или контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в рамках федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью организаций, осуществляющих классификацию в сфере туристской индустрии, предусмотренного статьей 19.2 настоящего Федерального закона;

присвоение организацией, осуществляющей классификацию в сфере туристской индустрии, категории средству размещения, горнолыжной трассе, пляжу с нарушением требований соответственно положения о классификации средств размещения, правил классификации средств размещения, правил классификации горнолыжных трасс, классификации пляжей;

выявление органом по аккредитации несоблюдения организацией, осуществляющей классификацию в сфере туристской индустрии, обязанностей, установленных частью девятой настоящей статьи.

Основанием для прекращения действия аккредитации организации, осуществляющей классификацию в сфере туристской индустрии, является:

неустранение организацией, осуществляющей классификацию в сфере туристской индустрии, обстоятельств, послуживших основанием для приостановления действия аккредитации организации, осуществляющей классификацию в сфере туристской индустрии;

получение органом по аккредитации заявления организации, осуществляющей классификацию в сфере туристской индустрии, о прекращении деятельности по осуществлению классификации объектов классификации в сфере туристской индустрии;

прекращение организацией, осуществляющей классификацию в сфере туристской индустрии, деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

отсутствие в реестре организаций, осуществляющих классификацию в сфере туристской индустрии, и в реестрах, указанных в части третьей статьи 5.2 настоящего Федерального закона, сведений об осуществлении организацией, осуществляющей классификацию в сфере туристской индустрии, деятельности по осуществлению классификации объектов классификации в сфере туристской индустрии, включенных в область аккредитации, в течение одного года;

проведение организацией, осуществляющей классификацию в сфере туристской индустрии, классификации объектов классификации в сфере туристской индустрии с нарушением более четырех раз требований соответственно положения о классификации средств размещения, правил классификации средств размещения, правил классификации горнолыжных трасс, классификации пляжей.

Организации, осуществляющие классификацию в сфере туристской индустрии, аккредитация которых прекращена в соответствии с абзацем шестым части одиннадцатой настоящей статьи, вправе обратиться за повторной аккредитацией для осуществления деятельности по классификации объектов классификации в сфере туристской индустрии не ранее чем по истечении двух лет со дня прекращения действия аккредитации организаций, осуществляющих классификацию в сфере туристской индустрии.

Сокращение области аккредитации организации, осуществляющей классификацию в сфере туристской индустрии, осуществляется в случае:

если организация, осуществляющая классификацию в сфере туристской индустрии, действие аккредитации которой было приостановлено по основаниям, указанным в части десятой настоящей статьи, не устранила обстоятельства, послужившие основанием для приостановления действия аккредитации, в отношении части области аккредитации;

внесения организацией, осуществляющей классификацию в сфере туристской индустрии, в реестр организаций, осуществляющих классификацию в сфере туристской индустрии, сведений о сокращении области аккредитации.

Сокращение области аккредитации организации, осуществляющей классификацию в сфере туристской индустрии, в соответствии с абзацем третьим части тринадцатой настоящей статьи осуществляется организацией, осуществляющей классификацию в сфере туристской индустрии, путем внесения в реестр организаций, осуществляющих классификацию в сфере туристской индустрии, сведений о сокращении области аккредитации. В период прохождения организацией, осуществляющей классификацию в сфере туристской индустрии, процедуры подтверждения компетентности сокращение области аккредитации организации, осуществляющей классификацию в сфере туристской индустрии, не допускается.

Организация, осуществляющая классификацию в сфере туристской индустрии, в отношении которой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление аккредитации организаций, осуществляющих классификацию в сфере туристской индустрии (далее - орган по аккредитации), принято решение о сокращении области аккредитации, или организация, осуществляющая классификацию в сфере туристской индустрии, которая сократила область аккредитации (в случае, если действие аккредитации на дату внесения организацией, осуществляющей классификацию в сфере туристской индустрии, в реестр организаций, осуществляющих классификацию в сфере туристской индустрии, сведений о сокращении области аккредитации организации, осуществляющей классификацию в сфере туристской индустрии, было приостановлено в отношении сокращенной части области аккредитации организации, осуществляющей классификацию в сфере туристской индустрии), вправе обратиться в орган по аккредитации с заявлением о расширении области аккредитации организации, осуществляющей классификацию в сфере туристской индустрии, в целях получения аккредитации организации, осуществляющей классификацию в сфере туристской индустрии, на область аккредитации, аналогичную сокращенной, не ранее чем по истечении двух лет со дня принятия такого решения или со дня внесения организацией, осуществляющей классификацию в сфере туристской индустрии, в реестр организаций, осуществляющих классификацию в сфере туристской индустрии, указанных сведений.

Организация, осуществляющая классификацию в сфере туристской индустрии, которая присвоила категорию средству размещения, обязана проводить плановое или внеплановое подтверждение соответствия средства размещения требованиям к присвоенной категории средства размещения в соответствии с правилами классификации средств размещения.

В случае прекращения действия аккредитации организации, осуществляющей классификацию в сфере туристской индустрии, присвоившей категорию средству размещения, либо сокращения области аккредитации организации, осуществляющей классификацию в сфере туристской индустрии, владелец средства размещения должен обратиться в иную организацию, осуществляющую классификацию в сфере туристской индустрии, с действующей областью аккредитации, включающей соответствующую категорию средства размещения, в целях проведения планового или внепланового подтверждения соответствия средства размещения присвоенной категории средства размещения.

Организация, осуществляющая классификацию в сфере туристской индустрии, в которую обращается владелец средства размещения в соответствии с частью семнадцатой настоящей статьи, пользуется всеми правами и несет все обязанности и ответственность, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации для организации, осуществляющей классификацию в сфере туристской индустрии, присвоившей категорию средству размещения.

Возмещение убытков, связанных с невыполнением организацией, осуществляющей классификацию в сфере туристской индустрии, обязанностей, предусмотренных абзацем седьмым части девятой настоящей статьи, а также с прекращением действия аккредитации или сокращением области аккредитации организации, осуществляющей классификацию в сфере туристской индустрии, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Порядок формирования и ведения реестра организаций, осуществляющих классификацию в сфере туристской индустрии, устанавливается Правительством Российской Федерации и предусматривает в том числе:

порядок включения документов и (или) сведений в реестр организаций, осуществляющих классификацию в сфере туристской индустрии;

перечень и описание документов и (или) сведений, содержащихся в реестре организаций, осуществляющих классификацию в сфере туристской индустрии;

порядок и основания внесения изменений в документы и (или) сведения, содержащиеся в реестре организаций, осуществляющих классификацию в сфере туристской индустрии, включая перечень и описание сведений, содержащихся в заявлении о внесении изменений в сведения реестра организаций, осуществляющих классификацию в сфере туристской индустрии, а также перечень документов и (или) сведений, прилагаемых к указанному заявлению, порядок рассмотрения указанного заявления, основания для возврата указанного заявления без рассмотрения, основания для отказа во внесении изменений в сведения реестра организаций, осуществляющих классификацию в сфере туристской индустрии;

порядок формирования и ведения реестра экспертов по классификации объектов классификации в сфере туристской индустрии, устанавливающий в том числе порядок включения экспертов по классификации в указанный реестр, внесения изменений в сведения об экспертах по классификации, содержащиеся в указанном реестре, и порядок исключения экспертов по классификации из реестра экспертов по классификации объектов классификации в сфере туристской индустрии.";

7) статью 19.2 изложить в следующей редакции:

"Статья 19.2. Федеральный государственный контроль (надзор) за деятельностью организаций, осуществляющих классификацию в сфере туристской индустрии

Федеральный государственный контроль (надзор) за деятельностью организаций, осуществляющих классификацию в сфере туристской индустрии (далее - федеральный контроль (надзор) за деятельностью организаций), осуществляется органом по аккредитации.

Предметом федерального контроля (надзора) за деятельностью организаций является соблюдение организациями, осуществляющими классификацию в сфере туристской индустрии, аккредитованными в соответствии со статьей 5.3 настоящего Федерального закона, установленных настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами обязательных требований:

к организациям, осуществляющим классификацию в сфере туристской индустрии, в том числе к экспертам по классификации;

к порядку присвоения средству размещения определенной категории организациями, осуществляющими классификацию в сфере туристской индустрии;

к порядку классификации горнолыжных трасс, классификации пляжей;

к результатам деятельности организаций, осуществляющих классификацию в сфере туристской индустрии (результаты присвоения средству размещения определенной категории, присвоения категории горнолыжной трассе, пляжу).

Объектами федерального контроля (надзора) за деятельностью организаций являются:

деятельность организаций, осуществляющих классификацию в сфере туристской индустрии;

результаты деятельности организаций, осуществляющих классификацию в сфере туристской индустрии (результаты присвоения средству размещения определенной категории, присвоения категории горнолыжной трассе, пляжу).

Организация и осуществление федерального контроля (надзора) за деятельностью организаций регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

Положение о федеральном контроле (надзоре) за деятельностью организаций, осуществляющих классификацию в сфере туристской индустрии, утверждается Правительством Российской Федерации.

При осуществлении федерального контроля (надзора) за деятельностью организаций плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.

Контрольные (надзорные) мероприятия в рамках федерального контроля (надзора) за деятельностью организаций проводятся в том числе в случае поступления в орган по аккредитации информации об устранении нарушений обязательных требований, выявленных в рамках процедуры подтверждения компетентности организаций, осуществляющих классификацию в сфере туристской индустрии.

Наблюдение за соблюдением обязательных требований осуществляется органом по аккредитации или подведомственным органу по аккредитации федеральным государственным учреждением на основании задания должностного лица органа по аккредитации.

В ходе осуществления федерального контроля (надзора) за деятельностью организаций орган по аккредитации в случаях и порядке, которые предусмотрены положением о федеральном контроле (надзоре) за деятельностью организаций, осуществляющих классификацию в сфере туристской индустрии, вправе привлекать для совершения отдельных контрольных (надзорных) действий специалистов, являющихся работниками подведомственного органу по аккредитации федерального государственного учреждения.

Орган по аккредитации по результатам проведения контрольных (надзорных) мероприятий наряду с решениями, принимаемыми по результатам контрольных (надзорных) мероприятий в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", вправе:

принимать решения о приостановлении действия, возобновлении действия или прекращении действия аккредитации организаций, осуществляющих классификацию в сфере туристской индустрии;

выдавать организации, осуществляющей классификацию в сфере туристской индустрии, предписание о необходимости приостановления или прекращения действия присвоенной средству размещения категории;

выдавать организации, осуществляющей классификацию в сфере туристской индустрии, предписание о необходимости приостановления или прекращения действия классификации горнолыжной трассы, классификации пляжа;

принимать решение о приостановлении или прекращении действия присвоенной средству размещения категории с учетом рекомендаций совета по классификации средств размещения;

выдавать организации, осуществляющей классификацию в сфере туристской индустрии, предписание о необходимости осуществления внепланового подтверждения соответствия средства размещения требованиям к присвоенной категории средства размещения;

выдавать предписание об устранении нарушений обязательных требований, выявленных в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований.";

КонсультантПлюс: примечание.

П. 8 ст. 1 вступает в силу с 01.03.2025.

8) в статье 19.3:

а) в части первой:

абзац первый после слов "сопровождении ими туристов (экскурсантов)," дополнить словами "соблюдения правил оказания услуг экскурсовода (гида), гида-переводчика, правил оказания услуг инструктора-проводника,";

в абзаце втором слова "за деятельностью экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников" заменить словами "в сфере туристской индустрии";

дополнить абзацем шестым следующего содержания:

"федеральный государственный контроль (надзор) в области защиты прав потребителей (в части соблюдения правил оказания услуг экскурсовода (гида), гида-переводчика, инструктора-проводника в отношении содержания договора об оказании соответствующих услуг, соблюдения обязательных требований по доведению до сведения потребителей необходимой информации об оказываемых услугах экскурсовода (гида), гида-переводчика, инструктора-проводника, исполнения договора об оказании соответствующих услуг, рассмотрения требований потребителя, связанных с нарушением его прав).";

б) части вторую - девятую признать утратившими силу;

КонсультантПлюс: примечание.

П. 9 ст. 1 вступает в силу с 01.03.2025.

9) главу VIII.1 дополнить статьями 19.4 и 19.5 следующего содержания:

"Статья 19.4. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований к объектам классификации в сфере туристской индустрии

Оценка соблюдения требований к объектам классификации в сфере туристской индустрии, установленных настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, в части соблюдения правил предоставления услуг средств размещения (при наличии), правил предоставления гостиничных услуг, наличия сведений о средстве размещения в реестре классифицированных средств размещения, соответствия средства размещения требованиям к соответствующему типу средств размещения, установленным положением о классификации средств размещения, соответствия средства размещения типу и (или) типу и категории, указанным в реестре классифицированных средств размещения, соответствия типа и (или) категории средства размещения, используемых в рекламе, названии средства размещения, а также в деятельности, связанной с использованием средства размещения, типу и (или) категории средства размещения, указанным в реестре классифицированных средств размещения, наличия ссылки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на запись в реестре классифицированных средств размещения, содержащую сведения о средстве размещения, соответствия сведений о средстве размещения, представленных в информации о предоставлении услуг средства размещения, гостиничных услуг на сайте владельца агрегатора информации об услугах или владельца сервиса размещения объявлений в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", аналогичным сведениям о средстве размещения, указанным в реестре классифицированных средств размещения, соответствия категории горнолыжной трассы или пляжа, используемых в рекламе, названии горнолыжной трассы или пляжа и деятельности, связанной с использованием горнолыжной трассы или пляжа, категории горнолыжной трассы или пляжа, указанным в реестре классифицированных горнолыжных трасс, реестре классифицированных пляжей, осуществляется в рамках следующих видов контроля (надзора):

региональный государственный контроль (надзор) в сфере туристской индустрии (за исключением требований, относящихся к предмету федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей);

федеральный государственный контроль (надзор) в области защиты прав потребителей (в части соблюдения правил предоставления гостиничных услуг, правил предоставления услуг средств размещения в отношении содержания договора о предоставлении услуг средства размещения, договора о предоставлении гостиничных услуг, соблюдения обязательных требований по доведению до сведения потребителей необходимой информации о предоставляемых услугах средств размещения, гостиничных услуг, исполнения договора о предоставлении услуг средств размещения, договора о предоставлении гостиничных услуг, рассмотрения требований потребителя, связанных с нарушением его прав).

Статья 19.5. Региональный государственный контроль (надзор) в сфере туристской индустрии

Региональный государственный контроль (надзор) в сфере туристской индустрии (далее - региональный государственный контроль (надзор) осуществляется органом государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации (далее - контрольный (надзорный) орган).

Предметом регионального государственного контроля (надзора) является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами обязательных требований, установленных настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативными правовыми актами и указанных в частях третьей - шестой настоящей статьи.

В отношении деятельности, связанной с использованием средств размещения, в отношении которых распространяется действие статьи 5.1 настоящего Федерального закона, за исключением санаторно-курортных организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, к предмету регионального государственного контроля (надзора) относится соблюдение следующих обязательных требований:

наличие сведений о средстве размещения в реестре классифицированных средств размещения;

соответствие средства размещения требованиям к соответствующему типу средств размещения, установленным положением о классификации средств размещения;

соответствие средства размещения типу и (или) типу и категории, указанным в реестре классифицированных средств размещения;

соответствие типа и (или) категории средства размещения, используемых в рекламе, названии средства размещения, а также в деятельности, связанной с использованием средства размещения, типу и (или) категории, указанным в реестре классифицированных средств размещения;

наличие ссылки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на запись в реестре классифицированных средств размещения, содержащую сведения о средстве размещения, а также соответствие сведений о средстве размещения, представленных в информации о предоставлении услуг средства размещения, гостиничных услуг на сайте владельца агрегатора информации об услугах или владельца сервиса размещения объявлений в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", аналогичным сведениям о средстве размещения, указанным в реестре классифицированных средств размещения;

соблюдение правил оказания гостиничных услуг, услуг средств размещения (при наличии) (за исключением требований, относящихся к предмету федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей).

В отношении деятельности, связанной с использованием горнолыжных трасс или пляжей, к предмету регионального государственного контроля (надзора) относится соблюдение обязательных требований в части соответствия категории горнолыжной трассы или категории пляжа, используемых в рекламе, названии горнолыжной трассы или пляжа и деятельности, связанной с использованием горнолыжной трассы или пляжа, категории горнолыжной трассы или пляжа, указанным в реестре классифицированных горнолыжных трасс или реестре классифицированных пляжей.

В отношении деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков к предмету регионального государственного контроля (надзора) относится соблюдение следующих обязательных требований:

наличие действующей аттестации и нагрудной идентификационной карточки экскурсоводов (гидов) и гидов-переводчиков при оказании ими услуг;

соблюдение правил оказания услуг экскурсоводом (гидом) и гидом-переводчиком (за исключением требований, относящихся к предмету федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей).

В отношении деятельности инструкторов-проводников к предмету регионального государственного контроля (надзора) относится соблюдение следующих обязательных требований:

наличие действующей аттестации и нагрудной идентификационной карточки у инструктора-проводника при оказании им услуг;

направление инструктором-проводником уведомления о сопровождении туристов (экскурсантов) на туристском маршруте, требующем специального сопровождения;

сопровождение туристов (экскурсантов) инструктором-проводником при посещении (прохождении) туристских маршрутов, требующих специального сопровождения;

соблюдение правил оказания услуг инструктора-проводника (за исключением требований, относящихся к предмету федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей).

Организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора) регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

Положение о региональном государственном контроле (надзоре) в сфере туристской индустрии утверждается высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации.

При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.

В рамках регионального государственного контроля (надзора) может осуществляться постоянный рейд в соответствии с положениями Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (в части соблюдения требований, указанных в частях пятой и шестой настоящей статьи).

Порядок осуществления постоянного рейда устанавливается положением о региональном государственном контроле (надзоре) в сфере туристской индустрии, утверждаемым высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации.

В случае, если в рамках выездного обследования выявлены признаки нарушения обязательных требований, допускается незамедлительное проведение контрольной закупки в соответствии с частью 7 статьи 75 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

Контрольный (надзорный) орган в случае необходимости может привлекать для совершения отдельных контрольных (надзорных) действий специалистов, являющихся работниками подведомственного ему учреждения, в порядке, предусмотренном положением о региональном государственном контроле (надзоре) в сфере туристской индустрии.

Контрольный (надзорный) орган наряду с решениями, принимаемыми по результатам контрольных (надзорных) мероприятий в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", вправе:

выдавать предписание об устранении нарушений обязательных требований, выявленных в ходе выездного обследования или наблюдения за соблюдением обязательных требований;

выдавать предписание владельцу агрегатора информации об услугах, владельцу сервиса объявлений о незамедлительном прекращении распространения информации о предоставляемых услугах средства размещения (гостиничных услугах);

в случае выявления несоответствия средства размещения требованиям к категории средств размещения, указанной в реестре классифицированных средств размещения, направлять в организацию, осуществляющую классификацию в сфере туристской индустрии, соответствующую информацию с запросом о предоставлении сведений о принятых мерах, направленных на устранение несоответствия средства размещения указанным требованиям, в том числе о проведении внепланового подтверждения соответствия средства размещения требованиям к присвоенной категории средства размещения;

принимать решения о приостановлении, возобновлении действия классификации средства размещения, а также о прекращении действия классификации средства размещения (об исключении сведений о средстве размещения из реестра классифицированных средств размещения);

принимать решения о прекращении аттестации экскурсовода (гида) и гида-переводчика и об исключении сведений о них из единого федерального реестра экскурсоводов (гидов) и гидов-переводчиков.".