3. Маршрутизация в процессе обучения и раннее трудоустройство

3. Маршрутизация в процессе обучения

и раннее трудоустройство

24. В целях маршрутизации студентов на этапе обучения в ОО ВО и ПОО и сопровождения их выхода на рынок труда для трудоустройства или организации предпринимательской или иной оплачиваемой деятельности Участники реализуют направления работы в соответствии с пунктами 25 - 39 Методических рекомендаций.

25. Профессиональные образовательные организации в целях поддержки студентов и выпускников ПОО в их профессиональном развитии и трудоустройстве, ОО ВО в целях поддержки студентов и выпускников ОО ВО в их профессиональном развитии и трудоустройстве создают и развивают центры карьеры.

25.1. В ОО ВО рекомендуется обеспечить создание структурного подразделения, ответственного за взаимодействие с кадровыми партнерами, маршрутизацию абитуриентов и студентов в целях содействия занятости и трудоустройства выпускников - центр карьеры.

25.2. В деятельности центра карьеры выделяются следующие направления работы:

1) аналитическое;

2) информационное;

3) организационное.

25.3. В аналитическое направление входят:

- проведение аналитической работы, направленной на исследование качества занятости выпускников, формирование аналитических материалов и справок по запросам, а также аналитическое сопровождение в рамках компетенции при разработке и изменении образовательных программ и проектов университета;

- развитие системы комплексной оценки и консультаций в части предварительного отбора выпускников в интересах кадровых партнеров с целью снижения стоимости привлечения специалистов;

- выявление студентов, относящихся к группам риска нетрудоустройства, и проработка совместно с иными Участниками адресных мер по содействию занятости.

25.4. В информационное направление входят:

- формирование и развитие информационного поля и коммуникаций, включающих в себя работу с социальными сетями, студенческими сообществами, цифровыми карьерными средами, информационными стендами и медиатабло на территории университета;

- организация различных форматов очных и онлайн-мероприятий, преимущественно точечного немассового характера, с участием представителей работодателей, студенческих лидеров, преподавателей, научных работников, тренеров, других заинтересованных лиц и организаций;

25.5. В организационное направление входят:

- взаимодействие с кадровыми партнерами, включая формирование комплексных и проектных решений, в части организации совместных образовательных программ, в том числе программ ПО и ДПО, карьерных мероприятий, проведение совместных научно-исследовательских работ и других форм взаимодействия, закрепленных в дорожных картах и приложениях к соглашениям между ОО ВО и кадровыми партнерами;

- создание сообществ при центрах карьеры из числа заинтересованных студентов, преподавателей и иных лиц в целях содействия в реализации задач центра карьеры;

- формирование и развитие сообществ сотрудников организаций, ответственных за работу с персоналом, молодыми специалистами и образовательными организациями;

- формирование и развитие сообществ выпускников, в том числе в части мер поддержки работающих выпускников, а также коммуникации с успешными выпускниками в рамках профессиональных сообществ;

- формирование условий для проектной, в том числе стартап, деятельности студентов и выпускников в качестве карьерной самореализации как на базе проектов кадровых партнеров, так и самостоятельных предпринимательских инициатив;

- отраслевые специализированные направления проектного формата, направленные на использование наиболее эффективных мер по привлечению, адаптации и развитию молодых специалистов, в том числе командные форматы трудоустройства в сферы сложного кадрового обеспечения (отдаленные территории, отрасли с низким уровнем инвестиций в человеческий капитал и другие);

- информирование молодежи о возможностях Карьерного навигатора "Горизонт" при необходимости;

- использование возможностей социальной сети "SkillsNet" для формирования условий проектной, в том числе стартап, деятельности студентов и выпускников, включая информирование студентов и выпускников о возможностях социальной сети "SkillsNet" при необходимости.

25.6. Рекомендуется разработать и утвердить локальным нормативным актом программу развития центра карьеры, мероприятия которой включаются в план мероприятий по реализации программы развития ОО ВО.

25.7. Для выстраивания и совершенствования системы центров карьеры ОО ВО рекомендуется создать региональный центр карьеры высшего образования на базе ведущего университета региона, имеющего достаточное количество ресурсов для организационно-технического сопровождения его деятельности.

Деятельность регионального центра карьеры рекомендуется сосредоточить на активизации взаимодействия работодателей с университетами и реализации форматов взаимодействия определенных федеральным проектом "Образование для рынка труда" национального проекта "Кадры".

26. РОИВ в сфере занятости содействуют вовлечению Участников в построение эффективной модели работы с молодежью и маршрутизации студентов и выпускников к конкретным работодателям, в том числе взаимодействуют с базовыми центрами карьеры и региональными центрами карьеры, центрами опережающей профессиональной подготовки, участвуют в организации мероприятий, направленных на установление контактов студентов и выпускников с потенциальными работодателями, на базе образовательных организаций (их центров карьеры), организуют мероприятия для молодежи, подростков особой категории на базе центров занятости, в соответствии со своими полномочиями координирует деятельность центров занятости.

27. Центры занятости:

- предоставляют меры государственной поддержки и сервисы в сфере занятости населения, в том числе в рамках комплексного обслуживания граждан из числа молодежи, подавших соответствующее обращение в центр занятости;

- организуют индивидуальную работу со студентами последних курсов, находящихся в зоне высокого риска нетрудоустройства, направленную на повышение их возможностей по трудоустройству, на основе индивидуального плана содействия занятости (в случае подачи заявления о предоставлении меры государственной поддержки по содействию гражданам в поиске подходящей работы, включая оказания содействия в составлении анкеты);

- организуют работу региональных молодежных сообществ и клубов, в которых студенты и выпускники могут обмениваться опытом, устанавливать контакты с работодателями и профессиональными наставниками, в порядке, предусмотренном методическими рекомендациями, разрабатываемыми Минтрудом России, и на основании заключенного соглашения (типовая форма соглашения приведена в приложении 8 к Методическим рекомендациям);

- формируют совместно с образовательными организациями базу вакансий, подходящих для замещения выпускниками по соответствующим специальностям.

28. РОИВ в сфере образования и центры опережающей профессиональной подготовки, базовые центры карьеры совместно с ПОО (центрами карьеры):

- обеспечивают участие выпускников и студентов в мероприятиях, проводимых РОИВ в сфере занятости и центрами занятости;

- отслеживают эффективность применения ПОО действующих механизмов, тиражируют лучшие практики, устанавливают целевые показатели результативности и принимают меры в отношении руководителей учреждений;

- осуществляет мониторинг подачи заявок на целевое обучение от обучающихся на предложения работодателей на ЕЦП "Работа в России";

- стимулируют и создают условия для устойчивого взаимодействия с работодателями, в том числе в целях организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся под руководством педагогических работников совместно с представителями работодателей;

- формируют перечни компетенций региональных этапов чемпионата по профессиональному мастерству "Профессионалы" и чемпионата высоких технологий, соответствующие потребности в кадрах, определяют перечни предприятий для прохождения победителями и призерами стажировок, привлекают работодателей в качестве экспертов;

- проводят оценку рисков нетрудоустройства студентов и выпускников;

- прорабатывают совместно с предприятиями вопрос предоставления будущим выпускникам отсрочки от призыва на военную службу;

- утверждают председателей государственных экзаменационных комиссий из числа представителей профильных образовательных организаций и работодателей в подведомственных и частных ПОО;

- ведут разъяснительную работу с образовательными организациями и работодателями по вопросам прохождения несовершеннолетними обучающимися производственной практики;

- информируют о мероприятиях по развитию предпринимательских навыков Всероссийской программы по развитию молодежного предпринимательства;

- обеспечивают реализацию обучающих программ по развитию предпринимательских компетенций, акселерационных программ для развития предпринимательской идеи, личностного роста молодых людей, повышения готовности к выходу на трудовой рынок и развития дополнительной занятости.

29. РОИВ в сфере образования и региональные центры карьеры совместно с ОО ВО (центрами карьеры):

- обеспечивают участие выпускников и студентов в мероприятиях, проводимых РОИВ в сфере занятости и центрами занятости;

- отслеживают эффективность применения ОО ВО действующих механизмов, выявляют лучшие практики;

- стимулируют и создают условия для устойчивого взаимодействия с работодателями, в том числе в целях организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся под руководством педагогических работников совместно с представителями работодателей;

- проводят оценку рисков нетрудоустройства студентов и выпускников;

- прорабатывают совместно с предприятиями вопрос предоставления будущим выпускникам отсрочки от призыва на военную службу;

- информируют о Всероссийской программе по развитию молодежного предпринимательства;

- ведут разъяснительную работу с образовательными организациями и работодателями по вопросам прохождения несовершеннолетними обучающимися производственной практики.

30. РОИВ в сфере образования в рамках своей компетенции оказывает содействие ПОО и ОО ВО в реализации мероприятий, приведенных в пунктах 31 и 32 Методических рекомендаций.

31. Профессиональные образовательные организации (ПОО):

- обеспечивают ежегодное обновление образовательных программ, а для оборонно-промышленного комплекса - по мере необходимости;

- мотивируют обучающихся на подачу заявок на целевое обучение на предложения работодателей на ЕЦП "Работа в России";

- консультируют обучающихся по вопросам о возможности заключения договора о целевом обучении;

- привлекают работодателей к участию в профессиональных мастер-классах, олимпиадах, конкурсах, наставничеству и иным механизмам в целях повышения качества подготовки кадров и мотивирования работодателей к заключению договора о целевом обучении и трудоустройству студентов и выпускников;

- организуют практическую подготовку студентов, внедряют практико-ориентированный подход к обучению с освоением практической части образовательной программы на базе предприятия;

- организуют производственную практику обучающихся у работодателей в соответствии с направлением обучения либо профилем получаемой специальности;

- создают учебно-производственные комплексы на базе предприятий (организаций);

- временно трудоустраивают обучающихся на учебно-производственные комплексы для получения стажа;

- оказывают содействие в трудоустройстве обучающихся на летний период в соответствии со специальностью, в том числе при взаимодействии с центрами занятости в рамках организации ими временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в свободное от учебы время;

- предоставляют возможность для прохождения обучающимися в пределах освоения СПО от одной до нескольких программ профессионального обучения, выдают свидетельства о профессии;

- создают условия для перевода обучающихся старших курсов на индивидуальный учебный план для совмещения обучения с трудоустройством;

- проводят промежуточную и итоговую аттестацию в форме демонстрационного экзамена, привлекают представителей предприятий в качестве экспертов; диагностируют в ходе аттестаций и иных мероприятий уровень развития навыков, необходимых работодателю, готовность к осуществлению трудовой деятельности;

- обеспечивают функционирование на базе ПОО центров карьеры;

- создают "горячие линии" по вопросам занятости выпускников ПОО;

- знакомят обучающихся старших курсов с деятельностью центров карьеры, закрепляют кураторов по вопросам трудоустройства;

- оказывают самостоятельно или с привлечением специалистов центров занятости содействие студентам и выпускникам ПОО в:

подготовке и размещении резюме;

организации прохождения профессионального обучения, получения дополнительного профессионального образования;

организации временной занятости студентов ПОО, в том числе в летний период;

организации и проведении ярмарок вакансий для студентов и выпускников ПОО, в том числе в части привлечения работодателей; в сборе заявок от работодателей на подбор персонала из числа выпускников ПОО;

проведении тренингов для студентов и выпускников ПОО по вопросам трудоустройства и поведения на рынке труда, социальной адаптации к профессиональной деятельности, в том числе обучение навыкам делового общения, самопрезентации для участия в собеседованиях, а также информирование о преимуществах оформления трудовых отношений в соответствии с законодательством;

оказании психологической поддержки выпускникам ПОО;

- осуществляют построение индивидуальных траекторий профессионального развития для студентов и выпускников ПОО и формирование карьерных карт;

- информируют и консультируют студентов и выпускников по вопросам использования общероссийских и региональных информационных ресурсов, цифровых платформ, направленных на обеспечение взаимодействия с потенциальными работодателями по вопросам практик, стажировок, трудоустройства, предоставление мер государственной поддержки в сфере занятости, цифровых платформ карьерной навигации, поддержки предпринимательских инициатив молодежи, профессиональной ориентации, в том числе размещают на своих информационных ресурсах информацию, ссылки (баннеры), формируют "маркет-плейсы" указанных общероссийских и региональных информационных ресурсов, цифровых платформ;

- проводят с обучающимися старших курсов тренинги и мастер-классы по составлению и размещению резюме, по подготовке к собеседованию;

- осуществляют профессиональное консультирование, выявляют профессиональные планы и намерения, оказывают помощь студентам с восполнением недостающих профессиональных компетенций и квалификаций, востребованных у работодателей; ведут профилактическую работу (особенно - с обучающимися "Профессионалитета");

- проводят профессиональные тестирования и диагностики;

- проводят количественный анализ клиентских групп, профилирование и определяют уровень риска, включая выделение обучающихся с особенностями для учета при трудоустройства (граждане, относящиеся к категориям детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, а также граждан, имеющих инвалидность и др.), и формируют пофамильные списки обучающихся с особенностями для учета при трудоустройстве;

- выявляют группы риска (категории выпускников ПОО, профессии и специальности, с которыми сопряжен высокий риск нетрудоустройства) и прорабатывают совместно с иными Участниками универсальные и адресные меры по содействию в их трудоустройстве;

- формируют реестр выпускников ПОО, находящихся под риском нетрудоустройства, в том числе завершающих прохождение военной службы по призыву;

- направляют студентов ПОО последних курсов, в том числе находящихся в зоне высокого риска нетрудоустройства, в центр занятости для подачи заявления о предоставлении меры государственной поддержки по содействию гражданам в поиске подходящей работы или заявления о предоставлении государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования (в зависимости от потребности), оказывают содействие в составлении заявления и анкеты (резюме) на ЕЦП "Работа в России";

- оказывают помощь по возвращению в профессию выпускникам ПОО, завершившим военную службу, вышедших из отпуска по уходу за ребенком, по актуализации полученных в период обучения знаний, умений, навыков и компетенций;

- приглашают представителей работодателей, заинтересованных в трудоустройстве выпускников ПОО, на государственную итоговую аттестацию в форме демонстрационного экзамена и на вручение дипломов;

- осуществляют поиск партнеров из числа работодателей и их объединений и заключают с ними соглашения по вопросам проведения стажировок, трудоустройства выпускников ПОО;

- организуют совместные с работодателями мероприятия для студентов и выпускников ПОО (мастер-классы, экскурсии на предприятия, встречи с представителями профессий);

- обеспечивают участие студентов и выпускников ПОО в чемпионатных движениях, профессиональных конкурсах, кейс-чемпионатах и демонстрациях навыков студентов и выпускников, проводят для выпускников встреч с представителями профессий;

- привлекают обучающихся к участию в мероприятиях Всероссийской программы по развитию молодежного предпринимательства;

- осуществляют трудоустройство выпускников ПОО на имеющиеся вакансии непосредственно в образовательной организации;

- проводят опросы (беседы, интервью, анкетирование) студентов и выпускников ПОО в целях определения уровня удовлетворенности качеством работы по содействию трудоустройству.

32. Образовательные организации высшего образования (ОО ВО):

- информируют обучающихся о подаче заявок на целевое обучение на предложения работодателей на ЕЦП "Работа в России";

- консультируют обучающихся по вопросам о возможности заключения договора о целевом обучении;

- привлекают работодателей к участию в профессиональных мастер-классах, олимпиадах, конкурсах, наставничеству и иным механизмам в целях повышения качества подготовки кадров и мотивирования работодателей к заключению договора о целевом обучении и трудоустройству студентов и выпускников;

- организуют практическую подготовку студентов, внедряют практико-ориентированный подход к обучению, в том числе с освоением практической части образовательной программы на базе предприятия;

- организуют производственную практику обучающихся у работодателя;

- оказывают содействие в трудоустройстве обучающихся на летний период в соответствии со специальностью, в том числе при взаимодействии с центрами занятости в рамках организации ими временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в свободное от учебы время;

- обеспечивают функционирование на базе ОО ВО центров карьеры;

- знакомят обучающихся с деятельностью центров карьеры, закрепляют кураторов по вопросам трудоустройства;

- оказывают самостоятельно или с привлечением специалистов центров занятости содействие студентам и выпускникам ОО ВО в:

подготовке и размещении резюме;

организации прохождения профессионального обучения, получения дополнительного профессионального образования;

организации временной занятости студентов, в том числе в летний период;

организации и проведении ярмарок вакансий для студентов и выпускников ОО ВО, в том числе в части привлечения работодателей; в сборе заявок от работодателей на подбор персонала из числа выпускников ОО ВО;

проведении тренингов для студентов и выпускников ОО ВО по вопросам трудоустройства и поведения на рынке труда, социальной адаптации к профессиональной деятельности, в том числе обучение навыкам делового общения, самопрезентации для участия в собеседованиях, а также информирование о преимуществах оформления трудовых отношений в соответствии с законодательством;

оказании психологической поддержки выпускникам ОО ВО;

- осуществляют построение индивидуальных траекторий профессионального развития для студентов и выпускников ОО ВО и формирование карьерных карт;

- информируют и консультируют студентов и выпускников по вопросам использования общероссийских и региональных информационных ресурсов, цифровых платформ, направленных на обеспечение взаимодействия с потенциальными работодателями по вопросам практик, стажировок, трудоустройства, предоставление мер государственной поддержки в сфере занятости, цифровых платформ карьерной навигации, поддержки предпринимательских инициатив молодежи, профессиональной ориентации, в том числе размещают на своих информационных ресурсах информацию, ссылки (баннеры);

- осуществляют профессиональное консультирование, выявляют профессиональные планы и намерения, оказывают помощь студентам с восполнением недостающих профессиональных компетенций и квалификаций, востребованных у работодателей;

- проводят профессиональные тестирования и диагностики;

- проводят количественный анализ клиентских групп, профилирование и определяют уровень риска, включая выделение обучающихся с особенностями для учета при трудоустройства (граждане, относящиеся к категориям детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, а также граждан, имеющих инвалидность и др.), и формируют пофамильные списки обучающихся с особенностями для учета при трудоустройстве;

- выявляют группы риска (категории выпускников ОО ВО, направления подготовки, с которыми сопряжен высокий риск нетрудоустройства) и прорабатывают совместно с иными Участниками универсальные и адресные меры по содействию в их трудоустройстве;

- формируют реестр выпускников ОО ВО, находящихся под риском нетрудоустройства, в том числе завершающих прохождение военной службы по призыву;

- направляют студентов ОО ВО последних курсов, в том числе находящихся в зоне высокого риска нетрудоустройства, в центр занятости для подачи заявления о предоставлении меры государственной поддержки по содействию гражданам в поиске подходящей работы или заявления о предоставлении государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования (в зависимости от потребности), оказывают содействие в составлении заявления и анкеты (резюме) на ЕЦП "Работа в России";

- оказывают помощь по возвращению в профессию выпускникам ОО ВО, завершившим военную службу, вышедших из отпуска по уходу за ребенком, по актуализации полученных в период обучения знаний, умений, навыков и компетенций;

- осуществляют поиск партнеров из числа работодателей и их объединений и заключают с ними соглашения по вопросам проведения стажировок, трудоустройства выпускников ОО ВО;

- организуют совместные с работодателями мероприятия для студентов и выпускников ОО ВО (мастер-классы, экскурсии на предприятия, встречи с представителями профессий);

- обеспечивают при необходимости участие студентов и выпускников ОО ВО в чемпионатных движениях, профессиональных конкурсах, кейс-чемпионатах и демонстрациях навыков студентов и выпускников, проводят для выпускников встречи с представителями профессий;

- привлекают обучающихся к участию в мероприятиях Всероссийской программы по развитию молодежного предпринимательства;

- осуществляют трудоустройство выпускников ОО ВО на имеющиеся вакансии непосредственно в образовательной организации;

- проводят опросы (беседы, интервью, анкетирование) студентов и выпускников ОО ВО в целях определения уровня удовлетворенности качеством работы по содействию трудоустройству.

33. РОИВ в сфере образования с участием отраслевых органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а также РОИВ в сфере занятости привлекают работодателей к вопросам подготовки к организации образовательного процесса и маршрутизации студентов (выпускников) по следующим направлениям:

- размещение предложений на целевое обучение на ЕЦП "Работа в России" для студентов;

- прием обучающихся на практику, в том числе с заключением срочного трудового договора;

- направление образовательным организациям предложений по обновлению образовательных программ;

- формирование совместно с образовательными организациями предложений по индивидуальному карьерному маршруту обучающихся, в том числе по необходимому профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию;

- заключение трудовых договоров с обучающимися, переведенными на индивидуальный учебный план, с учетом уже имеющегося у обучающихся свидетельств о профессии, прием на летнее трудоустройство;

- участие в качестве экспертов в процедуре демонстрационного экзамена, в чемпионатах;

- предоставление наставников от предприятия для обучающихся;

- участие в церемонии вручения дипломов выпускникам с выдачей приглашений к трудоустройству.

34. После завершения обучения РОИВ в сфере образования и образовательные организации отслеживают карьерную траекторию выпускников и оказывают помощь выпускникам, находящимся в зоне риска нетрудоустройства, в том числе:

- обеспечивают работу базового центра карьеры, координирующего деятельность ПОО по трудоустройству выпускников;

- анализируют причины нетрудоустройства выпускников и разрабатывают совместно с ПОО и работодателями меры по повышению уровня трудоустройства;

- ведут разъяснительную работу с образовательными организациями по вопросам трудоустройства несовершеннолетних выпускников;

- РОИВ в сфере образования и образовательные организации, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования, осуществляют проведение оперативного мониторинга занятости выпускников по полученной специальности; совместно с РОИВ в сфере занятости взаимодействуют с предприятиями оборонно-промышленного комплекса, иными отраслевыми предприятиями, партнерами проекта "Профессионалитет" по вопросам закрытия кадровой потребности;

- совместно с РОИВ в сфере занятости разрабатывают региональные программы и проекты, направленные на содействие трудоустройству выпускников, испытывающих трудности при поиске работы, закрытие потребности в кадрах на приоритетных предприятиях и поддержку работодателей, трудоустраивающих молодых специалистов.

35. Образовательные организации для трудоустройства выпускников после завершения обучения:

- обеспечивают работу "горячих линий" (для ПОО), разделов на сайте, чатов в мессенджерах, групп в социальных сетях;

- формируют совместно с центрами занятости базу вакансий, подходящих для замещения выпускниками по соответствующим специальностям;

- организуют и проводят совместно с центрами занятости мероприятия для выпускников, в том числе групповые собеседования, экскурсии, тренинги, мастер-классы, ярмарки вакансий;

- организуют совместно с центрами занятости участие выпускников во Всероссийской ярмарке трудоустройства;

- с согласия выпускников доводят до сведения работодателей базы резюме;

- с согласия выпускников доводят до сведения центров занятости контактные данные выпускников в целях организации содействия в трудоустройстве, переобучении;

- базовые и региональные центры карьеры агрегируют и предоставляют в РОИВ в сфере образования информацию о причинах нетрудоустройства выпускников.

36. РОИВ в сфере образования с участием отраслевых органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а также РОИВ в сфере занятости привлекают работодателей к вопросам трудоустройства выпускников после завершения обучения по следующим направлениям:

- направление в РОИВ в сфере образования, базовые центры карьеры и образовательные организации сведений о текущей потребности в кадрах;

- участие в групповых собеседованиях, иных мероприятиях, проводимых центрами карьеры ПОО;

- трудоустройство выпускников и информирование образовательных организаций о трудоустройстве;

- разработка системы льгот и поощрений для молодых специалистов, участие в соответствующих региональных программах, проектах.

37. После окончания обучения часть выпускников выбывает на военную службу по призыву. В задачи РОИВ в сфере образования входят сохранение кадрового потенциала данной категории и организация совместно с РОИВ в сфере занятости, центрами занятости маршрутизации выпускников к работодателям после завершения службы.

37.1. РОИВ в сфере образования:

- отслеживают сроки завершения выпускниками военной службы по призыву;

- анализируют результаты трудоустройства выпускников по данным ЕЦП "Работа в России" и руководствуются ими при назначении стимулирующих выплат;

- ведут оперативный мониторинг занятости выпускников предыдущих лет, которые завершили военную службу по призыву или нуждаются в помощи.

37.2. Образовательные организации:

- ПОО создают условия для актуализации навыков, полученных в ходе обучения (проводят кратковременные курсы по вводу в профессию, предоставляют доступ к оборудованию, временно трудоустраивают на учебно-производственные комплексы);

- оказывают помощь в подборе вакансий для трудоустройства (при необходимости).

37.3. РОИВ в сфере образования с участием отраслевых органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а также РОИВ в сфере занятости привлекают работодателей к вопросам трудоустройства выпускников предыдущих лет по следующим направлениям:

- заключение с выпускниками, подлежащими призыву на военную службу, трудового договора с отложенной датой выхода на рабочее место;

- трудоустройство выпускников, завершивших военную службу.

38. В процессе обучения студент, мотивированный на освоение специальности, знакомится с особенностями производственного процесса на конкретном рабочем месте и конкретном предприятии в ходе производственной практики или стажировки. Формирование базы практик и стажировок, организация их прохождения реализуется с учетом положений пунктов 38.1 - 38.3 Методических рекомендаций.

38.1. Роструд организует реализацию сервисов в электронном виде на ЕЦП "Работа в России" для решения задач по организации профессиональной ориентации и мероприятий, направленных на содействие трудоустройству обучающихся и выпускников общеобразовательных организаций, организаций среднего профессионального и высшего образования":

- организует разработку рекомендаций органам службы занятости, образовательным организациям по использованию модуля "практики и стажировки" ЕЦП "Работа в России", в том числе при организации стажировок и практик на специализированных цифровых платформах (проект "Больше, чем работа" и др.);

- организует мониторинг вакансий для стажировок и практик, сформированной за счет взаимодействия с работодателями и образовательными организациями, на ЕЦП "Работа в России".

38.2. РОИВ в сфере занятости выстраивают и координируют систему организации стажировок и практик для студентов и выпускников, основываясь на сотрудничестве с образовательными организациями, работодателями и иными заинтересованными Участниками, в том числе путем:

- наполнения и сопровождения региональной базы вакансий для стажировок и практик, размещенной на ЕЦП "Работа в России";

- организации консультирования работодателей, в том числе в формате вебинаров и онлайн-консультаций, в целях разъяснения порядка организации стажировок и практик, требований к кандидатам, правил оформления трудовых отношений и другим вопросам;

- инициирования выделения финансовых средств из бюджета субъекта Российской Федерации на предоставление субсидии работодателям в целях трудоустройства выпускников на стажировку и/или практику, в том числе подготавливают проекты нормативных правовых актов, утверждающие порядок получения субсидии;

- организации с привлечением РОИВ в сфере образования проведения мониторинга по самостоятельному трудоустройству студентов на вакансии, созданные или выделенные для стажировки и практики, в информационных системах или другим способом;

- организации работы по информированию работодателей, обращающихся в РОИВ с сфере образования или образовательные организации напрямую в целях закрытия кадровой потребности, о необходимости представления соответствующей информации в органы службы занятости посредством ЕЦП "Работа в России", о возможности организации стажировок и практик путем наполнения соответствующего раздела на вышеуказанной платформе.

38.3. Центры занятости:

- оказывают консультирование образовательных организаций по вопросам реализации сервиса стажировок и практик на ЕЦП "Работа в России";

- информируют обращающихся граждан о статистике трудоустройства выпускников по образовательным организациям и направлениям подготовки;

- информируют о реализации Программы профессиональной ориентации молодежи в субъектах Российской Федерации "Больше, чем работа".

39. Содействие выпускникам в организации предпринимательской и иной приносящей доход деятельности осуществляется центрами занятости в соответствии со стандартами деятельности по осуществлению полномочий в сфере занятости населения, утвержденными Минтрудом России.

В целях комплексного оказания мер государственной поддержки и реализации сервисов центры занятости могут привлекать партнеров - центры "Мой бизнес". Начинающим предпринимателям рекомендуется использовать возможности Цифровой платформы МСП, цифровых платформ поддержки предпринимательских инициатив молодежи, развиваемых Участниками-партнерами.