1. Профессиональная ориентация в общеобразовательных организациях, включая информирование о возможностях и перспективах различных профессий, с учетом востребованности на федеральных и региональных рынках труда

1. Профессиональная ориентация

в общеобразовательных организациях, включая информирование

о возможностях и перспективах различных профессий,

с учетом востребованности на федеральных

и региональных рынках труда

11. Организация профессиональной ориентации проводится в целях обеспечения четкого представления обучающимся возможностей и направлений карьерного роста, чтобы они могли сделать осознанный выбор своей будущей профессии и стать востребованными на рынке труда или развить дополнительные навыки в профессиональной самореализации в предпринимательстве.

12. В целях реализации процесса профессиональной ориентации во время обучения в общеобразовательной организации Участники реализуют направления работы в соответствии с пунктами 13 - 19 Методических рекомендаций.

13. РОИВ в сфере образования и РОИВ в сфере занятости проводят работу по утверждению комплексного плана мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся общеобразовательных организаций (далее - региональный план мероприятий по профессиональной ориентации), а также утверждают Регламент межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в связи с реализацией полномочий субъекта Российской Федерации по организации профессиональной ориентации обучающихся общеобразовательных организаций.

В целях организации профессиональной ориентации обучающихся и эффективной консолидации ресурсов исполнительных органов субъектов Российской Федерации на уровне руководителя высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации или заместителя руководителя высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации утверждается план мероприятий ("дорожная карта") по организации профессиональной ориентации обучающихся образовательных организаций, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования, а также образовательные программы среднего профессионального образования, в соответствии с приложением 1 к Методическим рекомендациям.

РОИВ в сфере образования и РОИВ в сфере занятости во взаимодействии с работодателями, организующими рабочие места по приоритетным для региона профессиям <*>, разрабатывают программы прохождения экскурсий (профтуров) и профессиональных проб на площадках данных предприятий и организаций субъекта Российской Федерации, проводят для обучающихся мероприятия по профессиональной ориентации в соответствии с разработанными программами.

--------------------------------

<*> ТОП-50 востребованных профессий для среднего профессионального образования, ТОП-50 востребованных профессий на региональном рынке труда.

14. РОИВ в сфере образования и центры опережающей профессиональной подготовки, базовые центры карьеры:

- координируют реализацию мероприятий по организации профессиональной ориентации в общеобразовательных организациях, в том числе разрабатывают и реализуют региональные программы и проекты, направленные на профессиональную ориентацию и трудоустройство молодежи; взаимодействуют с Участниками и партнерами системы профессиональной ориентации и маршрутизации для организации и участия в мероприятиях профессиональной ориентации;

- на постоянной основе организуют и проводят мероприятия для молодежи, в том числе ежегодные акции по профессиональной ориентации, а также мероприятия, направленные на формирование представления о предпринимательстве, и присоединяются к организации таких мероприятий;

- обеспечивают информирование обучающихся о статистике трудоустройства выпускников по образовательным организациям и направлениям подготовки;

- обеспечивают участие молодежи в мероприятиях, проводимых РОИВ в сфере занятости и центрами занятости;

- стимулируют и создают условия для устойчивого взаимодействия между общеобразовательными организациями, ПОО и ОО ВО, а также работодателями в целях:

подготовки и реализации образовательных программ общего образования, направленных на углубленное изучение обучающимися профильных предметов, необходимых для поступления в ПОО и ОО ВО;

формирования практических навыков обучающихся с использованием материально-технической базы работодателя, ПОО и ОО ВО;

проведения подготовительной работы для заключения договоров о целевом обучении;

- создания условий для обучения специалистов, ответственных за профориентационную работу в общеобразовательных организациях, по программам дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) профориентационной направленности.

15. РОИВ в сфере образования:

- определяет и утверждает перечни предприятий-работодателей, ПОО и ОО ВО, на базе которых проводятся мероприятия по профессиональной ориентации для обучающихся 6 - 11 классов;

- разрабатывает и утверждает региональный план мероприятий по профессиональной ориентации;

- оказывает методическую поддержку работодателям в разработке программ проведения экскурсий и профессиональных проб на площадках предприятий и организаций субъекта Российской Федерации;

- проводит региональные мероприятия по организации всероссийских родительских собраний по профессиональной ориентации, организованных Минпросвещения России.

16. РОИВ в сфере занятости совместно с центрами занятости:

- направляют результаты регионального прогноза перспективной потребности в кадрах в РОИВ в сфере образования для формирования программы профориентационных мероприятий для обучающихся 6 - 11 классов;

- формируют ТОП-50 профессий, востребованных на региональном рынке труда, для приоритетной организации профориентационных мероприятий в кадрах в РОИВ в сфере образования для формирования программы профориентационных мероприятий для обучающихся 6 - 11 классов;

- создают условия для включения представителей работодателей в работу с молодежью при проведении совместных мероприятий, включая экскурсии к работодателям (профтуры);

- организовывают и проводят мероприятия, позволяющие познакомиться с работой профессионалов-представителей различных профессий, принять участие во встречах с действующими успешными предпринимателями (перечень возможных форматов мероприятий представлен в приложении 2 к Методическим рекомендациям).

17. Общеобразовательные организации:

- разрабатывают и утверждают профориентационный план образовательной организации на основе регионального плана мероприятий по профессиональной ориентации;

- включают профориентационную составляющую в занятия по учебным предметам;

- реализуют внеурочный курс профориентационных занятий "Россия - мои горизонты", а также дополнительные занятия и активности по тематикам востребованных профессий и отраслей своего региона;

- проводят профориентационные диагностики для анализа интересов и способностей обучающихся с учетом положений пункта 18 Методических рекомендаций и с использованием возможностей платформы Карьерного навигатора "Горизонт", региональных информационно-сервисных онлайн-платформ по профессиональной ориентации и иных рекомендуемых информационных ресурсов, приведенных в приложении 5 Методических рекомендаций;

- проводят экскурсии (профтуры), профессиональные пробы, мастер-классы и другие профориентационные мероприятия по приоритетным для региона профессиям на площадках предприятий, профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования;

- принимают участие в реализации региональных мероприятий по организации всероссийских родительских собраний по профессиональной ориентации, проводимых Минпросвещения России, проводят локальные родительские собрания с необходимой периодичностью;

- осуществляют навигацию обучающихся 8 - 11 классов на образовательные программы профессионального обучения.

18. В случае если у обучающегося выявляется склонность к востребованной отрасли, ему образовательной организацией выдается рекомендация по профессиональному развитию (соответствующие программы высшего или среднего профессионального образования с акцентом на программы проекта "Профессионалитет"; рекомендации по посещению профильных организаций работодателей).

В случае если у обучающегося выявляется склонность к отрасли с профицитом кадров, ему дается информация о текущей ситуации на рынке труда и даются дополнительные рекомендации по изучению смежной востребованной отрасли.

В случае если обучающийся не определился с образовательно-профессиональным маршрутом, ему выдается информация о востребованных отраслях и их преимуществах. В следующем году диагностика проводится повторно.

19. В отношении учащихся выпускных классов общеобразовательных организаций может быть реализован механизм целевого обучения в ОО ВО, ПОО.

Роструд информирует работодателей о возможности размещения предложений на ЕЦП "Работа в России" путем осуществления рассылки уведомлений.

Федеральные органы исполнительной власти (по сфере ведения), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют информирование крупных работодателей.

В этих целях РОИВ в сфере образования и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, а также образовательные организации проводят регулярные мероприятия, направленные на повышение осведомленности обучающихся о целевом обучении в ходе приемной кампании и обучения, а также заинтересованности в заключении договора о целевом обучении как предприятий, так и абитуриентов/студентов.

20. Мероприятие по временному трудоустройству несовершеннолетних граждан в свободное от учебы время реализуется в соответствии с требованиями соответствующего стандарта деятельности по осуществлению полномочия в сфере занятости населения, с учетом методических рекомендаций, разработанных Минтрудом России.

Образовательные организации могут выступать в качестве работодателя и выделять рабочие места для трудоустройства обучающихся.

Приоритетной клиентской группой для временного трудоустройства являются подростки особой категории в целях получения ими начальных профессиональных навыков, стимулирования мотивации к трудовой деятельности, а также в качестве профилактики формирования негативных привычек и противоправных действий в подростковой среде.