4. Перевозки пассажиров и их багажа осуществляются на основании договора перевозки пассажира <1>, договора фрахтования судна <2>, договора о реализации туристского продукта <3>.
--------------------------------
<1> Пункт 1 статьи 97 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации.
<2> Пункт 3 статьи 97 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации.
<3> Часть четвертая статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".
5. Пассажиру в подтверждение заключения договора перевозки пассажира перевозчиком или лицом, уполномоченным перевозчиком, выдаются:
при перевозке пассажира по транспортным маршрутам - билет и багажная квитанция (в случае провоза багажа) либо билет в электронной форме (далее - электронный билет) и багажная квитанция в электронной форме (далее - электронная багажная квитанция);
при перевозке пассажира по экскурсионно-прогулочным маршрутам - билет (путевка) <4> или электронный билет, а в случае перевозки организованной группы пассажиров - билет на перевозку группы пассажиров (билет действителен при наличии списка пассажиров с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) каждого пассажира и его паспортных данных или данных иного документа, удостоверяющего личность);
--------------------------------
<4> Пункт 4 статьи 97 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации.
КонсультантПлюс: примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ, а не N 132.
при перевозке пассажира по туристскому маршруту - билет или путевка <5>, сформированная туроператором на основе сведений, содержащихся в договоре о реализации туристского продукта в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", или электронная путевка <6>, сформированная туроператором в электронной форме в единой информационной системе электронных путевок <7> на основе сведений, содержащихся в договоре о реализации туристского продукта и представленных туроператором в порядке, установленном Федеральным законом от 24 ноября 1996 г. N 132 "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".
--------------------------------
<5> Пункт 4 статьи 97 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации.
<6> Абзац двадцать седьмой статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".
<7> Статья 10.4 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".
6. Билет выдается перевозчиком или лицом, уполномоченным перевозчиком, пассажиру после оплаты им стоимости проезда, багажная квитанция выдается перевозчиком или лицом, уполномоченным перевозчиком, пассажиру после оплаты им стоимости провоза багажа.
7. Оплата стоимости проезда осуществляется пассажиром через билетные кассы, или на судне наличными средствами, или с применением электронных сервисов оплаты услуг, используемых перевозчиком или владельцем пассажирской инфраструктуры, или с применением электронных сервисов оплаты услуг в случае оформления электронного билета (электронной багажной квитанции) с использованием мобильного приложения или официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" перевозчика, владельца пассажирской инфраструктуры или лица, оказывающего от имени перевозчика или владельца пассажирской инфраструктуры гражданам услуги по оформлению электронного билета или электронной багажной квитанции.
8. Допускается осуществление пассажиром оплаты стоимости проезда на судне, осуществляющем перевозку пассажиров по транспортным или экскурсионно-прогулочным маршрутам, с использованием государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных" <8> (далее - ЕБС).
--------------------------------
<8> Пункт 4 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2022 г. N 572-ФЗ "Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
9. Оформление билета и багажной квитанции (в случае провоза багажа) в билетной кассе осуществляется ручным или автоматизированным способом, а также путем валидации бесконтактных смарт-карт (в том числе социальных карт), транспортных карт, платежных карт (в том числе с использованием технологии проведения бесконтактного платежа) (далее - карты) или электронных устройств с использованием автоматизированных систем управления пассажирскими перевозками на внутреннем водном транспорте, используемых перевозчиком или владельцем пассажирской инфраструктуры (далее - автоматизированная система).
10. Допускается оформление электронного билета и электронной багажной квитанции, в случае провоза багажа, с использованием мобильного приложения или официального сайта перевозчика или владельца пассажирской инфраструктуры в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
11. При перевозке пассажира на транспортных и экскурсионно-прогулочных маршрутах билет или электронный билет действительны для проезда только на том судне, в то время и до того пункта назначения, которые указаны в билете или электронном билете.
При перевозке пассажира на туристских маршрутах путевка (электронная путевка) и посадочный талон действительны для проезда только на том судне, в тот календарный срок и по тому маршруту, которые указаны в путевке (электронной путевке).
12. Перевозка пассажиров в направлениях туда и обратно оформляется единым билетом (электронным билетом) или отдельными билетами (электронными билетами).
13. Билет, форма которого содержится в приложении N 1 к Правилам, выдается для проезда пассажиров по пригородным, внутригородским, экскурсионно-прогулочным видам маршрутов <9> и на переправах на внутреннем водном транспорте.
--------------------------------
<9> Статья 96 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации.
14. Билет, форма которого содержится в приложении N 2 к Правилам, выдается для проезда пассажиров по транзитным и местным видам маршрутов на внутреннем водном транспорте.
15. Билет, форма которого содержится в приложении N 3 к Правилам, выдается для проезда пассажиров, имеющих право на бесплатный проезд или проезд по льготному тарифу, по транзитным и местным видам маршрутов на внутреннем водном транспорте.
16. Билет, форма которого содержится в приложении N 4 к Правилам, выдается на перевозку группы пассажиров на судах, осуществляющих перевозку по экскурсионно-прогулочным маршрутам на внутреннем водном транспорте.
17. Электронный билет оформляется по форме, содержащейся в приложении N 5 к Правилам.
18. При оформлении электронных билетов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" электронные билеты в течение 2 часов с момента списания денежных средств для оплаты поездки со счета пассажира должны быть направлены перевозчиком или лицом, уполномоченным перевозчиком, в электронном виде пассажиру или лицу, приобретающему электронные билеты, на указанный пассажиром при оформлении адрес электронной почты или номер мобильного телефона.
19. При оформлении билета или электронного билета с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) пассажира пассажир осуществляет посадку на судно по предъявлении документа, удостоверяющего личность пассажира, на основании которого был оформлен билет или электронный билет, или с использованием ЕБС.
20. Пассажир имеет право бесплатного провоза на судах одного ребенка до 5 лет без предоставления отдельного места ребенку. При проезде ребенка в возрасте не старше 10 лет с оплатой в соответствии с льготным тарифом <10> ему предоставляется отдельное место на судне.
--------------------------------
<10> Абзац третий пункта 1 статьи 100 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации.
Возраст ребенка определяется перевозчиком или лицом, уполномоченным перевозчиком, на день начала поездки в соответствии со свидетельством о рождении <11>.
--------------------------------
<11> Статья 23 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния".
21. Перевозка детей, не достигших возраста 14 лет, должна осуществляться в сопровождении дееспособного совершеннолетнего пассажира или пассажира, который в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации объявлен полностью дееспособным до достижения им восемнадцатилетнего возраста <12>.
--------------------------------
<12> Статья 21 Гражданского кодекса Российской Федерации.
На внутригородских маршрутах допускается перевозка детей, не достигших возраста 14 лет, без сопровождения дееспособного совершеннолетнего пассажира или пассажира, который в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации объявлен полностью дееспособным до достижения им восемнадцатилетнего возраста.
22. Пассажирам, имеющим право на бесплатный проезд или проезд по льготному тарифу, билет выдается перевозчиком или лицом, уполномоченным перевозчиком, на основании предоставления документов, подтверждающих право на бесплатный проезд или проезд по льготному тарифу.
23. Оформление электронных билетов с правом на бесплатный проезд или проезд по льготному тарифу осуществляется при указании реквизитов документов, подтверждающих право на бесплатный проезд или проезд по льготному тарифу.
24. Пассажир, имеющий право бесплатного или льготного проезда, осуществляет посадку на судно по предъявлении документа, удостоверяющего личность пассажира, на основании которого был оформлен электронный билет с правом на бесплатный проезд или проезд по льготному тарифу, и документов, подтверждающих право бесплатного или льготного проезда (за исключением случаев, когда проездной документ оформлен в виде карты с электронным носителем информации, содержащей фотографию пассажира).
При оформлении электронных билетов с правом на бесплатный проезд или проезд по льготному тарифу путем валидации бесконтактных смарт-карт (в том числе социальных карт) с использованием автоматизированных систем пассажир, имеющий право бесплатного или льготного проезда, обязан предъявить документ, удостоверяющий личность пассажира, и документ, подтверждающий указанное право, по требованию уполномоченного перевозчиком лица (кроме случаев, когда проездной документ оформлен в виде карты с электронным носителем информации, содержащей фотографию пассажира).
25. Пассажир при приобретении билета должен проверить правильность указанных в нем сведений, в том числе: фамилии, имени, отчества (при наличии) пассажира, номера документа, удостоверяющего личность пассажира (в случае оформления билета с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) пассажира), даты и времени отправления судна, названия судна, маршрута следования судна, пунктов отправления и назначения, категории пассажирского места.
26. При оформлении электронных билетов посредством ЕБС перевозчику или владельцу пассажирской инфраструктуры, зарегистрированному в ЕБС, передаются сведения о пассажире, в том числе: фамилия, имя, отчество (при наличии), данные документа, удостоверяющего личность, адрес электронной почты, номер мобильного телефона, данные свидетельства о рождении (при оформлении билета на ребенка), сведения о предоставляемых льготах, реквизиты документа, подтверждающего право на льготы.
27. Билет должен храниться у пассажира до окончания поездки. Электронный билет должен храниться до окончания поездки в электронном устройстве пассажира или в распечатанном виде с целью предъявления электронного билета при проведении контроля наличия и действительности билетов работником перевозчика, на которого возложена обязанность осуществления контроля наличия и действительности билетов.
28. Пассажир вправе при наличии технической возможности у перевозчика или уполномоченного им лица оформить электронный билет путем валидации карт или электронных устройств с использованием технологии ближней связи NFC <13>, системы отображения QR-кода или других автоматизированных систем, позволяющих оформить электронный билет.
--------------------------------
<13> Пункт 14 Правил применения абонентских радиостанций сетей подвижной радиотелефонной связи стандарта IMT-MC-450, утвержденных приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 18 мая 2006 г. N 61 (зарегистрирован Минюстом России 29 мая 2006 г., регистрационный N 7881), с изменениями, внесенными приказами Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 10 марта 2015 г. N 68 (зарегистрирован Минюстом России 1 апреля 2015 г., регистрационный N 36683), от 5 мая 2015 г. N 153 (зарегистрирован Минюстом России 28 мая 2015 г., регистрационный N 37412); пункт 32 Правил применения абонентских станций (абонентских радиостанций) сетей подвижной радиотелефонной связи стандарта IMT-MC-2000, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 22 октября 2008 г. N 84 (зарегистрирован Минюстом России 13 ноября 2008 г., регистрационный N 12650), с изменениями, внесенными приказами Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 23 апреля 2013 г. N 93 (зарегистрирован Минюстом России 14 июня 2013 г., регистрационный N 28788), от 10 марта 2015 г. N 68 (зарегистрирован Минюстом России 1 апреля 2015 г., регистрационный N 36683), от 5 мая 2015 г. N 153 (зарегистрирован Минюстом России 28 мая 2015 г., регистрационный N 37412), от 24 октября 2017 г. N 572 (зарегистрирован Минюстом России 5 февраля 2018 г., регистрационный N 49882); пункт 16.1 Правил применения абонентских терминалов сетей подвижной радиотелефонной связи стандарта LTE, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 6 июня 2011 г. N 128 (зарегистрирован Минюстом России 24 июня 2011 г., регистрационный N 21165), с изменениями, внесенными приказами Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 12 мая 2014 г. N 123 (зарегистрирован Минюстом России 29 мая 2014 г., регистрационный N 32479), от 6 октября 2014 г. N 333 (зарегистрирован Минюстом России 30 октября 2014 г., регистрационный N 34517), от 10 марта 2015 г. N 68 (зарегистрирован Минюстом России 1 апреля 2015 г., регистрационный N 36683), от 5 мая 2015 г. N 153 (зарегистрирован Минюстом России 28 мая 2015 г., регистрационный N 37412), от 21 ноября 2016 г. N 580 (зарегистрирован Минюстом России 15 декабря 2016 г., регистрационный N 44743), от 24 октября 2017 г. N 572 (зарегистрирован Минюстом России 5 февраля 2018 г., регистрационный N 49882), от 22 июня 2018 г. N 315 (зарегистрирован Минюстом России 26 июля 2018 г., регистрационный N 51702); пункт 20.1 Правил применения абонентских терминалов систем подвижной радиотелефонной связи стандарта UMTS с частотным дуплексным разносом и частотно-кодовым разделением радиоканалов, работающих в диапазоне частот 900 МГц, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 13 октября 2011 г. N 257 (зарегистрирован Минюстом России 3 ноября 2011 г., регистрационный N 22220), с изменениями, внесенными приказами Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 10 марта 2015 г. N 68 (зарегистрирован Минюстом России 1 апреля 2015 г., регистрационный N 36683), от 5 мая 2015 г. N 153 (зарегистрирован Минюстом России 28 мая 2015 г., регистрационный N 37412), от 12 мая 2015 г. N 157 (зарегистрирован Минюстом России 28 мая 2015 г., регистрационный N 37418), от 24 октября 2017 г. N 572 (зарегистрирован Минюстом России 5 февраля 2018 г., регистрационный N 49882).
29. Оформление электронного билета путем валидации карт или электронного устройства с использованием автоматизированных систем должно происходить автоматически в момент валидации. Информация о разовой поездке по требованию пассажира должна быть выдана ему не позднее дня, следующего за днем обращения пассажира, перевозчиком или лицом, уполномоченным перевозчиком, на безвозмездной основе в бумажном виде в пункте продажи билетов при предъявлении пассажиром карты или электронного устройства, с помощью которых оформлен электронный билет.
Для оплаты проезда с применением карт или электронных устройств с использованием автоматизированных систем перевозчиком должны применяться специализированные устройства оплаты проезда (далее - терминалы). Допускается завершение пассажиром процедуры по оформлению электронного билета по окончании поездки при оформлении электронного билета путем валидации карт или электронных устройств с использованием технологии NFC. Начало и окончание поездки пассажир должен зафиксировать на терминале.
В случае фиксации пассажиром начала поездки на терминале пункта отправления на карте, являющейся средством платежа, резервируется стоимость поездки в объеме, не превышающем максимальную стоимость резервирования поездки. В случае если электронный билет приобретается посредством использования карт, не являющихся средством платежа, резервирование стоимости поездки не осуществляется.
Максимально зарезервированная стоимость поездки не должна превышать стоимости поездки от пункта отправления до пункта назначения, являющегося конечным на маршруте следования судна, проходящего через пункт отправления. При прибытии в пункт назначения пассажир должен повторно приложить карту или электронное устройство с использованием технологии NFC к терминалу для фиксации окончания поездки и завершения процедуры оформления электронного билета по стоимости поездки в соответствии с тарифом по маршруту.
В случае если пассажир не зафиксировал путем валидации карты (социальной карты) или электронного устройства начало или окончание поездки, электронный билет считается оформленным по всему маршруту следования судна.
30. При оформлении электронного билета путем валидации карт или электронных устройств с использованием технологии NFC запись реквизитов электронного билета обеспечивается перевозчиком или лицом, уполномоченным перевозчиком, в автоматизированной системе.
31. При оплате проезда с использованием карт или электронного устройства с использованием автоматизированных систем перевозчик или лицо, уполномоченное перевозчиком, должен (должно) не позднее дня, следующего за днем обращения пассажира, бесплатно предоставить по требованию пассажира документ (в бумажном виде в пункте продажи билетов), подтверждающий факт оформления перевозки, факт оплаты перевозки с указанием лицевого счета карты, суммы списанных средств, даты и времени проведения операции.
32. Оформление электронного билета на электронных устройствах, использующих системы отображения QR-кода, осуществляется с помощью программных приложений и сервисов.
Сформированный электронный билет после перечисления денежных средств для оплаты поездки пассажира отображается на электронных устройствах пассажира с использованием системы отображения QR-кода.
Оформление электронного билета на электронных устройствах, использующих системы отображения QR-кода, допускается только до начала поездки. Сроки оформления электронного билета на электронных устройствах, использующих системы отображения QR-кода, до начала поездки определяются перевозчиком.
В случае оформления электронного билета на электронных устройствах, использующих системы отображения QR-кода, пассажир должен зафиксировать начало и окончание поездки на терминале путем считывания QR-кода, содержащего данные электронного билета. Контроль работником перевозчика, на которого возложена обязанность осуществления контроля наличия и действительности билетов, наличия и действительности электронного билета в указанном случае производится посредством считывания изображения QR-кода на экране электронного устройства.
33. В случае оформления электронного билета для проезда по внутригородским и пригородным маршрутам путем валидации карт или электронных устройств с использованием автоматизированных систем, на судне или на причале непосредственно перед посадкой на судно через автоматическое устройство контроля оплаты проезда (далее - турникет) возврат электронного билета не производится.
34. В случае если при перевозке пассажира билет, в котором указаны фамилия, имя, отчество (при наличии) пассажира, объявлен пассажиром утраченным, либо неправильно оформлен, либо поврежден, установление факта заключения договора перевозки пассажира является обязанностью перевозчика или лица, уполномоченного перевозчиком.
35. В случае утраты или порчи билета при представлении пассажиром перевозчику или лицу, уполномоченному перевозчиком, сведений, подтверждающих приобретение билета, перевозчик или лицо, уполномоченное перевозчиком, должен (должно) выдать пассажиру новый билет взамен утерянного или испорченного без взимания платы за проезд.
36. Билет признается недействительным, а пассажир не допускается к перевозке в случае, если перевозчиком или лицом, уполномоченным перевозчиком, установлено, что билет пассажиром не приобретался. Билет, признанный недействительным, аннулируется перевозчиком или лицом, уполномоченным перевозчиком, с составлением акта общей формы (форма приведена в приложении N 6 к Правилам) в соответствии с главой VII Правил, в котором должны быть указаны причины признания билета недействительным.
В случае установления перевозчиком или лицом, уполномоченным перевозчиком, факта заключения договора перевозки пассажира перевозчик или лицо, уполномоченное перевозчиком, должен принять пассажира к перевозке в соответствии с условиями заключенного договора перевозки пассажира.
37. Пассажир, предъявивший при проведении контроля работником перевозчика, на которого возложена обязанность осуществления контроля наличия и действительности билетов, недействительный билет или недействительный электронный билет, считается безбилетным.
38. Пассажир, имеющий право на бесплатный проезд или проезд по льготному тарифу и предъявивший при проведении работником перевозчика, на которого возложена обязанность осуществления контроля наличия и действительности билетов, документ, удостоверяющий личность, и документы, подтверждающие право бесплатного или льготного проезда, оформленные на лицо, не являющееся пассажиром, на которого оформлен билет (электронный билет), считается безбилетным.
39. Продажа билетов на всех видах маршрутов должна производиться по категориям пассажирских мест в соответствии с количеством мест, имеющихся на судне исходя из его пассажировместимости.
40. При перевозке пассажиров перевозчиком и (или) владельцем пассажирской инфраструктуры до сведения пассажиров дополнительно к информации, которая должна быть доведена в соответствии с требованиями законодательства в области защиты прав потребителей <14>, должна быть бесплатно доведена достоверная информация о реализации, переоформлении, возврате и времени прекращения оформления электронных билетов, времени отправления и прибытия судов, стоимости проезда пассажиров и провоза багажа, времени работы билетных касс, камер хранения, расположении вокзальных помещений, об оказываемых услугах, а также о предоставляемых гражданам определенных категорий льготах.
--------------------------------
<14> Статьи 9 - 11 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей".
Информация, указанная в настоящем пункте, должна быть доведена до сведения пассажиров в целях их информирования в пунктах отправления и назначения, а также в промежуточных пунктах маршрута посредством аудиовизуальных систем, информационных стендов, размещенных на объектах инфраструктуры внутреннего водного транспорта, предназначенных для обслуживания пассажиров.
41. При перевозке пассажиров перевозчик или лицо, уполномоченное перевозчиком, до отправления судна в рейс должен (должно) довести до сведения пассажиров информацию об условиях оставления судна в аварийных ситуациях, требованиях пожарной безопасности, местах, отведенным на судне для курения, оказываемым на судне услугам посредством аудиовизуальных систем, информационных стендов, размещенных на судне в общедоступных местах, или посредством организации с пассажирами инструктажа (занятия) по условиям оставления судна в аварийных ситуациях.
Информация, указанная в настоящем пункте, должна быть доведена до сведения пассажиров на русском языке. Допускается доведение информации, указанной в настоящем пункте, также на государственных языках республик Российской Федерации или на языках народов Российской Федерации, а также на английском языке в случае перевозки в качестве пассажиров иностранных граждан.
42. При перевозке пассажиров перевозчик должен обеспечить наличие на судне универсальных спасательных жилетов в количестве, соответствующем его пассажировместимости, а при перевозке группы детей перевозчик должен обеспечить наличие на судне детских индивидуальных спасательных жилетов в количестве, соответствующем количеству перевозимых детей.
43. Перевозка пассажиров на зафрахтованном судне осуществляется на основании договора фрахтования судна <15>.
--------------------------------
<15> Статья 787 Гражданского кодекса Российской Федерации.
44. При перевозке пассажиров перевозчик, или лицо, уполномоченное перевозчиком, или владелец пассажирской инфраструктуры, или лицо, уполномоченное владельцем пассажирской инфраструктуры, должен (должно) обеспечить осуществление безопасной посадки пассажиров на судно и высадки пассажиров с судна. Владельцем пассажирской инфраструктуры должен быть ограничен проход к месту посадки (высадки) пассажиров на судно (с судна) посредством установления специальных ограждений. Лица, определенные перевозчиком или владельцем пассажирской инфраструктуры, во время посадки и высадки пассажиров должны находиться у трапа судна и осуществлять контроль за посадкой (высадкой) пассажиров.
45. В случае использования в начальном и промежуточных пунктах маршрута при производстве погрузочно-разгрузочных работ трапа, по которому осуществляется посадка (высадка) пассажиров, посадка пассажиров должна начинаться после окончания этих работ и должна быть завершена к моменту отправления судна по расписанию.
В случае использования в конечном пункте маршрута при производстве погрузочно-разгрузочных работ трапа, по которому осуществляется высадка пассажиров, погрузочно-разгрузочные работы должны производиться после высадки пассажиров.
46. При осуществлении перевозки пассажир имеет право провозить багаж <16>, общий вес которого составляет не более чем 50 килограммов, в соответствии с конструктивными особенностями судов, а также ручную кладь, габариты которой соответствуют требованиям, установленным абзацем четвертым пункта 1 статьи 100 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации.
--------------------------------
<16> Пункт 1 статьи 97 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации.
47. При перевозке пассажиров перевозчиком, или лицом, уполномоченным перевозчиком, или владельцем пассажирской инфраструктуры до сведения пассажиров должна быть бесплатно доведена достоверная информация о стоимости провоза ручной клади сверх требований, установленных абзацем четвертым пункта 1 статьи 100 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации.
48. При осуществлении перевозки пассажира ручная кладь <17> пассажира должна размещаться на отведенных для этой цели полках, под сиденьями, в специальных багажных помещениях или на руках у пассажира. Не допускается размещение ручной клади на сиденьях в общественных помещениях судна.
--------------------------------
<17> Абзац четвертый пункта 1 статьи 100 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации.
49. При перевозке по транспортным маршрутам пассажир имеет право сдавать багаж для перевозки за плату в соответствии с тарифом на перевозки багажа <18> при наличии на судне специальных помещений для перевоза багажа в соответствии с конструктивными особенностями судов на основании судовой эксплуатационно-технической документации.
--------------------------------
<18> Абзац пятый пункта 1 статьи 100 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации.
50. Пассажиру разрешается сдавать для перевозки багаж, доставляемый по назначению на том же судне, на котором следует пассажир, при предъявлении билета.
При отсутствии возможности провоза багажа на судне, на котором следует пассажир, с его согласия допускается доставка багажа на другом судне, осуществляющем остановку в пункте назначения пассажира.
51. Скоропортящиеся продукты (в том числе мясные, рыбные, молочные продукты, овощи, фрукты, сыворотки) принимаются перевозчиком для перевозки без перегрузки в пути следования при условии, что срок их хранения превышает срок доставки багажа в пункт назначения.
52. На основании документа об оплате и в подтверждение приема багажа для перевозки перевозчиком или лицом, уполномоченным перевозчиком, пассажиру выдается багажная квитанция (форма приведена в приложении N 7 к Правилам), в том числе электронная багажная квитанция (форма приведена в приложении N 8 к Правилам), и проставляется отметка "Багаж" на билете (за исключением электронного билета).
При оформлении багажной квитанции оформляются также две копии багажной квитанции.
Одна копия и корешок багажной квитанции вместе с багажом передаются лицом, принимающим багаж для перевозки, лицу, осуществляющему прием багажа на судно. Вторая копия багажной квитанции с подписью лица, осуществляющего прием багажа на судно, остается у лица, принимающего багаж для перевозки.
При сдаче багажа в пункте назначения лицо, уполномоченное перевозчиком и осуществляющее выгрузку багажа с судна, передает корешок багажной квитанции лицу, уполномоченному перевозчиком для выдачи багажа получателю.
Копия багажной квитанции с подписью лица, уполномоченного перевозчиком для выдачи багажа получателю, остается на судне. Багажная квитанция остается у пассажира.
53. При проезде по электронному билету отметка "Багаж" проставляется перевозчиком или лицом, уполномоченным перевозчиком, в автоматизированной системе.
При оформлении электронной багажной квитанции отметки о сдаче и движении багажа проставляются перевозчиком или лицом, уполномоченным перевозчиком, в автоматизированной системе.
54. Багаж предъявляется пассажиром перевозчику для перевозки в исправной упаковке. В случае если багаж предъявлен к перевозке в неисправной упаковке, допускается отказ перевозчика в приеме багажа к перевозке.
55. Допускается сдача пассажиром багажа к перевозке с объявленной ценностью, в том числе отдельно для каждого места багажа.
56. При осуществлении перевозки багажа на каждом месте багажа (на бирке или ярлыке) перевозчиком или лицом, уполномоченным перевозчиком, должна быть сделана маркировка, в которой должны быть указаны сведения:
об отправителе багажа (фамилия, имя, отчество (при наличии);
об адресе регистрации по месту жительства (пребывания) отправителя багажа;
57. Перевозчик должен нанести на каждое место багажа номер багажной квитанции после получения багажной квитанции.
58. Перевозчиком или лицом, уполномоченным перевозчиком, при осуществлении перевозки багажа, требующего в целях обеспечения его сохранности особой осторожности при проведении работ по погрузке, выгрузке, перевозке и хранении, при приеме багажа для перевозки на багаж должны быть нанесены условные обозначения для идентификации необходимости обеспечения сохранности багажа.
59. При отсутствии лица, уполномоченного перевозчиком или владельцем пассажирской инфраструктуры на выдачу багажа в пункте назначения, пассажир должен получить багаж с судна до отправления судна в следующий рейс, если доставка багажа осуществляется на том же судне, на котором следует пассажир.
В случае если пассажир следует на одном судне, а доставка багажа осуществляется на другом судне, прибывший багаж хранится бесплатно в течение 24 часов, следующих за днем прибытия багажа. За хранение багажа сверх указанного срока взимается плата.
60. Допускаются выдача и прием багажа в речном порту (причале) по пути следования судна, на котором следует пассажир, по требованию пассажира.
61. Багаж по прибытии в пункт назначения должен быть выдан управомоченному на получение багажа лицу <19> по предъявлении багажной квитанции, в том числе электронной багажной квитанции. При выдаче багажа владельцем багажа должна быть произведена проверка его состояния. На багажной квитанции (за исключением электронной багажной квитанции) перевозчиком или лицом, уполномоченным перевозчиком, делается надпись "Багаж выдан", заверенная подписью лица, выдавшего багаж, и возвращается получателю багажа после проставления им на корешке багажной квитанции подписи, подтверждающей получение багажа. Корешок багажной квитанции остается у перевозчика. При получении багажа по электронной багажной квитанции отметка о получении багажа проставляется перевозчиком в автоматизированной системе.
--------------------------------
<19> Пункт 1 статьи 97 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации.
62. Допускается получение пассажиром багажа в промежуточном пункте остановки судна.
Выдача пассажиру багажа в промежуточном пункте остановки судна производится при возможности его выгрузки без перемещения других мест багажа. Выдача пассажиру багажа производится и оформляется лицом, уполномоченным перевозчиком или владельцем пассажирской инфраструктуры для этих целей, в порту выгрузки багажа, а при отсутствии такого лица - лицом, принимавшим багаж на судне.
63. В случае утраты багажной квитанции при осуществлении перевозки пассажира багаж выдается управомоченному на получение багажа лицу при предъявлении билета или электронного билета, по письменному заявлению такого лица с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии), адреса регистрации по месту жительства (пребывания) получателя, реквизитов документа, удостоверяющего личность получателя, и при представлении описания точных признаков тары или упаковки вещей и описи содержимого. Факт получения багажа удостоверяется владельцем багажа подписью в корешке багажной квитанции, а в случае оформления электронной багажной квитанции отметка о получении багажа проставляется перевозчиком в автоматизированной системе.
64. В случае не обнаружения багажа лицо, уполномоченное перевозчиком, на обороте предъявленной владельцем багажа багажной квитанции (за исключением электронной багажной квитанции) делает отметку "Багаж не прибыл" и заверяет подписью с указанием даты.
При не обнаружении багажа, оформленного по электронной багажной квитанции, отметка о не обнаружении багажа проставляется перевозчиком в автоматизированной системе.
В случае не обнаружения багажа лицо, уполномоченное перевозчиком, составляет акт общей формы в соответствии с главой VII Правил с описанием точных признаков тары или упаковки вещей и описью содержимого. Один экземпляр указанного акта выдается пассажиру.
65. При предъявлении пассажиром заявления о неполучении багажа перевозчиком или лицом, уполномоченном перевозчиком, осуществляются мероприятия по розыску багажа.
В случае если багаж не найден по истечении 30 суток со дня окончания срока его доставки, владелец багажа имеет право требовать от перевозчика возмещения ущерба в размере стоимости утраченного или недостающего багажа, указанного в акте общей формы, составленном в день не обнаружения багажа и содержащем описание точных признаков тары или упаковки вещей и опись содержимого. Стоимость багажа определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 119 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации.
В случае если багаж найден, перевозчик или лицо, уполномоченное перевозчиком, уведомляет об этом владельца багажа и обеспечивает за свой счет доставку багажа в речной порт (причал) назначения, указанный пассажиром, или по указанному им в заявлении адресу без взимания дополнительной платы.
66. При опоздании пассажира на судно или отставании от него в пути следования допускается продолжение поездки до речного порта (причала) назначения с любого следующего пункта маршрута, где пассажиру предоставляется возможность вернуться на это судно, но без задержки судна. При этом пассажиру не возмещаются затраты, связанные с его проездом к месту посадки на судно.
67. Допускается проезд опоздавшего на посадку на судно пассажира на другом судне, принадлежащем тому же перевозчику и следующем по тому же транспортному маршруту, указанному в билете или электронном билете опоздавшего пассажира, при наличии на судне свободных мест.
При наличии на другом судне свободного места той же ценовой категории пассажиру перевозчиком или лицом, уполномоченным перевозчиком, оформляется новый билет без взимания дополнительной платы.
При наличии на другом судне свободного места более высокой ценовой категории перевозчиком или лицом, уполномоченным перевозчиком, оформляется новый билет пассажиру после оплаты пассажиром разницы стоимости проезда.
68. Если пассажиру не может быть предоставлено место в соответствии с категорией, указанной в билете или электронном билете, перевозчик должен предоставить пассажиру место, той же категории, или по категории выше, чем указано в билете или электронном билете на том же судне без взимания разницы стоимости проезда.
В случае отсутствия у перевозчика технической возможности предоставления пассажиру места, равноценного по категории, указанной в билете или электронном билете, или по категории выше, и осуществления пассажиром дальнейшей поездки на пассажирском месте, категория которого ниже указанной в билете или электронном билете, ему должна быть возвращена разница между полной стоимостью билета или электронного билета до первоначального пункта назначения, указанной в билете или электронном билете, и стоимостью билета или электронного билета до пункта прекращения поездки на месте, категория которого ниже категории, указанной в билете или электронном билете.
В случае отсутствия у перевозчика технической возможности предоставления пассажиру места, равноценного по категории, или по категории выше, и отказе пассажира от дальнейшей поездки на пассажирском месте, категория которого ниже указанной в билете или электронном билете, перевозчик по требованию пассажира должен предоставить ему в пункте посадки место на другом судне того же перевозчика, осуществляющем в соответствии с расписанием движения судна остановку в пункте, до которого приобретен билет или электронный билет.
69. При предоставлении пассажиру места, отличного от указанного в билете, отметка об изменении места должна быть внесена в билет и заверена подписью капитана судна или лица, уполномоченного перевозчиком, и судовой печатью (при наличии). При внесении изменений в электронный билет отметка проставляется перевозчиком в автоматизированной системе.
70. При невозможности осуществлять дальнейшее движение на судне и при необходимости пересадки пассажиров с одного судна на другое, размещение пассажиров должно производиться на пассажирских местах, соответствующих категориям, указанным в их билетах или электронных билетах.
71. В случае если при отставании пассажира от судна на судне остались его багаж (вещи) пассажир должен заявить о данном факте перевозчику или владельцу пассажирской инфраструктуры. Перевозчик или лицо, уполномоченное перевозчиком, или владелец пассажирской инфраструктуры должен (должно) проинформировать капитана судна о факте оставления пассажиром багажа (вещей) с указанием просьбы пассажира о сохранении багажа (вещей) до его возвращения на судно либо о передаче их в указанном пассажиром речном порту (причале) по маршруту следования судна лицу, уполномоченному на это перевозчиком или владельцем пассажирской инфраструктуры.
При обнаружении на судне багажа (вещей) пассажира, который отстал от судна, или при получении информации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, капитан судна или уполномоченное перевозчиком лицо, должен (должно) принять меры по обеспечению транспортной безопасности судна, установленные законодательством Российской Федерации в сфере транспортной безопасности <20>.
--------------------------------
<20> Статья 4 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности".
После выгрузки багажа (вещей) пассажира, который отстал от судна, лицом, уполномоченным перевозчиком, или владельцем пассажирской инфраструктуры составляется в двух экземплярах опись обнаруженного багажа (вещей). В описи обнаруженного багажа (вещей) перечисляются все единицы багажа и обнаруженные вещи с указанием их отличительных особенностей. Опись обнаруженного багажа (вещей) подписывается капитаном судна и лицом, уполномоченным перевозчиком, или владельцем пассажирской инфраструктуры. Обнаруженные багаж и вещи передаются пассажиру при предъявлении документа, удостоверяющего личность, под расписку. Один экземпляр описи обнаруженного багажа (вещей) остается у перевозчика или владельца пассажирской инфраструктуры, второй - передается пассажиру.
Указанный в настоящем пункте багаж (вещи) хранится (хранятся) бесплатно в течение 24 часов, следующих за днем прибытия багажа. За хранение багажа (вещей) сверх указанного срока взимается плата.
72. По указанию пассажира допускается отправка перевозчиком или лицом, уполномоченным перевозчиком, вещей пассажира в другой пункт назначения с оформлением их в качестве багажа в случае отставания пассажира от судна.
73. В случае если пассажир нуждается в медицинской помощи перевозчик должен вызвать скорую медицинскую помощь <21> в ближайший речной порт (причал) и осуществить в него заход.
--------------------------------
<21> Пункт 3 части 2 статьи 32 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
74. В случае вызова скорой медицинской помощи судовым врачом, а при его отсутствии - капитаном судна (лицом, его замещающим), составляется акт произвольной формы в двух экземплярах с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) пассажира, нуждающегося в медицинской помощи, описания состояния его здоровья и наименования речного порта (причала), в котором осуществлена его высадка с судна. Акт подписывается капитаном судна (лицом, его замещающим), двумя пассажирами, находящимися на судне и участвующими с их согласия в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для составления акта, с указанием фамилий, имен, отчеств (при наличии) и данных документов, удостоверяющих личность таких пассажиров, или двумя членами экипажа и заверяется судовой печатью (при наличии). Один экземпляр акта передается выездной бригаде скорой медицинской помощи или лицу, уполномоченному перевозчиком, в речном порту (причале) высадки с судна пассажира, нуждающегося в медицинской помощи. Второй экземпляр акта с отметкой лица, уполномоченного перевозчиком, о приеме пассажира, нуждающегося в медицинской помощи, остается у капитана судна (лица, его замещающего).
75. В случае если в речном порту (причале), куда вызвана выездная бригада скорой медицинской помощи, осуществлена медицинская эвакуация <22> пассажира в медицинскую организацию, багаж по просьбе пассажира выгружается в том же речном порту (причале), где произошла медицинская эвакуация пассажира, или следует до речного порта (причала) назначения, указанного в билете или электронном билете.
--------------------------------
<22> Часть 6 статьи 35 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Место выгрузки багажа пассажира в случае осуществления его медицинской эвакуации указывается в акте общей формы, составленном в соответствии с пунктом 106 Правил.
При отсутствии у перевозчика технической возможности выполнения работ по выгрузке из судна багажа, размещенного в специально оборудованном на судне помещении для размещения багажа, в речном порту (причале) высадки пассажира, в случае осуществления его медицинской эвакуации, багаж доставляется в речной порт (причал) назначения, указанный в билете или электронном билете.
76. В случае отсутствия у пассажира возможности указания места выгрузки багажа багаж следует до речного порта (причала) назначения, указанного в билете или электронном билете.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей