2.2. Требования охраны труда при приемке моторвагонного подвижного состава

2.2.1. При приемке МВПС локомотивная бригада должна соблюдать требования безопасности, изложенные в пунктах 1.21 - 1.23 настоящей Инструкции, а также требования безопасности, обусловленные спецификой обслуживаемого МВПС и особенностями местных условий его эксплуатации.

2.2.2. При приемке МВПС машинист и помощник машиниста должны быть в спецодежде, в спецобуви, использовать другие СИЗ (при необходимости).

Спецодежда, в том числе сигнальный жилет, должны быть застегнуты на все пуговицы (молнии).

Женщины, допущенные к работе машинистами и помощниками машинистов, дополнительно должны собрать в прическу длинные волосы или убрать их под головной убор без свисающих прядей.

2.2.3. Перед приемкой МВПС машинист и помощник машиниста должны убедиться в том, что МВПС заторможен ручным тормозом, под колесные пары уложены тормозные башмаки, питающие кабели постороннего источника отсоединены от МВПС.

2.2.4. Во время приемки МВПС локомотивной бригаде запрещается допускать нахождение в непосредственной близости от МВПС и внутри него посторонних лиц, а также нахождение в смотровой канаве под МВПС работников, не связанных с техническим обслуживанием и проверкой технического состояния подкузовного оборудования МВПС.

2.2.5. Во время приемки МВПС не допускается выполнение какой-либо работы на электрооборудовании МВПС.

Запрещается вскрывать электрические приборы и аппараты, находящиеся под напряжением, отключать блокирующие устройства, обеспечивающие безопасность обслуживающего персонала.

2.2.6. Приступать к приемке МВПС в депо (ПТО, пункте оборота) машинист и помощник машиниста должны после получения разрешения дежурного по депо (ПТО, пункту оборота), а также лица, ответственного за снятие и подачу напряжения в контактную сеть ремонтного стойла или на МВПС от постороннего источника питания.

2.2.7. Перед приемкой МВПС в цехе депо (ПТО), оборудованном контактной сетью, машинист должен по показаниям световой сигнализации, положению рукоятки привода секционного разъединителя и наличию заземления контактного провода визуально убедиться в снятии напряжения с контактного провода смотровой канавы. При этом рукоятка привода секционного разъединителя должна быть полностью переведена в нижнее положение, его заземляющий нож должен находиться во включенном положении, а заземляющий спуск разъединителя не должен иметь повреждений (разрыва).

Наличие напряжения в контактной сети ремонтной позиции депо, ПТО соответствует включенному положению секционного разъединителя. При этом на видном месте по обоим концам позиции, а также на площадках выхода на крышу МВПС должен гореть красный сигнал. В этом случае рукоятка привода секционного разъединителя на замок не запирается. При негорящих огнях сигнализации смотровой канавы следует считать, что контактный провод находится под напряжением.

2.2.8. Приемку МВПС локомотивная бригада должна начинать с осмотра кабины машиниста, обращая при этом внимание на исправность пульта управления и на ограждение печей отопления.

2.2.9. При приемке МВПС после технического обслуживания и всех видов текущего ремонта следует проверить наличие записи в журнале технического состояния моторвагонного подвижного состава формы ТУ-152 (далее - журнал технического состояния формы ТУ-152) о полном укомплектовании и исправности первичных средств пожаротушения, автоматической пожарной сигнализации и системы пожаротушения (при наличии). Локомотивной бригаде запрещается принимать в эксплуатацию МВПС при отсутствии в журнале технического состояния формы ТУ-152 записи о полном укомплектовании и исправности первичных средств пожаротушения, автоматической пожарной сигнализации и системы пожаротушения (при наличии).

2.2.10. При проверке противопожарного состояния МВПС следует обращать внимание на места, агрегаты и узлы, представляющие повышенную пожарную опасность, на отсутствие посторонних предметов, проливов масла, загрязненного обтирочного материала, а также убедиться в технически исправном состоянии пожароопасных узлов, наличии памятки в кабинах управления по действиям при возникновении пожара, наличии и исправности полного комплекта первичных средств пожаротушения. Огнетушитель, неопломбированный или не прошедший очередное освидетельствование в установленные сроки, считается неисправным и подлежит замене.

Запрещается принимать в эксплуатацию МВПС при выявлении нарушений его противопожарного состояния, обнаружении неисправностей автоматической системы пожарной сигнализации, системы пожаротушения, отсутствии на МВПС полного комплекта первичных средств пожаротушения.

2.2.11. При приемке МВПС машинист и помощник машиниста обязаны просмотреть журнал технического состояния формы ТУ-152 принимаемого МВПС. При наличии в журнале записей о неисправностях проверить их устранение, убедиться в отсутствии неисправностей, с которыми, согласно ПТЭ, запрещается эксплуатировать МВПС, принять по описи и проверить исправность инструмента, тормозных башмаков, сигнальных принадлежностей и прочего инвентаря, находящегося на МВПС, а также проверить:

работу устройств безопасности движения;

наличие пломб на дверцах высоковольтных шкафов;

наличие и исправность носимых радиостанций (на МВПС, не оборудованных двухдиапазонной или трехдиапазонной радиостанциями наличие и исправность двух носимых радиостанций);

исправность автоматической системы пожарной сигнализации и системы пожаротушения (при ее наличии);

противопожарное состояние МВПС;

наличие, комплектность и исправность первичных средств пожаротушения, наличие информации в кабинах управления по действиям при возникновении пожара на МВПС;

наличие и исправность блокирующих устройств, заземлений кожухов электрических приборов, аппаратов и корпусов вспомогательных машин;

наличие и исправность дверей, ограждений узлов и оборудования, защитных кожухов систем электроотопления и электрокалориферов;

работу звуковых приборов;

исправность прожектора, буферных фонарей;

исправность систем освещения;

наличие запасных ламп прожекторного фонаря;

исправность установки климат-контроля (при ее наличии);

наличие и исправность стеклоочистителей, систем обдува и обогрева лобовых стекол кабины МВПС;

наличие емкостей с крышками для хранения грязных и чистых обтирочных материалов;

исправность межсекционных площадок и суфле;

исправное состояние кресел в кабинах управления;

исправность бытовой техники (при наличии);

исправность санитарно-технического оборудования (при наличии);

наличие и укомплектованность изделиями медицинского назначения укладок (аптечек) для оказания первой помощи пострадавшим;

отсутствие повреждений изоляции электрозащитного инструмента;

наличие и исправность СИЗ;

наличие и пригодность штанг изолирующих, диэлектрических перчаток и диэлектрических ковров.

2.2.12. Опробование и регулировку звуковых сигналов следует производить за пределами помещений депо, ПТО.

2.2.13. При опробовании тормозов помощник машиниста должен находиться в кабине МВПС или на безопасном расстоянии от МВПС в зоне видимости машиниста.

2.2.14. Осмотр крышевого оборудования следует проводить визуально, без подъема на крышу МВПС.

2.2.15. При наружном осмотре секций холодильника дизельного МВПС работник локомотивной бригады должен убедиться, что привод жалюзи секций холодильника поставлен на защелку.

Запрещается открывать монтажные люки шахты холодильника при работающем вентиляторе.

2.2.16. Перед осмотром аккумуляторных батарей следует выключить рубильник и вынуть предохранители.

При осмотре аккумуляторных батарей следует пользоваться переносными фонарями во взрывобезопасном исполнении.

2.2.17. При проверке СИЗ работники локомотивных бригад должны убедиться в их исправности, отсутствии внешних повреждений и загрязнений.

СИЗ должны соответствовать следующим требованиям:

на средствах защиты от поражения электрическим током, кроме диэлектрических ковров, должен быть нанесен штамп с указанием даты их следующего испытания и уровня напряжения, соответствующего электрооборудованию МВПС;

диэлектрические перчатки и ковры не должны иметь механических повреждений и следов увлажнения. Отсутствие проколов или разрывов диэлектрических перчаток следует проверять путем скручивания их в сторону пальцев. Наличие воздуха в скрученной перчатке будет свидетельствовать о ее целостности.

СИЗ, имеющие механические повреждения, загрязнения и (или) с истекшим сроком годности (испытания), должны быть заменены в порядке, установленном в структурном подразделении организационно-распорядительным документом.

2.2.18. При нахождении инструмента, сигнальных принадлежностей и средств индивидуальной защиты в специальных опломбированных ящиках следует проверить наличие и целостность пломб на ящиках.

2.2.19. Перед использованием молотка для осмотра МВПС работник локомотивной бригады должен убедиться в его исправности. Бойки молотков должны иметь гладкую, слегка выпуклую поверхность без косины, сколов, выбоин, трещин и заусенцев. Рукоятки молотков должны иметь по всей длине в сечении овальную форму, быть гладкими и не иметь трещин. Использование молотков с металлическими рукоятками запрещается.

При использовании молотка для осмотра МВПС работники локомотивной бригады должны применять защитные очки.

2.2.20. При осмотре тормозных башмаков следует убедиться в их окрашивании в яркий цвет, наличии трех поперечных полос на горизонтальной плоскости и обоих бортах полоза, наличии инвентарного номера, нанесенного белой краской, на боковой или торцевой поверхности корпуса опорной колодки, наличии маркировки (клейма) на верхней горизонтальной поверхности полоза тормозного башмака на расстоянии не более 70 мм от опорной колодки.

Запрещается эксплуатировать немаркированные и неклейменые тормозные башмаки, а также башмаки с лопнувшей головкой, покоробленной и изогнутой подошвой, лопнувшим, надломленным, расплющенным или изогнутым носком подошвы, ослабленным креплением головки с подошвой, изогнутой и надломленной рукояткой или без нее, поврежденными или значительно изношенными бортами подошвы, с обледенелой или замасленной подошвой, а также с нечеткой маркировкой (клеймом).

2.2.21. Помощник машиниста, принимающий участие в проверке состояния МВПС, должен докладывать машинисту обо всех выявленных недостатках и неисправностях, угрожающих безопасной работе.

2.2.22. Все неисправности МВПС и недостатки, выявленные при приемке в депо, ПТО, пункте оборота должны быть устранены установленным порядком персоналом организации, выполняющим обслуживание и ремонт МВПС.

2.2.23. При выявлении неисправности, которая не может быть устранена за время приемки МВПС, машинист должен поставить в известность дежурного по депо (ПТО, пункта оборота), внести запись о неисправности в журнал технического состояния формы ТУ-152, после чего действовать по распоряжению дежурного по депо (ПТО, пункта оборота).