I. Общие требования охраны труда

1.1. Настоящая Инструкция по охране труда при работе на вагоноремонтных машинах ИОТ РЖД-4100612-ЦДИ-149-2019 (далее - Инструкция) разработана на основе Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения", утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12 ноября 2013 г. N 533, Правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 сентября 2014 г. N 642н, Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июля 2013 г. N 328н, других нормативных актов по охране труда и устанавливает основные требования охраны труда при работе на вагоноремонтных машинах.

На основе Инструкции руководители подразделений ОАО "РЖД" с учетом местных условий и специфики выполняемых функций разрабатывают инструкции по охране труда при работе на вагоноремонтных машинах (далее - ВРМ).

1.2. К работе на ВРМ допускаются работники, достигшие возраста 18 лет, прошедшие в установленном порядке медицинский осмотр, психиатрическое освидетельствование и не имеющие медицинских противопоказаний для выполнения работ по профессии и работ на высоте, вводный инструктаж по охране труда, первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте с практическим показом безопасных приемов и методов работы, обучение требованиям охраны труда и стажировку на рабочем месте продолжительностью от 2 до 14 смен, вводный и первичный противопожарные инструктажи, проверку знаний требований охраны труда, в том числе по основной профессии, при работе с грузоподъемными машинами, управляемыми с пола, при работе с гидравлическими домкратами, при работе с ручным гидравлическим инструментом.

При вводном инструктаже по охране труда работник должен быть ознакомлен с маршрутом служебного прохода к месту работы, картой специальной оценки условий труда, действиями при возникновении несчастного случая и по оказанию первой помощи пострадавшим.

Управление электрической талью ВРМ выполняется работником, обученным по профессии машинист крана. Строповка и обвязка грузов, перемещаемых с применением электрической тали, выполняются работником, обученным по профессии стропальщик.

Допуск персонала к самостоятельной работе на ВРМ должен оформляться приказом (распоряжением) по структурному подразделению после обучения и проверки знаний требований охраны труда при работе на ВРМ в установленном порядке.

В процессе трудовой деятельности работник должен проходить:

периодические медицинские осмотры и психиатрическое освидетельствование;

повторные, внеплановые и целевые инструктажи по охране труда;

повторные, внеплановые и целевые инструктажи по пожарной безопасности;

обучение и проверки знаний требований охраны труда и электробезопасности;

обучение по оказанию первой помощи пострадавшим при несчастных случаях на производстве (при технической учебе).

1.3. Работник, допущенный к выполнению работ на ВРМ (далее - работник), должен пройти обучение и проверку знаний норм и правил работы в электроустановках в качестве электротехнологического персонала с присвоением II группы по электробезопасности.

1.4. Во время работы на ВРМ на работника могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы:

движущиеся машины и механизмы (подвижной состав, транспортные средства и др.); передвигающиеся заготовки, запасные части вагона, материалы; подвижные части ВРМ;

повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;

недостаточная освещенность рабочей зоны;

повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

острые кромки, заусенцы и шероховатости на поверхности оборудования, инструментов и приспособлений;

пониженная или повышенная температура воздуха рабочей зоны;

повышенная влажность и подвижность воздуха рабочей зоны;

повышенные уровни шума и вибрации;

падение с высоты;

физические перегрузки.

1.5. При работе на ВРМ работник должен применять спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты (далее - СИЗ), предусмотренные Типовыми нормами бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам железнодорожного транспорта Российской Федерации, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденными приказом Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22 октября 2008 г. N 582н.

1.6. Работник должен знать:

опасные и вредные производственные факторы, возникающие во время работы на ВРМ и меры защиты от их воздействия;

безопасные приемы выполнения работ на ВРМ;

правила и инструкции по охране труда при ремонте и обслуживании грузовых вагонов, в том числе требования Инструкции;

требования безопасности при нахождении на железнодорожных путях;

требования электробезопасности, пожарной безопасности и производственной санитарии;

в объеме своих должностных обязанностей соответствующие разделы:

Трудового кодекса Российской Федерации;

Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения";

Правил по охране труда при работе на высоте;

Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации;

Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации.

1.7. Работник обязан проходить к месту проведения работ на ВРМ по специально установленным маршрутам служебного или технологического прохода. При подъеме и спуске с верхних площадок и лестниц ВРМ работник должен держаться за поручни. Перед спуском следует осмотреть место схода и убедиться в отсутствии препятствий (ям, складированных запасных частей, приспособлений и др.), о которые можно споткнуться.

1.8. В холодное время года в целях предотвращения охлаждения и обморожения работник должен использовать для обогрева установленные технологические перерывы в работе.

Запрещается при сильных морозах во избежание обморожения прикасаться голыми руками к металлоконструкциям ВРМ, вагона, другим металлическим предметам и инструментам.

1.9. При нахождении на железнодорожных путях работник должен соблюдать следующие требования безопасности:

переходить железнодорожные пути в установленных местах, обозначенных указателями "маршрут служебного прохода", пользуясь железнодорожными мостами или тоннелями, а в случае их отсутствия двигаться в направлении вероятного появления подвижного состава;

быть одетыми в сигнальные жилеты со световозвращающими полосами с нанесенным трафаретом со стороны спины, указывающим принадлежность к структурному подразделению, а со стороны груди - принадлежность к региональной дирекции (хозяйству дирекции инфраструктуры);

проходить вдоль путей в стороне от железнодорожного пути или по обочине земляного полотна, обращая внимание на движущийся по смежным путям подвижной состав;

переходить пути под прямым углом, перешагивая через рельсы, не наступая на концы шпал и масляные пятна на шпалах, предварительно убедившись в отсутствии приближающегося подвижного состава;

пользоваться переходными площадками вагонов при переходе пути, занятого стоящим подвижным составом. Перед подъемом и при спуске с площадки необходимо предварительно убедиться в исправности поручней, подножек и пола площадки и отсутствии на них выступающих частей крепления оградительных цепочек и фиксирующих колец. Прежде чем начать подъем на переходную площадку вагона, следует убедиться в отсутствии разрешающего сигнала светофора и звуковых сигналов, подаваемых перед отправлением состава. При подъеме на переходную площадку и спуске с нее необходимо держаться за поручни и располагаться лицом к вагону, при этом руки должны быть свободны от каких-либо предметов. Перед спуском с переходной площадки вагона следует осмотреть место спуска на предмет отсутствия посторонних предметов, о которые можно споткнуться;

в темное время суток место спуска необходимо осветить фонарем. Перед спуском с переходной площадки вагона в междупутье необходимо убедиться в отсутствии движущегося по смежному пути подвижного состава;

обходить подвижной состав, стоящий на пути, на расстоянии не менее 5 м от автосцепки;

проходить между расцепленными единицами подвижного состава, если расстояние между их автосцепками не менее 10 м, при этом следует идти посередине разрыва;

обращать внимание на показания светофоров, звуковые сигналы, а также на запрещающие, предупреждающие, указательные и предписывающие знаки безопасности и надписи;

сходить с путей на обочину земляного полотна при обнаружении (визуальном или звуковом) приближающегося подвижного состава, а при отсутствии достаточного места - сходить на обочину смежного пути, на расстояние:

не менее 2,5 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения поездов до 120 км/ч;

не менее 4 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения 121 - 140 км/ч;

не менее 5 м от крайнего рельса за 10 мин. до прохода подвижного состава на скоростных и высокоскоростных участках железной дороги (при установленных скоростях более 140 км/ч);

при вынужденном нахождении в междупутье между движущимися по соседним путям поездами, локомотивами и другими подвижными единицами необходимо немедленно присесть (лечь) на землю в междупутье параллельно железнодорожным путям.

1.10. Запрещается при нахождении на железнодорожных путях: находиться на междупутье при следовании подвижных составов по смежным путям, а также в местах отмеченных знаками "Негабаритное место";

выполнять работу, находясь на междупутье, при следовании подвижного состава по смежному пути;

наступать или садиться на рельсы, концы шпал, балластную призму, электроприводы, путевые коробки и другие напольные устройства;

ходить по концам шпал;

переходить стрелочные переводы, оборудованные электрической централизацией, в местах расположения остряков и крестовин, ставить ногу между рамным рельсом и остряком, подвижным сердечником и усовиком, в желоб на стрелочном переводе;

переходить или перебегать через пути перед движущимся подвижным составом;

пролезать под стоящим подвижным составом, залезать на автосцепки или под них при переходе через пути, а также протаскивать под подвижным составом инструмент, приборы и материалы;

подниматься на подвижной состав, находящийся под контактным проводом или воздушной линией электропередачи без снятия с них рабочего напряжения и их заземления, организацией эксплуатирующей данные электроустановки.

подниматься на вагоны, локомотивы и спускаться с них во время движения, садиться и проезжать на подножках проходящего подвижного состава;

прислоняться к незакрепленному стоящему подвижному составу;

пользоваться личными портативными мультимедийными устройствами (мобильные телефоны, аудио и видеоплееры).

1.11. При эксплуатации ВРМ работник должен соблюдать следующие требования электробезопасности:

не приближаться самому и не допускать приближения применяемых инструментов и приспособлений к проводам ВЛ и контактной сети, к неогражденным или открытым для свободного доступа элементам электроустановок и электрооборудования, находящимся под напряжением, на расстояние менее 2 м;

не подходить ближе 8 м к оборванным проводам, касающимся земли;

не прикасаться к оборванным и оголенным проводам, контактам и другим токоведущим частям электрооборудования;

не наступать на электрические провода и кабели.

1.12. Работнику при работе на ВРМ запрещается:

выполнять работы, не предусмотренные инструкцией завода-изготовителя по эксплуатации, в том числе использовать ВРМ в качестве подъемного сооружения при разделке вагонов в металлолом;

эксплуатировать ВРМ при наличии трещин, деформации или других дефектов в металлоконструкциях машины, наличии неисправностей гидрооборудования и электрооборудования, грузоподъемных механизмов, сварочных аппаратов или других деталей ВРМ;

прикасаться к движущимся, вращающимся частям ВРМ, работать у неогражденных движущихся и вращающихся частей;

работать без средств индивидуальной защиты или пользоваться неисправными СИЗ;

эксплуатировать ВРМ при неисправности рельсового пути, отсутствии упоров на концах рельсового пути;

эксплуатировать ВРМ с истекшим сроком технического освидетельствования грузоподъемных механизмов (домкратов и электрической тали);

пользоваться неисправными съемными грузозахватными приспособлениями;

находиться под поднятым и перемещаемым грузом;

курить и пользоваться открытым огнем для освещения;

спрыгивать с площадок, лестниц и переходного мостика ВРМ на землю;

допускать к работе на ВРМ посторонних лиц;

находиться на рабочем месте в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

1.13. В случае получения травмы или ухудшении здоровья во время работы на ВРМ работник должен прекратить работу, сообщить своему руководителю и обратиться за медицинской помощью.

При травмировании других работников необходимо прекратить работу, освободить пострадавшего от травмирующего фактора, оказать ему первую помощь, вызвать бригаду скорой медицинской помощи и сообщить о случившемся своему непосредственному руководителю.

1.14. При обнаружении нарушений требований охраны труда, неисправностей ВРМ и другого применяемого оборудования, средств индивидуальной защиты, а также о ситуациях, создающих опасность для жизни людей и являющихся предпосылкой к аварии, работник должен немедленно сообщить своему руководителю. Не допускается приступать к работе до устранения выявленных нарушений.

1.15. За нарушение требований Инструкции во время работы на ВРМ работник несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.