1.1. Настоящая Инструкция по охране труда при работе на вагоноремонтных машинах ИОТ РЖД-4100612-ЦДИ-149-2019 (далее - Инструкция) разработана на основе Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения", утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12 ноября 2013 г. N 533, Правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 сентября 2014 г. N 642н, Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июля 2013 г. N 328н, других нормативных актов по охране труда и устанавливает основные требования охраны труда при работе на вагоноремонтных машинах.
На основе Инструкции руководители подразделений ОАО "РЖД" с учетом местных условий и специфики выполняемых функций разрабатывают инструкции по охране труда при работе на вагоноремонтных машинах (далее - ВРМ).
1.2. К работе на ВРМ допускаются работники, достигшие возраста 18 лет, прошедшие в установленном порядке медицинский осмотр, психиатрическое освидетельствование и не имеющие медицинских противопоказаний для выполнения работ по профессии и работ на высоте, вводный инструктаж по охране труда, первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте с практическим показом безопасных приемов и методов работы, обучение требованиям охраны труда и стажировку на рабочем месте продолжительностью от 2 до 14 смен, вводный и первичный противопожарные инструктажи, проверку знаний требований охраны труда, в том числе по основной профессии, при работе с грузоподъемными машинами, управляемыми с пола, при работе с гидравлическими домкратами, при работе с ручным гидравлическим инструментом.
При вводном инструктаже по охране труда работник должен быть ознакомлен с маршрутом служебного прохода к месту работы, картой специальной оценки условий труда, действиями при возникновении несчастного случая и по оказанию первой помощи пострадавшим.
Управление электрической талью ВРМ выполняется работником, обученным по профессии машинист крана. Строповка и обвязка грузов, перемещаемых с применением электрической тали, выполняются работником, обученным по профессии стропальщик.
Допуск персонала к самостоятельной работе на ВРМ должен оформляться приказом (распоряжением) по структурному подразделению после обучения и проверки знаний требований охраны труда при работе на ВРМ в установленном порядке.
В процессе трудовой деятельности работник должен проходить:
периодические медицинские осмотры и психиатрическое освидетельствование;
повторные, внеплановые и целевые инструктажи по охране труда;
повторные, внеплановые и целевые инструктажи по пожарной безопасности;
обучение и проверки знаний требований охраны труда и электробезопасности;
обучение по оказанию первой помощи пострадавшим при несчастных случаях на производстве (при технической учебе).
1.3. Работник, допущенный к выполнению работ на ВРМ (далее - работник), должен пройти обучение и проверку знаний норм и правил работы в электроустановках в качестве электротехнологического персонала с присвоением II группы по электробезопасности.
1.4. Во время работы на ВРМ на работника могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы:
движущиеся машины и механизмы (подвижной состав, транспортные средства и др.); передвигающиеся заготовки, запасные части вагона, материалы; подвижные части ВРМ;
повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;
недостаточная освещенность рабочей зоны;
повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
острые кромки, заусенцы и шероховатости на поверхности оборудования, инструментов и приспособлений;
пониженная или повышенная температура воздуха рабочей зоны;
повышенная влажность и подвижность воздуха рабочей зоны;
повышенные уровни шума и вибрации;
1.5. При работе на ВРМ работник должен применять спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты (далее - СИЗ), предусмотренные Типовыми нормами бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам железнодорожного транспорта Российской Федерации, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденными приказом Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22 октября 2008 г. N 582н.
опасные и вредные производственные факторы, возникающие во время работы на ВРМ и меры защиты от их воздействия;
безопасные приемы выполнения работ на ВРМ;
правила и инструкции по охране труда при ремонте и обслуживании грузовых вагонов, в том числе требования Инструкции;
требования безопасности при нахождении на железнодорожных путях;
требования электробезопасности, пожарной безопасности и производственной санитарии;
в объеме своих должностных обязанностей соответствующие разделы:
Трудового кодекса Российской Федерации;
Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения";
Правил по охране труда при работе на высоте;
Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации;
Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации.
1.7. Работник обязан проходить к месту проведения работ на ВРМ по специально установленным маршрутам служебного или технологического прохода. При подъеме и спуске с верхних площадок и лестниц ВРМ работник должен держаться за поручни. Перед спуском следует осмотреть место схода и убедиться в отсутствии препятствий (ям, складированных запасных частей, приспособлений и др.), о которые можно споткнуться.
1.8. В холодное время года в целях предотвращения охлаждения и обморожения работник должен использовать для обогрева установленные технологические перерывы в работе.
Запрещается при сильных морозах во избежание обморожения прикасаться голыми руками к металлоконструкциям ВРМ, вагона, другим металлическим предметам и инструментам.
1.9. При нахождении на железнодорожных путях работник должен соблюдать следующие требования безопасности:
переходить железнодорожные пути в установленных местах, обозначенных указателями "маршрут служебного прохода", пользуясь железнодорожными мостами или тоннелями, а в случае их отсутствия двигаться в направлении вероятного появления подвижного состава;
быть одетыми в сигнальные жилеты со световозвращающими полосами с нанесенным трафаретом со стороны спины, указывающим принадлежность к структурному подразделению, а со стороны груди - принадлежность к региональной дирекции (хозяйству дирекции инфраструктуры);
проходить вдоль путей в стороне от железнодорожного пути или по обочине земляного полотна, обращая внимание на движущийся по смежным путям подвижной состав;
переходить пути под прямым углом, перешагивая через рельсы, не наступая на концы шпал и масляные пятна на шпалах, предварительно убедившись в отсутствии приближающегося подвижного состава;
пользоваться переходными площадками вагонов при переходе пути, занятого стоящим подвижным составом. Перед подъемом и при спуске с площадки необходимо предварительно убедиться в исправности поручней, подножек и пола площадки и отсутствии на них выступающих частей крепления оградительных цепочек и фиксирующих колец. Прежде чем начать подъем на переходную площадку вагона, следует убедиться в отсутствии разрешающего сигнала светофора и звуковых сигналов, подаваемых перед отправлением состава. При подъеме на переходную площадку и спуске с нее необходимо держаться за поручни и располагаться лицом к вагону, при этом руки должны быть свободны от каких-либо предметов. Перед спуском с переходной площадки вагона следует осмотреть место спуска на предмет отсутствия посторонних предметов, о которые можно споткнуться;
в темное время суток место спуска необходимо осветить фонарем. Перед спуском с переходной площадки вагона в междупутье необходимо убедиться в отсутствии движущегося по смежному пути подвижного состава;
обходить подвижной состав, стоящий на пути, на расстоянии не менее 5 м от автосцепки;
проходить между расцепленными единицами подвижного состава, если расстояние между их автосцепками не менее 10 м, при этом следует идти посередине разрыва;
обращать внимание на показания светофоров, звуковые сигналы, а также на запрещающие, предупреждающие, указательные и предписывающие знаки безопасности и надписи;
сходить с путей на обочину земляного полотна при обнаружении (визуальном или звуковом) приближающегося подвижного состава, а при отсутствии достаточного места - сходить на обочину смежного пути, на расстояние:
не менее 2,5 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения поездов до 120 км/ч;
не менее 4 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения 121 - 140 км/ч;
не менее 5 м от крайнего рельса за 10 мин. до прохода подвижного состава на скоростных и высокоскоростных участках железной дороги (при установленных скоростях более 140 км/ч);
при вынужденном нахождении в междупутье между движущимися по соседним путям поездами, локомотивами и другими подвижными единицами необходимо немедленно присесть (лечь) на землю в междупутье параллельно железнодорожным путям.
1.10. Запрещается при нахождении на железнодорожных путях: находиться на междупутье при следовании подвижных составов по смежным путям, а также в местах отмеченных знаками "Негабаритное место";
выполнять работу, находясь на междупутье, при следовании подвижного состава по смежному пути;
наступать или садиться на рельсы, концы шпал, балластную призму, электроприводы, путевые коробки и другие напольные устройства;
переходить стрелочные переводы, оборудованные электрической централизацией, в местах расположения остряков и крестовин, ставить ногу между рамным рельсом и остряком, подвижным сердечником и усовиком, в желоб на стрелочном переводе;
переходить или перебегать через пути перед движущимся подвижным составом;
пролезать под стоящим подвижным составом, залезать на автосцепки или под них при переходе через пути, а также протаскивать под подвижным составом инструмент, приборы и материалы;
подниматься на подвижной состав, находящийся под контактным проводом или воздушной линией электропередачи без снятия с них рабочего напряжения и их заземления, организацией эксплуатирующей данные электроустановки.
подниматься на вагоны, локомотивы и спускаться с них во время движения, садиться и проезжать на подножках проходящего подвижного состава;
прислоняться к незакрепленному стоящему подвижному составу;
пользоваться личными портативными мультимедийными устройствами (мобильные телефоны, аудио и видеоплееры).
1.11. При эксплуатации ВРМ работник должен соблюдать следующие требования электробезопасности:
не приближаться самому и не допускать приближения применяемых инструментов и приспособлений к проводам ВЛ и контактной сети, к неогражденным или открытым для свободного доступа элементам электроустановок и электрооборудования, находящимся под напряжением, на расстояние менее 2 м;
не подходить ближе 8 м к оборванным проводам, касающимся земли;
не прикасаться к оборванным и оголенным проводам, контактам и другим токоведущим частям электрооборудования;
не наступать на электрические провода и кабели.
1.12. Работнику при работе на ВРМ запрещается:
выполнять работы, не предусмотренные инструкцией завода-изготовителя по эксплуатации, в том числе использовать ВРМ в качестве подъемного сооружения при разделке вагонов в металлолом;
эксплуатировать ВРМ при наличии трещин, деформации или других дефектов в металлоконструкциях машины, наличии неисправностей гидрооборудования и электрооборудования, грузоподъемных механизмов, сварочных аппаратов или других деталей ВРМ;
прикасаться к движущимся, вращающимся частям ВРМ, работать у неогражденных движущихся и вращающихся частей;
работать без средств индивидуальной защиты или пользоваться неисправными СИЗ;
эксплуатировать ВРМ при неисправности рельсового пути, отсутствии упоров на концах рельсового пути;
эксплуатировать ВРМ с истекшим сроком технического освидетельствования грузоподъемных механизмов (домкратов и электрической тали);
пользоваться неисправными съемными грузозахватными приспособлениями;
находиться под поднятым и перемещаемым грузом;
курить и пользоваться открытым огнем для освещения;
спрыгивать с площадок, лестниц и переходного мостика ВРМ на землю;
допускать к работе на ВРМ посторонних лиц;
находиться на рабочем месте в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.
1.13. В случае получения травмы или ухудшении здоровья во время работы на ВРМ работник должен прекратить работу, сообщить своему руководителю и обратиться за медицинской помощью.
При травмировании других работников необходимо прекратить работу, освободить пострадавшего от травмирующего фактора, оказать ему первую помощь, вызвать бригаду скорой медицинской помощи и сообщить о случившемся своему непосредственному руководителю.
1.14. При обнаружении нарушений требований охраны труда, неисправностей ВРМ и другого применяемого оборудования, средств индивидуальной защиты, а также о ситуациях, создающих опасность для жизни людей и являющихся предпосылкой к аварии, работник должен немедленно сообщить своему руководителю. Не допускается приступать к работе до устранения выявленных нарушений.
1.15. За нарушение требований Инструкции во время работы на ВРМ работник несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей