2.1. Перед началом работы с грузоподъемным краном, управляемым с пола, работник обязан:
получить задание и пройти инструктаж на рабочем месте по специфике и мерах безопасности при выполнении работ;
надеть спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты установленного образца;
ознакомиться под роспись с технологическими картами (процессами) или проектом производства работ, осмотреть места производства работ и складирования грузов, подобрать необходимые съемные грузозахватные приспособления, соответствующие схемам строповки, габаритам и массе перемещаемых грузов;
получить ключ-марку на управление краном с пола от лица, ответственного за его выдачу. Если на момент приема смены кран вводится в эксплуатацию после ремонта, ключ-марку должен выдать специалист, ответственный за содержание подъемного сооружения в работоспособном состоянии после записи в вахтенном журнале об устранении неисправностей;
проверить наличие и исправность осветительных приборов в зоне работы грузоподъемного крана. При недостаточном или неравномерном освещении следует сообщить об этом лицу, ответственному за безопасное производство работ с применением подъемных сооружений;
осмотреть и убедиться в исправности основных деталей и механизмов грузоподъемного крана;
убедиться, что срок очередного технического освидетельствования крана не просрочен;
проверить состояние крановых путей;
проверить и убедиться в исправности съемных грузозахватных приспособлений и тары, наличии на них маркировки;
тщательно осмотреть каждый груз, предназначенный для перемещения, проверить устройства для зацепки груза в соответствие со схемой строповки, подобрать грузозахватные приспособления, соответствующие массе и характеру поднимаемого груза;
проверить наличие и исправность ограждений токоведущих и движущихся частей;
проверить исправность электрооборудования грузоподъемного крана, наличие и исправность заземления, крепления защитного заземления (тросика) к корпусу кнопочного управления (пульту), убедиться в отсутствии оголенных и свисающих концов электропроводки, отсутствии заедания кнопок управления в гнездах;
проверить состояние стального каната и правильность его намотки на грузовой барабан;
проверить состояние крюка, его крепление в обойме и наличие замыкающего устройства на нем, отсутствие трещин, наличие шплинтовки гайки и легкость проворачивания крюка в крюковой подвеске.
2.2. Осмотр грузоподъемного крана проводить при отключенном рубильнике, подающем напряжение на токоведущие части крана. Перед осмотром грузоподъемного крана на рубильник навесить плакат: "Не включать! Работают люди!".
2.3. При осмотре грузоподъемного крана пользоваться переносной лампой напряжением не выше 50 В, для осмотра кранов, работающих на открытом воздухе, использовать лампу напряжением не выше 12 В.
2.4. После осмотра грузоподъемного крана перед его пуском в работу опробовать вхолостую его механизмы и проверить исправность:
механизмов крана и электрической аппаратуры;
тормозов механизма подъема и механизма передвижения;
приборов и устройств безопасности крана.
Исправность действия концевого выключателя механизма подъема проверяется путем подъема крюковой подвески без груза. При этом расстояние от подвески после ее остановки до упора должно быть не менее 200 мм.
2.5. Аппарат для управления грузоподъемным краном с пола должен иметь устройство для самовозврата в нулевое положение, механизмы должны работать только при непрерывном нажатии на кнопку или удержании рукоятки в рабочем положении.
Пульт управления должен быть подвешен на стальном тросике и располагаться на высоте 1000 - 1500 мм от пола, длина тросика должна позволять работнику находиться на безопасном расстоянии от поднимаемого груза.
2.6. Запрещается приступать к работе с грузоподъемным краном при наличии следующих неисправностей:
трещины или деформации в металлоконструкции крана;
дефекты механизма подъема груза;
повреждения деталей тормоза механизма подъема груза и механизма передвижения;
неисправность или отсутствие устройства, замыкающего зев крюка;
нарушение крепления крюка в обойме;
наличие на поверхности крюка трещины, износа или местных вмятин, уменьшающих площадь поперечного сечения на 10%, остаточных деформаций, приводящих к изменению первоначального размера более чем на 5%;
отсутствие на гайке, крепящей крюк, устройства, предотвращающего ее самоотвинчивание;
блок крана не вращается вокруг своей оси, ось не закреплена запорными планками или другими запорными устройствами;
неисправность или отсутствие ограничителя высоты подъема крюка, ограничителя передвижения грузовой тележки и ограничителя грузоподъемности;
отсутствие ограждения механизмов или неизолированных токоведущих частей электрооборудования;
отсутствие или повреждение заземления;
отсутствие у соединительных муфт шпильки или гайки;
отсутствие или значительный износ упругих колец на шпильках;
редукторы тормоза, тормозные шкивы, электродвигатель или другое оборудование крана не укреплены и смещаются при работе механизмов;
изоляция электропроводки повреждена, оборвана заземляющая проводка;
гибкие троллеи сильно провисают;
неисправны крановые пути, тупиковые упоры;
количество обрывов проволок или поверхностный износ грузового каната превышает установленную норму, канат имеет оборванную прядь или местные повреждения.
2.7. Перед началом работ с грузоподъемным краном работник должен осмотреть съемные грузозахватные приспособления и убедиться в их исправности и наличии маркировочной бирки.
2.7.1. Кольца, петли, подвески, обоймы, карабины и другие элементы грузозахватных приспособлений подлежат браковке:
при износе поверхности элементов или местных вмятин, приводящих к уменьшению площади поперечного сечения на 10%;
при остаточных деформациях, приводящих к изменению первоначального размера элемента более чем на 3%;
при повреждениях резьбовых и других креплений.
2.7.2. Канатные стропы бракуются при наличии следующих дефектов:
деформация или износ коушей с уменьшением первоначальных размеров сечения более чем на 15%;
трещины на опрессовочных втулках или изменение их размеров более чем на 10% от первоначального;
наличие признаков смещения каната в заплетке или втулках;
повреждение или отсутствие оплеток или других защитных элементов при наличии выступающих концов проволоки у места заплетки;
отсутствие предохранительных замков на крюках;
уменьшение диаметра каната в результате поверхностного износа или коррозии на 7% и более;
уменьшение диаметра каната в результате повреждения сердечника (внутреннего износа, обмятия, разрыва) на 3%;
уменьшение первоначального диаметра наружных проволок в результате износа или коррозии на 40% и более;
уменьшение площади поперечного сечения проволок каната (потери внутреннего сечения);
повреждение в результате температурного воздействия или электрического дугового разряда;
число видимых обрывов наружных проволок каната превышает указанное в таблице А1 Приложения N 1 к Инструкции;
канат имеет деформации и повреждения, указанные в Приложении N 1 к Инструкции:
корзинообразная деформация (рисунок А1);
выдавливание сердечника (рисунок А2);
выдавливание проволок пряди (рисунок А3);
местное увеличение диаметра каната (рисунок А4);
местное уменьшение диаметра каната (рисунок А5);
раздавливание каната (рисунок А6);
перекручивание каната (рисунок А7);
залом каната (рисунок А8);
перегиб каната (рисунок А9).
2.7.3. Цепные стропы не допускаются к применению при следующих дефектах:
удлинение звена цепи более 3% от первоначального размера;
уменьшение диаметра сечения звена вследствие износа более 10%.
2.7.4. Текстильные стропы не должны допускаться к работе, если:
отсутствует клеймо (бирка) или не читаются сведения о стропе, которые содержат информацию об изготовителе, грузоподъемности;
имеются узлы на несущих лентах стропов;
имеются поперечные порезы или разрывы ленты независимо от их размеров;
имеются продольные порезы или разрывы ленты, суммарная длина которых превышает 10% длины ленты ветви стропа, а также единичные порезы или разрывы длиной более 50 мм;
имеются местные расслоения лент стропа (кроме мест заделки краев лент) на суммарной длине более 0,5 метра на одном крайнем шве или на двух и более внутренних швах, сопровождаемые разрывом трех и более строчек шва;
имеются местные расслоения стропа в месте заделки краев ленты на длине более 0,2 метра на одном из крайних швов или на двух и более внутренних швах, сопровождаемые разрывом трех и более строчек шва, а также отслоение края ленты или сшивки лент у петли на длине более 10% длины заделки (сшивки) концов лент;
имеются поверхностные обрывы нитей ленты общей длиной более 10% ширины ленты, вызванные механическим воздействием (трением) острых кромок груза;
имеются повреждения лент от воздействия химических веществ (кислоты, щелочи, растворителя, нефтепродуктов) общей длиной более 10% ширины ленты или длины стропа, а также единичные повреждения более 10% ширины ленты и длиной более 50 мм;
присутствует выпучивание нитей из ленты стропа на расстояние более 10% ширины ленты;
имеются сквозные отверстия диаметром более 10% ширины ленты от воздействия острых предметов;
имеются прожженные сквозные отверстия диаметром более 10% ширины ленты от воздействия брызг расплавленного металла или наличие трех и более отверстий при расстоянии между ними менее 10% ширины ленты независимо от диаметра отверстий;
имеется загрязнение лент (нефтепродуктами, смолами, красками, цементом, грунтом) более 50% длины стропа;
присутствует совокупность всех вышеперечисленных дефектов на площади более 10% ширины и длины стропа;
присутствует размочаливание или износ более 10% ширины петель стропа.
2.7.5. При обнаружении у грузозахватного приспособления (каната, стропа и др.) поверхностного износа проволок, оборванных прядей или других признаков неисправности работник должен сообщить специалисту, ответственному за безопасное производство работ с применением подъемных сооружений или ответственному за содержание подъемных сооружений в работоспособном состоянии и получить разрешение на выбраковку данного грузозахватного приспособления.
2.8. Перед погрузочно-разгрузочными работами с использованием тары работник обязан осмотреть ее и убедиться:
в отсутствии трещин, износа и искривления в захватных устройствах для строповки;
в исправности ее фиксирующих и запорных устройств;
Выявленную в процессе осмотра неисправную и немаркированную тару необходимо изъять из работы.
2.9. При обнаружении неисправности грузоподъемного крана или грузозахватного приспособления, истечения срока очередного технического освидетельствования крана, загроможденности места производства работ и других нарушений требований охраны труда необходимо немедленно сообщить специалисту, ответственному за безопасное производство работ с применением подъемных сооружений и до устранения выявленных нарушений к работе не приступать.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей