1.1. Настоящая Инструкция по охране труда для экипировщика пассажирских вагонов ИОТ РЖД-4100612-ЦДИ-152-2019 (далее - Инструкция) разработана на основе Отраслевых правил по охране труда в пассажирском хозяйстве федерального железнодорожного транспорта ПОТ РО-13153-ЦЛ-923-02, утвержденных МПС России 20 ноября 2002 г., других нормативных документов по охране труда, эксплуатационной и технологической документации и устанавливает основные требования охраны труда для экипировщика пассажирских вагонов (далее - экипировщик), выполняющего операции по снабжению пассажирских вагонов (далее - вагонов) водой, твердым топливом и инвентарем в пунктах формирования и оборота пассажирских поездов, пунктах технического обслуживания, на технических станциях (далее - пункт экипировки).
1.2. На основе Инструкции руководители подразделений ОАО "РЖД" разрабатывают и утверждают инструкции по охране труда для экипировщика с учетом местных условий и специфики деятельности.
1.3. К самостоятельной работе по снабжению вагонов водой, твердым топливом и инвентарем в пунктах экипировки допускаются лица, старше восемнадцати лет и прошедшие установленным порядком:
медицинский осмотр (предварительный при приеме на работу);
психиатрическое освидетельствование;
вводный инструктаж по охране труда;
первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте, с практическим показом безопасных приемов и методов работы;
вводный и первичный инструктажи по пожарной безопасности;
обучение и проверку знаний требований охраны труда;
обучение приемам оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях.
1.4. В процессе трудовой деятельности экипировщик должен проходить:
повторные, внеплановые и целевые инструктажи по охране труда и пожарной безопасности;
обучение и проверки знаний по охране труда и электробезопасности;
обучение по оказанию первой помощи пострадавшим;
периодические медицинские осмотры.
1.5. Экипировщик должен знать и соблюдать (в объеме своих должностных обязанностей и квалификационных требований профессионального стандарта):
Трудовой кодекс Российской Федерации;
Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденные приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 г. N 286;
Правила по безопасному нахождению работников ОАО "РЖД" на железнодорожных путях, утвержденные распоряжением ОАО "РЖД" от 24 декабря 2012 г. N 2665р;
Положение об организации в ОАО "РЖД" работы по системе информации "Человек на пути", утвержденное распоряжением ОАО "РЖД" от 14 марта 2016 г. N 410р;
требования Инструкции и действующий регламент экипировки водой и твердым топливом пассажирских и почтово-багажных вагонов;
действие на человека опасных и вредных производственных факторов, возникающих во время работы, и меры защиты от их воздействия;
требования производственной санитарии и личной гигиены, электробезопасности и пожарной безопасности при производстве экипировочных работ;
видимые и звуковые сигналы, обеспечивающие безопасность движения, знаки безопасности и порядок ограждения подвижного состава;
сигналы оповещения о пожаре, места расположения средств пожаротушения;
порядок применения средств индивидуальной защиты;
места расположения аптечки или сумки с необходимыми медикаментами и перевязочными материалами;
порядок действий при несчастном случае, произошедшем на производстве и способы оказания первой помощи пострадавшим;
устройство гидроколонок и порядок их содержания;
способы предупреждения замерзания гидроколонок;
технологический процесс и порядок заправки водой и топливом пассажирских вагонов;
устройство систем отопления и водоснабжения вагонов, а также электрообогревных головок для подачи воды;
способы подключения водоналивных рукавов к гидроколонкам и водоналивным головкам вагонов;
места хранения топлива и порядок пополнения его запасов в вагонах;
назначение применяемых в работе средств механизации.
1.6. Все виды экипировочных работ вагонов следует производить после закрепления и ограждения подвижного состава в соответствии с техническо-распорядительным актом железнодорожной станции и утвержденным технологическим документом, разработанным применительно к условиям работы.
1.7. Снабжение пассажирских вагонов водой, твердым топливом и инвентарем проводится под руководством мастера (бригадира) экипировочной бригады, который должен контролировать применение экипировщиками безопасных приемов выполнения работ, использование ими средств индивидуальной защиты и защитных приспособлений.
1.8. Трудоемкие процессы при выполнении экипировочных работ необходимо выполнять с использованием средств механизации (автомобилей, электрокар, ручных тележек и др.).
1.9. Допустимая масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную постоянно в течение рабочей смены не должна превышать для мужчин 15 кг, для женщин 7 кг. Масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную при чередовании с другой работой (до 2-х раз в час) не должна превышать для мужчин - 30 кг, для женщин - 10 кг.
Допускается поднимать и перемещать грузы большей массы вдвоем, но с учетом того, чтобы нагрузка на каждого работника не превышала величин, указанных выше.
1.10. Запрещается производить экипировочные работы при движении поезда.
1.11. Экипировщик должен выполнять только ту работу, которая входит в его обязанности или поручена мастером (бригадиром);
применять безопасные приемы выполнения работ;
содержать в исправном состоянии и чистоте механизмы, материалы, приспособления, инструмент, инвентарь, а также средства индивидуальной защиты (далее - СИЗ);
выполнять требования запрещающих, предупреждающих, указательных и предписывающих знаков, надписей, звуковых и световых сигналов, подаваемых машинистами локомотивов, водителями транспортных средств и передаваемых по громкоговорящей парковой связи;
проходить по территории пункта экипировки по утвержденным и установленным маршрутам, пешеходным дорожкам, проходам и переходам;
соблюдать меры безопасности при переходе через железнодорожные пути при производстве экипировочных работ, обходя сооружения, устройства, приспособления, механизмы и материалы, расположенные на междупутье;
быть предельно внимательным в местах движения транспорта на территории пункта экипировки в темное время суток, в условиях плохой видимости (туман, снегопад) и гололеде;
уметь пользоваться средствами пожаротушения;
уметь оказывать первую помощь пострадавшему;
соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и установленный режим труда и отдыха;
знать и соблюдать требования Инструкции.
1.12. При работе на открытом воздухе в зимнее время в целях предотвращения охлаждения и обморожения для обогрева использовать предусмотренные перерывы в работе, применять СИЗ, крема и мази против обморожения.
Порядок предоставления регламентированных перерывов работникам устанавливается приказом (распоряжением) по структурному подразделению в соответствии с Гигиеническими требованиями к микроклимату производственных помещений Санитарные правила и нормы СанПиН 2.2.4.548-96, утвержденными постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 1 октября 1996 г. N 21 и Методическими рекомендациями "Режимы труда и отдыха работающих в холодное время на открытой территории или в неотапливаемых помещениях" МР 2.2.7.2129-06, утвержденными Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19 сентября 2006 г.
1.13. Во время работы на экипировщика могут воздействовать следующие основные опасные и вредные производственные факторы:
движущийся подвижной состав, транспортные средства и механизмы;
повышенное значение напряжения электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
пониженная температура поверхностей оборудования, инвентаря, инструмента;
недостаточная освещенность рабочей зоны в темное время суток;
повышенная запыленность воздуха рабочей зоны;
повышенная или пониженная температура, влажность и подвижность воздуха рабочей зоны;
физические перегрузки при перемещении тяжестей вручную.
1.14. Экипировщик в соответствии с Типовыми нормами бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам железнодорожного транспорта Российской Федерации, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 октября 2008 г. N 582н, обеспечивается специальной одеждой и обувью:
ботинки юфтевые на маслобензостойкой подошве;
комплект для защиты от воды или плащ для защиты от воды;
перчатки с полимерным покрытием;
респиратор противоаэрозольный;
нарукавники из полимерных материалов;
жилет сигнальный - 2 класса защиты.
костюм для защиты от пониженных температур "Механизатор";
шапка-ушанка со звукопроводными вставками;
перчатки утепленные с защитным покрытием, нефтеморозостойкие;
сапоги юфтевые утепленные на нефтеморозостойкой подошве в I и II поясах;
сапоги кожаные утепленные "Север жд" в III, IV и особом поясах или валенки (сапоги валяные) в III, IV и особом поясах;
галоши на валенки (сапоги валяные).
В IV и особом поясах дополнительно:
При необходимости по условиям выполняемой работы экипировщику могут выдаваться защитные очки и респиратор.
1.15. Личную одежду и спецодежду экипировщик должен хранить в отдельных шкафчиках в гардеробной. Запрещается выносить специальную одежду, специальную обувь и другие СИЗ за пределы пункта экипировки.
1.16. Экипировщик обязан следить за исправностью выданной ему спецодежды, своевременно сдавать ее в стирку и ремонт, содержать шкафчики в чистоте и порядке.
1.17. Экипировщик должен выполнять требования пожарной безопасности:
применять стандартные электронагревательные приборы;
пользоваться электроплитками, электрочайниками и другими электронагревательными приборами, имеющими устройства тепловой защиты, с подставками из негорючих теплоизоляционных материалов, исключающими опасность возникновения пожара,
не оставлять без присмотра включенные в сеть электронагревательные приборы;
курить в отведенных для этой цели местах, предусмотренных приказом по структурному подразделению, имеющих надпись "Место для курения", обеспеченных первичными средствами пожаротушения и оснащенных урнами или ящиками с песком;
не пользоваться открытым огнем вблизи подвижного состава.
1.18. Принимать пищу в столовых, буфетах или специально отведенных для этого комнатах, имеющих соответствующее оборудование.
Перед едой тщательно мыть руки теплой водой с мылом.
1.19. При нахождении на железнодорожных путях экипировщик должен соблюдать требования безопасности:
проходить к месту работы и с работы по специально установленным маршрутам, обозначенным указателями "Служебный проход";
вдоль железнодорожных путей на станции идти по широкому междупутью, по обочине земляного полотна или в стороне от железнодорожного пути не ближе 2,5 м от крайнего рельса. При этом внимательно следить за передвижениями подвижного состава на смежных путях, смотреть под ноги, так как в местах прохода могут находиться предельные и пикетные столбики и другие препятствия;
сходить с путей при обнаружении (визуальном или звуковом) приближающегося подвижного состава на обочину земляного полотна, а при отсутствии достаточного места - на обочину смежного пути, на расстояние:
не менее 2,5 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения поездов до 120 км/ч;
не менее 4 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения 121 - 140 км/ч;
не менее 5 м от крайнего рельса за 10 мин до прохода подвижного состава на скоростных и высокоскоростных участках железной дороги (при установленных скоростях более 140 км/ч);
при вынужденном нахождении в междупутье между движущимися по соседним путям поездами, локомотивами и другими подвижными единицами необходимо немедленно присесть (лечь) на землю в междупутье параллельно железнодорожным путям;
при прохождении группой по междупутью идти по одному, друг за другом:
переходить железнодорожные пути под прямым углом, предварительно убедившись, что нет движущегося на опасном расстоянии подвижного состава;
переходить железнодорожные пути, занятые вагонами, пользуясь тамбурами или переходными площадками вагонов с исправными подножками и поручнями;
при сходе с переходной площадки держаться за поручни, повернувшись лицом к вагону, предварительно убедившись в отсутствии приближающегося подвижного состава на соседнем железнодорожном пути и отсутствии под ногами посторонних предметов;
в темное время суток место спуска необходимо осветить фонарем. Перед спуском с переходной площадки вагона в междупутье необходимо убедиться в отсутствии движущегося по смежному пути подвижного состава;
обходить группы вагонов или локомотивов, стоящие на пути, на расстоянии не менее 5 м от автосцепки;
проходить между расцепленными вагонами посередине разрыва, если расстояние между автосцепками этих вагонов не менее 10 м;
обращать внимание на показания светофоров, звуковые сигналы и предупреждающие знаки.
1.20. При нахождении на железнодорожных путях экипировщику запрещается:
пролезать под стоящим подвижным составом, залезать на автосцепки или под них при переходе через пути, а также протаскивать под подвижным составом инструмент, приборы и материалы;
прислоняться к незакрепленному стоящему подвижному составу;
ходить внутри колеи и по концам шпал;
стоять на настиле у перил моста вне площадки убежища во время прохода подвижного состава;
подходить к краю пассажирской платформы ближе 0,5 м, а при наличии вдоль края платформы ограничительной черты заходить за нее;
переходить или перебегать железнодорожные пути перед движущимся подвижным составом или вслед за прошедшим составом, не убедившись, что по соседнему железнодорожному пути не движется встречный поезд;
становиться или садиться на рельс;
подниматься на подножки вагонов или локомотивов и сходить с них во время движения;
находиться на междупутье при безостановочном следовании поездов по смежным железнодорожным путям;
находиться на территории и в помещениях пункта экипировки в местах, отмеченных знаком "Осторожно! Негабаритное место", а также около этих мест при прохождении подвижного состава;
переходить железнодорожные пути в пределах стрелочных переводов;
наступать на головки рельсов и концы железобетонных шпал;
производить экипировку вагонов в составе, если по соседнему железнодорожному пути движется поезд, локомотив или другая подвижная единица;
пользоваться средствами мобильной связи, а также аудио, видеоплеерами и другими устройствами, не предусмотренными технологическим процессом;
приближаться самому и допускать приближения применяемых инструментов и приспособлений к проводам высоковольтной линии электропередач (далее - ВЛ) и контактной сети к неогражденным или открытым для свободного доступа элементам электроустановок и электрооборудования, находящимся под напряжением, на расстояние менее 2 м;
наступать на электрические провода и кабели, прикасаться к оборванным проводам контактной сети, ВЛ и находящимся на них посторонним предметам, независимо от того, касаются они или не касаются земли и заземленных конструкций, а также приближаться к ним на расстояние ближе 8 метров и допускать приближения к ним посторонних лиц;
подниматься на крышу вагона, находящегося под контактным проводом или воздушной линией электропередачи без снятия с них рабочего напряжения и их заземления, эксплуатирующей данные электроустановки организацией.
1.21. При выходе из помещений в ночное время экипировщик должен некоторое время выждать, пока глаза привыкнут к темноте и установится нормальная видимость окружающих предметов.
1.22. Выходя на путь из помещений или из-за сооружений, ухудшающих видимость пути, необходимо предварительно убедиться в отсутствии движущегося по нему подвижного состава.
1.23. В случае получения травмы или заболевания прекратить работу, информировать руководителя работ и обратиться за помощью в медпункт.
1.24. При травмировании других работников экипировщик должен оказать пострадавшему первую помощь, проинформировать непосредственного руководителя и вызвать бригаду скорой медицинской помощи.
1.25. При обнаружении нарушений требований Инструкции или неисправностей оборудования, механизмов, инвентаря, инструмента, защитных приспособлений, средств индивидуальной защиты и пожаротушения экипировщик должен проинформировать своего непосредственного руководителя, а в его отсутствие - вышестоящего руководителя и далее действовать по их указаниям.
1.26. За нарушение требований Инструкции экипировщик несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей