I. Общие требования охраны труда

1.1. Настоящая Инструкция по охране труда для экипировщика пассажирских вагонов ИОТ РЖД-4100612-ЦДИ-152-2019 (далее - Инструкция) разработана на основе Отраслевых правил по охране труда в пассажирском хозяйстве федерального железнодорожного транспорта ПОТ РО-13153-ЦЛ-923-02, утвержденных МПС России 20 ноября 2002 г., других нормативных документов по охране труда, эксплуатационной и технологической документации и устанавливает основные требования охраны труда для экипировщика пассажирских вагонов (далее - экипировщик), выполняющего операции по снабжению пассажирских вагонов (далее - вагонов) водой, твердым топливом и инвентарем в пунктах формирования и оборота пассажирских поездов, пунктах технического обслуживания, на технических станциях (далее - пункт экипировки).

1.2. На основе Инструкции руководители подразделений ОАО "РЖД" разрабатывают и утверждают инструкции по охране труда для экипировщика с учетом местных условий и специфики деятельности.

1.3. К самостоятельной работе по снабжению вагонов водой, твердым топливом и инвентарем в пунктах экипировки допускаются лица, старше восемнадцати лет и прошедшие установленным порядком:

медицинский осмотр (предварительный при приеме на работу);

психиатрическое освидетельствование;

обучение по профессии;

вводный инструктаж по охране труда;

первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте, с практическим показом безопасных приемов и методов работы;

вводный и первичный инструктажи по пожарной безопасности;

стажировку;

обучение и проверку знаний требований охраны труда;

обучение приемам оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях.

1.4. В процессе трудовой деятельности экипировщик должен проходить:

повторные, внеплановые и целевые инструктажи по охране труда и пожарной безопасности;

обучение и проверки знаний по охране труда и электробезопасности;

обучение по оказанию первой помощи пострадавшим;

периодические медицинские осмотры.

1.5. Экипировщик должен знать и соблюдать (в объеме своих должностных обязанностей и квалификационных требований профессионального стандарта):

Трудовой кодекс Российской Федерации;

Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденные приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 г. N 286;

Правила по безопасному нахождению работников ОАО "РЖД" на железнодорожных путях, утвержденные распоряжением ОАО "РЖД" от 24 декабря 2012 г. N 2665р;

Положение об организации в ОАО "РЖД" работы по системе информации "Человек на пути", утвержденное распоряжением ОАО "РЖД" от 14 марта 2016 г. N 410р;

требования Инструкции и действующий регламент экипировки водой и твердым топливом пассажирских и почтово-багажных вагонов;

действие на человека опасных и вредных производственных факторов, возникающих во время работы, и меры защиты от их воздействия;

требования производственной санитарии и личной гигиены, электробезопасности и пожарной безопасности при производстве экипировочных работ;

видимые и звуковые сигналы, обеспечивающие безопасность движения, знаки безопасности и порядок ограждения подвижного состава;

сигналы оповещения о пожаре, места расположения средств пожаротушения;

порядок применения средств индивидуальной защиты;

места расположения аптечки или сумки с необходимыми медикаментами и перевязочными материалами;

порядок действий при несчастном случае, произошедшем на производстве и способы оказания первой помощи пострадавшим;

устройство гидроколонок и порядок их содержания;

способы предупреждения замерзания гидроколонок;

технологический процесс и порядок заправки водой и топливом пассажирских вагонов;

устройство систем отопления и водоснабжения вагонов, а также электрообогревных головок для подачи воды;

способы подключения водоналивных рукавов к гидроколонкам и водоналивным головкам вагонов;

места хранения топлива и порядок пополнения его запасов в вагонах;

назначение применяемых в работе средств механизации.

1.6. Все виды экипировочных работ вагонов следует производить после закрепления и ограждения подвижного состава в соответствии с техническо-распорядительным актом железнодорожной станции и утвержденным технологическим документом, разработанным применительно к условиям работы.

1.7. Снабжение пассажирских вагонов водой, твердым топливом и инвентарем проводится под руководством мастера (бригадира) экипировочной бригады, который должен контролировать применение экипировщиками безопасных приемов выполнения работ, использование ими средств индивидуальной защиты и защитных приспособлений.

1.8. Трудоемкие процессы при выполнении экипировочных работ необходимо выполнять с использованием средств механизации (автомобилей, электрокар, ручных тележек и др.).

1.9. Допустимая масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную постоянно в течение рабочей смены не должна превышать для мужчин 15 кг, для женщин 7 кг. Масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную при чередовании с другой работой (до 2-х раз в час) не должна превышать для мужчин - 30 кг, для женщин - 10 кг.

Допускается поднимать и перемещать грузы большей массы вдвоем, но с учетом того, чтобы нагрузка на каждого работника не превышала величин, указанных выше.

1.10. Запрещается производить экипировочные работы при движении поезда.

1.11. Экипировщик должен выполнять только ту работу, которая входит в его обязанности или поручена мастером (бригадиром);

применять безопасные приемы выполнения работ;

содержать в исправном состоянии и чистоте механизмы, материалы, приспособления, инструмент, инвентарь, а также средства индивидуальной защиты (далее - СИЗ);

выполнять требования запрещающих, предупреждающих, указательных и предписывающих знаков, надписей, звуковых и световых сигналов, подаваемых машинистами локомотивов, водителями транспортных средств и передаваемых по громкоговорящей парковой связи;

проходить по территории пункта экипировки по утвержденным и установленным маршрутам, пешеходным дорожкам, проходам и переходам;

соблюдать меры безопасности при переходе через железнодорожные пути при производстве экипировочных работ, обходя сооружения, устройства, приспособления, механизмы и материалы, расположенные на междупутье;

быть предельно внимательным в местах движения транспорта на территории пункта экипировки в темное время суток, в условиях плохой видимости (туман, снегопад) и гололеде;

уметь пользоваться средствами пожаротушения;

уметь оказывать первую помощь пострадавшему;

соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и установленный режим труда и отдыха;

знать и соблюдать требования Инструкции.

1.12. При работе на открытом воздухе в зимнее время в целях предотвращения охлаждения и обморожения для обогрева использовать предусмотренные перерывы в работе, применять СИЗ, крема и мази против обморожения.

Порядок предоставления регламентированных перерывов работникам устанавливается приказом (распоряжением) по структурному подразделению в соответствии с Гигиеническими требованиями к микроклимату производственных помещений Санитарные правила и нормы СанПиН 2.2.4.548-96, утвержденными постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 1 октября 1996 г. N 21 и Методическими рекомендациями "Режимы труда и отдыха работающих в холодное время на открытой территории или в неотапливаемых помещениях" МР 2.2.7.2129-06, утвержденными Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19 сентября 2006 г.

1.13. Во время работы на экипировщика могут воздействовать следующие основные опасные и вредные производственные факторы:

движущийся подвижной состав, транспортные средства и механизмы;

повышенное значение напряжения электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

пониженная температура поверхностей оборудования, инвентаря, инструмента;

недостаточная освещенность рабочей зоны в темное время суток;

повышенная запыленность воздуха рабочей зоны;

повышенная или пониженная температура, влажность и подвижность воздуха рабочей зоны;

физические перегрузки при перемещении тяжестей вручную.

1.14. Экипировщик в соответствии с Типовыми нормами бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам железнодорожного транспорта Российской Федерации, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 октября 2008 г. N 582н, обеспечивается специальной одеждой и обувью:

костюм "Механизатор-Л";

ботинки юфтевые на маслобензостойкой подошве;

комплект для защиты от воды или плащ для защиты от воды;

головной убор сигнальный;

перчатки с полимерным покрытием;

очки защитные открытые;

респиратор противоаэрозольный;

нарукавники из полимерных материалов;

сапоги резиновые;

жилет сигнальный - 2 класса защиты.

Зимой дополнительно:

костюм для защиты от пониженных температур "Механизатор";

шапка-ушанка со звукопроводными вставками;

рукавицы утепленные или

перчатки утепленные или

перчатки утепленные с защитным покрытием, нефтеморозостойкие;

сапоги юфтевые утепленные на нефтеморозостойкой подошве в I и II поясах;

сапоги кожаные утепленные "Север жд" в III, IV и особом поясах или валенки (сапоги валяные) в III, IV и особом поясах;

галоши на валенки (сапоги валяные).

В IV и особом поясах дополнительно:

полушубок.

При необходимости по условиям выполняемой работы экипировщику могут выдаваться защитные очки и респиратор.

1.15. Личную одежду и спецодежду экипировщик должен хранить в отдельных шкафчиках в гардеробной. Запрещается выносить специальную одежду, специальную обувь и другие СИЗ за пределы пункта экипировки.

1.16. Экипировщик обязан следить за исправностью выданной ему спецодежды, своевременно сдавать ее в стирку и ремонт, содержать шкафчики в чистоте и порядке.

1.17. Экипировщик должен выполнять требования пожарной безопасности:

применять стандартные электронагревательные приборы;

пользоваться электроплитками, электрочайниками и другими электронагревательными приборами, имеющими устройства тепловой защиты, с подставками из негорючих теплоизоляционных материалов, исключающими опасность возникновения пожара,

не оставлять без присмотра включенные в сеть электронагревательные приборы;

курить в отведенных для этой цели местах, предусмотренных приказом по структурному подразделению, имеющих надпись "Место для курения", обеспеченных первичными средствами пожаротушения и оснащенных урнами или ящиками с песком;

не пользоваться открытым огнем вблизи подвижного состава.

1.18. Принимать пищу в столовых, буфетах или специально отведенных для этого комнатах, имеющих соответствующее оборудование.

Перед едой тщательно мыть руки теплой водой с мылом.

1.19. При нахождении на железнодорожных путях экипировщик должен соблюдать требования безопасности:

проходить к месту работы и с работы по специально установленным маршрутам, обозначенным указателями "Служебный проход";

вдоль железнодорожных путей на станции идти по широкому междупутью, по обочине земляного полотна или в стороне от железнодорожного пути не ближе 2,5 м от крайнего рельса. При этом внимательно следить за передвижениями подвижного состава на смежных путях, смотреть под ноги, так как в местах прохода могут находиться предельные и пикетные столбики и другие препятствия;

сходить с путей при обнаружении (визуальном или звуковом) приближающегося подвижного состава на обочину земляного полотна, а при отсутствии достаточного места - на обочину смежного пути, на расстояние:

не менее 2,5 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения поездов до 120 км/ч;

не менее 4 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения 121 - 140 км/ч;

не менее 5 м от крайнего рельса за 10 мин до прохода подвижного состава на скоростных и высокоскоростных участках железной дороги (при установленных скоростях более 140 км/ч);

при вынужденном нахождении в междупутье между движущимися по соседним путям поездами, локомотивами и другими подвижными единицами необходимо немедленно присесть (лечь) на землю в междупутье параллельно железнодорожным путям;

при прохождении группой по междупутью идти по одному, друг за другом:

переходить железнодорожные пути под прямым углом, предварительно убедившись, что нет движущегося на опасном расстоянии подвижного состава;

переходить железнодорожные пути, занятые вагонами, пользуясь тамбурами или переходными площадками вагонов с исправными подножками и поручнями;

при сходе с переходной площадки держаться за поручни, повернувшись лицом к вагону, предварительно убедившись в отсутствии приближающегося подвижного состава на соседнем железнодорожном пути и отсутствии под ногами посторонних предметов;

в темное время суток место спуска необходимо осветить фонарем. Перед спуском с переходной площадки вагона в междупутье необходимо убедиться в отсутствии движущегося по смежному пути подвижного состава;

обходить группы вагонов или локомотивов, стоящие на пути, на расстоянии не менее 5 м от автосцепки;

проходить между расцепленными вагонами посередине разрыва, если расстояние между автосцепками этих вагонов не менее 10 м;

обращать внимание на показания светофоров, звуковые сигналы и предупреждающие знаки.

1.20. При нахождении на железнодорожных путях экипировщику запрещается:

пролезать под стоящим подвижным составом, залезать на автосцепки или под них при переходе через пути, а также протаскивать под подвижным составом инструмент, приборы и материалы;

прислоняться к незакрепленному стоящему подвижному составу;

ходить внутри колеи и по концам шпал;

стоять на настиле у перил моста вне площадки убежища во время прохода подвижного состава;

подходить к краю пассажирской платформы ближе 0,5 м, а при наличии вдоль края платформы ограничительной черты заходить за нее;

переходить или перебегать железнодорожные пути перед движущимся подвижным составом или вслед за прошедшим составом, не убедившись, что по соседнему железнодорожному пути не движется встречный поезд;

становиться или садиться на рельс;

подниматься на подножки вагонов или локомотивов и сходить с них во время движения;

находиться на междупутье при безостановочном следовании поездов по смежным железнодорожным путям;

находиться на территории и в помещениях пункта экипировки в местах, отмеченных знаком "Осторожно! Негабаритное место", а также около этих мест при прохождении подвижного состава;

переходить железнодорожные пути в пределах стрелочных переводов;

наступать на головки рельсов и концы железобетонных шпал;

производить экипировку вагонов в составе, если по соседнему железнодорожному пути движется поезд, локомотив или другая подвижная единица;

пользоваться средствами мобильной связи, а также аудио, видеоплеерами и другими устройствами, не предусмотренными технологическим процессом;

приближаться самому и допускать приближения применяемых инструментов и приспособлений к проводам высоковольтной линии электропередач (далее - ВЛ) и контактной сети к неогражденным или открытым для свободного доступа элементам электроустановок и электрооборудования, находящимся под напряжением, на расстояние менее 2 м;

наступать на электрические провода и кабели, прикасаться к оборванным проводам контактной сети, ВЛ и находящимся на них посторонним предметам, независимо от того, касаются они или не касаются земли и заземленных конструкций, а также приближаться к ним на расстояние ближе 8 метров и допускать приближения к ним посторонних лиц;

подниматься на крышу вагона, находящегося под контактным проводом или воздушной линией электропередачи без снятия с них рабочего напряжения и их заземления, эксплуатирующей данные электроустановки организацией.

1.21. При выходе из помещений в ночное время экипировщик должен некоторое время выждать, пока глаза привыкнут к темноте и установится нормальная видимость окружающих предметов.

1.22. Выходя на путь из помещений или из-за сооружений, ухудшающих видимость пути, необходимо предварительно убедиться в отсутствии движущегося по нему подвижного состава.

1.23. В случае получения травмы или заболевания прекратить работу, информировать руководителя работ и обратиться за помощью в медпункт.

1.24. При травмировании других работников экипировщик должен оказать пострадавшему первую помощь, проинформировать непосредственного руководителя и вызвать бригаду скорой медицинской помощи.

1.25. При обнаружении нарушений требований Инструкции или неисправностей оборудования, механизмов, инвентаря, инструмента, защитных приспособлений, средств индивидуальной защиты и пожаротушения экипировщик должен проинформировать своего непосредственного руководителя, а в его отсутствие - вышестоящего руководителя и далее действовать по их указаниям.

1.26. За нарушение требований Инструкции экипировщик несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.