II. Рекомендуемый порядок действий по организации и осуществлению приема в эксплуатацию системы автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух

II. Рекомендуемый порядок действий по организации

и осуществлению приема в эксплуатацию системы

автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ

в атмосферный воздух

6. Представители территориального органа Росприроднадзора участвуют в приеме в эксплуатацию системы непосредственно на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с п. 25 Правил создания и эксплуатации системы автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.03.2019 N 262, и п. 19 Особенностей создания и эксплуатации систем автоматического контроля, указанных в Федеральном законе "Об охране окружающей среды", на квотируемых объектах в части контроля выбросов приоритетных загрязняющих веществ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2024 N 39.

7. Для организации осуществления передачи данных от САКВ в государственный реестр природопользователь направляет заявку на подключение в ФГБУ "Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия" (далее - ФГБУ "ФЦАО") по рекомендуемой форме (приложение 3 к Методическим рекомендациям) на адрес электронной почты monitoring@fcao.ru.

8. ФГБУ "ФЦАО" в срок не более 2-х рабочих дней рассматривает заявку на подключение к государственному реестру от природопользователя и направляет в адрес природопользователя инструкции по подключению к государственному реестру, организует техническую поддержку и сопровождение по реализации передачи данных в государственный реестр, а также предоставляет природопользователю доступ к странице "Подключение к АСИ", реализованной в личном кабинете природопользователя информационной системы Росприроднадзора.

При наличии доступа к указанной странице природопользователь имеет возможность воспользоваться программным интерфейсом приложения (API), а также ознакомиться с описанием формата передачи данных по ссылке в сети интернет: https://lk.rpn.gov.ru/api/svc/onv/v2/monitoring/swagger.html.

9. Эксплуатирующая организация в течение 10 рабочих дней после завершения монтажа, наладки и поверки системы направляет в адрес территориального органа Росприроднадзора уведомление о передаче информации о показателях выбросов в государственный реестр и о готовности приема и ввода в эксплуатацию САКВ (далее - Уведомление) письмом, оформленным на фирменном бланке организации согласно рекомендуемой форме (приложение 2 к Методическим рекомендациям) с использованием функции "Направить обращение" на главной странице официального сайта Росприроднадзора https://rpn.gov.ru/.

10. После получения уведомления территориальный орган Росприроднадзора осуществляет проверку наличия в государственном реестре информации о показателях выбросов в разделе "Мониторинг" карточки объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, эксплуатируемого природопользователем, направившим уведомление.

11. В течение 10 рабочих дней после получения уведомления территориальный орган Росприроднадзор сообщает природопользователю о получении/неполучении информации о показателях выбросов в государственный реестр с использованием системы электронного документооборота (далее - ЭДО) по результатам проверки, указанной в п. 10 Методических рекомендаций.

12. Природопользователь обеспечивает приемку и ввод САКВ в эксплуатацию на объекте в течение 10 рабочих дней со дня получения от территориального органа Росприроднадзора сообщения о наличии информации о показателях выбросов в государственном реестре, отправка которого предусмотрена п. 11 Методических рекомендаций.

13. О месте и времени проведения приемки САКВ в эксплуатацию природопользователь информирует территориальный орган Росприроднадзора с использованием функции "Направить обращение" на главной странице официального сайта Росприроднадзора https://rpn.gov.ru/.

14. Незамедлительно после получения сведений о месте и времени проведения приемки САКВ в эксплуатацию от природопользователя территориальный орган Росприроднадзора информирует ФГБУ "ФЦАО" с использованием системы ЭДО с целью организации и планирования осуществления тестовой передачи данных САКВ в государственный реестр.

15. Территориальный орган Росприроднадзора в срок не более 2-х рабочих дней с момента получения информации от природопользователя о месте и времени проведения приемки САКВ в эксплуатацию направляет с использованием системы ЭДО в адрес природопользователя информацию о представителях территориального органа Росприроднадзора, участвующих в приеме в эксплуатацию системы, для включения указанных представителей в состав приемочной комиссии.

16. Приемочные испытания САКВ или ее соответствующей очереди (части), вводимой в эксплуатацию, проводит комиссия по приемке САКВ в эксплуатацию (далее - приемочная комиссия), назначенная природопользователем. Представители территориального органа Росприроднадзора включаются природопользователем в состав приемочной комиссии.

17. Согласно п. 26 Правил создания и эксплуатации системы автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.03.2019 N 262, и п. 18 - 19 Особенностей создания и эксплуатации систем автоматического контроля, указанных в Федеральном законе "Об охране окружающей среды", на квотируемых объектах в части контроля выбросов приоритетных загрязняющих веществ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2024 N 39, в рамках приемки системы в эксплуатацию приемочная комиссия осуществляет:

а) проверку функционального состояния САКВ;

б) проверку наличия эксплуатационной и технической документации в соответствии с утвержденной проектной документацией на систему;

в) пломбирование мест установки автоматических средств измерения, а также измерительных каналов, мест установки средств фиксации;

г) тестовую передачу данных, полученных САКВ, в государственный реестр с целью контроля их надежности, достоверности и целостности.

18. Проверка функционального состояния системы (пп. "а" п. 17 Методических рекомендаций) в рамках приемки в эксплуатацию включает в себя:

внешний осмотр САКВ и ее элементов на предмет отсутствия механических повреждений, влияющих на работоспособность системы; соответствия комплектации САКВ эксплуатационной документации; правильности подключения электрических и газовых линий, проверку мест установки элементов системы на соответствие эксплуатационной документации;

оценку работоспособности САКВ;

проверку обеспечения элементов САКВ продувочным воздухом (при наличии).

Для выполнения визуальной оценки функционального состояния устройства для отбора проб следует обратить внимание на фактическое состояние следующих компонентов системы (при их наличии):

зонд для отбора проб;

система подготовки поверочного газа;

насосы;

соединительные трубопроводы;

трубопроводы для поверочного газа;

электроснабжение.

В случае невозможности проведения проверки функционального состояния системы по причине отсутствия специального допуска представителей Росприроднадзора к работе на высоте (при высотном размещении места для отбора проб и элементов САКВ на источнике выбросов в отсутствие лифтового подъемника или маршевой лестницы с перилами для подъема) функциональное состояние системы проверяется с использованием специальных технических средств дистанционного взаимодействия, имеющих функции фото-видеосъемки (AR-очков дополненной реальности, разработанных для удаленного инспектирования объектов).

19. Проверка наличия эксплуатационной и технической документации в соответствии с утвержденной проектной документацией на систему (пп. "б" п. 17 Методических рекомендаций) включает в себя оценку наличия следующей документации, виды и комплектность которых регламентированы ГОСТ Р 59795-2021 "Национальный стандарт Российской Федерации. Информационные технологии. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Требования к содержанию документов" и ГОСТ 34.201-2020 "Межгосударственный стандарт. Информационные технологии. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Виды, комплектность и обозначение документов при создании автоматизированных систем":

Таблица

Перечень эксплуатационной и технической документации САКВ

Тип документации

Наименование документа

Техническая

Ведомость технического проекта

Ведомость оборудования и материалов

Пояснительная записка к техническому проекту

Описание автоматизированных функций

Описание комплекса технических средств

Принципиальная схема САКВ

План расположения САКВ

План территориального расположения комплексов автоматизированных средств

План расположения оборудования и проводок

Схема деления системы (структурная)

Схема функциональной структуры

Структурная схема комплекса технических средств

Схема автоматизации

Схема соединения внешних проводок

Схема подключения внешних проводок

Таблица соединений и подключений

Проектная оценка надежности системы

Спецификация оборудования

Чертеж общего вида

Чертеж установки технических средств

Эксплуатационная

Ведомость эксплуатационных документов

Ведомость машинных носителей информации

Инструкция по формированию и ведению базы данных (набора данных)

Технологическая инструкция

Руководство пользователя

Инструкция по эксплуатации комплекса технических средств

Программа и методика испытаний

Формуляр/Паспорт САКВ

Общее описание системы

Описание технологического процесса обработки данных (включая телеобработку)

Описание организации информационной базы

Описание информационного обеспечения системы

Описание систем классификации и кодирования

Описание массива информации

Описание базы данных

Описание программного обеспечения

Описание алгоритма

Каталог базы данных

Массив входных данных

Перечень входных данных

Перечень выходных данных

20. Пломбирование мест установки автоматических средств измерения, а также измерительных каналов, мест установки средств фиксации (пп. "в" п. 17 Методических рекомендаций) в рамках приемки САКВ в эксплуатацию производится силами природопользователя с использованием хотя бы одного из пломбировочных устройств, подразделяемых в соответствии с ГОСТ 31282-2021. "Межгосударственный стандарт. Устройства пломбировочные. Классификация" по функциональному назначению на три класса: электронные, силовые и индикаторные.

Электронное пломбировочное устройство - конструкция с элементами электронной памяти, логики и передачи информации, автоматически формирующее дополнительные идентификационные признаки (радиочастотные, оптические), сигналы сохранности и вскрытия электронного пломбировочного устройства, информацию о состоянии объекта, автоматически передающиеся (или считываемые) на пульт контроля.

Силовое пломбировочное устройство - конструкция, ограниченно стойкая к разрушению, устойчивая к несанкционированному (криминальному) вскрытию, подмене и подделке, обеспечивающая механическую защиту.

Индикаторное пломбировочное устройство - конструкция обеспечивающая индикацию фактов несанкционированного доступа к объекту защиты путем идентификации его целостности, обеспечивающая механическую защиту.

Пломбировочное устройство является одноразовым персонально идентифицируемым средством контроля, предназначенным для индикации несанкционированного доступа к объекту пломбирования.

21. Тестовая передача данных, полученных САКВ, в государственный реестр с целью контроля их надежности, достоверности и целостности (пп. "г" п. 17 Методических рекомендаций) осуществляется природопользователем и территориальным органом Росприроднадзора при информационно-технической поддержке ФГБУ "ФЦАО" в день контрольного осмотра системы.

В рамках тестовой передачи данных по информационно-телекоммуникационным сетям при проведении контрольного осмотра САКВ посредством стандартного HTTP запроса в виде JSON структуры в государственный реестр передается следующая информация:

список средств измерений на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, и информация об их техническом состоянии;

значения показателей выбросов загрязняющих веществ с заданным периодом усреднения и за заданный период времени с соответствующими единицами измерения;

текущее состояние технологического оборудования источника выбросов.

При проведении тестовой передачи данных проводится процедура обязательной архивации данных, которые включают усредненные за 20 или 30 минут величины массовых выбросов загрязняющих веществ (в г/с), концентрации загрязняющих веществ (в мг/м3), объемного расхода отходящих газов (в м3/ч), давления отходящих газов (в кПа), температуры отходящих газов (в °C), содержания кислорода в отходящих газах (в % при необходимости) и влажности отходящих газов (в % при необходимости).

22. При приемке в эксплуатацию системы представители территориального органа Росприроднадзора производят контрольный осмотр САКВ в ходе проведения мероприятий, указанных в п. 17 Методических рекомендаций.

23. В ходе контрольного осмотра системы представителями территориального органа Росприроднадзора заполняется проверочный лист и фототаблица к нему, формы которых установлены приложениями 4, 4.1 и 5 к Методическим рекомендациям.

Для контрольного осмотра системы автоматического контроля выбросов, установленной на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, I категории в соответствии с положениями п. 9 - 10 ст. 67 Федерального закона "Об охране окружающей среды" применяется форма проверочного листа согласно приложению 4 к Методическим рекомендациям.

Форма проверочного листа, установленная приложением 4.1 к Методическим рекомендациям, применяется для контрольного осмотра системы автоматического контроля выбросов приоритетных загрязняющих веществ на квотируемом объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.

В случае, если на квотируемом объекте помимо системы автоматического контроля выбросов приоритетных загрязняющих веществ создана система автоматического контроля выбросов в соответствии с положениями п. 9 - 10 ст. 67 Федерального закона "Об охране окружающей среды", представителями территориального органа Росприроднадзора заполняются оба вышеуказанных проверочных листа с приложением фототаблиц к ним.

24. Фототаблица должна содержать фотографии:

системы автоматического контроля (и ее компонентов, осмотренных в рамках контрольного осмотра САКВ) в режиме эксплуатации;

газоаналитического оборудования;

пробоотборного оборудования;

места для отбора проб в двух вариантах: крупным и общим планом с возможностью идентификации на изображении окружающей обстановки;

автоматических средств измерения, а также измерительных каналов;

мест установки средств фиксации информации;

установленных в рамках приемки пломб в двух вариантах: крупным планом с различимым на изображении номером пломбы; общим планом с возможностью идентификации на изображении места установки.

25. Представители территориального органа Росприроднадзора, ответственные за проведение контрольных осмотров систем автоматического контроля выбросов на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (не более двух ответственных лиц из числа инспекторского состава территориального органа Росприроднадзора в каждом субъекте Российской Федерации), назначаются единым приказом руководителя территориального органа Росприроднадзора, рекомендуемая форма которого представлена в приложении 1 к Методическим рекомендациям.

26. Природопользователь совместно с представителями ФГБУ "ФЦАО" осуществляет тестовую передачу данных от САКВ в государственный реестр в день проведения контрольного осмотра САКВ, в том числе для оценки целостности, достоверности передаваемых данных и проверки таких данных на соответствие формату передачи данных, утвержденному приказом Росприроднадзора от 25.08.2022 N 382 "Об утверждении формата передачи данных о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ по информационно-телекоммуникационным сетям с автоматических средств измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ в технические средства фиксации и передачи информации в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду".

27. О результатах проведения тестовой передачи данных, в том числе в случае обнаружения несоответствия данных тестовой передачи утвержденному Росприроднадзора формату передачи данных, ФГБУ "ФЦАО" сообщает ответственным за проведение контрольного осмотра САКВ от территориального органа Росприроднадзора в течение 1 часа с момента окончания проведения тестовой передачи через "Кабинет сотрудника ведомства", а также письмом, направляемым посредством использования системы ЭДО.

28. Протокол тестовой передачи данных САКВ в государственный реестр размещается ФГБУ "ФЦАО" в "Кабинете сотрудника ведомства" представителя территориального органа Росприроднадзора, ответственного за проведение контрольного осмотра САКВ, непосредственно после проведения тестирования.

29. Информация о тестовой передаче данных подлежит обязательной журнализации техническими средствами государственного реестра и подписанию усиленной квалифицированной электронной подписью ФГБУ "ФЦАО", в сертификате которой не указывается в качестве владельца такого сертификата физическое лицо, действующее от имени ФГБУ "ФЦАО".

30. Дополнительно при проведении контрольного осмотра системы представителям территориального органа Росприроднадзора рекомендуется обращать внимание на наличие:

положительного результата процедуры испытаний САКВ в целях утверждения типа средств измерений (свидетельство об утверждении типа средств измерений);

сведений об утвержденном типе принимаемой в эксплуатацию измерительной системы в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений (ФГИС "Аршин");

первичной поверки системы, автоматических средств измерений и положительного результата указанной поверки (свидетельство о поверке средств измерений и системы);

положительных результатов технического освидетельствования САКВ;

задокументированных результатов пусконаладочных испытаний оборудования (в случае необходимости их проведения согласно проекту и руководству (инструкции) по эксплуатации).

31. Приемочные испытания завершаются оформлением и утверждением приемочной комиссией Акта ввода системы в эксплуатацию (далее - Акт), рекомендованная форма которого представлена в приложении 6 к Методическим рекомендациям.

32. В отсутствие замечаний по итогам проведения контрольного осмотра САКВ и заполнения проверочного листа прием в эксплуатацию системы автоматического контроля признается действительным.

33. Каждый член приемочной комиссии при несогласии с выводами указанной комиссии в Акте имеет право изложить в письменном виде и передать комиссии особое мнение, содержащее обоснования по существу имеющихся возражений со ссылкой на положения нормативных правовых актов и проектной (или) технической документации.

В случае наличия замечаний по результатам проведения контрольного осмотра САКВ и заполнения проверочного листа представителями территориального органа Росприроднадзора оформляется особое мнение к Акту (с приложением и ссылкой на проверочный лист) по рекомендуемой приложением 7 к Методическим рекомендациям форме.

34. Акт, особое мнение к Акту (при наличии), проверочный лист с фототаблицей к нему и иные материалы, полученные в рамках приемки в эксплуатацию САКВ, направляются в ФГБУ "ФЦАО" территориальным органом Росприроднадзора в течение 2-х рабочих дней с момента их получения с использованием системы ЭДО.