1. Нарушение положений абзаца пятого пункта 8 федерального стандарта внутреннего финансового аудита (далее - ВФА) "Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита", утвержденного приказом Минфина России от 21.11.2019 N 195н (далее - СВФА "Права и обязанности"), и пункта 30 федерального стандарта ВФА "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита", утвержденного приказом Минфина России от 05.08.2020 N 160н (далее - СВФА "Планирование и проведение"), в части отсутствия в программе аудиторского мероприятия подписи руководителя субъекта ВФА и (или) должностного лица (работника) субъекта ВФА, предлагаемого к назначению в качестве руководителя аудиторской группы.
В соответствии с положениями пункта 30 СВФА "Планирование и проведение" сформированную программу аудиторского мероприятия до ее утверждения подписывает должностное лицо (работник) субъекта ВФА, предлагаемый к назначению руководителем аудиторской группы.
Утверждение программы аудиторского мероприятия, согласно положениям абзаца пятого пункта 8 СВФА "Права и обязанности", является обязанностью руководителя субъекта ВФА.
2. Нарушение положений пункта 13 федерального стандарта ВФА "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита", утвержденного приказом Минфина России от 21.11.2019 N 196н (далее - СВФА "Определения, принципы и задачи"), в части утверждения руководителем главного распорядителя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета (далее - главный администратор) решения о проведении планового аудиторского мероприятия.
Согласно положениям пункта 9 и подпункта "а" пункта 14 СВФА "Планирование и проведение" основанием проведения планового аудиторского мероприятия является пункт плана проведения аудиторских мероприятий, утвержденного руководителем главного администратора.
В соответствии с положениями абзаца первого пункта 14 СВФА "Планирование и проведение" и пункта 8 СВФА "Права и обязанности" обязанность по планированию проведения аудиторского мероприятия, включая утверждение программы аудиторского мероприятия, возложена на руководителя субъекта ВФА.
Таким образом, решение руководителя главного администратора о проведении планового аудиторского мероприятия не предусмотрено федеральными стандартами ВФА, не является основанием проведения планового аудиторского мероприятия и дублирует (полностью или частично) утверждаемую руководителем субъекта ВФА программу аудиторского мероприятия, исходя из ее определения, приведенного в пункте 3 СВФА "Определения, принципы и задачи".
В то же время принцип стандартизации, определенный пунктом 13 СВФА "Определения, принципы и задачи", предусматривает среди прочего недопущение перераспределения (дублирования исполнения) обязанностей руководителя субъекта ВФА.
При этом при необходимости командирования членов аудиторской группы в целях проведения планового аудиторского мероприятия рекомендуется обеспечить оформление письменного решения работодателя в рамках утверждения плана проведения аудиторских мероприятий.
В целях организации взаимодействия с субъектами бюджетных процедур рекомендуется установить соответствующий порядок в ведомственном (внутреннем) акте, обеспечивающем осуществление ВФА с соблюдением федеральных стандартов ВФА.
3. Нарушение положений абзаца третьего пункта 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части некорректного (неполного) указания в ведомственном (внутреннем) акте, обеспечивающем осуществление ВФА, терминов ВФА (включая наименование документов, формируемых (составляемых) субъектом ВФА), состава плана проведения аудиторских мероприятий, состава программы аудиторского мероприятия, а также состава и сроков представления годовой отчетности о результатах деятельности субъекта ВФА.
Положениями абзаца третьего пункта 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено требование об издании ведомственных (внутренних) актов, обеспечивающих осуществление ВФА с соблюдением федеральных стандартов ВФА.
Термины и их определения, включая наименования документов, составляемых (формируемых) при осуществлении ВФА, приведены в пункте 3 СВФА "Определения, принципы и задачи". Составы плана проведения аудиторских мероприятий, программы аудиторского мероприятия и годовой отчетности о результатах деятельности субъекта ВФА установлены пунктами 8 и 14 СВФА "Планирование и проведение" и 29 федерального стандарта ВФА "Реализация результатов внутреннего финансового аудита", утвержденного приказом Минфина России от 22.05.2020 N 91н (далее - СВФА "Реализация результатов"), соответственно. Сроки представления годовой отчетности о результатах деятельности субъекта ВФА установлены пунктом 28 СВФА "Реализация результатов".
В целях сокращения случаев несоблюдения федеральных стандартов ВФА рекомендуется исключить из ведомственных (внутренних) актов, обеспечивающих осуществление ВФА, положения, дублирующие положения федеральных стандартов ВФА.
4. Нарушение положений абзацев четвертого - шестого пункта 3 СВФА "Определения, принципы и задачи" и подпункта "д" пункта 14 СВФА "Планирование и проведение" в части некорректного указания объектов ВФА или их отсутствия в программе аудиторского мероприятия.
Согласно положениям абзацев четвертого - шестого пункта 3 СВФА "Определения, принципы и задачи" и подпункта "д" пункта 14 СВФА "Планирование и проведение" программа аудиторского мероприятия должна содержать информацию об объектах (объекте) ВФА:
- бюджетных процедурах (процедурах главного администратора, результат выполнения которых влияет на значения показателей качества финансового менеджмента, в том числе процедурах по составлению и представлению сведений, необходимых для составления проекта бюджета, а также по исполнению бюджета, ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности);
- операциях (действиях) по выполнению бюджетных процедур (операциях (действиях) по формированию документов, необходимых для выполнения бюджетной процедуры, и (или) по организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры).
В целях минимизации случаев несоблюдения положений федеральных стандартов ВФА при указании объектов ВФА в программе аудиторского мероприятия рекомендуется руководствоваться информацией об операциях (действиях) по выполнению бюджетных процедур, содержащейся в реестре бюджетных рисков, как это предусмотрено положениями подпункта "а" пункта 26 СВФА "Планирование и проведение".
5. Нарушение положений подпункта "г" пункта 14 и пункта 19 СВФА "Планирование и проведение" в части некорректного указания методов ВФА или их отсутствия в программе аудиторского мероприятия.
Согласно положениям подпункта "г" пункта 14 и пункта 19 СВФА "Планирование и проведение" программа аудиторского мероприятия должна содержать информацию о методах ВФА, которые будут применены при проведении аудиторского мероприятия (аналитические процедуры, инспектирование, пересчет, запрос, подтверждение, наблюдение и (или) мониторинг процедур внутреннего финансового контроля).
В целях минимизации случаев несоблюдения положений федеральных стандартов ВФА рекомендуется руководствоваться определениями, приведенными в абзацах семнадцатом - двадцать третьем пункта 3 и пунктах 3(4) - 3(9) СВФА "Определения, принципы и задачи", при указании методов ВФА в программе аудиторского мероприятия.
6. Нарушение положений подпункта "в" пункта 14 СВФА "Планирование и проведение" в части отсутствия задач аудиторского мероприятия в программе аудиторских мероприятий.
Согласно положениям подпункта "в" пункта 14 и подпункта "б" пункта 16 СВФА "Планирование и проведение" программа аудиторского мероприятия должна содержать информацию о задачах аудиторского мероприятия, исходя из положений пунктов 14 - 16 СВФА "Определения, принципы и задачи".
При этом необходимо отметить, что указание задач аудиторского мероприятия в программе аудиторского мероприятия допускается путем указания ссылки на соответствующие подпункты пунктов 14 - 16 СВФА "Определения, принципы и задачи".
7. Нарушение положений подпункта "д" пункта 4 СВФА "Реализация результатов" и абзаца тридцать шестого пункта 3 СВФА "Определения, принципы и задачи" в части отсутствия предложений и рекомендаций в заключениях.
Согласно положениям подпункта "д" пункта 4 СВФА "Реализация результатов" и абзаца тридцать шестого пункта 3 СВФА "Определения, принципы и задачи" заключение должно содержать предложения и рекомендации о повышении качества финансового менеджмента, в том числе предложения по мерам по минимизации (устранению) бюджетных рисков.
В целях минимизации случаев несоблюдения положений федеральных стандартов ВФА рекомендуется при составлении плана проведения аудиторских мероприятий определять приоритетные к проведению аудиторские мероприятия, исходя из результатов оценки (включая актуализацию оценки) бюджетных рисков, способствующей последующему определению причин и условий возникновения бюджетных рисков (нарушений, недостатков) и формированию на их основе предложений и рекомендаций.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей