РАЗДЕЛ 4. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

Учебное сопровождаемое проживание является не обязательным, но рекомендуемым этапом сопровождаемого проживания. Оно организуется при необходимости обучения инвалидов навыкам самостоятельной жизнедеятельности либо их коррекции, а также в целях адаптации к жизни в домашних условиях инвалидов, проживающих в стационарных организациях социального обслуживания, и в целях адаптации к жизни отдельно от семьи инвалидов, проживающих в семьях.

В рамках учебного проживания решаются следующие задачи:

- формирование у инвалидов доступных навыков самообслуживания, доступных навыков ведения бытовой, социально-коммуникативной и досуговой деятельности для достижения максимально возможной автономности в решении жизненных задач;

- оценка нуждаемости инвалида в сопровождении: определение необходимой и достаточной помощи в самообслуживании, в бытовой и социальной деятельности, определение формы сопровождаемого проживания (групповой или индивидуальной), предпочтений инвалида в отношении места и условий сопровождаемого проживания;

- приобретение опыта проживания без семьи или в домашних условиях (для инвалидов из интернатов);

- определение желания инвалида проживать в условиях сопровождаемого проживания или в стационарной организации социального обслуживания.

В отличие от сопровождаемого проживания на постоянной основе учебное сопровождаемое проживание ограничено по времени в соответствии с программой учебного проживания, реализуемой поставщиком услуг учебного сопровождаемого проживания, необходимого для достижения целей такого обучения, и может быть организовано как в жилых помещения, так и в отдельных помещениях стационарных организаций социального обслуживания, в том числе в социальных гостиницах. При этом условия проживания должны быть приближены к домашним.

Длительность получения услуг в рамках учебного сопровождаемого проживания определяется индивидуально в соответствии с ИПСП и может быть пересмотрено в процессе проживания.

Учебное сопровождаемое проживание предполагает круглосуточное проживание инвалида в учебной (тренировочной) квартире не менее 4 месяцев непрерывно или не менее 1 - 2 месяцев непрерывно 2 - 3 раза в год.

В целях помощи в развитии и поддержании у инвалидов, проживающих в семьях, навыков самообслуживания и самостоятельного удовлетворения основных жизненных потребностей, постепенной их подготовки к самостоятельному или сопровождаемому проживанию, предоставления семье передышки учебное сопровождаемое проживание может организовываться в виде круглосуточного проживания инвалидов в учебной (тренировочной) квартире 2 - 5 суток в неделю в течение 4 - 6 месяцев.

Данные сроки связаны с необходимостью привыкания к новым условиям проживания (в домашних условиях, без привычной заботы со стороны семьи или обслуживающего персонала в интернате), формирования взаимодействия с окружающими, построенного на других основах (не семейно-родственных и не обслуживающий персонал - объект обслуживания), формирования и закрепления необходимых навыков. Оценка готовности инвалида к сопровождаемому проживанию на постоянной основе осуществляется поставщиком услуг сопровождаемого проживания.

В учебном проживании участник проходит такие стадии как:

1) эмоциональный подъем, вызванный новизной ситуации, с высокой степенью включенности в процессы (приблизительно от 1 до 3 недель);

2) спад активности, адаптация к новым условиям (приблизительно 1 - 1,5 месяца);

3) принятие новых условий, правил и формирование навыков (приблизительно 2 месяца).

Сроки подготовки инвалида к непосредственному переходу к самостоятельному проживанию или к сопровождаемому проживанию на постоянной основе в индивидуальной и групповой формах могут быть увеличены или уменьшены и зависят в том числе от необходимости устройства инвалида (при отсутствии ухода со стороны семьи: пожилой возраст или болезнь ухаживающих, их смерть, другие обстоятельства), от наличия у инвалида опыта проживания в домашних условиях, от срока предоставления инвалиду жилья в соответствии с законом, возможности создания подходящих условий, включая подбор группы сопровождаемого проживания, и других условий.

В случае, если по перечисленным выше причинам человек после прохождения курса учебного сопровождаемого проживания не перешел на сопровождаемое проживание на постоянной основе, курсы учебного проживания рекомендуется повторять, в том числе неоднократно, с целью поддержания приобретенных навыков, а также в целях помощи семье, осуществляющей уход за инвалидом.

В отличие от учебного, сопровождаемое проживание на постоянной основе организуется на весь срок нуждаемости инвалида в данной форме жизнеустройства и не может быть организовано на территории стационарных организаций социального обслуживания (рисунок 1).

00000001.jpg

Рисунок 1 - Основные различия сопровождаемого проживания

и учебного сопровождаемого проживания инвалидов

Учебное сопровождаемое проживание организуется по заявлению инвалида (или его представителя) о предоставлении ему учебного сопровождаемого проживания, если определена нуждаемость инвалида, подавшего заявление о предоставлении сопровождаемого проживания, в подготовке к сопровождаемому проживанию в групповой или индивидуальной форме, в подготовке к самостоятельной жизни.

Реализация учебного сопровождаемого проживания осуществляется путем организации учебных (тренировочных) квартир. Учебная (тренировочная) квартира представляет собой специально подготовленное и оборудованное жилое помещение для проживания в домашних условиях в течение непродолжительного времени небольшой группы людей (до 7 человек) с ограничениями жизнедеятельности при их сопровождении.

Помещение должно быть приспособлено для постоянного проживания, а также отвечать установленным санитарным правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации, обеспечивающих в том числе их доступность. Учебное сопровождаемое проживание может быть организовано в качестве пробного (гостевого) для адаптации инвалида к группе инвалидов, уже находящихся на сопровождаемом проживании.

Основная цель учебного сопровождаемого проживания - подготовить инвалида к самостоятельной жизни или к жизни в условиях сопровождения. По окончании курса учебного проживания и готовности инвалида к сопровождаемому проживанию на постоянной основе инвалид может отказаться от сопровождаемого проживания и выбрать предоставление социальных услуг в стационарной организации социального обслуживания или отказаться от сопровождаемого проживания в определенных условиях (группе, месте).