ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность программы обосновывается положениями Концепции развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.12.2021 N 3711-р, в части организации комплексной реабилитации и абилитации, социализации и жизнеустройства ментальных инвалидов, а также техническим заданием пилотного проекта по формированию и внедрению организационно-финансовой модели жизнеустройства инвалидов с нарушениями психических функций с учетом предоставления им необходимой помощи и сопровождения, включая сопровождаемое проживание, утвержденным приказом Минтруда России от 01.02.2022 N 40.

Реализация программы позволит подготовить инвалидов с нарушениями психических функций к сопровождаемому проживанию с учетом предоставления им необходимой помощи и сопровождения, а также соответствующего набора и объема социальных услуг.

Программа предназначена для обучения инвалидов с нарушениями психических функций, имеющих интеллектуальные нарушения, иные психические нарушения, а также речевые и/или сенсорные нарушения, нарушения мобильности, тяжелые множественные нарушения функций организма, проживающих в стационарных организациях социального обслуживания или в семье, которые выразили желание пройти подготовку к сопровождаемому проживанию, в том числе в малой группе, и соответствуют критериям целевой группы. В соответствии с приказом Минтруда России от 28.07.2023 N 606н "Об утверждении критериев, применяемых для установления нуждаемости инвалида в сопровождаемом проживании (с учетом ОЖД), определения объема, периодичности и продолжительности предоставления услуг по сопровождаемому проживанию" нуждаемость к сопровождаемому проживанию инвалидов определяется наличии 2 или 3 степени выраженности ограничений хотя бы одной из следующих категорий жизнедеятельности: способности к самообслуживанию, способности к самостоятельному передвижению, способности к ориентации, способности к общению или способности контролировать свое поведение, и заключение, указанное в индивидуальной программе предоставления социальных услуг (далее - ИППСУ), о нуждаемости инвалида в социальном обслуживании.

Целевой группой для обучения по данной программе являются лица с инвалидностью вследствие психических расстройств и расстройств поведения, неспособные вести самостоятельный образ жизни без помощи других лиц.

Срок освоения программы индивидуальный - примерно от 6 месяцев до 2 лет в зависимости от формирования готовности к сопровождаемому проживанию.

Форма обучения - очная.

Целью программы является формирование у инвалидов с нарушениями психических функций (имеющих интеллектуальные нарушения и иные психические нарушения, а также речевые и/или сенсорные нарушения, нарушения мобильности, тяжелые множественные нарушения функций организма), навыков, необходимых для проживания в домашних условиях, получение ими необходимых социальных компетенций, развитие их возможностей к самостоятельному удовлетворению основных жизненных потребностей для последующего сопровождаемого проживания с учетом предоставления им необходимой помощи и сопровождения, а также соответствующего набора и объема социальных услуг.

Во время обучения происходит развитие у обучающегося навыков самообслуживания, внешней коммуникации, а также появляется опыт сопровождаемого проживания в малой группе инвалидов с ответственностью за заботу о себе, о своем доме, о других людях группы, в которой проживает обучающийся.

Обучающийся определяется с выбором сопровождаемого проживания, в том числе в малой группе инвалидов, как подходящим или не подходящим ему жизнеустройством - формируется мотивация к сопровождаемому проживанию и готовность к нему.

Задачи программы:

1. Освоение инвалидами жизненных компетенций, необходимых для сопровождаемого проживания, в том числе в малой группе. Освоение этих компетенций инвалидом происходит до объективно возможной или более высокой степени с учетом предоставления необходимой помощи и сопровождения, а также соответствующего набора и объема социальных услуг.

2. Развитие способностей к самообслуживанию в бытовой, социально-коммуникативной и досуговой деятельности.

3. Развитие гигиенических навыков и навыков самообслуживания.

4. Накопление опыта самостоятельных действий в быту, организации своей деятельности, перемещения в городской/сельской среде.

5. Отработка навыков социально-коммуникативной деятельности.

6. Формирование профилактических умений по охране здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни.

7. Развитие ответственности, самодисциплины, внимательного отношения к своим потребностям и нуждам, а также к нуждам и потребностям других людей.

8. Формирование знаний и практических навыков, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья.

9. Прояснение мотивации человека к сопровождаемому проживанию и создание условий для укрепления такой мотивации, если это необходимо.

10. Определение видов деятельности, в которых человек может быть самостоятельным, а также объема и характера необходимого сопровождения и помощи, которые потребуются при сопровождаемом проживании.

11. Определения предпочтений об условиях проживания для последующего подбора места сопровождаемого проживания.