РАЗДЕЛ 5. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

Во время учебного проживания происходит обучение инвалидов навыкам самостоятельной жизнедеятельности посредством освоения необходимых социальных компетенций, их коррекция, развитие возможностей к самостоятельному удовлетворению основных жизненных потребностей, адаптации к самостоятельной жизни.

Методы педагогического воздействия предусматривают планомерность, последовательность и пролонгированность в соответствии с поставленными задачами по обучению инвалидов навыкам самостоятельной жизнедеятельности, по приобретению опыта проживания в домашних условиях, по подготовке к самостоятельному или сопровождаемому проживанию. При этом функции и роль педагога в данном процессе могут осуществлять как лица с педагогическим образованием, так и специалисты по социальной работе, психологи, прошедшие требуемую подготовку.

Педагогическая работа с лицами, участвующими в учебном сопровождаемом проживании, охватывает ряд сфер (областей), значимых для такого рода деятельности, включая формирование знаний, навыков и умений в области социально-бытовой адаптации, социально-средовой ориентации и коммуникативной деятельности.

Обучение должно происходить в процессе естественного хода жизни, строящегося на основе принципа нормализации. В процессе обучения осуществляется наблюдение за инвалидом, включая его поведение, соблюдение режима дня, умение осуществлять самообслуживание, трудовую и общественно полезную деятельность, взаимодействовать в коллективе и др.

По завершении учебного сопровождаемого проживания выясняется мнение инвалида об организации сопровождаемого проживания на постоянной основе, уточняются подходящие ему условия сопровождаемого проживания, в том числе объем и характер услуг, форма (индивидуальная или групповая), другие значимые для инвалида условия, а также возможности организации сопровождаемого проживания в текущий момент (наличие свободных мест).

В случае, если инвалид претендует на самостоятельное проживание, в том числе на получение жилья в соответствии с законодательством, также оценивается его способность вести самостоятельный образ жизни или возможность организации сопровождаемого проживания в индивидуальной форме.

В Приложении 2 приводится "Примерная программа подготовки инвалидов с нарушениями психических функций к сопровождаемому проживанию" с учетом предоставления им необходимой помощи и сопровождения, а также соответствующего набора и объема социальных услуг.

Повторная оценка нуждаемости инвалида в сопровождаемом проживании проводится с учетом утвержденных Минтрудом России Критериев.