ВВЕДЕНИЕ

Среди социальных задач государства задачи по повышению качества жизни инвалидов и включения их в жизнь общества занимают ведущее место. В первую очередь это касается инвалидов, которые не способны проживать самостоятельно и вынуждены проживать в учреждениях социального обслуживания [23, 24]. Высокая численность инвалидов, проживающих в этих учреждениях, - 219 440 человек по состоянию на 01.01.2023 и около 10 тыс. человек, ожидающих в очереди <1>, ставят задачу по внедрению альтернативных форм проживания, таких как сопровождаемое проживание, в число приоритетных.

--------------------------------

<1> Официальная статистика Федеральной службы государственной статистики о положении инвалидов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/13964 (дата обращения: 10.04.2024).

Ключевым инструментом, регламентирующим реализацию технологий сопровождаемого проживания в России, является федеральное законодательство.

Право всех граждан России на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства гарантируется Конституцией Российской Федерации [1] и Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" [4].

Понятие сопровождаемого проживания введено Федеральным законом от 28 апреля 2023 г. N 137-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ) [10], который внес изменения в Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов Российской Федерации", дополнив его статьей 9.1 "Сопровождаемое проживание", статьей 20 "Сопровождаемая трудовая деятельность" и статьей 20.1 "Социальная занятость" [5].

Для оценки развития технологий сопровождаемого проживания Федеральным методологическим и методическим центром развития сопровождаемого проживания инвалидов ФГБУ ФНОЦ МСЭ и Р им. Г.А. Альбрехта Минтруда России (далее - Федеральный центр сопровождаемого проживания) по заданию Минтруда России начиная с 2018 года проводится ежегодный мониторинг организации сопровождаемого проживания инвалидов в субъектах Российской Федерации.

По информации субъектов Российской Федерации по состоянию на 01.03.2024 в 84 регионах ведется работа по организации сопровождаемого проживания. Численность инвалидов, получающих услуги в рамках сопровождаемого проживания, составила 6 688 человек, из них большинство, 4 967 человек (74,3%), проходили подготовку к сопровождаемому проживанию в условиях тренировочных квартир. Большинство инвалидов, 3 924 чел. (79,0%), получали услуги в рамках учебного проживания - в квартирах, организованных в государственных организациях социального обслуживания.

Отметим, что Федеральным законом N 137-ФЗ не выделено понятие учебного сопровождаемого проживания, однако данная технология востребована инвалидами и их родителями (опекунами, попечителями), так как большинству из них требуется подготовка к жизни вне интернатных учреждений или семьи, и в процессе учебного сопровождаемого проживания, в том числе решается вопрос о возможности в дальнейшем проживать самостоятельно или в сопровождаем проживании.

Так, по сведениям регионов, за 5 месяцев (с октября 2023 г. по февраль 2024 г.) подготовку к сопровождаемому проживанию в условиях учебных (тренировочных) квартир прошли 1 219 человек. Из них выразили желание в дальнейшем проживать на сопровождаемом проживании 57,0% инвалидов (694 чел.), большинство из них - 71,5% (496 чел.) - до этого проживали в организациях социального обслуживания.

Проживать в семье после учебного сопровождаемого проживания выразили желание 13% инвалидов (159 чел.), большинство из них - 81,7% (130 чел.) - до этого проживали также в семье. Вернуться на проживание в стационарные условия выразили желание 30,0% инвалидов (366 чел.), которые до этого все проживали в этих учреждениях.

Таким образом, учебное сопровождаемое проживание с одной стороны позволяет сформировать у инвалида представление о его обязанностях при проживании в условиях сопровождения, а с другой стороны определиться с дальнейшей формой жизнеустройства, что свидетельствует о востребованности учебного сопровождаемого проживания наравне с постоянным сопровождаемым проживанием.

Однако для устранения возможных ошибок учета необходимо разграничить данные понятия (цели, задачи, виды использованного жилья, сроки предоставления и др.), что и послужило целью разработки настоящих методических рекомендаций.

В основу положены результаты ежегодных мониторинговых исследований по организации сопровождаемого проживания инвалидов в субъектах Российской Федерации и изучения опыта лучших региональных практик сопровождаемого проживания, проведенных Федеральным центром сопровождаемого проживания по заданию Минтруда России. Методические рекомендации предназначены для руководителей исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, специалистов реабилитационных центров и стационарных учреждений социального обслуживания, а также руководителей общественных и других организаций, занимающихся поддержкой инвалидов, и направлены на помощь в организации технологий сопровождаемого проживания в различных регионах Российской Федерации.