Структура программы

Программа включает в себя следующие разделы:

1) самообслуживание

2) бытовая деятельность

3) организация своей деятельности

4) мобильность, использование пассажирского транспорта

5) общение, межличностные взаимодействия и отношения

6) экономика домашнего хозяйства

7) отдых и досуг.

В структуру программы также входит направление "Работа и занятость".

Содержание обучения в разделе 1 "Самообслуживание" включает формирование умений по выполнению гигиенических процедур, по одеванию, приему пищи, заботе о своем здоровье.

Разделом 2 "Бытовая деятельность" предусмотрено формирование навыков по приобретению товаров и услуг, приготовлению пищи, мытью посуды, выполнению работы по дому, ведению домашнего хозяйства, уборке помещений, по уходу за вещами.

В разделе 3 "Организация своей деятельности" ставятся задачи формирования навыков выполнения повседневного распорядка, планирования своей деятельности с учетом времени, распределения времени для выполнения необходимых дел, ориентировки в ближайшем окружении, преодоления стресса и других психологических нагрузок, поведения в условиях повышенной опасности.

Раздел 4 "Мобильность. Использование пассажирского транспорта" направлен на обучение использованию пассажирского транспорта и предполагает ознакомление с правилами дорожного движения, правилами и нормами поведения в общественном транспорте, с видами транспорта, формирование умения выбора нужного маршрута, ориентировки в инфраструктуре города, района.

Раздел 5 "Общение. Межличностные взаимодействия и отношения" предполагает обучение социально-коммуникативной деятельности, включая выстраивание межличностных отношений, ориентацию в социальном пространстве, соблюдение общепринятых норм и правил в процессе социальной и бытовой деятельности.

Раздел 6 "Экономика домашнего хозяйства" направлен на освоение основ экономической безопасности, навыков обращения с деньгами, ведения собственного бюджета.

Содержание раздела 7 "Работа и занятость" направлено на ознакомление с вариантами трудовой занятости инвалидов, путями выбора и освоения профессии, трудоустройства, формирование навыков делового общения.

Раздел 8 "Досуговая деятельность" предполагает обучение организации своего свободного времени, формирование потребности и умения культурно отдыхать дома и за его пределами, например, принимать гостей и ходить в гости, посещать общественно-культурные места, ходить на прогулку, выезжать за город и т.д.

В ходе обучения по каждому из разделов также предполагается развитие личностного потенциала обучающихся и поддержка их самореализации.

Таким образом, содержание программы охватывает все основные сферы жизнедеятельности человека.

Формирование групп инвалидов для участия в учебном сопровождаемом проживании осуществляется на основании желания инвалида участвовать в подготовке к сопровождаемому проживанию, а также диагностических обследований, которые проводятся коллегиально специалистами, реализующими программу подготовки инвалидов. В процессе диагностики (опросы с использованием утвержденного набора диагностических инструментов по утвержденной схеме исследования, наблюдение, изучение документации, включая ИПРА и др.) оценивается уровень сформированности социально-бытовых навыков и самостоятельности в бытовой жизни, потребности в помощи (объема, периодичности предоставления услуг, типа сопровождения и вида помощи) с учетом состояния здоровья и ограничений жизнедеятельности (на основании медицинской документации и ИПРА) и влияния внешних факторов.

По результатам диагностики составляется индивидуальная программа сопровождаемого проживания с учетом индивидуальной нуждаемости с отметкой необходимости учебного сопровождаемого проживания. Первичный диагностический этап может быть реализован в первые 2 - 3 недели функционирования группы учебного сопровождаемого проживания. Это расширит возможности специалистов при проведении диагностической оценки, в том числе за счет наблюдения и позволит получить первый "диагностический срез" для сравнения с результатами реализации программы.

Формирование группы учебного сопровождаемого проживания осуществляется с учетом следующих рекомендуемых условий:

а) добровольность (согласие инвалида на сопровождаемое проживание в составе конкретной группы);

б) психологическая совместимость лиц целевой группы, которые знакомы друг с другом по совместным занятиям или совместному проживанию. Для незнакомых друг с другом участников - предположительная психологическая совместимость;

в) учет индивидуальных особенностей развития и потребностей инвалидов;

г) гетерогенность по степени выраженности ограничений жизнедеятельности каждого инвалида в группе;

д) гетерогенность по полу и возрасту;

е) гетерогенность состава группы по потребности в объеме услуг и интенсивности/периодичности помощи ее участников (регулярное, периодическое, постоянное сопровождение).

Учебные группы инвалидов рекомендуется формировать численностью до 7 человек.

Процесс обучения условно можно разделить на несколько этапов.

Первый этап - ориентировочный или подготовительный - инвалиды знакомятся с режимом, новыми обязанностями, требованиями, правами и возможностями. На этом этапе они включаются в различные виды деятельности. Сопровождающие специалисты налаживают взаимоотношения в группе, включают инвалидов в различные виды бытовой деятельности, наблюдают за ними, оценивают уровень сформированности навыков социально-бытовой адаптации и при необходимости вносят изменения в индивидуальные программы.

Второй этап - формирующий - на этом этапе идет формирование и развитие умений и навыков. Специалисты оказывают только необходимую помощь, закрепляют правильное выполнение действий; учат инвалидов самостоятельно без вербальной инструкции переходить от выполнения одной деятельности к другой, пользуясь расписанием. Также активно используется последовательность графических изображений (фотографии, пиктограммы, напечатанные слова) в качестве алгоритма при формировании новых действий (например, во время приготовления пищи или в процессе уборки), в ходе выполнения которых необходимо соблюсти определенный порядок выполнения операций и научиться работать самостоятельно, без подсказки от начала до конца. Формируется понимание необходимости выполнять эту рутинную деятельность.

На третьем этапе осуществляется совершенствование и закрепление навыков, накопление жизненного опыта, необходимых для сопровождаемого проживания и успешной адаптации в социум. Заметно уменьшается объем помощи со стороны сопровождающих, инвалиды максимально самостоятельно планируют и выполняют домашние дела. Именно на данном этапе благодаря повышению уровня самостоятельности при выполнении различных видов деятельности происходят положительные изменения в различных концепциях самовосприятия, появляется стремление самостоятельно выполнять бытовую деятельность, растет интерес к активной социальной жизни, повышается мотивация к сопровождаемому проживанию. Обучающиеся определяются, насколько для них предпочтительно сопровождаемое проживание как форма жизнеустройства. На этом этапе осуществляется оценка уровня самостоятельности каждого обучающегося, потребность в сопровождении в процессе бытовой деятельности, выявляется мотивация на сопровождаемое проживание и возможность перехода на сопровождаемое проживание на постоянной основе.

По завершении учебного сопровождаемого проживания изучается мнение и мотивация инвалидов, прошедших обучение, относительно дальнейшей формы их жизнеустройства с применением примерной анкеты изучения мнения инвалидов с нарушениями психических функций и их законных представителей о предпочтительной форме жизнеустройства, представленной в Методических рекомендациях по порядку получения, учета и хранения мнения инвалидов с нарушениями психических функций и их законных представителей о предпочтительной форме жизнеустройства (далее - Анкета). Информация, содержащаяся в Анкете (опроснике), фиксируется в бумажном и электронном виде. Бумажный вариант хранится в личном деле в организации, оказывающей социальные услуги, в виде электронного документа фиксируется в информационной системе персональных данных.

У каждого инвалида время прохождения перечисленных этапов индивидуально.

Освоение программы осуществляется в естественных бытовых ситуациях, в играх, при уходе за собой.

Формы работы: практические работы, совместная деятельность, экскурсии, групповые дискуссии; ролевые игры.

Обязательным условием является практическая направленность занятий, освоение учебного материала в процессе конкретных жизненных ситуаций, вариативность их содержания и форм, учет индивидуальных особенностей обучаемых, их функциональных нарушений и способностей, оценка потребности в сопровождении и необходимого его уровня.

Обучение должно происходить в процессе естественного хода жизни, строящегося на основе принципа нормализации. Процесс освоения программы должен реализовываться по концентрическому принципу, что дает возможность систематически повторять, постепенно усложнять, расширять и углублять ранее освоенные навыки, полученные знания, повышать уровень их осознанности учащимися.

Основным методом обучения при освоении и совершенствовании умений и навыков является организация собственной предметно-практической деятельности инвалидов. Метод включает в себя:

- поэтапное выстраивание алгоритма освоения и выполнения простой программы действий,

- погружение в ситуацию,

- демонстрацию правильных приемов выполнения действия,

- повторение этого действия,

- совместное обсуждение деятельности, ее результатов.

Инвалидов с интеллектуальными нарушениями и иными психическими нарушениями необходимо специально обучать разбивке заданий на отдельные этапы, определению их последовательности, своей подготовленности к выполнению необходимых операций.

В целом такой подход способствует адекватной оценке инвалидами своих возможностей, что также имеет коррекционное значение. Предметом постоянного внимания специалиста должно быть обучение планированию практической деятельности. Перед началом любого дела полезны, например, такие вопросы: - Что мы будем делать? (Что мы собираемся делать? Что мы планируем сделать?) - Что для этого нужно? - С чего надо (можно) начать? и т.п.

Кроме того, на данном этапе используются следующие методы обучения:

- метод словесного сопровождения (вербализации), который указывает, что нужно делать, а не то, что делать нельзя или что надо перестать делать,

- метод пошагового формирования навыка, предполагающий разделение осваиваемого действия на операции, которые инвалид в состоянии выполнить, отработка алгоритма действий,

- метод рационального вмешательства, основанный на теории Л.С. Выготского "Зона ближайшего развития",

- прием демонстрации - процесс показа выполнения действия, которому планируется обучить,

- прием копирования действий,

- из словесных методов наиболее предпочтительным является пояснительная беседа, проводимая с учетом наличия речевых и сенсорных нарушений, а также детальное обсуждение трудностей, возникших в процессе освоения действия или выполнения задания.

При планировании заданий также рекомендуется опираться на вышеупомянутое понятие "Зона ближайшего развития", введенное в психологию, педагогики и специальную педагогику Л.С. Выготским.

В процессе подготовки инвалидов, имеющих интеллектуальные и иные психические нарушения, а также речевые и/или сенсорные нарушения, нарушения мобильности, тяжелые множественные нарушения функций организма, к сопровождаемому проживанию важно использовать ясный язык, методы альтернативной и дополнительной коммуникации в случае отсутствия устной речи или выраженных ее нарушениях, а также в случаях наличия сенсорных нарушений.

Необходимо узнавать и, по возможности, учитывать мнение самого инвалида о том, чему ему важнее всего научиться в данный период; постоянно принимать во внимание, что особенно трудно, а что дается легче. Важно не только рационально объяснять, почему все-таки необходимо научиться тому или иному делу, как бы это ни было утомительно, но выстраивать процесс обучения таким образом, чтобы овладение навыком становилось актуальным для инвалида, формировалось понимание необходимости выполнения этих навыков при сопровождаемом проживании. И вместе с инвалидами эмоционально обсуждать, какие преимущества даст ему самостоятельное владение тем или иным навыком.

Таким образом, перед специалистом стоит задача - увлечь инвалида, вселить в него убежденность в необходимости и веру в возможность овладения различными бытовыми делами, в ценность более самостоятельного образа жизни. Для мотивации обучения крайне важно создать ситуацию успеха. Поэтому специалист сначала подключает инвалида к наиболее доступным операциям, подчеркивая, как у него все хорошо и ловко получается. Выполнение домашних дел и обязанностей постепенно становится рутиной, и интерес к их выполнению закономерно снижается. В целях повышения мотивации используют внешние стимулы-поощрения (призы), которые инвалиды получают по итогам недели. Приемом повышения мотивации является введение соревновательных элементов в выполнение домашних дел.

В процессе освоения и совершенствования различных бытовых умений и навыков, их применения в новых ситуациях инвалидам в зависимости от их индивидуальных возможностей необходим разный объем помощи и сопровождения: одним инвалидам требуется словесная инструкция, другим - пиктографический план, третьим - достаточно письменного алгоритма, четвертым - непосредственная физическая помощь сопровождающего.

Во время учебного проживания в учебной (тренировочной) квартире проводится постоянный контроль жизнедеятельности инвалидов специалистами, участвующими в реализации программы, в соответствии с распорядком дня. В течение дня оказывается помощь в осуществлении социально-бытовых и социально-средовых навыков. В конце дня подводятся итоги, осуществляется обсуждение достижений и недочетов за день. Оценивается сформированность понимания необходимости выполнения этих навыков при сопровождаемом проживании.

Можно использовать видеосъемку дневной деятельности с ее разбором.

Кадровое обеспечение реализации программы: программа реализуется специалистами в области воспитания (социальными педагогами), специалистами по социальной работе, психологами и социальными работниками. При реализации программы подготовки инвалидов к сопровождаемому проживанию как программы дополнительного образования (развивающей направленности) взрослых людей с инвалидностью среди специалистов могут быть и педагоги дополнительного образования, и учителя-дефектологи.