6.1. Особенности предоставления услуг в рамках учебного сопровождаемого проживания

При разработке услуг в рамках учебного сопровождаемого проживания акцент необходимо делать на развитие самостоятельности инвалидов в удовлетворении основных жизненных потребностей в бытовой, социально-коммуникативной, досуговой и иной деятельности. В связи с чем должен быть предусмотрен необходимый перечень (табл. 1) и объем социально-педагогических услуг, которые отличаются и больше по объему аналогичных услуг, предоставляемых на сопровождаемом проживании на постоянной основе.

Таблица 1 - Примерный перечень социально-педагогических услуг на учебном сопровождаемом проживании

Наименование услуги

Описание услуги

Социально-педагогическое сопровождение в процессе повседневной деятельности

- организация и проведение индивидуальных и групповых бесед, касающихся вопросов личностного развития, соблюдения социально приемлемых правил поведения, взаимоотношений с другими людьми;

- помощь в определении целей и задач деятельности, поддержка ее осуществления, в т.ч. путем подбадривания, консультативного и инструктивного сопровождения деятельности инвалида;

- оценка сформированности навыков бытовой, социально-коммуникативной и досуговой деятельности;

- обсуждение в команде специалистов и постановка актуальных задач по формированию у получателя услуг необходимых навыков;

- обсуждение поставленных задач с получателем социальной услуги и/или его законным представителем;

- обсуждение и выбор форм и методов в решении организационных вопросов;

- составление индивидуальной программы сопровождаемого проживания или учебного проживания (в случае учебного проживания) и ее реализация;

- подбор и изготовление необходимого материла для формирования навыков бытовой, социально-коммуникативной и досуговой деятельности;

- организация взаимодействия всех специалистов при реализации обучающих задач;

- определение сроков, форм проведения контрольных наблюдений по итогам реализации поставленных задач;

- обсуждение хода и результатов обучения с получателем услуг, законным представителем;

- социально-педагогическое сопровождение в процессе повседневной деятельности при учебном сопровождаемом проживании

Помощь в организации (или организация) досуга, формирование позитивных интересов

- выбор вида досуга;

- выбор даты и времени проведения досуга;

- организация досуга (сбор информации о желаемом отдыхе, получение информации о стоимости проведения выбранного досуга, планирование маршрута, подготовка материалов);

- проведение досуговых мероприятий;

- обмен впечатлениями, изготовление фотоколлажа по итогам и т.д.;

- проведение мероприятий, направленных на расширение общего и культурного кругозора, сферы общения, формирование и развитие позитивных потребностей, интересов и творческих способностей, сплочение группы и организацию свободного времени (выезд на экскурсии, посещение кино, театров, выставок, концертов, цирка, парков, празднование календарных праздников, совместный просмотр ТВ-передач, проведение творческих и игровых занятий, организация общественно полезной деятельности и др.)

Совместное чтение журналов, газет, книг

- проведение совместного чтения печатных изданий (газет, книг, журналов) или организация прослушивания аудиозаписей;

- создание комфортных условий для прослушивания (при необходимости, напоминание о том, какие события были ранее по тексту);

- обсуждение услышанного

Отличия вызваны особенностями организации условий для учебного проживания и целями учебного проживания. Учебное проживание предусматривает реализацию программы развития способностей конкретного инвалида в течение определенного периода времени. Программы реализуются в жилых помещениях, приспособленных для проживания инвалидов, где инвалиды проживают только в период реализации программ, а далее происходит смена проживающих. В связи с этим предусмотрены услуги, обеспечивающие предоставление оборудованных жилых помещений для реализации учебного проживания, мебели и другого необходимого для временного проживания оснащения.

С учетом особенностей и возможностей инвалидов учебное проживание может предусматривать предоставление других услуг сопровождаемого проживания (социально-бытовых, социально-медицинских и др.). Социально-бытовые услуги в рамках учебного сопровождаемого проживания могут быть либо преимущественно ассистирующего характера с элементами замещения или преимущественно замещающего характера с элементами ассистирования в зависимости от потребности получателя услуг. Также должна быть предусмотрена возможность получения отдельных социально-психологических услуг, требующих специальных знаний психолога, у других поставщиков социальных услуг.

Сопровождаемое проживание предусматривает проведение мероприятий по социальному сопровождению инвалидов - содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам [17].

При организации мероприятий по социальному сопровождению инвалидов при сопровождаемом проживании необходимо осуществлять привлечение организаций (здравоохранения, образования, физической культуры и спорта, занятости населения, культуры, Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, службы МСЭ и др.), предоставляющих психологическую, педагогическую, юридическую, медицинскую, социальную помощь, не относящуюся к социальным услугам, на основании межведомственного взаимодействия.

Отметим, что в рамках сопровождаемого проживания предоставляются:

- социальные услуги, предоставляемые по месту проживания инвалида в форме социального обслуживания на дому, и социальное сопровождение в соответствии с ИППСУ и ИПСП;

- социальные услуги, предоставляемые вне места проживания инвалида в полустационарной форме социального обслуживания в соответствии с ИППСУ.

В ИПСП и в ИППСУ может предусматриваться одновременное предоставление социальных услуг в разных формах социального обслуживания. Так, одновременно инвалиду могут предоставляться социальные услуги в рамках сопровождаемого проживания в форме социального обслуживания на дому, обеспечивающие его проживание дома, и социальные услуги социальной занятости, предоставляемые в полустационарной форме социального обслуживания.

Учебное сопровождаемое проживание может предоставляться также в форме социального обслуживания в полустационарной или стационарной формах. Такие формы социального обслуживания могут быть предусмотрены, если учебное сопровождаемое проживание организуется в условиях стационарной организации социального обслуживания, полустационарной организации социального обслуживания, реабилитационного центра, социальной гостиницы. Как указывалось ранее, условия оплаты предоставляемых социальных услуг в стационарной форме должны обеспечиваться таким образом, чтобы в период учебного проживания достаточная часть пенсии (иных доходов) инвалида поступала в его распоряжение для приобретения продуктов питания, одежды и обуви, других необходимых для проживания вещей в целях обучения инвалидов распоряжению своими доходами в собственных интересах.

Перечень предоставляемых социальных услуг и мероприятий инвалидам старше 18 лет в рамках организации сопровождаемого проживания определяется субъектом Российской Федерации. Установление тарифов на социальные услуги и/или мероприятия в рамках сопровождаемого проживания, предельной величины среднедушевого дохода для предоставления указанных услуг и/или мероприятий бесплатно, а также утверждение размера платы за предоставление услуг и/или мероприятий в рамках сопровождаемого проживания, порядка ее взимания производится в соответствии с законодательством Российской Федерации об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации.

Подробно весь комплекс услуг и мероприятий, востребованных инвалидами в рамках сопровождаемого проживания, а также порядок их предоставления изложены в методических рекомендациях по организации сопровождаемого проживания инвалидов <2>.

--------------------------------

<2> Методические рекомендации ФГБУ ФНОЦ МСЭ и Р им. Г.А. Альбрехта "Сопровождаемое проживание: нормативные правовые и организационные основы" (2024). Доступны на сайте: https://center-albreht.ru

Услуги и/или мероприятия в рамках учебного сопровождаемого проживания предоставляются на весь срок, указанный в индивидуальной программе (ИПСП). В случае, если учебное сопровождаемое проживание требуется повторять для поддержания навыков инвалида и постепенной его подготовки к сопровождаемому проживанию (на постоянной основе), в ИПСП указывается возможность повторения учебного сопровождаемого проживания в течение срока действия ИПСП.