Раздел 2. Нормативные правовые акты, регламентирующие реализацию технологий сопровождаемого проживания

РАЗДЕЛ 2. НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ

РЕАЛИЗАЦИЮ ТЕХНОЛОГИЙ СОПРОВОЖДАЕМОГО ПРОЖИВАНИЯ

Реализация технологий сопровождаемого проживания в Российской Федерации осуществляется в рамках действующего федерального и регионального законодательства.

Право всех граждан России на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства гарантируется Конституцией Российской Федерации [1] и Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" [4].

Получение социальных услуг всеми людьми независимо от места и времени их пребывания, в т.ч. и инвалидами, закреплено Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 442-ФЗ) [7]. Один из принципов, закрепленных Федеральным законом N 442-ФЗ, - сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде (ст. 4).

Равное право для оказания социальных услуг предоставлено как государственным, так и негосударственным организациям, в том числе социально ориентированным некоммерческим организациям, и индивидуальным предпринимателям (ст. 5). В Федеральном законе N 442-ФЗ дано понятие социальному сопровождению - содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (ст. 22).

Право инвалидов на образование закреплено Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) [6]. Федеральным законом N 273-ФЗ предусмотрено создание необходимых условий для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, в том числе посредством организации инклюзивного образования [6].

Вопросы трудовой занятости инвалидов отражены в Законе Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон РФ N 1032-1), который дает дополнительные гарантии на получение образования и труд людей с инвалидностью. В целях оказания индивидуальной помощи незанятому инвалиду при его трудоустройстве законом закреплено понятие "сопровождение при содействии занятости инвалидов" (ст. 13.1). С 1 сентября 2024 года вступает в силу Федеральный закон от 12 декабря 2023 г. N 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 565-ФЗ), в котором выделена статья "Сопровождение при содействии занятости инвалидов", под которым понимается оказание индивидуальной помощи инвалиду, ищущему работу, при его трудоустройстве, сопровождение инвалида на рабочем месте, в том числе создание условий для ускорения его профессиональной адаптации на рабочем месте, а также формирование пути его передвижения до места работы и обратно, а также по территории работодателя (ст. 41) [11].

Во исполнение поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации поддержка сопровождаемого проживания в субъектах Российской Федерации осуществляется начиная с 2017 года. Приказом Минтруда России от 14.12.2017 N 847 утверждены методические рекомендаций по организации различных технологий сопровождаемого проживания инвалидов, в том числе такой технологии, как сопровождаемое совместное проживание малых групп инвалидов в отдельных жилых помещениях.

Начиная с 2019 года государственной программой Российской Федерации "Доступная среда" [12] на период до 2026 года предусмотрена поддержка субъектов Российской Федерации посредством предоставления им субсидий из средств федерального бюджета на софинансирование расходов на реализацию мероприятий по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов. Среди мероприятий, на которые предусмотрено софинансирование из средств федерального бюджета: приобретение мебели, бытовой техники в организации, которые реализуют практики сопровождаемого проживания инвалидов и подлежат включению в систему комплексной реабилитации и абилитации инвалидов; проведение обучения инвалидов, в том числе детей-инвалидов, членов их семей навыкам ухода, подбору и пользованию техническими средствами реабилитации, реабилитационным навыкам; подготовка кадров для работы в этом направлении.

По результатам проделанной работы к концу 2025 года количество регионов, реализующих сопровождаемое проживание инвалидов, должно составить 100%.

В декабре 2021 г. распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.12.2021 N 3711-р утверждена "Концепция развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на период до 2025 года" (далее - Концепция) [15] и план мероприятий по ее реализации (далее - План по Концепции) [16].

В основе Концепции заложена модель жизнеустройства инвалидов с ментальными нарушениями, ориентированная на деинституализацию, социализацию, сопровождение при получении различных услуг и организацию сопровождаемого проживания.

В рамках реализации Плана по Концепции утвержден "Комплексный межведомственный план по жизнеустройству инвалидов с психическими расстройствами и расстройствами поведения (ментальными нарушениями) на период 2022 - 2025 гг.", направленный на формирование правовых, социальных, научно-методических, институциональных, экономических, кадровых основ жизнеустройства инвалидов с психическими расстройствами и расстройствами поведения, неспособных вести самостоятельный образ жизни [22].

В сентябре 2023 года вступила в силу ст. 3 Федерального закона от 28 апреля 2023 г. N 137-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ), который внес изменения в Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ). Глава III "Реабилитация и абилитация инвалидов" дополнена статьей 9.1 "Сопровождаемое проживание инвалидов" [10].

Данное понятие рассматривается как комплекс мер, направленных на обеспечение самостоятельного проживания в домашних условиях инвалидов старше 18 лет, неспособных вести самостоятельный образ жизни без помощи других лиц, а также повышение способности таких категорий инвалидов к удовлетворению основных жизненных потребностей (самообслуживанию, трудовой и иной деятельности, досугу и общению). Федеральным законом N 137-ФЗ определяются полномочия органов исполнительной власти по установлению нуждаемости инвалида в сопровождаемом проживании. Даны также определения понятиям "сопровождаемая трудовая деятельность" инвалидов и "социальная занятость".

Для реализации положений Федерального закона N 137-ФЗ были утверждены:

- постановление Правительства Российской Федерации от 03.07.2024 N 910 "Об утверждении Правил организации сопровождаемого проживания инвалидов" [14];

- приказ Минтруда России от 28.07.2023 N 605н "Об утверждении примерного порядка организации социальной занятости инвалидов" [19];

- приказ Минтруда России от 28.07.2023 N 606н "Об утверждении критериев, применяемых для установления нуждаемости инвалида в сопровождаемом проживании (с учетом ограничений жизнедеятельности и нарушенных функций организма), определения объема, периодичности и продолжительности предоставления услуг по сопровождаемому проживанию" (далее соответственно - Критерии, приказ N 606н) [20];

- приказ Минтруда России от 09.08.2023 N 652н "Об утверждении порядка организации сопровождаемой трудовой деятельности" [21].

На основе федерального законодательства, регулирующего вопросы реализации сопровождаемого проживания, формируется правовая система субъектов Российской Федерации.