<Письмо> Росреестра от 30.10.2024 N 13-01060/24 <По вопросу уплаты государственной пошлины за государственный кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости>

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,

КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ПИСЬМО

от 30 октября 2024 г. N 13-01060/24

Управление нормативно-правового регулирования в сферах регистрации недвижимости, геодезии и картографии Росреестра (далее - Управление), рассмотрев обращение по вопросу уплаты государственной пошлины за государственный кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, с учетом вступающих в силу с 01.01.2025 отдельных положений Федерального закона от 12.07.2024 N 176-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее соответственно - Запрос, НК РФ) сообщает.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 (далее - Положение), Росреестр осуществляет в том числе функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию при осуществлении ведения Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН, кадастровой деятельности. Согласно Положению Росреестр не наделен полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации и практики его применения.

В силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17.11.1997 N 17-П официальное, имеющее силу закона (то есть обязательное для всех) разъяснение или толкование положений федерального закона может быть дано только актом законодательного органа, который должен приниматься и обнародоваться в порядке, установленном для федеральных законов.

Кроме того, согласно пункту 1 статьи 34.2 НК РФ письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах дает Минфин России.

Вместе с тем по вопросу, поставленному в Запросе, полагаем возможным выразить следующее мнение Управления.

Исходя из комплексного анализа положений части 7 статьи 1, частей 1 - 3 статьи 8, статьи 13, частей 1 и 5 статьи 14, частей 18 - 19 статьи 70 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), при осуществлении государственного кадастрового учета вносятся, изменяются основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.

Подпунктом 22.3 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ предусмотрена уплата государственной пошлины за государственный кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости.

По мнению Департамента налоговой политики Минфина России, представленному в Росреестр в рамках рассмотрения Запроса, положения подпункта 22.3 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ применяются при представлении заявления о государственный кадастровом учете изменений в сведениях об объекте недвижимости вне зависимости от вида изменяемых сведений в отношении как основных, так и дополнительных сведений, в установленном Законом N 218-ФЗ порядке.

С учетом изложенного, в случае изменения сведений об объекте недвижимости в ином порядке, например, в порядке межведомственного информационного взаимодействия, уплата государственной пошлины не осуществляется.

Дополнительно сообщаем, что на основании пункта 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.

Учитывая изложенное, письма Росреестра и его структурных подразделений не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, имеют информационный характер и не препятствуют руководствоваться непосредственно нормами законодательства.

Начальник Управления

нормативно-правового регулирования

в сферах регистрации недвижимости,

геодезии и картографии

Э.У.ГАЛИШИН