<Письмо> Минстроя России от 22.11.2024 N 69812-ДН/04 <По вопросу приема платежей за услуги лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом>

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО

ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 22 ноября 2024 г. N 69812-ДН/04

Департамент развития жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел обращение и сообщает следующее.

Федеральным законом от 10.07.2023 N 298-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 298-ФЗ) введены новые требования к деятельности платежных агентов.

Положениями Федерального закона N 298-ФЗ в частности предусматривается:

- до 1 октября 2024 г. сведения о платежных агентах должны быть внесены Банком России в Реестр операторов по приему платежей;

- платежный агент должен вступить в саморегулируемую организацию операторов по приему платежей;

- устанавливаются новые требования к отчетности платежных агентов и др.

Без выполнения данных требований прием платежными агентами наличных платежей в пользу третьих лиц (которыми являются исполнители соответствующих услуг, прием платежей за которые осуществляют платежные агенты) не допускается.

Под оператором по приему платежей в соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Закон N 103-ФЗ) признается платежный агент - юридическое лицо, сведения о котором внесены Банком России в реестр операторов по приему платежей и которое в соответствии с требованиями Закона N 103-ФЗ заключает с поставщиками договоры об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Соответственно, по общему правилу, лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, является исполнителем коммунальных услуг, если между собственниками помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией не заключен договор о предоставлении коммунальных услуг в соответствии со статьей 157.2 ЖК РФ.

Таким образом, если лицо, осуществляющее управление многоквартирного дома, осуществляет прием платежей за услуги, исполнителем которых такое лицо является, тогда такое лицо не является платежным агентом по приему указанных платежей. При этом порядок организации приема платежей, способ приема платежей (наличным и (или) безналичным способом) исполнитель услуг определяет самостоятельно.

Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.

Таким образом, письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются позицией Минстроя России, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Заместитель директора

Департамента развития

жилищно-коммунального хозяйства

Д.Ю.НИФОНТОВ