Утверждены

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 12 декабря 2024 г. N 1767

ИЗМЕНЕНИЯ,

КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ

СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ"

1. В разделе "Характеристика текущего уровня развития сельских территорий и качества жизни сельского населения Российской Федерации":

а) абзацы второй - четвертый изложить в следующей редакции:

"По итогам Всероссийской переписи населения 2021 года в Российской Федерации насчитывалось 153,2 тыс. сельских населенных пунктов, в которых проживало 37106 тыс. человек, из них 80,2 тыс. сельских населенных пунктов с численностью населения до 100 человек, в которых проживало 2000 тыс. человек (или 1,4 процента общей численности населения Российской Федерации). Количество сельских населенных пунктов без населения составило 24,8 тыс., что на 5,6 тыс. сельских населенных пунктов (или 29,4 процента) больше, чем по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года.

За 5 лет (2021 год по сравнению с 2016 годом) доля сельского населения Российской Федерации сократилась с 25,9 процента до 25,2 процента.

На 1 января 2024 г. численность населения сельских территорий и сельских агломераций составила 50736,5 тыс. человек (или 34,7 процента общей численности населения Российской Федерации).";

б) абзац восьмой изложить в следующей редакции:

"численность сельского населения на начало 2021 года составила 37235 тыс. человек, превысив плановый показатель 36200 тыс. человек на 1035 тыс. человек;";

в) в абзаце двадцать седьмом слова "(прогнозное и плановое значение по данному показателю к 2031 году в рамках Программы - 25 процентов)" исключить.

2. В разделе "Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации Программы, общие требования к политике субъектов Российской Федерации в сфере Программы":

а) абзац второй изложить в следующей редакции:

"Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года";";

б) в абзаце пятом слова "от 12 апреля 2020 г. N 993-р" заменить словами "от 8 сентября 2022 г. N 2567-р";

в) после абзаца седьмого дополнить абзацем следующего содержания:

"Стратегия развития отрасли связи Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2023 г. N 3339-р;";

г) абзац девятый после слов "создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях" дополнить словами "и в сельских агломерациях", после слов "(кадрового потенциала) на сельских территориях" дополнить словами "и в сельских агломерациях";

д) после абзаца девятого дополнить абзацами следующего содержания:

"Для целей Программы под сельскими территориями понимаются сельские населенные пункты, поселки городского типа и межселенные территории (за исключением сельских населенных пунктов и поселков городского типа, входящих в состав городских округов, на территориях которых находятся административные центры субъектов Российской Федерации, гг. Москвы и Санкт-Петербурга), сельские населенные пункты и поселки городского типа, входящие в состав внутригородских муниципальных образований г. Севастополя. Перечень таких населенных пунктов, расположенных на сельских территориях субъекта Российской Федерации, определяется высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации или исполнительным органом субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации.

Для целей Программы под сельскими агломерациями понимаются примыкающие друг к другу сельские территории и граничащие с сельскими территориями малые города. Численность населения, постоянно проживающего на территории каждого населенного пункта, входящего в состав сельской агломерации, не может превышать 30 тыс. человек. Под примыкающими друг к другу сельскими территориями понимаются сельские территории, имеющие смежные границы. Перечень сельских агломераций на территории субъекта Российской Федерации и входящих в них населенных пунктов определяется высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации или исполнительным органом субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации. В указанное понятие не входят внутригородские муниципальные образования гг. Москвы и Санкт-Петербурга.";

е) в абзаце одиннадцатом слова "в 2022 году" исключить;

ж) после абзаца одиннадцатого дополнить абзацами следующего содержания:

"Для достижения целей и реализации задач документов стратегического планирования, а также приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации Программы исполнительными органами субъектов Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления утверждаются долгосрочные планы социально-экономического развития опорных населенных пунктов и прилегающих территорий на период до 2030 года в соответствии с подпунктом "а" пункта 12 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления, утвержденного Президентом Российской Федерации 4 июня 2023 г. (N Пр-1111).

Для целей Программы под опорным населенным пунктом понимается населенный пункт, расположенный вне границ городских агломераций, на базе которого обеспечивается ускоренное развитие инфраструктуры, обеспечивающей реализацию гарантий в сфере образования, доступность медицинской помощи, услуг в сфере культуры и реализацию иных потребностей населения территории одного или нескольких муниципальных образований. Перечень опорных населенных пунктов на территории субъекта Российской Федерации утверждается высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации с учетом методических рекомендаций по критериям определения опорных населенных пунктов и прилегающих территорий, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2022 г. N 4132-р.".

3. В разделе "Задачи государственного управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, механизмы их эффективного решения для обеспечения развития сельских территорий":

а) абзац шестой после слов "полноценной оценки состояния сельских территорий," дополнить словами "в том числе на основе технологий искусственного интеллекта (начиная с 2026 года),";

б) абзац девятый изложить в следующей редакции:

"доля населения сельских территорий и сельских агломераций в общей численности населения Российской Федерации должна составить 34,7 процента;";

в) после абзаца четырнадцатого дополнить абзацем следующего содержания:

"Основными инструментами, позволяющими реализовать комплексный подход при планировании расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и внебюджетных источников, а также необходимую синхронизацию стратегических документов, включая государственные программы Российской Федерации, станут долгосрочные планы социально-экономического развития опорных населенных пунктов и прилегающих территорий, формирование и мониторинг реализации которых будут осуществляться с использованием комплексной информационной системы сбора и обработки бухгалтерской и специализированной отчетности сельскохозяйственных товаропроизводителей, формирования сводных отчетов, мониторинга, учета, контроля и анализа субсидий на поддержку агропромышленного комплекса, входящей в систему государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства, созданную в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 2008 г. N 157 "О создании системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства".";

г) абзац пятнадцатый изложить в следующей редакции:

"В целях выполнения положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" и привлечения всех действующих мер государственной поддержки, направленных на развитие сельских территорий, необходимо обеспечить вовлечение субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в реализацию государственных программ Российской Федерации и мероприятий, включенных в долгосрочные планы социально-экономического развития опорных населенных пунктов и прилегающих территорий.".

4. В разделе "Вклад Программы в достижение национальных целей Российской Федерации":

а) в абзаце первом слова "Сохранение населения, здоровье и благополучие людей" заменить словами "Сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи";

б) в абзаце пятом слова "Возможности для самореализации и развития талантов" заменить словами "Реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности";

в) в абзаце пятнадцатом слова "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство" заменить словами "Устойчивая и динамичная экономика";

г) в абзаце шестнадцатом слова "Цифровая трансформация" заменить словами "Цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы".

5. В разделе "Задачи обеспечения достижения показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав приоритетных территорий, уровень которых должен быть выше среднего уровня по Российской Федерации":

а) абзац пятый изложить в следующей редакции:

"По состоянию на 1 января 2021 г. соотношение среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств превышает среднероссийский уровень (67,4 процента) в Республике Карелия - 82,9 процента, Республике Коми - 68,3 процента, Ненецком автономном округе - 120,4 процента, Мурманской области - 90,8 процента, Ямало-Ненецком автономном округе - 143,2 процента, Красноярском крае - 79,6 процента, Калининградской области - 71,9 процента, Республике Крым - 80,7 процента, Северо-Кавказском федеральном округе (среднее значение по субъектам, входящим в состав округа) - 76 процентов, Камчатском крае - 68,7 процента, Приморском крае - 88 процентов, Амурской области - 71,4 процента, Сахалинской области - 84,3 процента, Еврейской автономной области - 84,4 процента.";

б) абзац девятый изложить в следующей редакции:

"Указанный показатель значительно ниже среднероссийского уровня в Республике Карелия - 4,8 процента, Республике Коми - 6,9 процента, Архангельской области - 6,8 процента, Ненецком автономном округе - 3,9 процента, Красноярском крае - 15,4 процента, Республике Дагестан - 17,1 процента, Республике Бурятия - 5,8 процента, Республике Саха (Якутия) - 3,1 процента, Забайкальском крае - 4,5 процента, Приморском крае - 11,4 процента, Еврейской автономной области - 4,1 процента.".

6. В приложении N 3 к указанной государственной программе:

а) в пункте 1(1):

абзац второй после слова "инженерной" дополнить словом ", транспортной";

после абзаца четвертого дополнить абзацем следующего содержания:

"прилегающая территория" - территория населенных пунктов, население которых имеет возможность получения медицинской помощи, образования, услуг в сфере культуры и реализации иных потребностей на базе инфраструктуры опорного населенного пункта, и межселенная территория. Перечень прилегающих территорий на территории субъекта Российской Федерации определяется высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации с учетом методических рекомендаций по критериям определения опорных населенных пунктов и прилегающих территорий, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2022 г. N 4132-р;";

б) в подпункте "б" пункта 2:

после абзаца первого дополнить абзацем следующего содержания:

"строительстве индивидуального жилого дома, дома блокированной застройки, многоквартирного дома высотой не более 5 этажей на сельских территориях, территориях опорных населенных пунктов, прилегающих территориях;";

абзацы второй - четвертый изложить в следующей редакции:

"участии в долевом строительстве жилых домов (квартир) в домах высотой не более 5 этажей на сельских территориях, территориях опорных населенных пунктов, прилегающих территориях;

участии в строительстве жилого дома или жилого помещения в домах высотой не более 5 этажей на сельских территориях, территориях опорных населенных пунктов, прилегающих территориях на основании договора инвестирования;

строительстве или приобретении на сельских территориях, территориях опорных населенных пунктов, прилегающих территориях малоэтажных жилых комплексов, состоящих из не менее чем 10 индивидуальных жилых домов и (или) домов блокированной застройки, а также объектов инженерной инфраструктуры, уличного освещения, улично-дорожной сети, строительство (создание) которых осуществляется застройщиком на сельских территориях, территориях опорных населенных пунктов, прилегающих территориях в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории в случае, если подготовка таких документов предусмотрена законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - малоэтажные жилые комплексы);";

абзац пятый после слов "опорных населенных пунктов" дополнить словами ", прилегающих территориях";

абзац шестой после слов "опорных населенных пунктов" дополнить словами ", прилегающих территориях";

в) подпункт "б" пункта 3 дополнить словами ", включающем размер планируемой к предоставлению из федерального бюджета субсидии, если иное не установлено актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации";

г) в пункте 5:

подпункт "б" после абзаца третьего дополнить абзацами следующего содержания:

"наличие мероприятий по строительству жилья, предоставляемого гражданам по договору найма жилого помещения, прошедших ранжирование, на реализацию которых по результатам ранжирования, предусмотренного пунктом 5(2) настоящих Правил, распределены субсидии на очередной финансовый год и плановый период;

наличие паспорта проекта малоэтажного жилого комплекса в случае, если в рамках реализации мероприятия по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, предусматривается его строительство или приобретение, рекомендуемый образец которого размещается на официальном сайте;

наличие письма руководителя уполномоченного исполнительного органа субъекта Российской Федерации, подтверждающего планируемое софинансирование из бюджета субъекта Российской Федерации необходимого объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию мероприятия по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, на весь срок его реализации с разбивкой по годам;

наличие письма руководителя уполномоченного органа местного самоуправления, подтверждающего планируемое софинансирование из местного бюджета в объемах, необходимых для реализации мероприятия по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, на весь срок его реализации с разбивкой по годам;

наличие письма уполномоченного органа местного самоуправления, подтверждающего планируемое софинансирование мероприятий по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, за счет средств из внебюджетных источников, с приложением копий писем хозяйствующих субъектов и (или) физических лиц, подтверждающих планируемое участие в софинансировании мероприятий по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, выданных не ранее чем за 3 месяца до направления заявочной документации в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, в случае, если в соответствии с пунктом 5 приложения N 2 к настоящим Правилам привлечение внебюджетных средств является обязательным, с указанием конкретных сумм, мероприятий по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, годов;

наличие копий документов территориального органа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, подтверждающих оформление права государственной или муниципальной собственности или аренды на срок не менее 1 года на земельные участки категории земель населенных пунктов соответствующего вида разрешенного использования, на которых запланирована реализация мероприятий по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения (в случае если предоставление субсидии предусматривает строительство, за исключением участия в долевом строительстве жилых домов (квартир) на сельских территориях, территориях опорных населенных пунктов, прилегающих территориях и участия в строительстве жилого помещения (жилого дома) на сельских территориях, территориях опорных населенных пунктов, прилегающих территориях на основании договора инвестирования);

наличие реестра планируемых к строительству (приобретению) жилых помещений на сельских территориях, территориях опорных населенных пунктов, прилегающих территориях, предоставляемых гражданам Российской Федерации, проживающим на сельских территориях, территориях опорных населенных пунктов, прилегающих территориях, по договору найма жилого помещения, в целях строительства (приобретения) которых планируется предоставление субсидии, с указанием наименования мероприятия по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, его местонахождения, мощности (площади в квадратных метрах), сроков строительства и ввода в эксплуатацию, сметной стоимости, объема бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия;

наличие копии утвержденного муниципальным заказчиком сводного сметного расчета (за исключением затрат на проектно-изыскательские работы), локальных и объектных смет, подготовленных в соответствии с методикой, утверждаемой в соответствии с частью 7 статьи 110.2 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в отношении каждого мероприятия по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, предлагаемого к строительству, в ценах, сложившихся по состоянию на год направления заявочной документации в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации или на период реализации мероприятия по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, определяемых в соответствии с порядком, утверждаемым Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;

наличие документов, подтверждающих фактическое расходование средств из внебюджетных источников на разработку проектной документации, проведение государственной экспертизы, указанной в абзаце третьем пункта 5(1) настоящих Правил (в случае если подготовка таких документов предусмотрена законодательством Российской Федерации), строительство объектов инженерной инфраструктуры, организацию уличного освещения, строительство улично-дорожной сети малоэтажных жилых комплексов (договоры, контракты, соглашения, первичные бухгалтерские документы) (при наличии таких расходов);";

абзац третий подпункта "в" дополнить словами ", в которую включаются фактически реализуемые в соответствии с ранее заключенными соглашениями мероприятия по реализации проектов компактной жилищной застройки, требующие софинансирования из федерального бюджета в очередном финансовом году";

д) абзац пятый пункта 5(1) изложить в следующей редакции:

"В случае непредставления документов, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта (в случае если подготовка таких документов предусмотрена законодательством Российской Федерации), до 1 октября года подачи заявки на реализацию проектов компактной жилищной застройки и (или) заявки в рамках реализации мероприятия по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, стоимость такого проекта компактной жилищной застройки исключается из расчета размера субсидии и (или) мероприятие по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, исключается из заявки в рамках мероприятия по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения.";

е) дополнить пунктами 5(2) - 5(6) следующего содержания:

"5(2). Распределение субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации на цели, предусмотренные подпунктом "б" пункта 2 настоящих Правил, осуществляется в соответствии с результатами ранжирования мероприятий по строительству (приобретению) жилья, предоставляемого гражданам по договору найма жилого помещения, последовательность проведения которого предусмотрена пунктом 13(2) настоящих Правил, в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.

Распределение субсидий на очередной финансовый год осуществляется в первую очередь субъектам Российской Федерации на фактически реализуемые в соответствии с ранее заключенными соглашениями мероприятия по строительству (приобретению) жилья, предоставляемого гражданам по договору найма жилого помещения, требующие софинансирования из федерального бюджета в очередном финансовом году.

На мероприятия по строительству (приобретению) жилья, предоставляемого гражданам по договору найма жилого помещения, прошедшие ранжирование, но не включенные в распределение субсидий на очередной финансовый год, осуществляется распределение субсидий на первый или второй год планового периода. При этом включение в соглашения таких мероприятий по строительству (приобретению) жилья, предоставляемого гражданам по договору найма жилого помещения, и первоочередное распределение субсидий на их реализацию на очередной финансовый год не предусматриваются.

5(3). В случае выделения в текущем финансовом году из федерального бюджета дополнительных бюджетных ассигнований на цели, предусмотренные подпунктом "б" пункта 2 настоящих Правил, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации осуществляет отбор субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий в соответствии с настоящими Правилами.

5(4). В случае отказа субъекта Российской Федерации от реализации мероприятия по строительству (приобретению) жилья, предоставляемого гражданам по договору найма жилого помещения, на реализацию которого субъекту Российской Федерации распределены субсидии, такие бюджетные ассигнования перераспределяются между бюджетами других субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по строительству (приобретению) жилья, предоставляемого гражданам по договору найма жилого помещения, прошедших отбор, но не включенных в распределение субсидий, очередность которых определяется в соответствии с результатами их ранжирования.

5(5). Не допускается распределение дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета, указанных в пункте 5(3) настоящих Правил, или бюджетных ассигнований федерального бюджета, высвободившихся в случае, указанном в пункте 5(4) настоящих Правил, бюджетам субъектов Российской Федерации, для которых выполняется одно или несколько следующих условий:

по результатам оценки эффективности реализации мероприятий по строительству жилья, предоставляемого гражданам по договору найма жилого помещения, осуществляемой в соответствии с абзацем первым пункта 24(1) настоящих Правил, субъекту Российской Федерации присвоен низкий уровень эффективности использования субсидии, предусмотренный пунктом 24(2) настоящих Правил;

в субъекте Российской Федерации имеются незавершенные мероприятия по строительству (приобретению) жилья, предоставляемого гражданам по договору найма жилого помещения, завершение которых было запланировано в отчетном году и (или) прошлые отчетные периоды и на реализацию которых соответствующему субъекту Российской Федерации были предоставлены субсидии, за исключением случаев, если наличие в субъекте Российской Федерации незавершенных мероприятий по строительству (приобретению) жилья, предоставляемого гражданам по договору найма жилого помещения, обусловлено наступлением обстоятельств непреодолимой силы, указанных в абзацах втором - пятом пункта 20 Правил предоставления субсидий.

5(6). В случае высвобождения бюджетных ассигнований федерального бюджета в связи с экономией, образовавшейся в результате заключения государственных (муниципальных) контрактов на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд субъекта Российской Федерации (муниципальных нужд), указанные бюджетные ассигнования используются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.";

ж) пункты 10 - 12 изложить в следующей редакции:

"10. Расчетный размер субсидии на строительство жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, на очередной финансовый год (C2i) определяется по формуле:

00000001.wmz

где:

Vфбн - объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на очередной финансовый год Министерству сельского хозяйства Российской Федерации на предоставление субсидий на цели, указанные в подпункте "б" пункта 2 настоящих Правил;

C2pm - размер субсидии бюджету m-го субъекта Российской Федерации на мероприятия по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, финансирование которых за счет средств федерального бюджета начато в году, предшествующем году предоставления субсидии, в соответствии с абзацем вторым пункта 5(2) настоящих Правил;

C2om - размер субсидии бюджету m-го субъекта Российской Федерации на строительство жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, на очередной финансовый год, определенный по результатам ранжирования;

n - количество субъектов Российской Федерации, которым предоставляется субсидия на строительство жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения.

11. Размер субсидии бюджету m-го субъекта Российской Федерации на строительство жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, на первый или второй финансовый год планового периода (C2i1,2), определяется по формуле:

00000002.wmz

где:

Vфбн1,2 - объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на первый или второй финансовый год планового периода Министерству сельского хозяйства Российской Федерации на предоставление субсидий на цели, указанные в подпункте "б" пункта 2 настоящих Правил;

C2pm1 - размер субсидии бюджету m-го субъекта Российской Федерации на мероприятия по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, в соответствии с ранее заключенным соглашением, на первый или второй финансовый год планового периода, на основании абзаца второго пункта 5(2) настоящих Правил;

C2om1,2 - размер субсидии бюджету m-го субъекта Российской Федерации на строительство жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, на первый или второй финансовый год планового периода на мероприятия по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, которые в соответствии с результатами ранжирования не включены в распределение субсидий на очередной финансовый год;

O1,2 - не распределенный между субъектами Российской Федерации объем субсидии на соответствующий финансовый год планового периода, складывающийся в процессе распределения общего объема субсидии, осуществляемого в соответствии с пунктами 12 и 13 настоящих Правил.

12. Размер субсидии бюджету m-го субъекта Российской Федерации на строительство жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, на очередной финансовый год, определенный по результатам ранжирования (С2om), определяется по формуле:

00000003.wmz

где:

H0m - стоимость строительства (приобретения) объектов в рамках каждого мероприятия по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, в m-м субъекте Российской Федерации, прошедшего ранжирование и включенного в распределение субсидии на очередной финансовый год, указанная в заявке в рамках мероприятия по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения (без учета затрат на проектно-изыскательские работы);

F0m - объем финансового обеспечения, предусмотренный на реализацию мероприятий по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, в m-м субъекте Российской Федерации, прошедших ранжирование и включенных в распределение субсидии на очередной финансовый год, за счет средств местных бюджетов в очередном финансовом году;

G0m - объем финансового обеспечения, предусмотренный на реализацию мероприятий по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, в m-м субъекте Российской Федерации, прошедших ранжирование и включенных в распределение субсидии на очередной финансовый год, за счет средств внебюджетных источников в очередном финансовом году;

Kэб - коэффициент эффективности использования субсидии, предоставленной в отчетном году бюджету m-го субъекта Российской Федерации на реализацию мероприятия по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, который определяется в соответствии с уровнем использования субсидии, указанным в пункте 24(2) настоящих Правил, присвоенным субъекту Российской Федерации на основании порядка оценки эффективности использования субсидий, предусмотренного пунктом 24(1) настоящих Правил (далее - коэффициент эффективности использования субсидии), соответствующий следующим значениям:

0 - в случае присвоения субъекту Российской Федерации низкого уровня эффективности использования субсидии;

0,5 - в случае присвоения субъекту Российской Федерации среднего уровня эффективности использования субсидии;

1 - в случае присвоения субъекту Российской Федерации высокого уровня эффективности использования субсидии.";

з) пункт 12(1) признать утратившим силу;

и) пункт 13 изложить в следующей редакции:

"13. Размер субсидии бюджету m-го субъекта Российской Федерации на строительство жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, на первый или второй финансовый год планового периода на мероприятия по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, которые в соответствии с результатами ранжирования не включены в распределение субсидии, предусмотренное пунктом 10 настоящих Правил (C2om1,2), определяется по формуле:

00000004.wmz

где:

H1,2m - стоимость строительства (приобретения) объектов в рамках каждого мероприятия по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, в m-м субъекте Российской Федерации, прошедшего ранжирование, в первом или втором финансовом году, финансирование которого за счет средств федерального бюджета предусмотрено в очередном финансовом году и первом финансовом году планового периода (без учета затрат на проектно-изыскательские работы);

H1,2my - стоимость строительства (приобретения) объектов в рамках каждого мероприятия по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, в m-м субъекте Российской Федерации, прошедшего ранжирование, в первом или втором финансовом году, которые в соответствии с результатами ранжирования не включены в расчет субсидии, предусмотренный пунктом 12 настоящих Правил (без учета затрат на проектно-изыскательские работы);

F1,2m - объем финансового обеспечения, предусмотренный на реализацию мероприятий по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, в m-м субъекте Российской Федерации, прошедших ранжирование, за счет средств местных бюджетов в первом или втором финансовом году;

G1,2m - объем финансового обеспечения, предусмотренный на реализацию мероприятий по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, в m-м субъекте Российской Федерации, которые в соответствии с результатами ранжирования не включены в распределение субсидии, за счет средств внебюджетных источников в первом или втором финансовом году.";

к) дополнить пунктами 13(1) - 13(5) следующего содержания:

"13(1). Определение перечня мероприятий по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, включенных в распределение субсидий, осуществляется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в соответствии с присужденными им местами по итогам ранжирования.

13(2). При распределении субсидий на строительство жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, между бюджетами субъектов Российской Федерации применяется следующая последовательность ранжирования:

а) для мероприятия по строительству или приобретению малоэтажного жилого комплекса, или строительству многоквартирного дома, предусмотренного абзацем вторым подпункта "б" пункта 2 настоящих Правил, при условии привлечения средств из внебюджетных источников в объеме не менее 30 процентов очередность ранжирования определяется по критерию "доля привлеченных внебюджетных источников от общей сметной стоимости реализации мероприятия по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения (от наибольшего к наименьшему)". При равном значении указанного критерия более высокое место в ранжировании присваивается мероприятию по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, в рамках которого предусмотрено строительство (приобретение) большего количества квадратных метров жилья;

б) для мероприятия по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, не относящегося к мероприятиям по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, при условии привлечения средств из внебюджетных источников в объеме не менее 20 процентов очередность ранжирования определяется по критерию "доля привлеченных внебюджетных источников от общей сметной стоимости реализации мероприятия по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения (от наибольшего к наименьшему)". При равном значении указанного критерия более высокое место в ранжировании присваивается мероприятию по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, планируемому к реализации в населенном пункте, в котором предусмотрено строительство (приобретение) большего количества квадратных метров жилья;

в) для мероприятия по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, предусматривающего строительство (приобретение) жилья для работников социальной сферы, за исключением строительства или приобретения малоэтажного жилого комплекса или строительства многоквартирного дома, предусмотренного абзацем вторым подпункта "б" пункта 2 настоящих Правил, очередность ранжирования определяется по критерию "мероприятие по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, планируется к реализации в населенном пункте, в котором отобрано для субсидирования большее количество мероприятий по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения" в рамках последовательности ранжирования, предусмотренной подпунктом "б" настоящего пункта.

13(3). При равной очередности мероприятий по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, определенной согласно пункту 13(2) настоящих Правил, последовательность распределения субсидии на строительство жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, определяется в соответствии с утверждаемым органом исполнительной власти порядком включения мероприятий по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, в реестр планируемых к строительству (приобретению) жилых помещений на сельских территориях, территориях опорных населенных пунктов, прилегающих территориях, предоставляемых гражданам Российской Федерации, проживающим на сельских территориях, территориях опорных населенных пунктов, прилегающих территориях, по договору найма жилого помещения, в целях строительства (приобретения) которых планируется предоставление субсидии.

13(4). После проведения Министерством сельского хозяйства Российской Федерации ранжирования мероприятий по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, указанные мероприятия распределяются в группы по федеральным округам в последовательности, соответствующей их месту в ранжировании.

Распределение субсидии между мероприятиями по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, в группах по федеральным округам осуществляется в следующей последовательности:

субсидия, предусмотренная на очередной финансовый год и соответствующий финансовый год планового периода, предоставляется на мероприятия по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, занимающие в группах по федеральным округам одинаковые порядковые места, начиная с первого места;

в случае если оставшейся нераспределенной субсидии недостаточно для предоставления ее бюджетам субъектов Российской Федерации на все мероприятия по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, занимающие одинаковые порядковые места в группах по федеральным округам, предоставление оставшейся субсидии осуществляется на мероприятия по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, планируемые к реализации в субъектах Российской Федерации, которым распределен наименьший размер субсидии в соответствии с абзацем третьим настоящего пункта.

13(5). В распределении общего объема субсидий на очередной год и плановый период между субъектами Российской Федерации, предусмотренном пунктом 13(1) настоящих Правил, субсидия, направляемая на реализацию мероприятий по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, прошедших ранжирование в соответствии с подпунктом "а" пункта 13(2) настоящих Правил, не может превышать 60 процентов объема субсидий на соответствующий год.";

л) дополнить пунктом 17(1) следующего содержания:

"17(1). Субъект Российской Федерации вправе осуществлять реализацию мероприятия по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, на реализацию которого субсидия распределена с применением коэффициента эффективности использования субсидии в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил, за счет средств из других источников.";

м) абзац первый пункта 20 изложить в следующей редакции:

"20. Адресное (пообъектное) распределение субсидий между мероприятиями по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, прошедшими ранжирование и включенными в распределение субсидии, устанавливается соглашением.";

н) пункт 22 изложить в следующей редакции:

"22. Порядок и условия возврата средств из бюджета субъекта Российской Федерации в федеральный бюджет в случае нарушения субъектом Российской Федерации обязательств, предусмотренных соглашением, а также основания для освобождения субъекта Российской Федерации от применения мер финансовой ответственности установлены пунктами 16 - 20 Правил предоставления субсидий.";

о) пункт 23 признать утратившим силу;

п) в подпункте "б" пункта 24 слова "и территориях опорных населенных пунктов" заменить словами ", территориях опорных населенных пунктов и прилегающих территориях";

р) в пункте 24(1):

в абзаце первом слова "по улучшению жилищных условий граждан," и "по реализации проектов компактной жилищной застройки," исключить;

в абзаце втором слова "по результатам 2022 года" заменить словами "в рамках мероприятий по улучшению жилищных условий граждан";

с) в абзаце четвертом пункта 25 слова "по улучшению жилищных условий граждан," и ", отчеты по реализации проектов компактной жилищной застройки" исключить;

т) дополнить пунктом 25(2) следующего содержания:

"25(2). Орган исполнительной власти размещает в сроки, установленные соглашением, в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" отчетность о расходах, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, а также отчетность о достижении значений результатов использования субсидии.";

у) в приложении N 1 к Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие жилищного строительства на сельских территориях и повышение уровня благоустройства домовладений, предусмотренным указанным приложением:

пункт 8 дополнить подпунктом "а(1)" следующего содержания:

"а(1)) гражданам, призванным на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, проходящим военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации по контракту или находящимся на военной службе (службе) в войсках национальной гвардии Российской Федерации, в воинских формированиях и органах, указанных в пункте 6 статьи 1 Федерального закона "Об обороне", при условии их участия в специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, заключившим контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации или войска национальной гвардии Российской Федерации, или их супругам;";

дополнить пунктом 35 следующего содержания:

"35. В случае гибели (смерти) гражданина - получателя социальной выплаты, а также в случае признания его инвалидом I группы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, невыполнение условия, предусмотренного абзацем первым пункта 6 настоящего Положения, и (или) требования, установленного абзацем первым пункта 31 настоящего Положения, не является основанием для требования у получателя социальной выплаты (его наследников) возврата социальной выплаты в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.";

ф) в приложении N 2 к Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие жилищного строительства на сельских территориях и повышение уровня благоустройства домовладений, предусмотренным указанным приложением:

наименование изложить в следующей редакции:

"ПОЛОЖЕНИЕ

О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ СУБСИДИЙ НА ОКАЗАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ

ПРИ ИСПОЛНЕНИИ РАСХОДНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ

ОБРАЗОВАНИЙ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ (ПРИОБРЕТЕНИЮ) ЖИЛЬЯ

НА СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЯХ, ТЕРРИТОРИЯХ ОПОРНЫХ НАСЕЛЕННЫХ

ПУНКТОВ И ПРИЛЕГАЮЩИХ ТЕРРИТОРИЯХ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМОГО

ГРАЖДАНАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРОЖИВАЮЩИМ НА СЕЛЬСКИХ

ТЕРРИТОРИЯХ, ТЕРРИТОРИЯХ ОПОРНЫХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ

И ПРИЛЕГАЮЩИХ ТЕРРИТОРИЯХ, ПО ДОГОВОРУ НАЙМА

ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ";

в пункте 1:

в абзаце первом слова "жилого помещения (жилого дома), предоставляемого гражданам Российской Федерации, проживающим на сельских территориях, территориях опорных населенных пунктов" заменить словами "жилья, предоставляемого гражданам Российской Федерации, проживающим на сельских территориях, территориях опорных населенных пунктов и прилегающих территориях";

после абзаца первого дополнить абзацем следующего содержания:

"строительства индивидуального жилого дома, дома блокированной застройки, многоквартирного дома на сельских территориях, территориях опорных населенных пунктов, прилегающих территориях;";

абзац второй дополнить словами ", прилегающих территориях";

абзац третий после слов "опорных населенных пунктов" дополнить словами ", прилегающих территориях";

абзац четвертый изложить в следующей редакции:

"строительства или приобретения на сельских территориях, территориях опорных населенных пунктов, прилегающих территориях малоэтажных жилых комплексов;";

абзац пятый после слов "опорных населенных пунктов" дополнить словами ", прилегающих территориях";

абзац шестой после слов "опорных населенных пунктов" дополнить словами ", прилегающих территориях";

пункт 2 после слов "опорных населенных пунктов" дополнить словами ", прилегающих территориях";

абзац третий пункта 3 после слов "опорных населенных пунктов" дополнить словами ", прилегающих территориях";

в пункте 4:

в подпункте "а":

абзац первый после слов "опорных населенных пунктов" дополнить словами ", прилегающих территориях";

абзац второй после слов "(основное место работы) на сельских территориях, территориях опорных населенных пунктов" дополнить словами ", прилегающих территориях", после слов "сводные списки граждан, проживающих на сельских территориях, территориях опорных населенных пунктов" дополнить словами ", прилегающих территориях";

абзац третий после слов "опорных населенных пунктов" дополнить словами ", прилегающих территориях";

в подпункте "б":

абзац первый после слов "на сельских территориях," дополнить словами "территориях опорных населенных пунктов, прилегающих территориях,";

абзац второй дополнить словами ", прилегающих территориях";

абзац третий после слов "опорных населенных пунктов" дополнить словами ", прилегающие территории";

абзац четвертый после слов "опорных населенных пунктов" дополнить словами ", прилегающих территориях";

абзац пятый после слов "опорных населенных пунктов" дополнить словами ", прилегающих территориях";

абзац шестой после слов "опорных населенных пунктов" дополнить словами ", прилегающих территориях";

в подпункте "в":

абзац второй после слов "опорных населенных пунктов" дополнить словами ", прилегающих территориях";

абзац третий после слов "опорных населенных пунктов" дополнить словами ", прилегающих территориях";

абзац четвертый после слов "территории опорных населенных пунктов" дополнить словами ", прилегающие территории", после слов "территориях опорных населенных пунктов" дополнить словами ", прилегающих территориях";

абзац пятый по тексту после слов "территориях опорных населенных пунктов" дополнить словами ", прилегающих территориях";

абзац шестой по тексту после слов "территориях опорных населенных пунктов" дополнить словами ", прилегающих территориях";

абзац седьмой по тексту после слов "территориях опорных населенных пунктов" дополнить словами ", прилегающих территориях";

в пункте 5:

в абзаце втором слова "Строительство (приобретение) жилого помещения (жилого дома)" заменить словами "Реализация мероприятия по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения,";

абзац третий заменить текстом следующего содержания:

"Обязательный вклад работодателя может быть заменен вкладом в форме денежных средств из иных внебюджетных источников.

Доля обязательного вклада работодателя и (или) внебюджетных источников должна составлять не менее 20 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья в рамках мероприятия по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, а в случае строительства (приобретения) малоэтажного жилого комплекса и строительства многоквартирного дома - не менее 30 процентов суммы расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья и сметной стоимости строительства объектов инженерной инфраструктуры, организации уличного освещения и строительства улично-дорожной сети. В случае если работодателем является государственное, муниципальное учреждение в социальной сфере, его участие в виде обязательного вклада работодателя не является обязательным, при этом доля средств муниципального образования определяется высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации или исполнительным органом субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации (далее - орган исполнительной власти).

При строительстве (приобретении) малоэтажных жилых комплексов при расчете обязательного вклада работодателя учитываются затраты, понесенные на разработку проектно-сметной документации и прохождение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в отношении каждого мероприятия по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, включенного в заявку в рамках реализации мероприятия по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения.

Доля средств муниципального образования определяется органом исполнительной власти.";

в пункте 6:

абзац первый изложить в следующей редакции:

"6. Расчетная стоимость жилья, указанная в настоящем пункте и используемая для расчета размера субсидии, определяется исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности (33 кв. метра - для одиноких граждан, 42 кв. метра - на семью из 2 человек и по 18 кв. метров - на каждого члена семьи при численности семьи, состоящей из 3 человек и более), за исключением расчетной стоимости строительства (приобретения) индивидуального жилого дома, дома блокированной застройки, для которого она устанавливается исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности (72 кв. метра - для одиноких граждан или на семью из 2, 3 или 4 человек либо по 18 кв. метров на каждого члена семьи при численности семьи, состоящей из 5 человек и более), и стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на сельских территориях, территориях опорных населенных пунктов, прилегающих территориях в границах субъекта Российской Федерации, утвержденной органом исполнительной власти на очередной финансовый год, но не превышающей средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, определяемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в установленном порядке, на тот квартал финансового года, предшествующего году предоставления субсидии, в котором Министерством сельского хозяйства Российской Федерации объявлен отбор субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий, указанный в пункте 5 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие жилищного строительства на сельских территориях и повышение уровня благоустройства домовладений, предусмотренных приложением N 3 к государственной программе Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий".";

после абзаца первого дополнить абзацами следующего содержания:

"Расчетная стоимость жилья при предоставлении перечня планируемых к созданию новых штатных единиц определяется исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей минимальной численности, указанной в абзаце первом настоящего пункта.

При определении расчетной стоимости жилья в составе малоэтажных жилых комплексов не учитываются затраты на строительство объектов инженерной инфраструктуры, организацию уличного освещения и строительство улично-дорожной сети.";

в пункте 8:

абзац первый после слов "опорных населенных пунктов" дополнить словами ", прилегающих территориях";

подпункт "г" изложить в следующей редакции:

"г) документа, подтверждающего признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий или подтверждающего постоянное проживание совместно с родителями (в том числе усыновителями) и (или) полнородными и неполнородными братьями и сестрами, дедушками (бабушками) при отсутствии в собственности жилого помещения (жилого дома) на сельских территориях, территориях опорных населенных пунктов, прилегающих территориях в границах городского поселения, муниципального района, городского округа (для лиц, постоянно проживающих на сельских территориях, территориях опорных населенных пунктов, прилегающих территориях), или копий документов, подтверждающих соответствие условиям, установленным подпунктом "б" пункта 4 настоящего Положения (для лиц, изъявивших желание постоянно проживать на сельских территориях, территориях опорных населенных пунктов, прилегающих территориях, за исключением условия о переезде на сельские территории, территории опорных населенных пунктов, прилегающие территории);";

абзац первый пункта 14 после слов "опорных населенных пунктов" дополнить словами ", прилегающих территориях";

в абзаце первом пункта 17:

слова "право гражданина по истечении 5 лет работы по трудовому договору с работодателем" заменить словами "срок работы гражданина по трудовому договору с работодателем от 5 до 10 лет (по решению работодателя), по истечении которого гражданин имеет право";

слова "указанных 5 или 10 лет" заменить словами "указанного срока от 5 до 10 лет";

в пункте 18:

подпункт "а" после слов "опорных населенных пунктов" дополнить словами ", прилегающих территориях";

подпункт "б" после слов "опорных населенных пунктов" дополнить словами ", прилегающих территориях";

дополнить пунктом 19(1) следующего содержания:

"19(1). В случае гибели (смерти) гражданина, призванного на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, проходящего военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации по контракту или находящегося на военной службе (службе) в войсках национальной гвардии Российской Федерации, в воинских формированиях и органах, указанных в пункте 6 статьи 1 Федерального закона "Об обороне", при условии его участия в специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, заключившего контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации или войска национальной гвардии Российской Федерации (далее - военнослужащий), если он погиб (умер) при выполнении задач в период проведения специальной военной операции либо позднее указанного периода, но вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при выполнении задач в ходе проведения специальной военной операции, или в случае объявления судом военнослужащего умершим, а также в случае признания военнослужащего инвалидом I группы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, за наследниками такого военнослужащего сохраняется право приобрести жилое помещение, указанное в пункте 17 настоящего Положения, в свою собственность по выкупной цене жилья. Причинная связь увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, приведших к смерти военнослужащего или признанию военнослужащего инвалидом I группы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с выполнением им задач в ходе проведения специальной военной операции устанавливается военно-врачебными комиссиями и (или) федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы.";

х) приложение N 3 к Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие жилищного строительства на сельских территориях и повышение уровня благоустройства домовладений, предусмотренным указанным приложением, признать утратившим силу.

7. В приложении N 7 к указанной государственной программе:

а) подпункт "б" пункта 6 дополнить словами ", включающем размер планируемой к предоставлению из федерального бюджета субсидии, если иное не установлено актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации";

б) пункт 10 дополнить абзацем следующего содержания:

"Начиная с 2026 года в расчете размера субсидии применяется коэффициент эффективности использования субсидии (K), который определяется в соответствии с порядком, утверждаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, по результатам проведения оценки эффективности использования субсидий в году, предшествующем году распределения субсидий, в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.";

в) пункт 16 изложить в следующей редакции:

"16. Порядок и условия возврата средств из бюджета субъекта Российской Федерации в федеральный бюджет в случае нарушения субъектом Российской Федерации обязательств, предусмотренных соглашением, а также основания для освобождения субъекта Российской Федерации от применения мер финансовой ответственности установлены пунктами 16 - 18 и 20 Правил предоставления субсидий.";

г) пункт 17 признать утратившим силу;

д) дополнить пунктом 18(1) следующего содержания:

"18(1). Орган исполнительной власти размещает в сроки, установленные соглашением, в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" отчетность о расходах, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, а также отчетность о достижении значений результатов использования субсидии.".

8. В приложении N 9 к указанной государственной программе:

а) пункт 2 после абзаца пятого дополнить абзацами следующего содержания:

"опорный населенный пункт" - населенный пункт, расположенный вне границ городских агломераций, на базе которого обеспечивается ускоренное развитие инфраструктуры, обеспечивающей реализацию гарантий в сфере образования, доступность медицинской помощи, услуг в сфере культуры и реализацию иных потребностей населения территории одного или нескольких муниципальных образований. Перечень опорных населенных пунктов на территории субъекта Российской Федерации утверждается высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации с учетом методических рекомендаций по критериям определения опорных населенных пунктов и прилегающих территорий, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2022 г. N 4132-р;

"сельские агломерации" - примыкающие друг к другу сельские территории и граничащие с сельскими территориями малые города. Численность населения, постоянно проживающего на территории каждого населенного пункта, входящего в состав сельской агломерации, не может превышать 30 тыс. человек. Под примыкающими друг к другу сельскими территориями понимаются сельские территории, имеющие смежные границы. Перечень сельских агломераций на территории субъекта Российской Федерации и входящих в них населенных пунктов определяется органом исполнительной власти. В указанное понятие не входят внутригородские муниципальные образования гг. Москвы и Санкт-Петербурга;";

б) в пункте 4:

подпункт "а" после слов "на сельских территориях" дополнить словами ", территориях сельских агломераций и опорных населенных пунктов";

подпункт "в" после слов "на сельских территориях" дополнить словами ", территориях сельских агломераций и опорных населенных пунктов";

в) подпункт "б" пункта 8 дополнить словами ", включающем размер планируемой к предоставлению из федерального бюджета субсидии";

г) дополнить пунктом 14(1) следующего содержания:

"14(1). Министерство сельского хозяйства Российской Федерации направляет субъекту Российской Федерации информацию о причинах невключения мероприятий по развитию транспортной инфраструктуры в предварительное распределение общего объема субсидии на очередной год и плановый период между субъектами Российской Федерации, предусмотренное абзацем третьим пункта 14 настоящих Правил, или в итоговое распределение общего объема субсидии на очередной год и плановый период между субъектами Российской Федерации, предусмотренное абзацем пятым пункта 14 настоящих Правил, в случае поступления в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации соответствующего запроса от субъекта Российской Федерации в срок, не превышающий 30 дней со дня его поступления.";

д) в пункте 21 слова "результатом использования субсидии "Построены (реконструированы) и отремонтированы автомобильные дороги на сельских территориях, единиц" заменить словами "результатами использования субсидии "Построены (реконструированы) автомобильные дороги на сельских территориях, единиц", "Отремонтированы автомобильные дороги на сельских территориях, единиц";

е) пункт 21(2) изложить в следующей редакции:

"21(2). Субъектам Российской Федерации присваивается низкий уровень эффективности использования субсидии в случае наличия в субъекте Российской Федерации по состоянию на 1 апреля года, следующего за отчетным годом, незавершенных мероприятий по развитию транспортной инфраструктуры, сроки реализации которых наступили в отчетном году или в прошлые отчетные периоды, на реализацию которых соответствующему субъекту Российской Федерации были предоставлены субсидии. При этом автомобильные дороги, включенные в заявку субъекта Российской Федерации, которому присвоен низкий уровень эффективности использования субсидии, на очередной финансовый год, не допускаются к участию в ранжировании при распределении субсидий, за исключением случаев, если наличие в субъекте Российской Федерации незавершенных мероприятий по развитию транспортной инфраструктуры обусловлено наступлением обстоятельств непреодолимой силы, указанных в абзацах втором - пятом пункта 20 Правил предоставления субсидий.";

ж) дополнить пунктом 21(3) следующего содержания:

"21(3). Орган исполнительной власти размещает в сроки, установленные соглашением, в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" отчетность о расходах, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, а также отчетность о достижении значений результатов использования субсидии, указанных в пункте 21 настоящих Правил.";

з) пункт 37 изложить в следующей редакции:

"37. Порядок и условия возврата средств из бюджета субъекта Российской Федерации в федеральный бюджет в случае нарушения субъектом Российской Федерации обязательств, предусмотренных соглашением, а также основания для освобождения субъекта Российской Федерации от применения мер финансовой ответственности установлены пунктами 16 - 20 Правил предоставления субсидий.";

и) пункт 37(1) признать утратившим силу.

9. В приложении N 11 к указанной государственной программе:

а) в абзаце шестом пункта 2 слова "содержащий комплекс" заменить словами "содержащий информацию о комплексе";

б) в абзаце девятом подпункта "а" пункта 3 слова "органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации" заменить словами "исполнительным органам субъектов Российской Федерации";

в) подпункт "б" пункта 9 дополнить словами ", включающем размер планируемой к предоставлению из федерального бюджета субсидии, если иное не установлено актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации";

г) абзац второй пункта 20 заменить текстом следующего содержания:

"реализованы проекты комплексного развития сельских территорий (агломераций) (в части строительства и реконструкции (модернизации) объектов капитального строительства), единиц;

реализованы проекты комплексного развития сельских территорий (агломераций) (за исключением строительства и реконструкции (модернизации) объектов капитального строительства), единиц;";

д) пункт 20(1) дополнить словами ", за исключением случаев, если наличие в субъекте Российской Федерации незавершенных проектов обусловлено наступлением обстоятельств непреодолимой силы, указанных в абзацах втором - пятом пункта 20 Правил предоставления субсидий";

е) пункты 21 и 22 изложить в следующей редакции:

"21. Порядок и условия возврата средств из бюджета субъекта Российской Федерации в федеральный бюджет в случае нарушения субъектом Российской Федерации обязательств, предусмотренных соглашением, а также основания для освобождения субъекта Российской Федерации от применения мер финансовой ответственности установлены пунктами 16 - 20 Правил предоставления субсидий.

22. Орган исполнительной власти размещает в сроки, установленные соглашением, в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" отчетность о расходах, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, а также отчетность о достижении значений результатов использования субсидии.".