II. Аналитическая часть

4. В соответствии со статьей 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", статьей 38 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", статьей 25 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", статьей 38 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" и подпунктом 2 пункта 5 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 января 2023 г. N 10 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Минюст России и его территориальные органы осуществляют контроль (надзор) за деятельностью некоммерческих организаций.

Предметом контроля (надзора) за деятельностью некоммерческих организаций, филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, осуществляемого Минюстом России и его территориальными органами, являются:

соответствие деятельности общественных объединений и их структурных подразделений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям;

соблюдение политическими партиями, региональными отделениями и иными структурными подразделениями политических партий законодательства Российской Федерации и соответствие их деятельности положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий;

соответствие деятельности иных некоммерческих организаций, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации;

соблюдение религиозными организациями законодательства Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях, а также целей и порядка деятельности, предусмотренных их уставами, при осуществлении контроля (надзора) за деятельностью религиозных организаций;

соответствие деятельности филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам.

Контроль (надзор) за деятельностью некоммерческих организаций включает в себя:

проведение проверок соответствия деятельности некоммерческих организаций, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным их учредительными документами;

анализ отчетов (сообщений), представляемых некоммерческими организациями;

участие в мероприятиях, проводимых некоммерческими организациями;

применение мер правового реагирования в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации в деятельности некоммерческих организаций.

5. Объектами контроля (надзора) являются некоммерческие организации, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации. По состоянию на 1 октября 2024 г. в ведомственном реестре зарегистрированных некоммерческих организаций содержатся сведения о 217635 организациях, за деятельностью которых Минюстом России и его территориальными органами осуществляется контроль (надзор).

Центральный аппарат Минюста России осуществляет контроль (надзор) за деятельностью общероссийских и международных общественных объединений, политических партий, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, торгово-промышленных палат, созданных на территории нескольких субъектов Российской Федерации, филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории двух и более субъектов Российской Федерации, религиозных организаций, образуемых указанными централизованными религиозными организациями.

Территориальные органы Минюста России осуществляют контроль (надзор) за деятельностью межрегиональных, региональных и местных общественных объединений, региональных отделений и других структурных подразделений политических партий, местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, религиозных организаций, образованных указанными централизованными религиозными организациями, а также за деятельностью иных некоммерческих организаций (за исключением потребительских кооперативов, товариществ собственников недвижимости, в том числе товариществ собственников жилья, садоводческих некоммерческих товариществ и огороднических некоммерческих товариществ, органов государственной власти, иных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, а также автономных учреждений).

6. Нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования, соблюдение которых подлежит проверке в процессе контроля (надзора) за деятельностью некоммерческих организаций:

Конституция Российской Федерации;

Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. N 1-ФКЗ "О Государственном флаге Российской Федерации";

Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. N 2-ФКЗ "О Государственном гербе Российской Федерации";

Гражданский кодекс Российской Федерации;

Градостроительный кодекс Российской Федерации;

Закон Российской Федерации от 14 января 1993 г. N 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества";

Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1;

Закон Российской Федерации от 7 июля 1993 г. N 5340-1 "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации";

Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Закон N 82-ФЗ);

Федеральный закон от 28 июня 1995 г. N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений";

Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)";

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";

Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ);

Федеральный закон от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ "О национально-культурной автономии";

Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике";

Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (далее - Закон N 125-ФЗ);

Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации";

Федеральный закон от 17 декабря 1999 г. N 211-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации";

Федеральный закон от 20 июля 2000 г. N 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации";

Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" (далее - Закон N 95-ФЗ);

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ);

Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации";

Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации";

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности";

Федеральный закон от 27 ноября 2002 г. N 156-ФЗ "Об объединениях работодателей";

Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях";

Федеральный закон от 1 июня 2005 г. N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации";

Федеральный закон от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества";

Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций";

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях";

Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации";

Федеральный закон от 6 мая 2011 г. N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране";

Федеральный закон от 28 декабря 2012 г. N 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации";

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации";

Указ Президента Российской Федерации от 7 октября 2009 г. N 1124 "Об утверждении Положения о порядке принятия гражданами Российской Федерации, являющимися членами казачьих обществ, обязательств по несению государственной или иной службы";

постановление Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 г. N 753 "Об утверждении Правил выдачи разрешения на включение в наименование некоммерческой организации официального наименования "Российская Федерация" или "Россия", а также слов, производных от этого наименования";

приказ Минюста России от 7 октября 2010 г. N 252 "О Порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций" (зарегистрирован Минюстом России 15 октября 2010 г., регистрационный N 18742) с изменениями, внесенными приказами Минюста России от 15 апреля 2020 г. N 103 (зарегистрирован Минюстом России 20 апреля 2020 г., регистрационный N 58144) и от 26 мая 2020 г. N 123 (зарегистрирован Минюстом России 29 мая 2020 г., регистрационный N 58514);

приказ Минюста России от 13 октября 2011 г. N 355 "Об утверждении порядка ведения государственного реестра казачьих обществ в Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 3 ноября 2011 г., регистрационный N 22215) с изменениями, внесенными приказами Минюста России от 17 августа 2012 г. N 163 (зарегистрирован Минюстом России 29 августа 2012 г., регистрационный N 25309), от 15 апреля 2020 г. N 103 (зарегистрирован Минюстом России 20 апреля 2020 г., регистрационный N 58144), от 26 мая 2020 г. N 123 (зарегистрирован Минюстом России 29 мая 2020 г., регистрационный N 58514), от 27 мая 2021 г. N 88 (зарегистрирован Минюстом России 28 мая 2021 г., регистрационный N 63680), от 9 августа 2023 г. N 210 (зарегистрирован Минюстом России 15 августа 2023 г., регистрационный N 74797), от 29 августа 2024 г. N 258 (зарегистрирован Минюстом России 3 сентября 2024 г., регистрационный N 79368);

приказ Минюста России от 31 августа 2020 г. N 190 "Об утверждении требований к форме и срокам опубликования отчета некоммерческой организации об использовании собранных благотворительных пожертвований" (зарегистрирован Минюстом России 7 сентября 2020 г., регистрационный N 59685) с изменениями, внесенными приказом Минюста России от 9 августа 2023 г. N 210 (зарегистрирован Минюстом России 15 августа 2023 г., регистрационный N 74797);

приказ Минюста России от 30 сентября 2021 г. N 185 "О формах и сроках представления в Министерство юстиции Российской Федерации отчетности некоммерческих организаций" (зарегистрирован Минюстом России 30 сентября 2021 г., регистрационный N 65199) с изменениями, внесенными приказами Минюста России от 29 марта 2023 г. N 54 (зарегистрирован Минюстом России 30 марта 2023 г., регистрационный N 72801), от 9 августа 2023 г. N 210 (зарегистрирован Минюстом России 15 августа 2023 г., регистрационный N 74797).

7. Минюстом России и его территориальными органами за 9 месяцев 2024 года проведено 2299 проверок деятельности некоммерческих организаций, из которых 349 - внеплановые.

При реализации функции контроля (надзора) за деятельностью некоммерческих организаций Минюст России и его территориальные органы:

выносят предупреждения (вносят представления);

принимают решения о приостановлении деятельности общественных объединений;

составляют протоколы об административных правонарушениях;

подают исковые заявления в суд о ликвидации (прекращении деятельности) некоммерческих организаций или о приостановлении деятельности политических партий, их региональных и иных структурных подразделений;

участвуют в мероприятиях, проводимых некоммерческими организациями.

По результатам контрольных (надзорных) мероприятий Минюстом России и его территориальными органами за 9 месяцев 2024 года приняты следующие меры правового реагирования:

вынесено 1953 письменных предупреждения (представления) о выявленных нарушениях законодательства Российской Федерации;

принято 11 решений о приостановлении деятельности общественных объединений, а также о приостановлении деятельности 1 регионального отделения политической партии;

в отношении некоммерческих организаций и их должностных лиц составлено 478 протоколов об административных правонарушениях;

в суды направлено 1701 исковое заявление о ликвидации (прекращении деятельности) некоммерческих организаций, по ним приняты и вступили в силу 1468 решений судов.

Одним из законодательно предусмотренных видов контроля (надзора) за деятельностью некоммерческих организаций является также посещение мероприятий, проводимых некоммерческими организациями. Так, за 9 месяцев 2024 года представители Минюста России и его территориальных органов приняли участие в 980 таких мероприятиях.

Особое внимание уделялось соблюдению некоммерческими организациями законодательства Российской Федерации в части представления отчетности.

По состоянию на 1 октября 2024 г. обязанность по представлению предусмотренной законодательством Российской Федерации отчетности за 2023 год исполнили 101581 организация, что составляет 61,4% общего количества зарегистрированных некоммерческих организаций и общественных объединений, на которые распространяется такая обязанность (165370 организаций).

8. Минюстом России и его территориальными органами до некоммерческих организаций, в отношении которых проводятся проверки, доводится актуальная информация об осуществлении контроля (надзора) за их деятельностью, направленная на предотвращение нарушений с их стороны.

Актуальные нормативные документы, планы проверок, информация о результатах их проведения размещаются на официальных сайтах Минюста России и его территориальных органов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет").

В соответствии с планом мероприятий на 2024 год по профилактике нарушений обязательных требований Минюст России и его территориальные органы в 2024 году осуществляли следующие профилактические мероприятия:

подготовка, поддержание в актуальном состоянии и размещение на официальных сайтах Минюста России и его территориальных органов в сети "Интернет" перечня нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, соблюдение которых оценивается Минюстом России и его территориальными органами при осуществлении контроля (надзора) за деятельностью некоммерческих организаций;

подготовка и размещение на официальных сайтах Минюста России и его территориальных органов в сети "Интернет" информации о результатах плановых (внеплановых) проверок некоммерческих организаций, обзоров типичных нарушений обязательных требований, несоблюдение которых повлекло данные нарушения, с разъяснением положений законодательства Российской Федерации, а также информации по вопросам соблюдения некоммерческими организациями обязательных требований и докладов об осуществлении Минюстом России контроля (надзора) за деятельностью некоммерческих организаций и об эффективности такого контроля (надзора);

размещение на информационных стендах в помещениях Минюста России и его территориальных органов, где ведется прием граждан, информации по вопросам соблюдения обязательных требований;

подготовка и выдача некоммерческим организациям памяток (буклетов) о порядке и сроках представления в органы юстиции обязательной отчетности по вопросам противодействия экстремистской деятельности и финансированию терроризма, об ответственности за ее непредставление;

проведение семинаров, круглых столов, рабочих встреч, разъяснительной работы в ходе личного приема уполномоченными должностными лицами соответствующих подразделений Минюста России и его территориальных органов уполномоченных представителей некоммерческих организаций и граждан;

обобщение и анализ правоприменительной практики в рамках деятельности Методического совета по вопросам государственной регистрации и контроля за деятельностью некоммерческих организаций при Министерстве юстиции Российской Федерации с привлечением представителей территориальных органов Минюста России;

подготовка информационно-аналитических докладов с анализом данных, характеризующих состояние контроля (надзора) за деятельностью некоммерческих организаций, причины изменения наиболее значимых показателей, динамику этих показателей, причины негативных проявлений, конкретные факты, примеры, предложения и принимаемые меры по их устранению, анализ показателей по сравнению с предшествующим полугодием и аналогичным периодом прошлого года, а также содержащих анализ изменения законодательства Российской Федерации;

вынесение в адрес некоммерческих организаций предупреждений о недопустимости нарушения законодательства Российской Федерации.

Информация о действующем законодательстве Российской Федерации, регламентирующем порядок осуществления некоммерческими организациями своей деятельности, также доводится на проводимых указанными организациями совещаниях и открытых мероприятиях с участием представителей Минюста России и его территориальных органов. В необходимых случаях соответствующие публикации размещаются в средствах массовой информации и в сети "Интернет".

В результате реализации указанных профилактических мероприятий повышается уровень информированности подконтрольных субъектов о предъявляемых к ним обязательных требованиях.

9. В результате проведенного анализа выявленных в рамках государственного контроля (надзора) за деятельностью некоммерческих организаций нарушений обязательных требований установлены следующие типичные нарушения:

несоответствие уставов некоммерческих организаций требованиям действующего законодательства Российской Федерации;

несоблюдение положений собственных уставов (в том числе в части периодичности проведения заседаний руководящих и контрольно-ревизионных органов, ведения учета членов, рассмотрения руководящими органами управления организаций вопросов, не соответствующих их компетенции);

неопубликование общественными объединениями ежегодных отчетов об использовании имущества и (или) необеспечение доступности ознакомления с указанными отчетами;

неисполнение обязанности по информированию Минюста России и его территориальных органов об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ.

Снижение рисков нарушения обязательных требований некоммерческими организациями, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политическими партиями, иными общественными объединениями и религиозными организациями, может быть обеспечено за счет повышения их информированности и мотивации добросовестного исполнения своих обязанностей.