Утверждены

распоряжением Правительства

Российской Федерации

от 16 декабря 2024 г. N 3774-р

ИЗМЕНЕНИЯ,

КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНУЮ КАРТУ")

ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И УСТРАНЕНИЮ

АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ

НАЦИОНАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ

ПО НАПРАВЛЕНИЮ "НЕЙРОНЕТ"

1. Раздел I изложить в следующей редакции:

"I. Общее описание плана мероприятий ("дорожной карты")

1. Предмет

План мероприятий ("дорожная карта") по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации Национальной технологической инициативы по направлению "Нейронет" (далее - "дорожная карта") разработан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2017 г. N 1184 "О порядке разработки и реализации планов мероприятий ("дорожных карт") по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации Национальной технологической инициативы и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" в целях реализации плана мероприятий ("дорожной карты") Национальной технологической инициативы "Нейронет", одобренного президиумом Правительственной комиссии по модернизации экономики и инновационному развитию России (далее - план мероприятий "Нейронет").

Реализация "дорожной карты" направлена на обеспечение приоритетных позиций российских компаний на формируемых глобальных рынках продукции и услуг в сфере средств человеко-машинных коммуникаций, предусмотренных планом мероприятий "Нейронет".

Целью реализации плана мероприятий "Нейронет" является формирование к 2035 году конкурентоспособного российского сегмента рынка "Нейронет", а также появление не менее 10 национальных "компаний-чемпионов".

Ключевыми сферами плана мероприятий "Нейронет" являются развитие и продвижение, в том числе на формирующиеся глобальные рынки, продуктов, основанных на передовых разработках в нейротехнологиях и повышающих продуктивность человеко-машинных систем, производительность психических и мыслительных процессов, планируемых сегментов "Нейронет": "Нейромедтехника", "Нейрофарма", "Нейрообразование", "Нейроразвлечения и спорт", "Нейрокоммуникации и маркетинг", "Нейроассистент", а также смежных технологий - виртуальной и дополненной реальности, медицинской робототехники, сбора и обработки больших данных.

Нормативно-правовые ограничения в рамках реализации плана мероприятий "Нейронет" состоят в отсутствии или недостаточности правового и технического регулирования, необходимого для обеспечения вывода на рынок новых продуктов и выхода на рынок субъектов новых видов предпринимательской деятельности, для реализации новых бизнес-моделей, разработки и продвижения передовых технологических решений, а также в применении нормативных правовых актов и документов по стандартизации, положения которых не соответствуют современным научно-технологическим вызовам и приоритетам научно-технологического развития и сдерживают вывод на рынок новых продуктов и услуг Национальной технологической инициативы по направлению "Нейронет".

Ответственными за реализацию мероприятий "дорожной карты" являются:

федеральные органы исполнительной власти, указанные в разделе II "дорожной карты" в качестве исполнителей (соисполнителей) мероприятий "дорожной карты";

автономная некоммерческая организация "Платформа Национальной технологической инициативы";

рабочая группа по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях реализации плана мероприятий ("дорожной карты") Национальной технологической инициативы "Нейронет" (далее - рабочая группа "Нейронет"), состав которой утвержден решением Межведомственной рабочей группы по разработке и реализации Национальной технологической инициативы при президиуме Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России от 19 июня 2017 г. N 3;

организация, осуществляющая функции инфраструктурного центра обеспечения реализации плана мероприятий "Нейронет" (далее - инфраструктурный центр "Нейронет").

Для получения рекомендаций (в совещательных целях) в отношении реализации мероприятий "дорожной карты" при необходимости и по усмотрению исполнителей и (или) соисполнителей, указанных в разделе II "дорожной карты", могут в установленном порядке привлекаться иные организации, в частности федеральное государственное бюджетное учреждение "Российская академия наук", федеральное государственное научно-исследовательское учреждение "Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации", Фонд перспективных исследований и другие.

При реализации мероприятия "дорожной карты", предполагающего принятие нормативных правовых актов, по усмотрению его исполнителя, указанного в разделе II "дорожной карты", и с учетом установленного срока реализации мероприятия возможно предварительное обсуждение подготовленных предложений в виде доклада в Правительство Российской Федерации в установленном порядке.

2. Цели

Реализация мероприятий "дорожной карты" направлена на достижение следующих целей:

создание условий для вывода на рынок новых продуктов и услуг;

выход на рынок субъектов новых видов предпринимательской деятельности;

применение новых бизнес-моделей;

создание правовых условий для решения задач обеспечения технологического лидерства Российской Федерации.

Мероприятия "дорожной карты" структурируются в соответствии с сегментами рынка "Нейронет" для достижения следующих целей:

снятие существующих барьеров для развития рынка "Нейронет";

создание возможности вывода (в том числе ускоренного) и обеспечение доступа продукции рынка "Нейронет" на глобальные рынки;

обеспечение стимулирующего системного регулирования для развития рынка "Нейронет".

Достижение указанных целей будет осуществляться путем решения следующих задач:

формирование в результате реализации "дорожной карты" необходимого нормативно-правового регулирования, обеспечивающего минимальный необходимый объем норм для вывода на рынок новых продуктов, выхода на рынок субъектов новых видов предпринимательской деятельности, реализации новых бизнес-моделей и создания условий для разработки и продвижения передовых технологических решений в соответствии с планом мероприятий "Нейронет", а также устраняющего правовую неопределенность при развитии новых рынков и сохранении рационального баланса, позволяющего избежать избыточного регулирования и введения ограничений для создания и развития рынков;

корректировка и (или) опережающее принятие новых технических требований (технических регламентов и стандартов), позволяющих, с одной стороны, обеспечивать гарантии качества создаваемой продукции и безопасность общества при ее потреблении, стимулировать развитие рынка технологий (продуктов, услуг) и в перспективе обеспечить глобальный экспорт отечественной продукции и соответствующих технологий, а с другой - своевременно устранять правовые ограничения, препятствующие применению новых технологий в сферах реализации плана мероприятий "Нейронет".

Реализация мероприятий "дорожной карты" позволит сформировать необходимое нормативно-правовое и нормативно-техническое обеспечение исполнения плана мероприятий "Нейронет" в установленные сроки.".

2. Подраздел "Этап III (2025 - 2035 годы)" раздела II изложить в следующей редакции:

"Этап III (2025 - 2035 годы)

13. Анализ нормативной правовой базы в области доступа субъектов к научной и научно-технической информации и выработка предложений по ее совершенствованию

доклад в Правительство Российской Федерации

подготовка предложений по совершенствованию нормативной правовой базы в области доступа субъектов к научной и научно-технической информации

сентябрь 2025 г.

Минобрнауки России с участием автономной некоммерческой организации "Платформа Национальной технологической инициативы",

рабочей группы "Нейронет",

инфраструктурного центра "Нейронет"

14. Проработка вопроса наличия регуляторных барьеров при применении отдельных видов медицинских изделий и оборудования в сфере деятельности по изготовлению протезно-ортопедических изделий и услуг в сфере протезирования и ортезирования

доклад в Правительство Российской Федерации

проработка предложений по устранению регуляторных барьеров при применении отдельных видов медицинских изделий и оборудования в сфере деятельности по изготовлению протезно-ортопедических изделий и услуг в сфере протезирования и ортезирования

октябрь 2025 г.

Минпромторг России,

Минэкономразвития России,

Минздрав России,

Минтруд России,

Росздравнадзор с участием автономной некоммерческой организации "Платформа Национальной технологической инициативы",

рабочей группы "Нейронет",

инфраструктурного центра "Нейронет"

15. Определение допустимых величин психофизиологических производственных факторов по показателю напряженности трудового процесса "длительность сосредоточенного наблюдения" с учетом результатов прикладных и теоретических исследований

доклад в Правительство Российской Федерации

подготовка предложений по установлению допустимых величин психофизиологических производственных факторов по показателю напряженности трудового процесса "длительность сосредоточенного наблюдения" с учетом результатов прикладных и теоретических исследований

ноябрь 2025 г.

Минобрнауки России,

Минтруд России,

Роспотребнадзор с участием автономной некоммерческой организации "Платформа Национальной технологической инициативы",

федерального государственного бюджетного научного учреждения "Научно-исследовательский институт медицины труда имени академика Н.Ф. Измерова",

рабочей группы "Нейронет",

инфраструктурного центра "Нейронет"

16. Анализ возможностей корректировки допустимых величин психофизиологических производственных факторов по показателю напряженности трудового процесса "длительность сосредоточенного наблюдения" с учетом результатов прикладных и теоретических исследований, проведенных при разработке методологии оценки (стандарта) уровня концентрации внимания субъекта при различных видах активности (при необходимости)

доклад в Правительство Российской Федерации

выработка предложений по корректировке допустимых величин психофизиологических производственных факторов по показателю напряженности трудового процесса "длительность сосредоточенного наблюдения" с учетом результатов прикладных и теоретических исследований, проведенных при разработке методологии оценки (стандарта) уровня концентрации внимания субъекта при различных видах активности (при необходимости)

март 2026 г.

Минобрнауки России,

Минтруд России,

Роспотребнадзор с участием автономной некоммерческой организации "Платформа Национальной технологической инициативы",

федерального государственного бюджетного научного учреждения "Научно-исследовательский институт медицины труда имени академика Н.Ф. Измерова",

рабочей группы "Нейронет",

инфраструктурного центра "Нейронет"

17. Мониторинг реализации мероприятий этапа III (2025 - 2035 годы) "дорожной карты"

доклад в Правительство Российской Федерации

оценка эффективности реализации мероприятий этапа III (2025 - 2035 годы) "дорожной карты"

декабрь 2035 г.

Минобрнауки России,

Минэкономразвития России,

Минпромторг России,

Минздрав России,

Минтруд России,

Роспотребнадзор,

Росздравнадзор с участием автономной некоммерческой организации "Платформа Национальной технологической инициативы",

рабочей группы "Нейронет",

инфраструктурного центра "Нейронет"

18. Мониторинг реализации "дорожной карты"

доклад в Правительство Российской Федерации

определение эффективности реализации "дорожной карты", подготовка предложений по дальнейшему совершенствованию законодательства Российской Федерации

декабрь 2035 г.

Минобрнауки России,

Минэкономразвития России,

Минфин России,

Минпромторг России,

Минтруд России,

Минздрав России,

МВД России,

Росздравнадзор,

Казначейство России,

Банк России с участием автономной некоммерческой организации "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов",

автономной некоммерческой организации "Платформа Национальной технологической инициативы",

рабочей группы "Нейронет",

инфраструктурного центра "Нейронет",

федерального государственного бюджетного научного учреждения "Научно-исследовательский институт медицины труда имени академика Н.Ф. Измерова".