Документ применяется с 1 января 2025 года. До этого срока действует в предыдущей редакции.

Таблица П5. Мишени психотерапии

Уровни мишеней

Специфические мишени психотерапевтического воздействия

Уровень целостной личности

1.

Личностная организация на континууме от акцентуаций характера до расстройств личности согласно МКБ 10

2.

Нарушения самооценки и низкая самоэффективность

3.

Дисфункциональное использование механизмов психологической защиты (отрицание, рационализация, проекция, регрессия и т.д.)

4.

Нарушения идентичности и способности к ментализации - психического отражения и переработки опыта

5.

Аутоагрессия

Психобиологический уровень

Использование ПАВ в качестве средства "самолечения" [296]

Психологический уровень

1.

Искажения мышления:

-

Нарушения нозогнозии, искаженное осознание болезни, экстернализация причин заболевания

Когнитивная сфера

-

Пессимистические установки и паттерны "выученной беспомощности", разрушающие и искажающие "образ будущего" пациента

-

Убеждения, связанные с употреблением ПАВ (ожидание позитивных эффектов ПАВ, рационализация употребления)

2.

Слабые рефлексивные способности, невозможность оценки своего актуального состояния

Эмоциональная сфера

1.

Низкая аффективная (фрустрационная) толерантность

2.

Тревожный/депрессивный аффект, приводящий к потребности употребления ПАВ

3.

Дефицит навыков управления и контроля эмоций (использование поведенческих отыгрываний)

4.

Алекситимия

Поведенческая сфера

1.

Использование дефицитарных стратегий совладания (со стрессом, влечением);

2.

Недостаток навыков здорового образа жизни;

3.

Агрессивное и аутоагрессивное поведение;

4.

Пассивность (в том числе, эмоциональный "уход" из лечебного процесса).

Мотивационная сфера

1.

Эгоцентризм

2.

Искаженные представления (и/или опасения) по поводу лечения

3.

Нарушения терапевтических установок: на лечение, трезвость и достижение позитивных социально-значимых целей в жизни

Духовная сфера

1. Кризис эмоционально-духовных ценностей

Социальный уровень

1.

Нарушения эмпатии

2.

Нарушения привязанности (родительско-детских отношений) как основа будущих дисфункциональных межличностных отношений

3.

Нарушения способности установления глубокого контакта (в рамках терапевтического альянса), в том числе способности к получению эмоциональной поддержки от специалиста

4.

Дефицит коммуникативных навыков

5.

Дисфункциональные модели общения.

Примечания: ПАВ - психоактивные вещества