В соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" при оказании аудиторских услуг аудируемое лицо обязано давать по устному или письменному запросу аудиторской организации, индивидуального аудитора исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной и письменной форме.
В соответствии с МСА 580 "Письменные заявления" аудитор должен запросить у руководства аудируемого лица <8>:
--------------------------------
<8> Для целей МСА 580 под руководством аудируемого лица понимается непосредственно руководство и, если уместно, лица, отвечающие за корпоративное управление. Об определении лица, отвечающего за корпоративное управление, в ходе оказания аудиторских услуг, см. Разъяснение практики применения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, которые регулируют аудиторскую деятельность ППЗ 12-2017 (официальный Интернет-сайт Минфина России www.minfin.gov.ru раздел "Аудиторская деятельность - Стандарты и правила аудита - Разъяснения и рекомендации"). В случае, когда ответственной стороной является руководство (а не лица, отвечающие за корпоративное управление), письменные заявления можно запрашивать у генерального директора и финансового директора (у руководителей, занимающих аналогичные должности).
а) письменное заявление, подтверждающее, что руководство выполнило свои обязанности по подготовке бухгалтерской отчетности в соответствии с применимой концепцией подготовки бухгалтерской отчетности, включая, где это уместно, ее достоверное представление, как того требуют условия аудиторского задания;
б) письменное заявление, подтверждающее, что руководство предоставило аудитору всю необходимую информацию и доступ к ресурсам, как того требуют условия аудиторского задания; все операции были отражены в учете и представлены в бухгалтерской отчетности.
Помимо МСА 580, иные МСА содержат требования о получении письменных заявлений от руководства аудируемого лица, в частности:
а) о подтверждении своей ответственности за разработку, внедрение и поддержание системы внутреннего контроля для предотвращения и обнаружения недобросовестных действий (МСА 240 "Обязанности аудитора в отношении недобросовестных действий при проведении аудита финансовой отчетности");
б) о том, считает ли руководство аудируемого лица воздействие неисправленных искажений как в отдельности, так и в совокупности несущественным для бухгалтерской отчетности в целом (МСА 450 "Оценка искажений, выявленных в ходе аудита");
в) о том, что все известные существующие или возможные претензии и судебные разбирательства, воздействие которых должно быть принято во внимание при подготовке бухгалтерской отчетности, были раскрыты аудитору, а также учтены и раскрыты в соответствии с применимой концепцией подготовки бухгалтерской отчетности (МСА 501 "Особенности получения аудиторских доказательств в конкретных случаях");
г) о том, являются ли методы, значительные допущения и исходные данные, использованные при расчете оценочных значений и раскрытии соответствующей информации, надлежащими для признания, расчета или раскрытия информации в соответствии с применимой концепцией подготовки бухгалтерской отчетности (МСА 540 (пересмотренный) "Аудит оценочных значений и соответствующего раскрытия информации");
д) о том, что аудитору раскрыты идентификационные данные связанных сторон аудируемого лица и сведения обо всех взаимоотношениях и операциях между связанными сторонами, о которых известно руководству аудируемого лица; в бухгалтерском учете надлежащим образом отражены и раскрыты такие взаимоотношения и операции в соответствии с требованиями применимой концепции бухгалтерской (финансовой) отчетности (МСА 550 "Связанные стороны").
В случае непредоставления руководством аудируемого лица запрошенных письменных заявлений аудитор должен:
а) обсудить этот вопрос с руководством аудируемого лица;
б) провести переоценку добросовестности руководства аудируемого лица и оценить возможное влияние данных обстоятельств на достоверность заявлений (как устных, так и письменных) и аудиторских доказательств в целом;
в) принять надлежащие меры, в том числе определить возможное влияние на мнение, выраженное в аудиторском заключении.
Аудитор может выявить значительные проблемы, связанные с компетентностью, добросовестностью, этическими ценностями руководства аудируемого лица, а также с его стремлением к достижению или обеспечением этих качеств. Несмотря на это, аудитор может сделать вывод о том, что письменные заявления руководства аудируемого лица являются достоверными.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей