Состав и содержание информации, раскрываемой в пояснениях в бухгалтерской отчетности

Состав и содержание информации, раскрываемой в пояснениях

в бухгалтерской отчетности

В соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской отчетности, устанавливаются федеральными стандартами бухгалтерского учета. Исходя из этого, состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в такой составляющей бухгалтерской отчетности, как пояснения, устанавливаются федеральными стандартами.

Федеральными стандартами установлены состав, содержание и порядок формирования, в частности, следующей информации, подлежащей раскрытию в пояснениях:

- об учетной политике организации - ПБУ 1/2008 <17>;

--------------------------------

<17> В соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" положения по бухгалтерскому учету, утвержденные Минфином России в период с 1 октября 1998 г. до 1 января 2013 г., признаются для целей данного Федерального закона федеральными стандартами бухгалтерского учета.

- об основных средствах организации - ФСБУ 6/2020;

- о нематериальных активах - ФСБУ 14/2022;

- о капитальных вложениях в основные средства и нематериальные активы - ФСБУ 26/2020;

- о запасах - ФСБУ 5/2019;

- о событиях после отчетной даты - ПБУ 7/98 "События после отчетной даты";

- о связанных сторонах, в том числе об основном хозяйственном товариществе или обществе, - ПБУ 11/2008 "Информация о связанных сторонах".

Поскольку согласно Федеральному закону "О бухгалтерском учете" федеральные стандарты обязательны к применению:

а) организация обязана раскрыть в бухгалтерской отчетности всю информацию, состав которой установлен этими стандартами. Случаи (условия), когда (при которых) организация вправе не раскрывать какую-то информацию, предусмотренную федеральными стандартами, определены самими стандартами или Федеральным законом "О бухгалтерском учете";

б) содержание информации, раскрываемой в бухгалтерской отчетности, должно соответствовать требованиям федеральных стандартов;

в) информация, раскрываемая в бухгалтерской отчетности, должна быть сформирована организацией в порядке, установленном федеральными стандартами.

Например, согласно ПБУ 4/99 пояснения должны раскрывать сведения, относящиеся к учетной политике организации. Состав и содержание таких сведений определены, в частности, разделом "Раскрытие учетной политики" ПБУ 1/2008, а также федеральными стандартами бухгалтерского учета конкретных объектов (основных средств, нематериальных активов, др.). Случаи (условия), когда (при которых) организация вправе не раскрывать какие-то сведения об учетной политике, предусмотренные федеральными стандартами, определены теми же стандартами. Так, согласно ПБУ 1/2008 организация вправе не раскрывать допущения, исходя из которых сформирована учетная политика, если учетная политика сформирована исходя из допущений, предусмотренных этим стандартом. Порядок формирования сведений об учетной политике, раскрываемых в бухгалтерской отчетности, установлен, в частности, разделами "Формирование учетной политики" и "Изменение учетной политики" ПБУ 1/2008.

Составляя бухгалтерскую отчетность, в отношении подлежащей раскрытию в ней информации, состав, содержание и порядок формирования которой установлены федеральными стандартами, организация:

а) из всего состава информации, подлежащей раскрытию в бухгалтерской отчетности в соответствии с федеральными стандартами, определяет ту информацию, которая обеспечивает формирование достоверного представления о финансовом положении этой организации на отчетную дату, финансовом результате ее деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений (далее - надлежащая информация);

б) из состава надлежащей информации определяет ту информацию, в отношении которой имеют место случаи (условия), когда (при которых) она может не раскрываться в бухгалтерской отчетности, в том числе несущественную информацию;

в) на основе требований федеральных стандартов определяет, какая надлежащая информация, за исключением информации, в отношении которой имеют место случаи (условия), когда (при которых) она может не раскрываться в бухгалтерской отчетности (далее - публичная надлежащая информация), подлежит раскрытию непосредственно в отчетах (бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств), а какая - в пояснениях;

г) формирует установленное федеральными стандартами содержание публичной надлежащей информации в порядке, определенном этими стандартами, т.е. формирует числовые показатели и текстовые описания.

Определение организацией в соответствии с приказом N 66н содержания пояснений, оформляемых в табличной форме, не предполагает принятие организацией решения о том, подлежит ли какая-либо информация раскрытию в бухгалтерской отчетности или нет. Раскрытие информации (например, сведений об учетной политике) в бухгалтерской отчетности организации в данном случае не зависит от того, предусмотрена ли соответствующая таблица в образце.