IV. Оформление результатов проверки в акте

16. По результатам проведения проверки оформляется акт в соответствии с разделом IV Стандарта N 1235 по форме согласно приложению N 1 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2020 г. N 340н "Об утверждении форм документов, оформляемых органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля" <24> (далее - Приказ N 340н).

--------------------------------

<24> Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 мая 2021 г., регистрационный N 63713.

17. По результатам проведения проверки, исходя из объектов контроля, указанных в пункте 7 Методических рекомендаций, в акте могут отражаться нарушения, выражающиеся в том числе в:

1) нарушении (несоблюдении) главным администратором (администратором) доходов бюджета правовых актов по администрированию доходов бюджета;

2) несоответствии перечня администрируемых доходов бюджета, закрепленных соответствующими правовыми актами за главным администратором доходов бюджета, сведениям об администрируемых доходах бюджета в перечне и реестре источников доходов и методиках прогнозирования поступлений доходов в бюджет;

3) несоблюдении главным администратором доходов бюджета сроков направления информации, ненаправлении информации, направлении неполной и (или) недостоверной информации при формировании сведений для включения в перечень и реестр источников доходов;

4) нарушении при планировании (прогнозировании) главным администратором доходов бюджета поступлений доходов в бюджет, в том числе:

завышении (занижении) показателей прогноза поступлений доходов в бюджет;

отсутствии методики прогнозирования поступлений доходов в бюджет;

несоответствии методики прогнозирования поступлений доходов в бюджет Общим требованиям N 574;

5) нарушении при исполнении главным администратором (администратором) доходов бюджета бюджетных полномочий главного администратора (администратора) доходов бюджета договоров (соглашений), регламентирующих передачу иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии) полномочий по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности (при наличии);

6) нарушении при осуществлении начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, в том числе:

нарушении при администрировании доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности (за исключением имущества бюджетных учреждений, автономных учреждений, унитарных предприятий) <25>;

--------------------------------

<25> Рекомендуется отражать информацию в случае выявленных нарушений при администрировании доходов бюджета от арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного имущества, при администрировании доходов бюджета от средств, получаемых от передачи имущества в залог, в доверительное управление, при администрировании доходов бюджета в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям.

нарушении при администрировании доходов бюджета от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале), за исключением движимого имущества бюджетных учреждений, автономных учреждений, имущества унитарных предприятий <26>;

--------------------------------

<26> Рекомендуется отражать информацию в случае выявленных нарушений при администрировании доходов бюджета порядка и сроков перечисления в доход бюджета средств от продажи земельных участков, недвижимого имущества, движимого имущества.

нарушении при администрировании доходов бюджета от реализации инвестиционных контрактов;

нарушении при администрировании доходов бюджета от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями, и компенсации затрат государства <27>;

--------------------------------

<27> Рекомендуется отражать информацию в случае выявленных нарушений при установлении размера платы за оказание платных услуг (работ), нарушений порядка и сроков перечисления в доход бюджета средств от оказания платных услуг, нарушений порядка использования доходов от оказания платных услуг.

нарушении при администрировании доходов бюджета от применения мер ответственности <28>;

--------------------------------

<28> Рекомендуется отражать информацию в случае выявленных нарушений при администрировании доходов бюджета от применения мер административной ответственности, при администрировании доходов бюджета от применения бюджетных мер принуждения, при администрировании доходов бюджета от иных сумм принудительного изъятия нарушений, выразившихся в отсутствии предъявления требований по возмещению ущерба государству, муниципальному образованию, государственному (муниципальному) учреждению.

нарушении при администрировании доходов бюджета от части прибыли унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в том числе порядка и сроков зачисления в бюджет части прибыли унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;

7) нарушении при ведении бюджетного учета, составлении и представлении бюджетной отчетности, в том числе:

несвоевременном отражении доходов бюджета в бюджетном учете;

неправильном применении счетов бюджетного учета при отражении доходов бюджета;

списании сомнительной и (или) нереальной к взысканию дебиторской задолженности с балансового учета без отражения показателей на забалансовых счетах бюджетного учета;

искажении данных бюджетной отчетности вследствие неправильного отражения доходов бюджета на счетах бюджетного учета;

неотражении в бюджетной отчетности просроченной дебиторской задолженности по доходам бюджета;

неотражении на счетах санкционирования прогнозных показателей доходов бюджета и их изменений;

непроведении инвентаризации активов и обязательств (в части данных учета доходов бюджета, отраженных в регистрах бухгалтерского учета), а также проведении указанной инвентаризации с нарушением Общих требований к организации инвентаризации активов и обязательств, осуществляемой в целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности, предусмотренных приложением N 1 к федеральному стандарту бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Учетная политика, оценочные значения и ошибки", утвержденному приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 274н <29>;

--------------------------------

<29> Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 мая 2018 г., регистрационный N 51123, с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 19 декабря 2019 г. N 243н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 февраля 2020 г., регистрационный N 57414), от 30 сентября 2021 г. N 143н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 ноября 2021 г., регистрационный N 65713), от 13 сентября 2023 г. N 144н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2023 г., регистрационный N 76440).

неотражении и (или) неправильном отражении результатов инвентаризации доходов бюджета;

8) нарушении при администрировании платежей в бюджет, не уплаченных в установленный срок, в том числе:

при перечислении в доход бюджета сумм возврата дебиторской задолженности прошлых лет;

при принятии решения о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет и ее списании (восстановлении);

9) нарушении порядка применения главным администратором (администратором) доходов бюджета кодов бюджетной классификации Российской Федерации при администрировании доходов бюджета.

18. В случае наличия у объекта контроля дебиторской задолженности по доходам бюджета рекомендуется в акте также отразить информацию:

об объеме дебиторской задолженности по видам доходов бюджета;

о причинах образования дебиторской задолженности по доходам бюджета, реализованных (нереализованных) мер по обеспечению взыскания дебиторской задолженности по доходам бюджета;

о наличии (отсутствии) регламента реализации полномочий администратора доходов бюджета по взысканию дебиторской задолженности по платежам в бюджет, пеням и штрафам по ним в соответствии с Общими требованиями N 139н;

о наличии (отсутствии) у главного администратора доходов бюджета порядка принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет;

о нарушении требований к отражению в бюджетной отчетности сведений о дебиторской задолженности по доходам бюджета, установленных Инструкцией N 191н;

о результатах проведения инвентаризации расчетов с должниками, включая сверку данных по доходам бюджета на основании информации о непогашенных начислениях, содержащейся в ГИС ГМП, в том числе в целях оценки ожидаемых результатов работы по взысканию дебиторской задолженности по доходам бюджета, признания задолженности по доходам бюджета сомнительной, о наличии актов сверки расчетов с дебиторами по доходам бюджета;

о своевременном составлении первичных учетных документов, обосновывающих возникновение дебиторской задолженности по доходам бюджета или оформляющих операции по ее увеличению (уменьшению), а также передачи документов для отражения в бюджетном учете структурному подразделению (сотруднику) администратора доходов бюджета, составляющего ведение бюджетного учета (централизованной бухгалтерии);

о мероприятиях по урегулированию дебиторской задолженности по доходам бюджета в досудебном порядке, в том числе о наличии (отсутствии) информации о направлении требования должнику о погашении образовавшейся задолженности (в случаях, когда денежное обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условия, позволяющего определить этот срок, а равно в случаях, когда срок исполнения обязательства определен моментом востребования), претензии должнику о погашении образовавшейся задолженности в досудебном порядке в установленный законом или договором (контрактом) срок досудебного урегулирования в случае, когда претензионный порядок урегулирования спора предусмотрен процессуальным законодательством Российской Федерации, договором (контрактом);

о наличии (отсутствии) сведений о взыскании с должника денежных средств в рамках исполнительного производства;

о наличии (отсутствии) сведений о возбуждении в отношении должника дела о банкротстве;

о мероприятиях по принудительному взысканию дебиторской задолженности по доходам бюджета (в том числе информации о подготовке необходимых материалов и документов, а также подачи искового заявления в суд, обеспечения принятия исчерпывающих мер по обжалованию актов государственных органов и должностных лиц, судебных актов о полном (частичном) отказе в удовлетворении заявленных требований при наличии к тому оснований, направлении исполнительных документов на исполнение в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации);

о содержании и динамике имеющейся у администратора доходов бюджета дебиторской задолженности по доходам бюджета в разрезе показателей, отраженных на балансовых счетах бюджетного учета;

о наличии безнадежной к взысканию дебиторской задолженности по доходам бюджета, а также мерах, принятых к ее сокращению.

19. В случае выявления в ходе проверки нарушений рекомендуется сформулировать аналитические выводы и предложения об отрицательных и (или) положительных тенденциях при администрировании доходов бюджета, управлении дебиторской задолженностью по доходам бюджета объектом контроля с указанием достаточности мер, принимаемых к ее сокращению (обратить внимание на организацию объектом контроля работы с должниками по доходам бюджета, в том числе по направлению им претензий и (или) подаче искового заявления в суд, включению их в реестр кредиторов в рамках процедур банкротства).